Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 18:31, курсовая работа
Актуальность данной темы обусловлена тем, что в действующем Гражданском кодексе РФ впервые в истории российского права в основном кодификационном акте гражданского законодательства содержится подробно разработанная система норм о юридических лицах; этого не знали предыдущие кодификации как советского, так и дореволюционного периодов. ГК устанавливает основные принципиальные положения, на которых должно базироваться последующее законодательство об отдельных видах юридических лиц. При этом ГК вводит отсутствовавший в прежнем законодательстве чрезвычайно важный для устойчивости гражданского оборота принцип замкнутого перечня юридических лиц, согласно которому юридические лица могут создаваться и функционировать только в такой организационно-правовой форме, которая прямо предусмотрена законом.
Введение----------------------------------------------------------------------------------------3
1 Общая характеристика юридических лиц---------------------------------------------5
2 Коммерческие юридические лица-----------------------------------------------------13
3 Некоммерческие юридические лица-------------------------------------------------24
Заключение-----------------------------------------------------------------------------------28
Глоссарий-------------------------------------------------------------------------------------30
Список использованных источников---------------------------------------------------34
Список сокращений------------------------------------------------------------------------36
Приложения------------------------
обслуживание, оказание других услуг;
-
артели действуют на основе
ГК РФ, а также других законов
и учредительных документов (уставов),
в которых может быть
-
управление кооперативом
-
член артели вправе по своему
усмотрению выйти из
выплаты, предусмотренные уставом;
-
обращение взыскания на пай
члена кооператива по его
-
производственный кооператив
Унитарное предприятие - это коммерческая организация, осуществляющая производственную, иную хозяйственную деятельность в качестве государственного или муниципального предприятия и наделенная в отношении закрепленного за ней собственником имущества правом хозяйственного ведения или (казенное предприятие) правом оперативного управления (ст. 113* ГК РФ).
Среди норм, установленных в отношении унитарных предприятий в ГК РФ
(ст. 113-115) ив специальном Федеральном законе от 14 ноября 2002 г. № 161-ФЗ
«О государственных
и муниципальных унитарных
-
унитарные предприятия
-
в форме унитарного
-
имущество государственного
(в последующем
- «предприятия») находится
-
Министерством экономического
а) предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения (ст. 114ГК РФ);
б) предприятие, основанное на праве оперативного управления
- казенное предприятие (ст. 115 ГК РФ).
А. Предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения,
- это унитарное предприятие в строгом значении. Право хозяйственного ведения, на котором основаны предприятия этого вида, является по своей сути вещным правом общедозволительного действия, близким по своей сути к праву собственности, за исключением права распоряжения в том его значении, которое влияет на судьбу государственного или муниципального имущества. Размер уставного фонда предприятия не может быть менее суммы, определенной законом и необходимой для удовлетворения требований кредиторов. В ГК РФ и в Законе предусмотрены правила, связанные с порядком и последствиями увеличения или уменьшения размера уставного фонда.
До
государственной регистрации
Собственник имущества унитарного предприятия, как уже отмечалось, не отвечает по долгам предприятия (за исключением случаев, указанных в п. 3 ст. 56
ГК РФ, предусматривающем возможность субсидиарной ответственности).
Б. Казенное предприятие, основанное на праве оперативного управления.
Право оперативного управления является вещным правом разрешительного порядка - оно дозволяет строго определенные действия, акты. Предприятия этого вида создаются, реорганизуются и ликвидируются на основе государственной и муниципальной собственности.
Собственник
имущества казенного
Некоммерческие организации – это организации, не имеющие в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли и не распределяющие полученную прибыль (доходы) между членами и участниками организации.
Это обобщенное, сборное понятие, охватывающее разнообразные юридические лица в политической, социальной, духовной сферах общества.
Существенная черта данного вида юридических лиц, предусмотренных ГК РФ и специальным Федеральным законом от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (СЗ РФ. 1996. № 3. Ст. 145), заключается в том, что в отличие от коммерческих организаций, их деятельность не охватывается целиком (или даже в основном, преимущественно) гражданским правом. Вместе с тем эта деятельность с точки зрения статуса организаций, ее защиты, ряда сторон функционирования затрагивает не только стандартные гражданские правоотношения - вещные и обязательственные, но и напрямую связана со специфическими гражданско-правовыми категориями и конструкциями (интеллектуальной собственностью, личными неимущественными правами и др.).
ГК РФ закрепляет следующие основные виды некоммерческих организаций:
- потребительский кооператив;
-
общественные и религиозные
- фонды;
- учреждения.
Кроме того, в ГК РФ ив Федеральном законе особо выделены
- объединения юридических лиц (ассоциации и союзы).
Содержание
деятельности кооператива и основные
вопросы статуса и
В уставе определяются условия о размере и порядке внесения паевых взносов, вопросы управления, в том числе те, решение по которым должно приниматься единогласно или квалифицированным большинством голосов, и др.
Члены потребительского кооператива обязаны в течение трех месяцев после утверждения ежегодного баланса покрыть образовавшиеся убытки путем дополнительных взносов. Они солидарно несут субсидиарную ответственность по обязательствам кооператива в пределах невнесенной части дополнительного взноса.
Если кооператив в соответствии с законом и уставом занимается предпринимательской деятельностью, то полученные в результате этой деятельности доходы распределяются между его членами.
Участники (члены) общественных и религиозных организаций вправе передавать организациям имущество в собственность, и они не сохраняют на него –
как и на членские взносы - каких-либо прав.
Указанные организации вправе осуществлять предпринимательскую
деятельность лишь для достижения целей, ради которых они были созданы, и соответствующую этим целям. Участники (члены) рассматриваемых организаций не отвечают по их обязательствам, а организации не отвечают по обязательствам своих членов (участников).
Фонд использует переданное ему имущество для целей, определенных в его
уставе. Имущество, переданное фонду его учредителями, является собственностью фонда. Учредители не отвечают по обязательствам созданного ими фонда, а фонд не несет ответственности по обязательствам своих учредителей. Фонд вправе осуществлять предпринимательскую деятельность лишь для достижения целей, ради которых был создан фонд, и соответствующую этим целям. При этом фонд вправе создавать хозяйственные общества и участвовать в них.
В ст. 118-119* ГК РФ, специальных законах, уставах фондов определяется порядок управления ими, а также изменение устава и порядок ликвидации фондов.
Наряду с тем, что учреждение можно рассматривать в качестве одной из разновидностей некоммерческих организаций, есть достаточные основания видеть в них обобщающую категорию, которая находится «в паре» с другой однопорядковой
обобщающей категорией - «предприятием» (см. § 2 данной главы).
Имущественной основой учреждения является вещное право в форме оперативного управления закрепленным за ним имуществом (ст. 296 ГК РФ) - форме аналогичной, но не тождественной имущественной основе казенных предприятий. Можно предположить, что категория «учреждение» может получить в последующем и более широкое распространение, например, при организации
экономической жизни в области естественных монополий.
Различаются частные учреждения (созданные гражданами и юридическими организациями) и государственные или муниципальные учреждения (созданные соответственно Российской Федерацией, ее субъектами и муниципальными образованиями). Последние в свою очередь в зависимости от степени финансирования собственником подразделяются на бюджетные и автономные.
Учреждение
отвечает по своим обязательствам находящимися
в его распоряжении денежными
средствами. При их недостаточности
ответственность по его обязательствам
несет собственник