Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 07:05, реферат
Недостача может возникнуть по естественным причинам, которые объясняются технологическими особенностями производства продукции, транспортировки, реализации или хранения материальных ценностей. Для таких недостач существуют нормы, которые утверждаются законодательством. Однако правила бухгалтерского учета требуют отражения недостач не только в пределах норм естественной убыли, но и в других случаях: при недостаче сверх норм, естественной убыли, утрате материальных ценностей, причинении ущерба. Прежде чем отразить недостачу материальных ценностей в учете, ее надо обнаружить.
Введение
1.Инвентаризация: понятие, виды, нормативная база
2.Документальное оформление и порядок проведения инвентаризации
Заключение
Список литературы
2
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение
1.Инвентаризация: понятие, виды, нормативная база
2.Документальное оформление и порядок проведения инвентаризации
Заключение
Список литературы
Недостача может возникнуть по естественным причинам, которые объясняются технологическими особенностями производства продукции, транспортировки, реализации или хранения материальных ценностей. Для таких недостач существуют нормы, которые утверждаются законодательством. Однако правила бухгалтерского учета требуют отражения недостач не только в пределах норм естественной убыли, но и в других случаях: при недостаче сверх норм, естественной убыли, утрате материальных ценностей, причинении ущерба. Прежде чем отразить недостачу материальных ценностей в учете, ее надо обнаружить. В большинстве случаев недостачи в бюджетных учреждениях выявляются в ходе инвентаризации материальных ценностей, а также ревизий и проверок финансовыми органами.
В соответствии со ст. 12 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 129-ФЗ) перед составлением годовой бухгалтерской отчетности все организации обязаны провести инвентаризацию имущества и обязательств. Порядок ее проведения определен Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденными Приказом Минфина России от 13.06.1995 N 49 (далее - Приказ N 49).
Для целей проведения инвентаризации к имуществу относятся: основные средства, нематериальные активы, финансовые вложения, материально-производственные запасы, готовая продукция, товары, денежные средства, прочие запасы и прочие финансовые активы; к финансовым обязательствам: кредиторская задолженность, займы, резервы.
Инвентаризации подлежит как принадлежащее организации имущество, так и находящееся на ответственном хранении, в аренде и т.п.
Для проведения инвентаризаций в организации должна быть создана постоянно действующая инвентаризационная комиссия, состав которой утверждается руководителем.
Деятельность любой организации не застрахована от недостач используемых материальных ценностей, поэтому автор считает, что вопрос об отражении в учете инвентаризации будет актуален.
В ходе осуществления хозяйственной деятельности торговая организация имеет активы и пассивы.
Для того чтобы иметь представление о реальном финансовом состоянии организации, необходимо иметь достоверные данные обо всем имуществе, находящемся в ее распоряжении: количестве, состоянии, в котором оно находится, и правильности его оценки. Затем фактические остатки имущества сверяются с данными бухгалтерского учета. Такой процесс проверки имущества и обязательств называется инвентаризацией.
То есть инвентаризация представляет собой определенную последовательность практических действий по документальному подтверждению наличия, состояния и оценки имущества и обязательств организации с целью обеспечения достоверности данных учета и отчетности. Можно сказать, что инвентаризация — это контрольная функция учета, позволяющая выявить случаи необоснованного уменьшения капитала хозяйствующего субъекта, вложенного в различные виды имущества (активов).
Вопросам, связанным с необходимостью проведения инвентаризации активов и обязательств организации, придается большое значение в нормативном регулировании бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации.
Законодательство предоставляет организациям широкие возможности для использования инвентаризации в качестве действенного механизма регулирования и контроля порядка ведения бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организации в целях подготовки достоверной информации о ее финансовом положении в бухгалтерской отчетности.
Необходимость проведения инвентаризации подтверждается ст. 12 Закона о бухгалтерском учете:
«Для обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности организации обязаны проводить инвентаризацию имущества и обязательств, в ходе которой проверяются и документально подтверждаются их наличие, состояние и оценка.
Порядок и сроки проведения инвентаризации определяются руководителем организации, за исключением случаев, когда проведение инвентаризации обязательно».
Инвентаризация имущества и обязательств коммерческих организаций является не только важным общехозяйственным мероприятием, но и элементом учетной политики. Согласно п. 3 ст. 6 Закона о бухгалтерском учете порядок проведения инвентаризации имущества и обязательств организации утверждается при формировании учетной политики.
Необходимо обратить особое внимание на это положение, так как во многих организациях (особенно в сфере малого бизнеса) инвентаризация либо вообще не проводится, либо проводится с нарушением установленных правил, когда формально заполняются инвентаризационные описи и составляются акты по данным регистров бухгалтерского учета (без проведения натуральной (вещественной) проверки).
Виды инвентаризаций можно представить в виде таблицы:
Критерий | Вид инвентаризации | Действия |
По обязательности проведения | Обязательная | Проводится в обязательном порядке в соответствии с законодательством |
Инициативная | Проводится по решению руководителя | |
По периодичности
| Плановая | Проводится в установленные порядком проведения инвентаризации сроки |
Внеплановая | Проводится по решению руководителя организации вне утвержденного плана для обеспечения дополнительного контроля сохранности отдельных видов имущества, либо необходимость ее проведения предусмотрена законодательством | |
По степени охвата
| Полная | Инвентаризации подвергаются все объекты имущества и обязательств |
Частичная | Проверке подлежит один или несколько видов имущества и обязательств | |
По методу проведения | Натуральная | Непосредственное наблюдение объектов и определение их количества путем подсчета, взвешивания, обмера и т.п. |
Документальная | Проверка документального подтверждения наличия объектов |
Инвентаризации подлежит все имущество и все виды финансовых обязательств как по головному предприятию, так и по его подразделениям.
Под имуществом организации понимаются основные средства, нематериальные активы, финансовые вложения, производственные запасы, готовая продукция, товары, прочие запасы, денежные средства и прочие финансовые активы, а под финансовыми обязательствами - кредиторская задолженность, кредиты банков, займы и резервы. Кроме того, инвентаризации подлежат производственные запасы и другие виды имущества, не принадлежащие организации, но числящиеся в бухгалтерском учете (находящиеся на ответственном хранении, арендованные, полученные для переработки), а также имущество, не учтенное по каким-либо причинам.
Проведение инвентаризации и оформление ее результатов регулируется нормами следующих документов:
- Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 129-ФЗ);
- Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, утвержденного Приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н (далее - Положение);
- Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденных Приказом Минфина России от 13.06.1995 N 49 (далее - Методические указания по инвентаризации).
А при инвентаризации МПЗ необходимо также руководствоваться Методическими указаниями по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, утвержденными Приказом Минфина России от 28.12.2001 N 119н (далее - Методические указания по бухучету МПЗ).
Порядок проведения инвентаризации имущества и обязательств утверждается при формировании учетной политики наряду с рабочим планом счетов, формами первичных документов, правилами документооборота и т.д. (п. 3 ст. 6 Закона N 129-ФЗ).
Количество инвентаризаций в отчетном году, даты их проведения, перечень имущества и обязательств, подлежащих проверке, определяются руководителем организации. Исключение составляют случаи, когда проведение инвентаризации обязательно (п. 2 ст. 12 Закона N 129-ФЗ):
- при передаче имущества в аренду, выкупе, продаже, а также при преобразовании государственного или муниципального унитарного предприятия;
- перед составлением годовой бухгалтерской отчетности;
- при смене материально ответственных лиц;
- при выявлении фактов хищения, злоупотребления или порчи имущества;
- в случае стихийного бедствия, пожара или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями;
- при реорганизации или ликвидации организации;
- в других случаях, предусмотренных законодательством.
Если инвентаризация проводилась не ранее 1 октября отчетного года, то перед составлением годового баланса повторять эту процедуру нет необходимости. А основные средства проверять необходимо раз в три года (п. 27 Положения).
Кроме того, руководитель организации имеет право самостоятельно назначить проведение инвентаризации. Для этого ему нужно определить количество данных мероприятий в отчетном году, их даты, перечень проверяемого имущества и финансовых обязательств при каждом из них (пп. 2.1 Методических указаний по инвентаризации).
Инвентаризации подлежит все имущество организации (в том числе находящееся на ответственном хранении, арендованное, а также имущество, не учтенное по каким-либо причинам) независимо от его местонахождения и все виды финансовых обязательств. Основными целями инвентаризации являются: выявление фактического наличия имущества; сопоставление его с данными бухгалтерского учета; проверка полноты отражения в учете обязательств. В этой статье рассмотрим некоторые важные моменты организации инвентаризации, подготовительных мероприятий перед ее проведением, документального оформления инвентаризации, а также затронем проблемы, связанные с отражением в бухгалтерском учете результатов инвентаризации.
В соответствии с п. 1 ст. 12 Закона о бухгалтерском учете[1] для обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности организации должны проводить инвентаризацию имущества и обязательств (Письмо Минфина России от 03.06.2010 N 07-02-12/13). При принятии учреждением учетной политики наряду с другими решениями, необходимыми для организации бухгалтерского учета, утверждается порядок проведения инвентаризации.
Общие правила проведения инвентаризации имущества и финансовых обязательств организации (в том числе формы документов, применяемых для оформления результатов инвентаризации, порядок деятельности инвентаризационных комиссий и участия материально ответственных лиц в проведении инвентаризации) установлены Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденными Приказом Минфина России от 13.06.1995 N 49 (далее - Методические указания).
Количество инвентаризаций в отчетном году, даты их проведения, а также перечень имущества и финансовых обязательств, проверяемых при каждой из них, устанавливаются руководителем учреждения, кроме случаев, когда проведение инвентаризации обязательно. Таковыми являются:
- передача имущества в аренду, выкуп, продажа;
- составление годовой бухгалтерской отчетности;
- смена материально ответственных лиц;
- выявление фактов хищения, злоупотребления или порчи имущества;
- стихийное бедствие, пожар или другие чрезвычайные ситуации, вызванные экстремальными условиями;
- реорганизация или ликвидация организации;
- иные случаи, предусмотренные законодательством РФ.
Проведение инвентаризации включает в себя три этапа:
1. Подготовительный этап: мероприятия, осуществляемые перед началом инвентаризации.
2. Непосредственное проведение инвентаризации путем занесения фактического наличия имущества в формы первичной учетной документации.
3. Оформление результатов инвентаризации и отражение их в бухгалтерском учете.
Подготовительный этап
Перед началом инвентаризации необходимо:
- проверить наличие и состояние инвентарных карточек, инвентарных книг, описей и других регистров аналитического учета; наличие и состояние технических паспортов или другой технической документации; наличие документов на основные средства, сданные или принятые организацией в аренду и на хранение. При отсутствии документов необходимо обеспечить их получение или оформление (п. 3.1 Методических указаний);
- снять остатки кассы, если проводится инвентаризация денежных средств;
- оформить акты сверки расчетов с контрагентами, налоговыми и финансовыми органами, внебюджетными фондами и т.д.;
- создать в учреждении постоянно действующую комиссию, для проведения инвентаризации при большом объеме работ - дополнительные рабочие комиссии, состав которых утверждается руководителем (п. 2.2 Методических указаний). Как правило, в комиссию включаются работники администрации учреждения, бухгалтерии, а также иные специалисты. В инвентаризационную комиссию могут быть приглашены и независимые аудиторы;
К сведению. Отсутствие хотя бы одного члена инвентаризационной комиссии служит основанием для признания результатов инвентаризации недействительными (п. 2.3 Методических указаний).
- получить последние на момент инвентаризации приходные и расходные документы или отчеты о движении материальных ценностей и денежных средств. Председатель инвентаризационной комиссии визирует все приходные и расходные документы, приложенные к реестрам (отчетам), с указанием "до инвентаризации на "_____________" (дата)", на их основании определяются остатки имущества к началу инвентаризации по учетным данным (п. 2.4 Методических указаний);