Судебно-психологическая экспертиза в уголовном процессе

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 13:51, творческая работа

Описание работы

Экспертиза — изучение специалистом (или группой специалистов) вопроса, требующего для своего решения знаний в специальной области науки, с вынесением определенного суждения (заключения)

Работа содержит 1 файл

Судебно-психологическая экспертиза в уголовном процессе.pptx

— 1.10 Мб (Скачать)

Судебно-психологическая  экспертиза в уголовном процессе. 
 
 
 
                           
Выполнили:  Кошелева М.Ю 
                                                                          Трофимов А.Е.

    • Экспертиза — изучение специалистом (или группой специалистов) вопроса, требующего для своего решения знаний в специальной области науки, с вынесением определенного суждения (заключения)
    • Экспертиза судебно-психологическая — это система психологических исследований личности и деятельности подследственного и осужденного для уточнения сведений, помогающих следствию, суду, и перевоспитанию свидетельствуемых. Cудебно-психологическая экспертиза осуществляется специалистами-психологами

       Границы компетенции  судебно-психологической  экспертизы в уголовном  процессе:

    • 1) установление способности несовершеннолетних обвиняемых, имеющих признаки не связанного с психическими заболеваниями отставания в психическом развитии, полностью осознавать значение своих действий, и определение, в какой мере эти несовершеннолетние способны руководить своими действиями;
    • 2) установление способности психически здоровых свидетелей и потерпевших правильно воспринимать имеющие значение для дела обстоятельства и давать о них правильные показания;
    • 3) диагностика наличия или отсутствия у субъекта в момент совершения преступления физиологического аффекта и иных непатологических эмоциональных состояний, способных существенно влиять на сознание и деятельность человека;
    • 4) установление способности психически здоровых потерпевших по делам об изнасилованиях (в первую очередь несовершеннолетних) понимать характер и значение совершаемых с ними действий и оказывать сопротивление;
    • 5) установление возможности возникновения у человека в конкретных условиях психических состояний (растерянности, потери ориентировки и т. д.) и экспертную оценку их влияния на качество выполнения профессиональных функций в авиации, на железнодорожном и автомобильном транспорте, в работе операторов автоматизированных систем и т. п.;
    • 6) диагностика индивидуально-психологических особенностей (например, повышенной внушаемости, склонности к фантазированию, импульсивности, подражательности, ригидности и т. п.), способных существенно влиять на поведение субъекта;
    • 7) установление ведущих, упрочившихся мотивов (в психологическом значении этого понятия) поведения человека и мотивации конкретных поступков как важных психологических обстоятельств, характеризующих личность;
    • 8) установление наличия или отсутствия у умершего в период, предшествовавший смерти, психического состояния, предрасполагающего к самоубийству, и причин возникновения этого состояния.

         Качество  и результативность судебно-психологической экспертизы во многом определяются подготовительной работой, которая включает в себя:

      1. Сбор материалов, необходимых для проведения экспертизы - следователь (суд), предвидя возможность проведения психологической экспертизы, направляет свои усилия на получение объективной информации о личности обвиняемого (потерпевшего, свидетеля) и ситуации, имеющей значение для всестороннего изучения обстоятельств совершенного преступления.

    2. Сбор информации о личности испытуемого - в ходе изучения личности собираются сведения о том, как он рос, развивался, какие имеются неблагоприятные наследственные факторы, каким образом и в чем конкретно проявлялись особенности его нервной системы, психики, какие наблюдались у него заболевания, психические отклонения на разных этапах развития. 

    3) В процессе расследования собираются сведения об индивидуально-психологических особенностях личности, проявляемых в разнообразных видах деятельности. Эти свойства личности определяются отношением субъекта к различным явлениям окружающей действительности.

    4) Сбор информации о ситуации, имеющей значение для всестороннего изучения особенностей личности испытуемого. Так, при изучении конфликтной ситуации выясняются внешние факторы, воздействовавшие на субъекта (условия среды обитания; раздражители, связанные с социоусловиями). 

    • В ходе судебно-психологической  экспертизы выявляются ситуационно  обусловленные признаки; субъективно  воспринимаемая в качестве реальной угрозы жизни здоровью, благополучию человека; необычность, неопределенность обстановки; неблагоприятное социальное воздействие, вызывающее чувство внутреннего  дискомфорта; общественное порицание, противоречащее оценке субъектом своего места и значения в группе, создающее  отрицательный эмоционально окрашенный фон восприятия действительности.
    • К выполнению обязанностей эксперта-психолога, как  правило, допускаются специалисты  с высшим психологическим образованием, работающие в области психологии (имеющие ученую степень в области  психологии). Чтобы убедиться в  компетентности специалиста, необходимо выяснить: в какой отрасли психологии он работает и соответствует ли круг его профессиональных, научных знаний содержанию вопросов, выносимых на разрешение экспертизы; каков стаж его работы в области психологии и экспертной деятельности, его профессиональные, научные возможности.
    • Экспертиза  должна назначаться и проводиться  как только возникли вопросы, для  разрешения которых требуются специальные  познания и собраны материалы, необходимые  для экспертизы. В постановлении  следователя, определении суда о  назначении психологической экспертизы излагаются обстоятельства дела, указываются  те признаки в поведении лица, его  характерологические особенности, которые являются элементами предмета юридической психологии, рассматриваются  в качестве повода для назначения экспертизы.
    • Взаимодействие  и процессуальные отношения между  следователем и экспертом-психологом обычно устанавливаются сразу же после ознакомления последнего с  постановлением о назначении экспертизы и разъяснения ему его процессуальных прав и обязанностей. Следователь  вместе с экспертом уточняет вопросы, определяет место и сроки производства экспертизы. В распоряжение эксперта направляются: обвиняемый (потерпевший, свидетель) и материалы дела с  постановлением о назначении экспертизы.
    • Таким образом, судебно-психологическая экспертиза является важным средством получения  доказательств - фактических данных о психологических особенностях, свойствах личности обвиняемого (подсудимого), потерпевшего, свидетеля. С помощью  данной экспертизы создаются необходимые  условия для более полного  исследования субъективной стороны  преступления, объективной оценки показаний  свидетелей, потерпевших, обвиняемых (подсудимых), выявления обстоятельств, смягчающих наказание виновному, данных, характеризующих  его личность, а также для установления психологических причин и условий, способствовавших совершению преступлений

Информация о работе Судебно-психологическая экспертиза в уголовном процессе