Судебная система РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 17:52, реферат

Описание работы

Суд среди других органов государственной власти занимает особое место. Только суд своим решением может положить конец спору истца и ответчика, только суд может признать человека виновным в совершении преступления. Суд реализует права граждан на обжалование действий должностных лиц, рассматривает материалы о некоторых видах административный правонарушений.

Содержание

1. Введение…………………………………………………………………………….2
2. Основные положения судебной системы РФ……………………………………..3
3. Конституционно-правовой статус судей………………………………………….4
4. Конституционный суд РФ……………………………………………………….…5
5. Верховный суд РФ………………………………………………………………….8
6. Арбитражный суд РФ……………………………………………………………....9
7. Вывод………………………………………………

Работа содержит 1 файл

РЕФЕРАТ.docx

— 24.69 Кб (Скачать)

В настоящее время Верховный  Суд РФ действует в составе  Пленума, Президиума, Судебной коллегии по гражданским делам, Судебной коллегии по уголовным делам и Военной  коллегии. Полномочия Верховного Суда определены Законом РСФСР от 8 июля 1981 г. "О судоустройстве РСФСР", Гражданским процессуальным и Уголовно-процессуальным кодексами РСФСР и Российской Федерации. Он рассматривает дела в  качестве суда первой инстанции в  кассационном порядке, в порядке  надзора и по вновь открывшимся  обстоятельствам. Последние три  вида производства и есть деятельность, выполняя которую Верховный Суд, как указано в статье 126, "осуществляет в предусмотренных федеральным  законом процессуальных формах судебный надзор".

Длительно считалось бесспорным, что Пленум Верховного Суда РСФСР на основе изучения и обобщения судебной практики и статистики дает руководящие указания, обязательные для судов (статья 56 Закона "О судоустройстве РСФСР"). При этом игнорировался тот факт, что обязательность руководящих разъяснений подрывает принцип независимости судей и подчинения их только закону, ибо судьи не могут не подчиниться разъяснениям, которые являются для них руководящими и обязательными. Статья 126 Конституции, оберегая независимость судей, изменила прежнее двусмысленное их положение: разъяснения Верховного Суда больше не характеризуются как руководящие и нет указания, что они обязательны для судей.

6. АРБИТРАЖНЫЙ  СУД РФ

В России, как и в других странах СНГ, судебная власть в сфере, относящейся к гражданским и  административным делам, осуществляется двумя самостоятельными судебными  системами: судами общей юрисдикции и арбитражными судами, возглавляемыми Высшим Арбитражным Судом РФ.

Такой дуализм не известен большинству государств "дальнего зарубежья". Его можно объяснить  существованием длительное время (свыше  шестидесяти лет) в бывшем СССР самостоятельных, независимых от общих судов органов  по разрешению хозяйственных споров - государственных и ведомственных  арбитражей, входивших в систему  союзных органов государственного управления.

Организация и деятельность арбитражных судов определяются в настоящее время Конституцией Российской Федерации, Законом Российской Федерации от 4 июля 1991 г. "Об арбитражном  суде" (действует с 1 октября 1991 г. и от 7 июля 1993 г.), а также Арбитражном  процессуальным кодексом (принят Верховным  Советом РФ 5 марта 1992 г., действует  с 15 апреля 1992 г.). Система арбитражных  судов РФ включает в себя краевые, областные, городские арбитражные  суды, арбитражные суды автономной области и арбитражные суды автономных округов.

Высший Арбитражный Суд  выполняет следующие функции: разрешает  отнесенные к его ведению экономические  споры и иные дела, действуя в  качестве суда первой и второй инстанции  в порядке, предусмотренном для  всех арбитражных судов; осуществляет судебный надзор, т.е. проверку законности и обоснованности вступившей в законную силу решений и определений арбитражных  судов; дает разъяснение по вопросу  судебной практики.

К ведению Высшего Арбитражного Суда отнесено разрешение только тех  экономических споров и иных дел, которые прямо предусмотрены  Арбитражным процессуальным кодексом РФ (от 14 июня 2002 г.) и иными законодательными актами РФ, а также межгосударственными  соглашениями и международными договорами.

В статье 127 говорится об иных делах, рассматриваемых Высшим Арбитражным Судом. Прежде всего, это споры в сфере управления. Арбитражный процессуальный кодекс относит к ведению Высшего Арбитражного Суда лишь те споры в сфере управления, которые возникают с участием государственных и иных органов РФ.

Статья 127 Конституции возложила  на Высший Арбитражный Суд судебный надзор за деятельностью арбитражных  судов, который должен осуществляться в предусмотренных федеральным  законом процессуальных, а не административных формах, так как арбитражные суды независимы и не находятся в административном подчинении Высшего Арбитражного Суда. Сущность судебного надзора состоит  в проверке законности и обоснованности вступивших в законную силу решений  всех арбитражных судов.

7. ВЫВОД

Таким образом, судебная власть есть предоставленные специальным  органами государства, т.е. судам - полномочия по разрешению отнесенных к их компетенции  вопросов, возникающих при применении права, и реализация этих полномочий путем конституционного, гражданского, уголовного, административного и  арбитражного судопроизводства с соблюдением  процессуальных форм, создающих гарантию законности и справедливости, принимаемых судами.

Суды и судьи наделены широкими полномочиями и обладают большим  количеством привилегий. С одной стороны это должно ускорять процесс судопроизводства и делать его максимально эффективным, но с другой получается, что суды становятся практически неподконтрольными, и судьи, не подвергаясь никакой ответственности, ведут дела руководствуясь личными, а иногда и корыстными мотивами.

Поэтому, несмотря на то, что  законодательство РФ довольно обширно  рассматривает деятельность судов  и чётко определяет их обязанности, судебная система РФ ещё нуждается  в существенных доработках.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Конституция Российской Федерации, 1993 г.

2. Гражданское право./Толстой, 1996 г.

3. Правоохранительные органы  РФ./Божьев, 1996 г.

4. Закон о судебной  системе РФ (в ред. от 15 декабря  2001 г.)


Информация о работе Судебная система РФ