Таджикистан
Эволюция этно-региональных кланов
После распада
Советского Союза в некоторых
республиках Центральной Азии началась
активная политическая борьба за власть
между различными кланами. Особенно
явно это было продемонстрировано в
ходе гражданской войны в Таджикистане
(1992 -1997гг.)
- Согласно одному из определений, слово «клан» (от кельтского «clan») означает род или группу родственников, мини род, объединенный хозяйственными узами. Но в более широком современном смысле – это не только родственники, а люди, солидарные между собой в решении различных проблем.
- Клановедение – это сфера смежных с историей социологических исследований.
Что такое «клан» ?
- С одной стороны, неразвитость государственных институтов и экономических структур у народов Центральной Азии на момент создании своих союзных республик в дальнейшем способствовала к возникновению клановых элементов во всех сферах жизни.
- С другой стороны, эти клановые отношения могли не возникнуть в некоторых государствах Центральной Азии, особенно в Таджикистане, если бы при создании союзных республик этого региона большевиками были учтены основные этнокультурные и этногеографические факторы. Возможно, они их видели, но не захотели с ними считаться, чтобы «разделять и властвовать».
Специфические особенности
- До 1920 года территория нынешнего Таджикистана входила в состав Бухарского эмирата.
- 14 октября 1924 года Таджикистан вошёл в состав СССР в качестве автономной республики в составе Узбекской ССР. Город Душанбе стал её столицей.
- История и начало конфликта
5 декабря 1929 года
Таджикистан получил государственный
статус и вошел в состав
Союза ССР на правах республики.
Но граница была проведена
таким образом, что около миллиона
узбеков оказались на таджикской
территории и почти два миллиона таджиков
в Узбекистане.
Основные
экономически развитые области, такие
как Самаркандская(9), Бухарская(3) и
Ферганская(4), на территории которых преобладало
таджикское население, отошли Узбекистану.
- Вследствие непродуманной большевистской национальной политики огромная часть таджикского народа оказалась без национального государства. В результате этой политики миллионы таджиков даже не получили никакой автономии в рамках Узбекской ССР.
- Более того, все советские годы в Узбекистане проводилась скрытая принудительная «узбекизация» таджикского народа.
- Ходжентская (позже Ленинабадская) область в географическом плане практически оторвалась от основной части республики, поскольку единственной связующей артерией между ними была труднопроходимая горная дорога, не функционирующая в зимнее время года.
- К моменту создания Таджикской ССР (1929) кроме таджиков, которые проживали в Ходжентской области, на остальных территориях республики – в горах, а также на отдельных пограничных территориях компактно проживали следующие этнические группы таджикского народа: кулябские таджики в Кулябской области, гармские таджики в Каратегинской долине и памирские таджики в Горно-Бадахшанской области.
Первые партийные кадры
Таджикистана формировались из южан,
представителей Каратегина (район Припамирья),
Памира и частично Куляба. Именно горцы,
которым новая власть дала возможность
изменить свой замкнутый образ жизни,
стали опорой большевистской политики.
Лишь Каратегин остался под мусульманским
влиянием, что сказалось и на современной
ситуации в Таджикистане.
В 1937 году первое революционное
таджикское правительство (южане) было
полностью расстреляно. К представителям
ходжентской элиты власть перешла лишь
после 2-ой мировой войны.
Распад
СССР
После распада
Советского Союза “табель о рангах”
дал первую трещину, южные таджики заявили
о своих правах. С 1990 г. началось противостояние
между властями и нарождающейся оппозицией,
но отсутствие единого лидера и межрегиональные
противоречия не позволили объединить
народ. В феврале 1990 г. в результате массовых
беспорядков в Душанбе погибли 22 человека.
- Демографический бум в республике в 60-70-е годы ХХ века, приведший к наличию трудоизбыточного населения, как в городах, так и в сельской местности.
- Преобладание монокультуры хлопка в экономике республики.
- Миграционные процессы (особенно внутренняя принудительная миграция в несколько этапов в советский период).
- Слабая внутри этническая интеграция.
- Формирование этно-региональных кланов.
- Многовековая традиция собирания мужчин в вечернее время вначале в «мужских домах», затем в мужских клубах в советское время.
- Растущая роль фундаментального ислама в противовес бытовому исламу в таджикском обществе.
Основные внутренние факторы возникновения
таджикского конфликта были следующие: