Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2011 в 18:08, доклад
Учреждение института Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации как государственного органа - одно из важнейших достижений демократических преобразований в России. Для нашей страны создание такого института было явлением новым, хотя в мировой истории он уже известен давно. В классическом виде институт омбудсмена, - так называют уполномоченных по правам человека в Европе и в мире, - был создан в 1809 году в Швеции.
1. Учреждение института Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации
2. Основными направлениями деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации
3. Доклады Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации
Псковский юридический институт ФСИН России
Доклад по дисциплине: «Гражданское право»
На тему :Уполномоченный
по правам человека в Российской Федерации
»
Выполнил : курсант 23 учебного взвода
Рядовой внутренней службы
Ракицкий
М.В.
Проверил :Старший преподаватель
кафедры гражданского права и процесса
подполковник внутренней службы
Иванова С.В.
2011
Содержание :
1. Учреждение института Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации
2. Основными направлениями деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации
3.
Доклады Уполномоченного по правам человека
в Российской Федерации
1.Учреждение института Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации как государственного органа - одно из важнейших достижений демократических преобразований в России. Для нашей страны создание такого института было явлением новым, хотя в мировой истории он уже известен давно. В классическом виде институт омбудсмена, - так называют уполномоченных по правам человека в Европе и в мире, - был создан в 1809 году в Швеции.
До
Первой мировой войны институт уполномоченного
представлял собой некую
Сегодня более чем в ста странах мира есть уполномоченные по правам человека. Опыт их работы в странах Восточной Европы (Польше, Венгрии, Румынии, Словении и др.) показывает, что создание таких структур в большинстве случаев обеспечивает восполнение отсутствующего звена в отношениях государственной власти и населения, способствует строительству демократического правового государства, развитию правосознания граждан и должностных лиц.
В Российской Федерации идея учреждения института Уполномоченного по правам человека впервые получила юридическое выражение в Декларации прав и свобод человека и гражданина, принятой 22 ноября 1991 года Верховным Советом РСФСР. Статья 40 Декларации предусматривала создание должности Парламентского уполномоченного по правам человека, который "назначается Верховным Советом на срок 5 лет, ему подотчетен и обладает той же неприкосновенностью, что и народный депутат РСФСР". Постановление о введении Декларации в действие возлагало на соответствующие комитеты Верховного Совета подготовку проекта закона, который должен был определить компетенцию Парламентского уполномоченного. Однако в то время закон принят не был.
Должность Уполномоченного по правам человека учреждена Конституцией Российской Федерации 1993 года. Пункт "д" части 1 статьи 103 Конституции относит к ведению Государственной Думы назначение и освобождение от должности Уполномоченного, действующего в соответствии с Федеральным конституционным законом.
До принятия такого закона 17 января 1994 года Государственная Дума назначила Уполномоченным по правам человека С.А. Ковалева. 10 марта 1995 года он был освобожден от занимаемой должности.
Работа
над Федеральным
Основное требование Совета Федерации состояло в том, чтобы право Уполномоченного создавать представительства в субъектах Российской Федерации было заменено на право субъектов самим учреждать аналогичную должность, финансируемую из средств бюджета субъекта Российской Федерации.
После процедур согласования Федеральный конституционный закон "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации" 25 декабря 1996 года был принят Государственной Думой, 12 февраля 1997 года одобрен Советом Федерации, 26 февраля 1997 года подписан Президентом Российской Федерации, 4 марта 1997 года официально опубликован и вступил в силу. Он определил статус Уполномоченного, его компетенцию, порядок назначения и освобождения от должности, реализовав тем самым требования пункта "е" части 1 статьи 103 Конституции Российской Федерации. Федеральный конституционный закон установил, что Уполномоченный при осуществлении своих полномочий независим и неподотчетен каким-либо государственным органам и должностным лицам.
В срок не позднее 30 дней со дня вступления закона в силу Государственная Дума должна была назначить Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации.
Первый
раз этот вопрос рассматривался 4 апреля
1997 года. Государственная Дума провела
тайное голосование раздельно по
каждой из пяти предложенных кандидатур.
Набрать необходимое
Должность
Уполномоченного по правам человека
в Российской Федерации учреждена
в целях обеспечения гарантий
государственной защиты прав и свобод
граждан, их соблюдения и уважения государственными
органами, органами местного самоуправления,
должностными лицами и государственными
служащими. Деятельность Уполномоченного
дополняет существующие средства защиты
прав и свобод граждан, не отменяет
и не влечет пересмотра компетенции
государственных органов, обеспечивающих
защиту и восстановление нарушенных
прав и свобод.
2.Основными направлениями деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации являются:
3.Доклалы Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации.
Согласно п.п. 1, 2 ст. 33 Федерального закона, по окончании календарного года Уполномоченный направляет доклад о своей деятельности Президенту Российской Федерации, в Совет Федерации и Государственную Думу, Правительство России, Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ, Генеральному прокурору Российской Федерации, руководителям министерств и ведомств, средствам массовой информации и уполномоченным по правам человека в субъектах РФ. Кроме того, по отдельным вопросам соблюдения прав и свобод граждан Уполномоченный может направлять в Государственную Думу специальные доклады. За 5 лет было подготовлено и направлено в перечисленные органы 5 ежегодных и 8 специальных докладов, посвященных тем сферам жизни, где имеются существенные нарушения прав человека.
В специальных докладах обобщены типичные и носящие массовый характер нарушения прав граждан, отражена деятельность федерального Уполномоченного по восстановлению нарушенных прав, предложен комплекс законодательных, экономических, организационных, воспитательных и иных мер для искоренения этих негативных явлений.
В соответствии
с Федеральным конституционным
законом "Об Уполномоченном по правам
человека в Российской Федерации",
с конституцией (уставом), законом
субъекта Российской Федерации может
учреждаться должность
Учреждение института Уполномоченного по правам человека в субъектах РФ является их исключительной компетенцией. Только они вправе принимать решение по этому вопросу. В настоящее время в 48 субъектах РФ работают Уполномоченные по правам человека: в Санкт-Петербурге; Республиках Башкортостан, Ингушетия, Калмыкия, Карачаево-Черкессия, Татарстан, Коми, Саха (Якутия); Астраханской, Амурской, Архангельской, Волгоградской, Саратовской, Свердловской, Смоленской, Калининградской, Калужской, Брянской, Кемеровской, Липецкой, Самарской, Московской и Пермской областях; в Алтайском, Красноярском, Приморском, Краснодарском, Ставропольском краях и др. В 23 субъектах Российской Федерации учреждена должность Уполномоченного по правам ребенка.
Институт Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации создан и действует, получил признание европейского сообщества и продолжает совершенствовать свою деятельность.
13
февраля 2004 года в связи с
истечением срока деятельности
на должности Уполномоченного
по правам человека в
Кандидатура В.П. Лукина была предложена Президентом России В.В. Путиным и поддержана 335 депутатами. После назначения В.П. Лукин принес присягу на Конституции России и поклялся защищать права человека и гражданина, исполнять свои обязанности, руководствуясь Конституцией России, российским законодательством.
17
февраля 2004 года Председатель
Государственной Думы ФС РФ
Борис Грызлов официально
Борис
Грызлов подчеркнул, что кандидатура
В.П. Лукина на эту должность была
поддержана депутатами Государственной
Думы потому, что "он является высоко
профессиональным дипломатом, авторитетным
парламентарием, - сказал Грызлов, - его
многолетняя деятельность показала,
что Владимир Петрович глубоко воспринимает
проблемы других людей, он много сделал
для становления демократии в
нашей стране, отстаивая либеральные
ценности. После назначения на эту
должность у него открывается
возможность полностью
Владимир
Лукин, обращаясь к сотрудникам
аппарата, прежде всего, отметил заслуги
своих предшественников, первых омбудсменов
России - Сергея Ковалева и Олега
Миронова, которые многое сделали
для становления института
18
февраля 2009 года
Постановлением
Информация о работе Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации