Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2011 в 23:50, курсовая работа
Семья необходима каждому человеку, поэтому семейное право занимает одно из ведущих место среди остальных отраслей права. Она оказывает влияние на развитие общества, его нравственное здоровье и является одним из факторов повышения социальной активности людей.
Заключению брака по названным соображениям препятствует не только родство, возникшее в браке, но также и внебрачное родство тех же степеней. Причем, как отмечается в литературе, не имеет значения, установлено ли внебрачное родство в порядке, предусмотренном законом (ст. 48 — 49 СК), или нет. Препятствие к заключению брака следует признавать существующим и в отношении лиц, состоящих в юридически неоформленных родственных отношениях.9
Родство более отдаленных степеней (дядя и племянница, двоюродные брат и сестра и т. п.) хотя теоретически может представлять опасность для здоровья детей супругов, но в меньшей степени, а поэтому согласно СК не является препятствием к заключению брака. Не входят в число препятствий и отношения свойства, так как они не основаны на кровной близости, происхождении. В свойстве состоят каждый супруг с родственниками другого супруга, а также родственники супругов между собой (пасынки, падчерицы, отчим, мачеха, теща, тесть, зять, свекор, сноха, золовка, шурин, брат жены, сестра мужа и т. д.). В этой связи закон не содержит ограничений и по возможному заключению брака между сводными сестрами и братьями, то есть детьми каждого из супругов от их предыдущих браков с другими лицами.
в) не допускается заключение брака между лицами, из которых хотя бы одно признано судом недееспособным вследствие психического расстройства.
Согласно ст. 29 ГК недееспособным может быть признан судом гражданин, который вследствие психического расстройства не может понимать значения своих действий или руководить ими. Порядок признания гражданина недееспособным установлен гражданским процессуальным законодательством.
Вследствие того, что недееспособные лица не могут понимать значения своих действий или руководить ими, они не способны выразить свою осознанную волю на вступление в брак. Указанный запрет также вызван заботой со стороны государства и общества о создании нормальной семьи и здоровом потомстве супругов, так как некоторые заболевания психического характера могут передаваться по наследству.
Следует обратить внимание на то, что препятствием к заключению брака является недееспособность лица, вступающего в брак, установленная решением суда до государственной регистрации заключения брака. Если же. супруг признан недееспособным после заключения брака, то данное обстоятельство может рассматривать в качестве основания для развода по инициативе другого супруга (ст. 19 СК) но не для признания брака недействительным.
Психическое расстройство в той или иной форме, а равно иные болезни, не послужившие основанием для признания лица судом недееспособным, не являются препятствием к заключению брака. В таком случае государственная регистрация заключения брака с указанным лицом может стать невозможной из-за отсутствия у него осознанной воли на вступление в брак. А если брак был зарегистрирован, несмотря на то что в момент его заключения психическое расстройство лица было очевидно, хотя решением суда недееспособность лица и не установлена, то брак в последующем может быть признан судом недействительным ввиду нарушения условия, предусмотренного ст. 12 СК, то есть отсутствия добровольного осознанного согласия на вступление в брак. В то же время ограничение дееспособности гражданина вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами (ст. 30 ГК) не является препятствием к заключению брака.
г) не допускается заключение брака между усыновителями и усыновленными, поскольку их отношения приравниваются к отношениям родителей и детей по происхождению (c1. 137 СК). В основу данного запрета положены нравственные и этические факторы. При отмене в судебном порядке усыновления при наличии для этого соответствующих оснований (ст. 141 СК) препятствия для заключения брака между бывшим усыновителем и усыновленным не существует. Запрет на заключение брака между усыновителем и усыновленным не распространяется на брак родственника усыновителя с родственником усыновленного. Что касается браков между усыновителями и потомством усыновленных, то в законе ничего прямо не говорится о недопустимости браков между ними. В литературе же высказано мнение, с которым следует согласиться, о невозможности подобных браков, так как на названных лиц должны распространяться те же правила, что и на родственников по прямой восходящей и нисходящей линии10.
Рассмотренный перечень препятствий к заключению брака, как уже отмечалось выше, является исчерпывающим. Отказ органа загса в государственной регистрации заключения брака по иным основаниям будет неправомерным. Условия заключения брака и обстоятельства, препятствующие заключению брака, должны устанавливаться органом загса на момент государственной регистрации заключения брака. Представляется важным, что установленный законом порядок государственной регистрации заключения брака предусматривает соблюдение определенных требований, направленных на выявление возможных препятствий к заключению брака. Так, об отсутствии препятствий должно быть обязательно указано в заявлении лиц, вступающих в брак. Кроме того, эти лица — как мужчина, так и женщина, предупреждаются об ответственности за сокрытие препятствий к вступлению в брак. Однако конкретных норм, устанавливающих форму данной ответственности, в федеральном законодательстве нет. Реально, состоявшаяся государственная регистрация заключения брака при наличии предусмотренных ст. 14 СК препятствий дает основание лицам, указанным в законе, требовать признания такого брака недействительным в судебном порядке в соответствии со ст. 27 и 28 СК.
В том случае, если в орган загса поступает сообщение о наличии препятствий к заключению брака конкретными лицами, государственная регистрация его откладывается. Одновременно заявителю предлагается представить соответствующие доказательства. Орган загса по просьбе заинтересованных лиц может сам провести необходимую проверку. Естественно, что при этом лица, подавшие заявление о вступлении в брак, уведомляются об отсрочке государственной регистрации брака. В соответствии с п. 9 ст. 27 Закона об актах гражданского состояния руководитель органа загса может отказать в государственной регистрации заключения брака, если располагает доказательствами, подтверждающими наличие обстоятельств, препятствующих заключению брака. Если же сведения о таких препятствиях не будут подтверждены, государственная регистрация брака производится на общих основаниях.
Представим вышеуказанные обстоятельства, препятствующие заключению брака в схеме:
1.3. Медицинское обследование лиц, вступающих в брак
Для лиц, вступающих в брак, весьма важно знать о состоянии здоровья друг друга. Неосведомленность по данному вопросу может привести к негативным последствиям (заражение друг друга тяжелым инфекционным заболеванием, рождение .больного ребенка и т.п.). В связи с эти ст. 15 СК предусматривает возможность бесплатного медицинского обследования лиц, вступающих в брак, а также их консультирования по медико-генетическим вопросам и вопросам планирования семьи, что согласуется с требованиями федерального законодательства в области здравоохранения. Подобные консультации могут даваться всем заинтересованным гражданам по самым различным интересующим их вопросам медико-психологического, медико-генетического и иного характера, перечень которых законом не ограничен. Так, в соответствии со ст. 22 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан каждый гражданин имеет право по медицинским показаниям на бесплатные консультации по вопросам планирования семьи, наличия социально значимых заболеваний, представляющих опасность для окружающих, по медико-психологическим аспектам семейно- брачных отношений, а также на медико-генетические, другие консультации и обследования в учреждениях государственной или муниципальной системы здравоохранения с целью предупреждения возможных наследственных заболеваний у потомства.
Бесплатное медицинское обследование лиц, вступающих в брак, как и консультации по медико-генетическим и иным вопросам, проводятся только при условии их согласия, то есть на началах добровольности, учреждениями государственной и муниципальной системы здравоохранения. Однако следует иметь в виду, что в ст. 15 СК установлены определенные ограничения, заключающиеся в том, что результаты такого обследования составляют медицинскую (врачебную) тайну и могут быть сообщены другому лицу, вступающему в брак, только с согласия лица, прошедшего обследование. Эти результаты включают в себя сведения о состоянии здоровья гражданина, диагнозе его заболевания и любые иные сведения, полученные при обследовании. Необходимость получения согласия лица, прошедшего обследование (или его законного представителя), на передачу другим лицам сведений о результатах медицинского обследования является общим правилом, которое применяется во всех жизненных ситуациях, включая и рассматриваемую. В этих целях закон предусматривает требование, по которому гражданину перед проведением обследования предварительно должна быть подтверждена гарантия конфиденциальности передаваемых им сведений. Медицинская (врачебная) тайна не должна разглашаться лицами, которым она стала известна при обучении, исполнении профессиональных, служебных и иных обязанностей, что предусматривается и ст. 3 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан.
Из
смысла ст. 41 Конституции РФ и ст.
14 Основ законодательства РФ об охране
здоровья граждан следует, что медицинские
услуги по проведению обследования и
консультаций могут предоставляться
лицам, вступающим в брак, также и
учреждениями частной системы
Медицинское обследование (освидетельствование) в учреждениях государственной, муниципальной или частной системы здравоохранения, в том числе и анонимное, может по просьбе лиц, вступающих в брак, производиться целенаправленно: в целях выявления ВИЧ-инфекции, то есть заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека.
Это связано с особой опасностью данного заболевания, которое порой является неизлечимым и создает угрозу безопасности окружающих и, прежде всего, членов семьи инфицированного лица. По результатам обследования лицо, у которого выявлена ВИЧ-инфекция, уведомляется о необходимости соблюдения мер предосторожности в целях исключения распространения заболевания и предупреждается об уголовной ответственности за поставление в опасность заражения другоro лица11. Лицо, страдающее ВИЧ-инфекцией или венерической болезнью и знающее об этом, при вступлении в брак заведомо ставит в опасность заражения своего супруга. Поэтому сокрьггие одним из лиц, вступающих в брак, наличия у него такого заболевания согласно п. 3 ст. 15 СК дает право другому лицу для обращения в суд с требованием о признании заключенного брака недействительным. В этом случае, как следует из п. 4 ст. 169 СК и ст. 181 ГК, иск супругом может быть предъявлен в течение года со дня, когда он узнал или должен был узнать о сокрытии другим супругом при вступлении в брак о болезни. Установленная ч. 3 ст. 15 СК норма имеет важное значение для соблюдения законных прав и интересов добросовестного супруга (то есть супруга, права которого нарушены заключением такого брака) с учетом значительной распространенности в РФ венерических заболеваний.
При определенных обстоятельствах действия, ставящие в опасность заражения ВИЧ-инфекцией, в соответствии с ч. 1 ст. 122 УК могут повлечь наказание для виновного лица в виде ограничений свободы сроком до трех лет, либо арест сроком от трех до шести месяцев, либо лишение свободы на срок до одного года. Если же по вине вступившего в брак лица произошло заражение его супруга ВИЧ-инфекцией, то уголовно-правовые последствия согласно ч. 2 ст. 122 УК могут заключаться уже в виде лишения свободы на срок до пяти лет. Уголовная ответственность предусмотрена и при заражении другого лица венерической болезнью (ст. 121 УК). Однако привлечение виновного супруга к уголовной ответственности и признание брака недействительным не во всех случаях может компенсировать вред, причиненный здоровью одного из супругов. В этой связи в литературе по семейному праву отмечается несовершенство редакции ст. 15 СК. Например, Антокольская М. В. полагает целесообразным предусмотреть обязательное сообщение результатов обследования лицу, с которым обследуемый намерен заключить брак, если обследуемый сам не отказывается от намерения вступить в брак после того как узнал о наличии у себя неизлечимого заболевания, передающегося по наследству, или опасного инфекционного заболевания, как ВИЧ-инфекция, что позволило бы обеим сторонам принять осознанное решение о заключении брака в связи со значительным риском передачи заболеваний по наследству12. Другие авторы предлагают ввести обязательное предварительное медицинское освидетельствование на наличие вируса ВИЧ-инфекции у лиц, вступающих в брак, с последующим представлением соответствующей справки органу загса и соответственно установить обязанность органов загса предупреждать гражданина о том, что, его избранник является носителем ВИЧ-инфекции13.
II.Порядок заключения брака
В соответствии с п. 1 ст. 10 СК брак должен заключаться в органах загса. Данная форма заключения брака (то есть гражданская форма брака) вытекает из содержания п. 2 ст. 1 СК, устанавливающего, что в РФ признается брак, заключенный только в органах загса. Отсюда следует, что брак, заключенный на территории РФ любым иным способом и в другом учреждении, помимо органа загса, не признается и не порождает никаких правовых последствий. Таким образом, брак, совершенный по религиозным обрядам (например, венчание в церкви) или по национальным обычаям, не является браком с юридической точки зрения, а значит, и не порождает прав и обязанностей супругов. Гражданская (то есть светская) форма брака, заключаемого посредством его регистрации в государственных органах, была введена в России согласно Декрету ВЦИК и СНК РСФСР от 18 декабря 1917 г. "О гражданском браке, о детях и о ведении книг актов гражданского состояния"14. Этим же декретом отменялась церковная форма брака и ее признавали впредь частным делом брачующихся. Исключение декретом и другими нормативными актами делалось только для религиозных браков, совершенных до образования или восстановления государственных органов записи актов гражданского состояния. Эти браки приравнивались к зарегистрированным и не нуждались в последующей регистрации в органах загса. СК делает единственное исключение (п. 7 ст. 169) для браков граждан РФ, совершенных по религиозным обрядам на оккупированных территориях, входивших в состав СССР в период Великой Отечественной войны до восстановления на этих территориях государственных органов загса, — признает их действительными и имеющими правовую силу. Такие браки не нуждались в последующей государственной регистрации в органах загса.