Судебная власть Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2012 в 09:23, реферат

Описание работы

Обеспечивая разрешение возникающих в обществе конфликтов на основе права, подчинение закону всех субъектов общественной жизни, судебная власть играет крайне важную роль в сдерживании и ограничении законодательной и исполнительной ветвей власти, осуществлении правового контроля их деятельности. Эта функция будет наиболее эффективна лишь в том случае, если судебная власть имеет возможность оценивать соответствие Конституции деятельности законодательной и исполнительной властей, признавать недействующими те их акты, которые противоречат основному закону.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ....................................................................................................3
ГЛАВА 1 ХАРАКТЕРИСТИКА СУДЕБНОЙ ВЛАСТИ ПО КОНСТИТУЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1.1. КОНСТИТУЦИОННЫЕ ПРИНЦИПЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПРАВОСУДИЯ……..4-6
1.2. ГАРАНТИИ НЕЗАВИСИМОСТИ СУДЕБНОЙ ВЛАСТИ…………………….....6-8
ГЛАВА 2 СУДЕБНАЯ СИСТЕМА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
2.1. ПОНЯТИЕ СУДЕБНОЙ СИСТЕМЫ………………………………………8-12
2.2. СИСТЕМА ФЕДЕРАЛЬНЫХ СУДОВ……………………………………12-17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………18
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.............................19

Работа содержит 1 файл

ПЛАН.doc

— 125.50 Кб (Скачать)

      Федеральные суды общей юрисдикции субъектов Российской

     Суды  обшей юрисдикции субъектов РФ рассматривают дела в качестве суда первой и второй инстанции, в порядке надзора и по вновь открывающимся обстоятельствам. Данные суды являются непосредственно вышестоящими судебными инстанциями по отношению к районным судам[6,с.597]

     Краевой, областной, городской суд, суд автономной области и суд автономного округа действует в следующем составе: 1) президиум суда; 2) судебная коллегия по гражданским делам; 3) судебная коллегия по уголовным делам.

     Краевые (областные) и равные им суды, осуществляя при отправлении правосудия задачи, которые поставлены перед судами общей юрисдикции, являются судами, находящимися по судебной иерархии между районными судами и Верховным судом РФ. Поэтому их вполне обоснованно иногда называют судами среднего звена судебной системы общей юрисдикции.

      Районный  суд 

     Основным  звеном судов общей юрисдикции являются районные, городские суды. Каждый из них осуществляет судебную власть на соответствующей территории, что позволяет полнее удовлетворить потребности граждaн; организаций при обращениях за судебной защитой своих прав и законных интересов. Районный суд в пределах своей компетенции: рассматривает дела в качестве суда первой и второй (по отношению к мировым судьям) инстанции, осуществляет и другие полномочия; является непосредственно вышестоящей инстанцией по отношению к мировым судьям соответствующего судебного района; разрешает процессуальные вопросы, связанные с исполнением приговора и возобновлением гражданских дел по вновь открывшимся обстоятельствам; рассматривает жалобы подозреваемых, обвиняемых, их защитников и законных представителей по поводу законности и обоснованности применения данной меры и ее продления; выносит решения о производстве выемки почтово-телеграфной корреспонденции, прослушивании телефонных переговоров и обыске органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность и предварительное расследование; обобщает судебную практику и анализирует судебную статистику.

      Районный  суд состоит из судей и народных заседателей. В зависимости от объема работы районного суда – количества гражданских, уголовных, административных и других дел с жалобами и представлениями, поступающими для рассмотрения, - определяется число судей и народных заседателей в данном суде. При небольшом объеме работы в районном суде имеется один судья, он же является председателем суда. Но в большинстве судов несколько судей. Для работы в составе с одним судьей избирается 70-75 народных заседателей. Народные заседатели: при осуществлении правосудия пользуются всеми правами судьи; независимы и подчиняются только закону. Рассмотрение гражданских и уголовных дел в районных, городских, межмуниципальных народных судах осуществляется коллегиально с участием народных заседателей или единолично судей.

      Военные суды

     Военные суды как суды общей юрисдикции создаются по территориальному принципу по месту дислокации воск и флотов и осуществляют судебную власть в войсках, органах и формированиях, где федеральным законом предусмотрена военная служба.

      Окружной (флотский) военный суд:

  • рассматривает в первой инстанции гражданские дела, связанные с государственной тайной, и дела о преступлениях, за совершение которых может быть назначено наказание в виде лишения свободы на срок свыше 15 лет, пожизненного лишения свободы или смертной казни;
  • рассматривает дела по жалобам и протестам на решения, приговоры, определения и постановления гарнизонных военных судов, принятые ими в первой инстанции и не вступившие в силу;
  • рассматривает дела по протестам на решения, приговоры, определения и постановления гарнизонных военных судов, вступившие в силу, а также на определения и постановления, принятые окружным (флотским) военным судом во второй инстанции;
  • рассматривает дела по вновь открывшимся обстоятельствам в отношении решений, приговоров, определений и постановлений окружного (флотского) военного суда, вступивших в силу.

      Окружной (флотский) военный суд:

  • в первой инстанции рассматривает дела, отнесенные к его подсудности, в следующем составе: гражданские и административные дела рассматривает судья единолично либо коллегия, состоящая из трех судей; уголовные дела рассматривают коллегия, состоящая из трех судей, либо судья и коллегия присяжных заседателей, либо коллегия, состоящая из судьи и народных заседателей;
  • рассматривает жалобы и протесты на решения гарнизонных военных судов об аресте, о заключении под стражу, содержании под стражей, об ограничении прав на тайну переписки, телефонных и иных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, на неприкосновенность жилища, на действия (бездействие) лица, производящего дознание, следователя, прокурора и принятые ими решения коллегией, состоящей из трех судей;
  • рассматривает на заседаниях президиума дела по протестам на решения, приговоры, определения и постановления гарнизонных военных судов, вступившие в силу, а также на определения и постановления, принятые окружным (флотским) военным судом во второй инстанции. Президиум окружного (флотского) военного суда действует в составе председателя, его заместителей, заместителей председателя — председателей судебных коллегий и судебных составов.

      Федеральные арбитражные суды

     Экономическая реформа, развитие рыночных отношений, отказ от административно - командной системы управления экономикой создали объективные условия для замены государственного арбитража системой арбитражных судов. Конституция закрепляет арбитражный суд как орган правосудия, осуществляющий судебную власть наряду с судами общей юрисдикции. В отличие от государственного арбитража, арбитражный суд не вмешивается в деятельность сторон, осуществляя правосудие на основе принципов состязательности, диспозитивности и гласности.

     В соответствии со ст. 127 Конституции  РФ арбитражные суды представляют собой самостоятельную ветвь судебной власти. Систему арбитражных судов РФ возглавляет Высший Арбитражный Суд РФ, который наряду с Конституционным Судом РФ и Верховным Судом РФ относится к высшим органам судебной системы России.

      Одним из его важнейших правомочий является дача разъяснений по вопросам судебной практики. Разъяснения Высшего Арбитражного Суда, даваемые в порядке судебного толкования по вопросам применения законодательства, закрепляют условия применения законодательных и иных правовых актов и способствуют уяснению их смысла. Такие разъяснения принимаются Пленумом Высшего Арбитражного Суда и обязательны для всей системы арбитражных судов в РФ. Обязательность разъяснений в виде постановлений Пленума призвана обеспечить единство правоприменительной судебно-арбитражной практики всех арбитражных судов Российской Федерации.

      Федеральный арбитражный суд округа рассматривает дела в качестве кассационной инстанции, а также по вновь открывающимся обстоятельствам. Он является вышестоящей судебной инстанцией по отношению к действующим на территории соответствующего судебного округа арбитражным апелляционным судам и арбитражным судам субъектов РФ.

      Арбитражный апелляционный суд рассматривает дела в качестве суда апелляционной инстанции, а также по вновь открывшимся обстоятельствам.

      Арбитражный суд субъектов  РФ  рассматривает дела в качестве суда первой инстанции, а также по вновь открывшимся обстоятельствам.

      Специализированные  федеральные суды предусмотрены Законом 1996 г.Такие суды по рассмотрению гражданских и  административных дел учреждаются путем внесения изменений и дополнений в этот закон.[6,с.597]

      Конституционный Суд Российской Федерации 

     Конституцией  РФ 1993 г. (п. 1 ст. 1) продекларирован курс на построение правового государства в РФ, что предполагает разделение государственной власти на три самостоятельных ветви власти. Паритетное (равное) сосуществование этих ветвей власти призван обеспечить судебный конституционный контроль. Опыт построения правовых государств показывает, что судебный конституционный контроль с наибольшей эффективностью может быть обеспечен специально предназначенным органом судебного конституционного контроля Конституционным судом, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства.

      Основными принципами деятельности Конституционного Суда являются независимость, коллегиальность, гласность, состязательность и равноправие сторон.

     Конституционный Суд не осуществляет правосудие по конкретным уголовным и гражданским делам. Функция осуществления конституционного контроля исключает участие в судопроизводстве  обвиняемых, подсудимых, их защитников, истцов и ответчиков. Гражданин может принимать участие в конституционном судопроизводстве в ограниченных случаях, когда он поддерживает жалобу на то, что по его конкретному делу, рассматриваемому в соответствующем суде, применен или может быть применен закон, противоречащий Конституции.

     Действующая Конституция изменила и расширила  полномочия Конституционного Суда. Конституционному Суду принадлежит право законодательной  инициативы по вопросам его ведения (ч. 1 ст. 104 Конституции).

     В ведение Конституционного Суда отнесено также разрешение споров о компетенции  между органами государственной  власти на федеральном уровне и на уровне субъектов Федерации (между  федеральными органами, между органами государственной власти Федерации и органами государственной власти субъектов Федерации, между высшими государственными органами различных субъектов Федерации).

     Одним из основных полномочий Конституционного Суда является реализация права граждан на судебную защиту от посягательств государственных органов и должностных лиц на их права и свободы. Конституционный Суд рассматривает индивидуальные или коллективные жалобы граждан на нарушение их конституционных прав и свобод и проверяет конституционность закона, примененного в конкретном деле. Правом на обращение в Конституционный Суд обладают граждане, чьи права и свободы нарушаются законом, примененным или подлежащим применению в конкретном деле, объединения граждан, а также иные органы и лица, указанные в ст. 96 Закона "О Конституционном Суде".

     Конституционный Суд как орган конституционного контроля является единственным государственным органом, который вправе давать толкование положений Конституции. Закон четко определяет круг должностных лиц и государственных органов, имеющих право на обращение в Конституционный Суд с запросом о толковании Конституции. Этим правом обладают Президент, Совет Федерации, Государственная Дума, Правительство РФ, органы законодательной власти субъектов РФ. Таким образом, по своей инициативе толковать Конституцию Конституционный Суд не вправе.

      Мировые судьи 

     Мировые судья в пределах своей компетенции рассматривают гражданские, административные и уголовные дела в качестве суда первой инстанции. Мировые судьи осуществляют свою деятельность в пределах судебных участков.

      Заключение

     Одной из главных целей демократизации современного общества является идея создания правового государства, в котором судебная власть должна стать одним из важнейших элементов структуры государственной власти наряду с законодательной и исполнительной. Судебная власть в этом отношении имеет собственную специфику, ибо она осуществляет такую особую форму государственной деятельности, которая организационно оформляется в качестве системы правосудия.

     Сама  потребность для общества в особой сфере правосудия определяется в первую очередь неизбежностью и систематичностью возникновения в нем целого ряда конкретных ситуаций преимущественно конфликтного характера, которые нуждаются в постоянном разрешении на основе установленных государством правил, подводящих конкретные обстоятельства под наиболее типичные возможности урегулирования поведения людей. В силу этого осуществлять отправление правосудия призваны судебные органы, которые действуют в названной сфере в качестве механизма защиты гражданского общества и отдельной личности.

     Качественно новый уровень правосудия связан в настоящее время с противодействием злоупотреблению исполнительной власти, бюрократизму и дегуманизации отношений  в обществе с целью надежной защиты прав, свобод и законных интересов  граждан.

     Многостороннее исследование организации судебной власти в России позволяет сделать вывод, что молодая судебная власть, рожденная 12 декабря 1993 г. в результате проведенного референдума по принятию Конституции Российской Федерации, состоялась как власть и продолжает развиваться.

Информация о работе Судебная власть Российской Федерации