Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Августа 2011 в 21:44, реферат
Конституционный контроль относится к числу эффективных средств обеспечения верховенства конституционных предписаний, которое является главным атрибутом любого демократического государства. Основное назначение конституционного контроля состоит прежде всего в выявлении правовых актов и действий государственных органов или должностных лиц, противоречащих конституционным предписаниям, а также в принятии мер по устранению выявленных отклонений.
Введение ………………………………………………………..3
1. История возникновения и развития
Конституционного Суда РФ. ……………………………..….4
2. Полномочия, состав и порядок образования
Конституционного суда РФ………………..……………….. 8
2.1. Полномочия Конституционного суда РФ..…………… 8
2.2. Состав и порядок образования ...…………………….. 16
3. Статус судьи Конституционного Суда РФ. ……………..….17
Заключение ..………………………………………………… 23
Список литературы………..……….
Остро стоит проблема, когда толкование связано с восполнением пробелов в конституционном тексте. Явный пробел в федеральном конституционном Законе о Конституционном Суде - отсутствие в нем указаний о каких-либо установках и принципах, из которых должен исходить Суд при прямом толковании Конституции.
Право
толкования Конституции несомненно способствует
усилению роли и престижа Конституционного
Суда, более полному раскрытию его юридической
природы и сущности. Вместе с тем ряд норм
в определенной степени ограничил полномочия
специализированного органа Конституционного
контроля, что служит целям деполитизации
Суда.
2.2. Состав и порядок образования
Согласно
действующему законодательству Конституционный
Суд РФ состоит из 19 судей, назначаемых
на должность Советом Федерации
по представлению Президента РФ. Конституционный
Суд РФ вправе осуществлять свою деятельность
при наличии в его составе
не менее 3/4 от общего числа судей. Представление
Президента РФ готовится и вносится
с соблюдением установленного порядка.
Основные положения такого порядка
определены в ст. 9 Закона о Конституционном
Суде. Предложения о кандидатах на
должности судей
Совет
Федерации рассматривает вопрос
о назначении на должность судьи
Конституционного Суда РФ в срок не
позднее четырнадцати дней с момента
получения представления
В случае выбытия судьи из состава Конституционного Суда РФ представление о назначении другого лица на вакантное место судьи вносится Президентом РФ не позднее месяца со дня открытия вакансии.
Судья Конституционного Суда РФ, срок полномочий которого истек, продолжает исполнять обязанности судьи до назначения на должность нового судьи или до принятия итогового решения по делу, начатому с его участием.
Федеральным
конституционным законом о
Судья
считается ушедшим или
В
соответствии со ст. 125 Конституции
РФ 1993 г. Конституционный Суд
Российской Федерации состоит из
девятнадцати судей, назначаемых на
должность Советом Федерации
по представлению Президента Российской
Федерации. Увеличение состава суда
было вызвано чисто политическими
причинами - нужно было «разбавить»
состав Конституционного Суда новыми,
более лояльными к
Закон «О Конституционном Суде Российской Федерации» 1994 г. устанавливает, что «Конституционный Суд Российской Федерации вправе осуществлять свою деятельность при наличии в его составе не менее трех четвертей от общего числа судей».
Статус судей Конституционного Суда в целом не отличается от статуса судей других высших судов России. Конституция РФ в ст. 128 устанавливает также идентичный порядок назначения судей трех высших судов. Отличая в квалификации имеют частный характер.
Судьей Конституционного Суда может быть назначен гражданин РФ, достигший ко дню назначения возраста не менее сорока лет, с безупречной репутацией, имеющий высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее пятнадцати лет, обладающий признанной высокой квалификацией в области права.
Предложения о кандидатах на должности судей Конституционного Суда РФ могут вноситься Президенту РФ членами (депутатами) Совета Федерации и депутатами Государственной Думы, а также законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации, высшими судебными органами и федеральными юридическими ведомствами, всероссийскими юридическими сообществами, юридическими научными и учебными заведениями.
Совет Федерации должен рассмотреть вопрос о назначении на должность судьи Конституционного Суда РФ в срок не позднее четырнадцати дней с момента получения представления Президента РФ.
Каждый судья Конституционного Суда РФ назначается на должность в индивидуальном порядке тайным голосованием. Назначенным на должность судьи Конституционного Суда РФ считается лицо, получившее при голосовании большинство от общего числа членов Совета Федерации.
Судья Конституционного Суда РФ, срок полномочий которого истек, продолжает исполнять обязанности судьи до назначения на должность нового судьи или до принятия итогового решения по делу, начатому с его участием.
Председатель
Совета Федерации в порядке, установленном
Советом Федерации, приводит к
присяге лицо, назначенное на
должность судьи
Судья
Конституционного Суда РФ
приносит присягу следующего
содержания: "Клянусь честно
и добросовестно исполнять
Законом устанавливается целый ряд так называемых «дисквалификаций» или несовместимостей. Судья Конституционного Суда не может быть членом Совета Федерации, депутатом Государственной Думы, иных представительных органов, занимать либо сохранять за собой другие государственные или общественные должности, иметь частную практику, заниматься предпринимательской, иной оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности, занятие которой не должно препятствовать выполнению обязанностей судьи Конституционного Суда и не может служить уважительной причиной отсутствия на заседании, если на то не дано согласия Конституционного Суда.
Судья Конституционного Суда Российской Федерации не вправе осуществлять защиту или представительство, кроме законного представительства, в суде, арбитражном суде или иных органах, оказывать кому бы то ни было покровительство в получении прав и освобождении от обязанностей.
Судья Конституционного Суда Российской Федерации не может принадлежать к политическим партиям и движениям, материально их поддерживать, участвовать в политических акциях, вести политическую пропаганду или агитацию, участвовать в кампаниях по выборам в органы государственной власти и органы местного самоуправления, присутствовать на съездах и конференциях политических партий и движений, заниматься иной политической деятельностью. Он не может также входить в руководящий состав каких-либо общественных объединений, даже если они и не преследуют политических целей.
Судья Конституционного Суда не вправе, выступая в печати, иных средствах массовой информации и перед любой аудиторией, публично высказывать свое мнение о вопросе, который может стать предметом рассмотрения в Конституционном Суде РФ, а также который изучается или принят к рассмотрению Конституционным Судом, до принятия решения по этому вопросу. Надо сказать что это положение трудновыполнимо, так как предметом рассмотрения в Конституционном Суде может стать любой из весьма широкого круга вопросов.
Судья Конституционного Суда назначается на должность на срок двенадцать лет. с предельным возрастом пребывания в должности судьи Конституционного Суда семьдесят лет. Следует вспомнить, что по Закону «О Конституционном Суде РСФСР» 1991 г. члены Суда назначались пожизненно и это, на наш взгляд, более соответствовало мировой практике, создавало больше гарантий независимости.
Закон ограничивает пребывание на должности судьи Конституционного Суда одним сроком.
Судья Конституционного Суда РФ считается вступившим в должность с момента принесения им присяги. Его полномочия прекращаются в последний день месяца, в котором истекает срок его полномочий или в котором ему исполняется семьдесят лет.
Независимость
судьи Конституционного Суда обеспечивается
его несменяемостью, неприкосновенностью,
равенством прав судей, установленными
Федеральным конституционным законом
«О Конституционном Суде Российской
Федерации» порядком приостановления
и прекращения полномочий судьи,
правом на отставку, обязательностью
установленной процедуры
Материальные
гарантии независимости судьи
Интересно отметить,
что Закон «О Конституционном
Суде Российской Федерации» по новому
трактует понятие несменяемости
судей. Несменяемость не означает пожизненного
в должности, а означает лишь, что
полномочия судьи могут быть прекращены
или приостановлены не иначе как
в порядке и по основаниям, установленным
Федеральным конституционным законом
«О Конституционном Суде Российской
Федерации».
Судья
Конституционного Суда пользуется неприкосновенностью.
Он не может быть привлечен
к уголовной или административной
ответственности, налагаемой в
судебном порядке, задержан, арестован,
подвергнут обыску без согласия Конституционного
Суда РФ, за исключением случаев
задержания на месте преступления,
а также подвергнут личному досмотру,
за исключением случаев, когда это
предусмотрено федеральным
Судья Конституционного Суда РФ не может быть привлечен к какой-либо ответственности, в том числе и по истечении срока его полномочий, за мнение, выраженное им в заседании Конституционного Суда РФ, а также за принятое Конституционным Судом РФ решение.
Все судьи Конституционного Суда РФ пользуются равными правами. Все они имеют право решающего голоса по всем вопросам, рассматриваемым в пленарных заседаниях Конституционного Суда или в заседаниях его палаты, в состав которой он входит.
Полномочия судьи Конституционного Суда РФ могут быть приостановлены в случаях, если:
Информация о работе Статус и полномочия Конституционного суда РФ