Субъекты гражданского права

Автор: s******@mail.ru, 26 Ноября 2011 в 13:21, контрольная работа

Описание работы

Гражданское право — это отрасль права, регулирующая имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения. Имущественными отношениями называют отношения, возникающие между людьми по поводу материальных благ.
Личные неимущественные отношения — это не имеющие экономического содержания отношения между людьми по поводу нематериальных благ.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Субъекты гражданского права………………………………………………...4
2. Физические лица………………………………………………………………..5
3. Юридические лица……………………………………………………………..9
4. Публично – правовые образования…………………………………………..11
Заключение……………………………………………………………………….15
Список литературы………………………………………………………………16

Работа содержит 1 файл

Содержание.docx

— 34.05 Кб (Скачать)

Юридические лица

     Юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

     Имущественные отношения (купля-продажа,  мена, аренда и т.п.) возникают  как между гражданами, так и  между организациями. Эти отношения  также нуждаются в правовом  регулировании. Для обеспечения  устойчивости и надежности регулирования  данных отношений необходимо  не только определение прав  и обязанностей их участников, но и определение того, какие  организации вправе в них участвовать.  Этим целям служит понятие  юридического лица. Быть субъектом  права, т.е. приобретать гражданские  права и принимать на себя  обязанности, вправе только те  организации, которые являются  юридическими лицами. Согласно ст. 48 ч. 1 ГК РФ юридическим лицом  признается организация, которая  имеет в собственности, хозяйственном  ведении или оперативном управлении  обособленное имущество и отвечает  по своим обязательствам этим  имуществом, может от своего имени  приобретать и осуществлять имущественные  и личные неимущественные права,  нести обязанности, быть истцом  и ответчиком в суде.

     Можно выделить следующие четыре  признака юридического лица: 1) организационное  единство, 2) обособленность имущества, 3) самостоятельная имущественная  ответственность, 4) выступление в  гражданском обороте от своего  имени.

     Требование организационного единства  юридического лица — это обязательное  условие для существования организации  как субъекта права, поскольку  в противном случае станет  невозможным определение того, кто  же является носителем гражданских  прав и обязанностей. Организационное  единство юридического лица закрепляется  в его уставе, штатном расписании.

     Обязательной предпосылкой участия  в имущественных отношениях является  наличие у юридического лица  определенного имущества. Причем  это имущество должно быть  обособлено от имущества других  организаций, в том числе от  имущества их учредителей. 

     Имущество кооператива обособлено  от имущества членов кооператива,  имущество одного государственного  унитарного предприятия, являющегося  юридическим лицом, — от имущества  других государственных юридических  лиц и т.д. об обособленности  имущества юридического лица  свидетельствует самостоятельность  его баланса (сметы), наличие счета  в банке.  

     Самостоятельная имущественная  ответственность как признак  юридического лица является следствием  его имущественной обособленности. По своим долгам юридическое  лицо обязано отвечать принадлежащим  ему имуществом. Учредители и  участники юридического лица, в  том числе и собственники его  имущества, по общему правилу  не отвечают по обязательствам  юридического лица, а юридическое  лицо не отвечает по обязательствам  учредителей, участников и собственников.  Исключения из этого правила  могут иметь место только в  случаях, предусмотренных ПС или  учредительными документами юридического  лица. Например, в соответствии с  п. 5 ст. 56 ч. 1 ГК РФ по обязательствам  казенного предприятия при недостаточности  его имущества может нести  ответственность Российская Федерация. 

     Обособленность имущества и принцип  имущественной ответственности  обусловливают и наличие у  юридического лица еще одного  признака — выступления в гражданском  обороте от своего имени. Участники  имущественных отношений должны  точно знать, кому принадлежат  те или иные права, на ком лежит та или иная обязанность. Для этого установлено правило, что юридические лица должны действовать от своего имени. 

Публично  – правовые образования

     Как известно, действующее гражданское законодательство исходит из принципа множественности субъектов, имеющих статус "государства". К ним (п. 1 ст. 124 ГК РФ) отнесены Российская Федерация и ее субъекты: республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа (составляющие вместе с муниципальными образованиями категорию публично-правовых образований).

     Каждый из этих публично-правовых субъектов является самостоятельным собственником своего имущества, в связи с чем, в частности, исключается и его имущественная ответственность по обязательствам других публично-правовых образований. Данное положение предопределяет как необходимость участия публично-правовых образований в гражданских правоотношениях, так и выступление в них на равных началах с другими, частными собственниками - гражданами и юридическими лицами, являющимися обычными субъектами гражданского права. Указанное равенство также составляет один из основополагающих частноправовых принципов, определяющих гражданско-правовой статус государства и других публично-правовых образований (субъектов) в российском правопорядке.

     Вместе с тем участие Российской Федерации в гражданском обороте характеризуется определенной спецификой, которая проявляется в следующем:

- объем  правоспособности определяется  самим государством посредством  принятия соответствующих нормативных  правовых актов;

- наличии  иммунитетов;

- праве  собственности на природные ресурсы  (земли лесного фонда, водные  объекты, недра и др.) , а также на объекты, изъятые из гражданского оборота, такие как ракеты, иное оружие, кроме легкого стрелкового и охотничьего;

- исключительном  праве эмиссии национальной валюты;

- особом  правовом режиме государственной  казны и государственного бюджета.

     Поскольку собственниками соответствующего имущества и, следовательно, субъектами гражданских правоотношений законом признаются именно публично-правовые образования - Российская Федерация, ее субъекты и муниципальные образования как целое, возникает вопрос: кто вправе выступать от их имени в имущественном (гражданском) обороте? Согласно п. 1 ст. 125 ГК РФ от имени этих субъектов в гражданских правоотношениях выступают органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. Категория компетенции связана с установлением публично-правового статуса соответствующего органа государственной (публичной) власти и потому не является гражданско-правовой и не определяется актами гражданского законодательства. Она устанавливается нормами публичного (конституционного и административного) права, причем лишь теми его актами, которые специально определяют публично-правовой статус соответствующих органов государства.

     Так, в соответствии с ФКЗ от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" к полномочиям Правительства РФ в сфере экономики отнесено осуществление управления федеральной собственностью.

     Программы приватизации федеральной государственной собственности принимаются исключительно на заседаниях Правительства РФ. В свою очередь Постановлением Правительства РФ от 8 апреля 2004 г. N 200 "Вопросы Федерального агентства по управлению федеральным имуществом" , указанному агентству переданы права по осуществлению полномочий собственника в пределах и в порядке, определенных федеральным законодательством, в отношении имущества федеральных государственных унитарных предприятий и государственных учреждений (за исключением полномочий собственника, которые в соответствии с законодательством РФ осуществляют иные федеральные агентства), акций (долей) акционерных (хозяйственных) обществ и иного имущества, составляющего казну РФ, а также полномочий по изъятию у учреждений и казенных предприятий излишнего, неиспользуемого либо используемого не по назначению федерального недвижимого имущества, передаче федерального имущества физическим и юридическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества; разграничение государственной собственности, в том числе на землю, на собственность РФ, собственность субъектов РФ и собственность муниципальных образований; защита имущественных и иных прав и законных интересов РФ при управлении федеральным имуществом и его приватизации на территории РФ и за рубежом; осуществление учета федерального имущества и ведение реестра федерального имущества.

     Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы.

     От имени субъектов Федерации выступают органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. Система органов государственной власти субъектов Федерации определяется конституциями республик в составе РФ или уставами края, области, другого субъекта РФ.

     От имени муниципальных образований в рамках своей компетенции выступают органы местного самоуправления. Структура органов местного самоуправления определяется уставом соответствующего муниципального образования.

     Российская Федерация, субъект РФ, муниципальное образование отвечают по своим обязательствам принадлежащим им на праве собственности имуществом, кроме имущества, которое закреплено за созданными ими юридическими лицами на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, а также имущества, которое может находиться только в государственной или муниципальной собственности.

     Обращение взыскания на землю и другие природные ресурсы, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, допускается в случаях, предусмотренных законом. Юридические лица, созданные Российской Федерацией, субъектами РФ, муниципальными образованиями, не отвечают по обязательствам публично-правовых образований. Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования не отвечают по обязательствам созданных ими юридических лиц, кроме случаев, предусмотренных законом.

     Например, государство принимает на себя субсидиарную ответственность по долгам учреждений и казенных предприятий. Российская Федерация не отвечает по обязательствам субъектов РФ и муниципальных образований. Субъекты РФ, муниципальные образования не отвечают по обязательствам друг друга, а также по обязательствам РФ. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

     Итак, обобщая вышеизложенное, коротко можно отметить, что субъектами гражданских правоотношений могут быть: 1. Граждане РФ, иностpанные гpаждане и лица без гpажданства; 2. Российские и иностpанные юpидические лица; 3. РФ, субъкты РФ, муниципальные обpазования. Hужно сказать, что гpажданские пpавоотношения могут возникать между всеми субъектами гpажданского пpава в любом их сочетании.

     Все возможные субъекты гpажданских пpавоотношений охватываются понятием "лица", котоpое используется в Гpажданском кодексе (ГК) и дpугих актах pоссийского гpажданского законодательства. Как субъекты гpажданских пpавоотношений лица хаpактеpизуются тем, что они являются носителями субъективных гpажданских пpав и обязанностей.

     Как и любая отрасль права, гражданское право состоит из правовых норм, регулирующих соответствующие общественные отношения.

     Круг общественных отношений, регулируемых гражданским правом, необычайно обширен.

     Граждане и организации, осуществляя предпринимательскую деятельность, постоянно вступают между собой в общественные отношения, регулируемые нормами гражданского права.

     Граждане в своей повседневной жизни, пользуясь услугами различных организаций, также вступают в общественные отношения, регулируемые гражданским правом.

     Нормы гражданского права распространяют свое действие и на отношения, которые периодически возникают между самими гражданами. Действие гражданского права распространяется также и на такие общественные отношения, в которых граждане вообще не принимают участия. 
 
 

Список  литературы

1.  Жуйкова В.М., Треушникова М.К.: Толковый словарь Гражданского

     права. Часть 1. 2006 г.496 с.

2.  Тариканов Д.В.: Юридическая личность коммерческих организаций в

     гражданском праве России. М., Статут, 2008.254 с.

3.  Чеговадзе Л.А.: Структура и состояние гражданского правоотношения.

     2007г.542 с.

4.  http://www.constitution.ru/ - Конституция Российской Федерации.

5.   http://base.garant.ru/10164072/ - Гарант - Информационно правовой портал

6.  http://77urist.ru/gp_vvoprosax_otvetax/index.html - Алексеев С.С. и др.

     Гражданское право в вопросах и ответах. 2-е изд., перераб. и доп.: учеб.

     пособие (под ред. Алексеева С.С.).

7.  http://www.e-reading.org.ua/book.php?book=140223 - Абова Т. Субъекты

Информация о работе Субъекты гражданского права