Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2012 в 17:22, реферат
В своей совокупности источника конституционного права образовывают сложную как за структурой, так и по смыслу динамическую систему, элементами которой являются акты, которые содержат конституционно-правовые нормы. Множественность конституционных отношений и разнообразие их объектов обуславливают разные виды правовых предписаний, а затем - разнообразие видов источников конституционного права. Это обязывает законодателя заботиться о формах выражения и способы институционализации общественного отношения, т.е. опосредствование этих отношений соответствующими конституционно-правовыми нормами.
Вступление
1.Виды источников конституционного права Украины……………..
2.Акты всеукраинского референдума…………………………………
3.Акты Конституционного Суда Украины……………………………
4.Нормативно-правовые акты Кабинета Министров Украины……...
5.Нормативно-правовые указы Президента Украины………………..
Выводы…………………………………………………………………….
Список использованной литературы…………………………………...
МАРИУПОЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ
Реферат на тему:
Виды источников
конституционного права
Украины
Вступление
1.Виды источников конституционного права Украины……………..
2.Акты всеукраинского референдума…………………………………
3.Акты Конституционного Суда Украины……………………………
4.Нормативно-правовые акты Кабинета Министров Украины……...
5.Нормативно-правовые указы Президента Украины………………..
Выводы………………………………………………………………
Список использованной литературы…………………………………...
В своей совокупности источника конституционного права образовывают сложную как за структурой, так и по смыслу динамическую систему, элементами которой являются акты, которые содержат конституционно-правовые нормы. Множественность конституционных отношений и разнообразие их объектов обуславливают разные виды правовых предписаний, а затем - разнообразие видов источников конституционного права. Это обязывает законодателя заботиться о формах выражения и способы институционализации общественного отношения, т.е. опосредствование этих отношений соответствующими конституционно-правовыми нормами. Вот почему в большинстве случаев выбор законодателя определенный заведомо. В законе предельно четко указанная форма актов, которые принимает тот или другой орган, а начинает этот перечень важнейший политико-правовой документ - Конституция Украины.
ВИДЫ ИСТОЧНИКОВ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА УКРАИНЫ
Конституция – основной закон государства, обладающий высшей юридической силой и устанавливающий основы политической, правовой и экономической систем государства. С точки зрения формы, конституции принято подразделять на писаные и неписаные. Писаные конституции представляют собой единый либо совокупность конституционных законов. Неписаные конституции состоят из большого количества законов, конституционных обычаев и прецедентов. Порядок внесения поправок и дополнений в конституцию обычно устанавливается в ней самой.
Так, в соответствии со ст. 91 Конституции, Верховная Рада Украины принимает законы Украины, постанови и другие акты. Такая организованная определенность форм правотворчоства и правоприменения имеет принципиальное значение: Верховная Рада обязана принимать именно такие акты. Каждый из видов актов Верховной Рады имеет свое функциональное назначение, закрепляет (регулирует) определенный вид общественного отношения. Важнейшие из этих отношений регламентируются с помощью законов, т.е. актов нормативного характера. Правоприменительная деятельность находит свое опосредствование в актах-постановлениях, декларациях, обращениях, заявлениях.
В Конституции Украины в ст. 106 есть указание на то, что Президент Украины на основе и на признание Конституции и законов Украины выдает указы и распоряжение, которые являются обязательными к выполнению на территории Украины. Кабинет Министров Украины выдает постановления и распоряжение (ст. 117 Конституции Украины). Ст. 144 Конституции предоставляет право органам местного самоуправления принимать решение в пределах полномочий, определенных законом.
Говоря об упомянутых актах, надо иметь в виду, что не все из них являются источниками конституционного права. Такими есть те из них, которые содержат нормы конституционного права.
Классифицировать источники конституционного права можно, например, в зависимости от способов правотворчества. В таком случае они могут делиться на: акты референдумов; нормативные акты территориальных общин и органов местного самоуправления; санкционированные государством обычаи, традиции; акты, что является результатом имплементации норм международного права; соглашения, договоры, конвенции и др. акты, которые заключает Украина с др. государствами.
Закон в широком понимании - это установленные государством общеобязательные правила. В собственном юридическом значении закон - это нормативно-правовой акт, принятый представительным органом законодательной власти или путем непосредственного волеизъявления народа (референдумом), что регулирует наиболее важное общественное отношение и имеет высочайшую юридическую силу в системе законодательства Украины.
Наиболее общий характер имеет классификация законов по такому признаку, как юридическая сила. Эта классификация включает четыре разновидности законов: основной закон (конституция), конституционный закон, органический закон, обычный закон.
Первое место в этой иерархии законов занимает конституция - основной закон государства, акт высшей юридической силы, главный источник конституционного права.
Конституционный закон - нормативно-правовой акт, который вносит изменения и дополнение в конституцию, принимается в особом, осложненном порядке, имеет такую же юридическую силу, что и конституция.
Теоретической основой выделения конституционных законов в особую категорию есть доктрина об учредительной и законодательной власти. В порядке осуществления первой - принимается конституция и поправки к ней, в порядке осуществления второй - все другие законы.
Органический закон - это нормативно-правовой акт, который принимается за прямым предписанием конституции в порядке, который отличается от порядка принятия как конституционных, так и обычных законов.
Такие законы принимаются по вопросам, предусмотренных конституцией (законы о гражданстве, о конституционном суде и т.п.). Как правило, конституционные законы принимаются квалифицированно большинством голосов депутатов.
Обычные законы - являются источниками конституционного права, они принимаются в порядке той же законодательной процедуры, что и другие акты. Они регулируют разнообразные виды общественного отношения, которое представляло предмет конституционного права.
АКТЫ ВСЕУКРАИНСКОГО РЕФЕРЕНДУМА
Законы Украины могут быть принятые народным голосованием (всеукраинским референдумом). Референдум - это непосредственное волеизъявление народа, направленное на установление, изменение или отмену правовых норм. Согласно Закону Украины "О всеукраинском и местных референдумах", референдум - это способ принятия гражданами Украины путем голосования законов, других решений по важным вопросам общегосударственного и местного значения. Референдум - особый вид правотворчества, когда верховным законодателем выступает сам народ, минуя представительные и другие органы власти.
Санкционируя важнейшие общеобязательные правовые нормы, народ подтверждает свою исключительную правомочность, решая непосредственно любой вопрос жизнедеятельности страны. Это - выражение государственной воли народа, принадлежности власти в государстве именно народа. Народ - носитель власти, государственного, народного и национального суверенитета.
Юридическая природа актов референдума довольно богатая и разнообразная. Они могут быть нормативно-правовыми или личностно-правовыми, т.е. содержать нормы права или быть актами применения права. Решение, принятые в порядке референдума, имеют высочайшую юридическую силу, поскольку непосредственное волеизъявление народа должны исключать в будущем возможность изменения или любого корректирования его государственными органами или должностными лицами. Об этом прямо говорит закон: законы, принятые референдумом, не нуждаются в любом утверждении государственными органами и могут быть отменены референдумом, а также решением Верховной Рады Украины, принятым большинством не менее чем две трети от общего количества народных депутатов с следующим его утверждением на референдуме.
Другими словами, акты референдума владеют имунитетом, статусом "неприкосновенности": их можно изменить или отменить лишь референдумом. Закон или другое решение, принятые референдумом, вступают в силу с момента их опубликования, если в самом законе или решении не указанный другой срок. Акты, принятые референдумом, имеют много общего с другими актами и в тот же время им присущие особые признаки, которые отличают их один от другого и от других конституционно-правовых актов.
АКТЫ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА УКРАИНЫ
Конституционный Суд Украины - важное звено механизма правовой охраны Основного Закона республики. Конституционный Суд имеет довольно широкие полномочия. Некоторые его акты могут содержать конституционно-правовые нормы. Речь идет о тех решениях Конституционного Суда, которые принимаются по вопросам несоответствия нормативно-правовых актов, которые содержат нормы конституционного права, Конституции и законам Украины. Такие решения принимаются большинством от общего состава судей и являются окончательными. Они порождают определенные юридические следствия: теряют силу (становятся недействующими) нормативно-правовые акты (отдельные их положение) в случае их несоответствия Конституции и законам.
Решением Конституционного Суда присущий особая юридическая сила, поскольку они касаются конкретных нормативно-правовых актов или отдельных их положений. В связи с этим возникает ряд вопросов относительно юридической силы актов Конституционного Суда, продолжительности их действия, нормативности и других элементов их юридической природы.
НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ АКТЫ КАБИНЕТА МИНИСТРОВ
УКРАИНЫ
Количество актов Кабинета Министров, которые являются источником конституционного права, довольно незначительная. Это и понятно: подавляющее большинство постановлений и распоряжений Кабинета Министров касается его исполнительной деятельности, Которая регламентируется преимущественно нормами административного права. В тот же время случаются акты, которые содержат нормы конституционного права. Таким, например, есть "Положение о порядке легализации объединений граждан", утвержденное постановлением Кабинета Министров Украины от 26 февраля 1993 г. № 140.
НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ УКАЗЫ ПРЕЗИДЕНТА УКРАИНЫ
Подавляющее большинство указов Президента являются личностно-правовыми, т.е. такими, которые не содержат правовых норм. В тот же время практика знает немало указов Президента нормативно-правового характера, который целиком согласовывает с его конституционным статусом. Типичными в этом отношении есть Указ Президента- "О порядке рассмотрения вопросов, связанных с гражданством Украины" от 31 марта 1992 г. Их нормативно-правовой характер не вызывает сомнения: они не персонифицированы, рассчитанные на неоднократное применение, имеют универсальный характер действия.
Виды источников отрасли конституционного права достаточно стабильные и четко обозначенные в Конституции Украины, в других нормативно-правовых актах. Но на данном этапе конституционно-правовые нормы часто меняются, обновляются, отменяются и являются нестабильными. Эта нестабильность конституционного законодательства обуславливается сложностями переходного процесса формирования украинской государственности.
Список использованной литературы:
1. Конституция Украины – 1996 г..
2. Конституционное право Украины. В.Я. Таций, Ю.М. Тодыка. – К., 1999 г.
3. Конституционное право Украины, лекционный курс и учебные
методические материалы. – Нежин, 2001 г.
Информация о работе Виды источников конституционного права Украины