Свадебный обряд в Древнем Риме

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2013 в 14:19, реферат

Описание работы

Брак в Древнем Риме считался священным таинством и опорой государства. Неоспорим и тот факт, что большинство браков в богатых семьях Древнего Рима заключалось по расчёту: для продолжения рода, для объединения владений, а также для укрепления политических союзов. Хотя нельзя упускать из внимания тот факт, что среди бедного населения не исключались браки по любви, но нередко также преобладал расчёт.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. Мотивы и предпосылки вступления в брак
2. Помолвка и свадьба
3. Ритуалы при браке "cum manu"
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА

Работа содержит 1 файл

брачная церемония в риме.doc

— 107.50 Кб (Скачать)

 

Ритуалы при браке "cum manu"

 

Поначалу доминировала форма брака  лат. cum manu - "с рукой", что означало, что женщина, покидая родной дом, уходила из-под власти главы своей семьи, лат. pater familias, и попадала во власть (лат. patria potestas) мужа или главы семьи мужа. Женщина при этом не могла распоряжаться приданым и принесённым богатством. Однако, в отличие от афинских женщин, римская матрона была значительно самостоятельнее и пользовалась большим уважением. Она могла принимать участие в праздничных обедах, ходить в театр и на игры, в термы, имела доступ к искусству, образованию и науке.

К этой форме брака относились следующие ритуалы:

конфарреация (лат. confarreatio) - торжественный ритуал, проводившийся в основном в семьях патрициев. Обряд совершали главный жрец (лат. pontifex maximus) и фламин Юпитера (лат. flamen Dialis): зачитывались прошения к богам, в жертву приносился хлеб из полбяной муки (лат. far - "полба", отсюда название ритуала). В ходе церемонии в жертву Церере и Теллусу приносились также овца и фрукты. Обязательным было присутствие десяти свидетелей. Установление этой традиции Дионисий Галикарнасский приписывал Ромулу. Плиний писал, что "Ничего не было священнее уз брака, заключённого таким образом". Невеста передавалась из рук отца в руки жениха - это подчеркивало полную зависимость римской патрицианки. Этот обряд не допускал развода - на труднейшую процедуру расторжения подобного брака решались только тогда, когда не оставалось никакого другого выхода. При заключении других видов брака женщина получала больше прав и возможностей. По этим причинам такая форма брака постепенно вышла из употребления, и в 23 году н.э., по словам Тацита, нельзя было найти даже трёх кандидатов на должность жреца Юпитера, которые должны были происходить от родителей, сочетавшихся путём конфарреации, и сами находиться в браке, заключённом таким же образом.

coemptio ("купля") - при этом ритуале для более простых граждан и плебеев времён начала республики, девушка в присутствии пяти свидетелей символически "выкупалась" женихом у её отца за один асс, при этом женщина становилась как бы собственностью мужа, причём "мужчина спрашивал, хочет ли женщина стать матерью семейства; она отвечала, что хочет. Также и женщина спрашивала, хочет ли мужчина стать отцом семейства". Эта форма брака также исчезла к середине I века до н.э. .

При браке в форме usus ("по привычке, давности"), женщина, прожившая безотлучно в доме своего фактического мужа один год, признавалась его законной женой, находившейся в его manus. При этом важное значение имело само выражение намерения стать мужем и женой, иначе такое совместное проживание считалось конкубинатом. Такая форма заключения брака была особенно популярна у римлянок, так как женщина очень просто и законно могла освободиться от господства своего мужа: ей стоило провести три ночи в году вне дома (лат. trinoctium). Брак в такой форме редко заключался уже при Цицероне, и законами Августа был формально упразднён.

 

Заключение

 

Исходя из всего вышеперечисленного, можно сделать вывод, что брак в Древнем Риме считался священным таинством и опорой государства. Неоспорим и тот факт, что большинство браков в богатых семьях Древнего Рима заключалось по расчёту: для продолжения рода, для объединения владений, а также для укрепления политических союзов. Хотя нельзя упускать из внимания тот факт, что среди бедного населения не исключались браки по любви, но нередко также преобладал расчёт.

Авторы времён Римской империи  придерживались мнения, что республика была периодом расцвета римского брака, так как мужчины строго следили  за моралью и поведением своих жён. Партнёрство супругов в современном понимании не требовалось, было не только ненужным, но и невозможным: в Древнем Риме считалось, что жена должна была посвятить свою жизнь поддержке мужа и заботе о нём.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

 

  1. Советский энциклопедический словарь. М. Советская энциклопедия. 1985
  2. Новицкий И.Б. "Римское право", Москва 1993.
  3. Джонс А.Х.М. Гибель античного мира. - Ростов-на-Дону, Изд-во "Феникс", 1997, 576 с

1Со времени правления Августа (Октавиана) с 27 г. до н.э. Рим стал империей.

2Институции -  (наставление) название элементарных учебников римских юристов. Наиболее древние – институции Гая. Гай (2 в) , римский юрист.

3 Траян  (53-117) , римский император с 98, из династии Антонинов. В результате завоевательных войн империя достигла максимальных границ.


Информация о работе Свадебный обряд в Древнем Риме