Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 10:31, контрольная работа
Правовое государство означает такой тип государства, власть которого основана на праве, им ограничивается и через него реализуется. Главными элементами, составляющими основу правового государства, являются свобода человека, связанная с наиболее полным обеспечением его прав, и ограничение правом государственной власти.
В правовом государстве в отношении человека создаются условия для его юридической свободы, своеобразный механизм правового стимулирования, в основе которого лежит принцип «разрешено все, что не запрещено законом». Этот принцип противоположен принципу тоталитарного государства: «запрещено все, что не разрешено законом». Принципиальная разница этих принципов заключается в изначальной свободе или наоборот несвободе человека. Если первый принцип предполагает частичное ограничение прав свободной личности, то второй принцип исходит из возможности предоставления полностью зависимому от государства человеку частичных прав и свобод.
Понятие и признаки правового государства………………………………..3
Становление правового государства в современной России……………..13
Достижения и проблемы правового государства в современной России.16
Список литературы……………………………………………………….....20
вознаграждение за свой труд. Государство оказывается неспособным обеспечить в должной мере права и свободы своих граждан в сфере образования, науки, соц. обеспечения. Принцип разделения властей в Конституции закреплен таким образом, что законодательная власть не способна организовать действенный парламентский контроль за деятельностью исполнительной власти по организации и обеспечению реализации федеральных законов.
В качестве одной из важнейших
задач, связанной с формированием
правового государства, следует
рассматривать развитие и
законодательства, формирование новой по существу правовой системы. В последнее время приняты очень многие законодательные акты, создающие основы для дальнейшего развития нашего государства как демократического, правового. Это Декларация о государственном суверенитете Российской Федерации, Декларация прав и свобод человека и гражданина, закон о гражданстве, закон о собственности, Конституция Российской Федерации, Договор об общественном согласии. Таким образом, основная задача состоит в том, что бы наконец преодолеть застарелый порок российской власти – тенденцию к ее монополизации и бесконтрольности, развить и упрочнить систему разделения властей. Опыт российской политической истории учит, что это очень трудно, но крайне необходимо. Пока возможно, это должны сделать сторонники действующей конституции, не откладывая дело до прихода к власти ее противников.
Качественно новые условия для развития теории и практики правового государства в России сложились во второй половине 80-х годов XX века. К основным достижениям этого периода следует отнести общее признание принципа «правового государства»; отменена репрессивных, иных реакционных институтов и положений; развитие демократического законодательства и системы правосудия (созданы Конституционный суд Российской Федерации, Высший арбитражный суд Российской Федерации); в октябре 1991 года Верховный Совет Российской Федерации одобрил концепцию судебной реформы, направленную на утверждение судебной власти в государственном механизме как самостоятельной влиятельной силы, независимой в своей деятельности от властей законодательной и исполнительной; принятая Верховным Советом Российской Федерации в 1991г. «Декларация прав и свобод человека и гражданина», которая исходит из того, что государство признает приоритет прав и свобод человека, а соблюдение и защита прав и свобод, чести и достоинства человека является главной обязанностью государственной власти.
Однако достичь подлинного правового государства возможно, по мнению ведущих специалистов, только преодолев, решив целый ряд приоритетных задач:
1. Достижение и укрепление взаимной ответственности личности и государства. За нарушение закона должна обязательно последовать предусмотренная законом мера ответственности, не взирая при этом на личностное, статусные и прочие характеристики правонарушителя. Гарантией соблюдения и выполнения прав человека в России, как раз и занимается система независимых судов. Помимо этого, существует Европейский суд по правам человека – международный орган, юрисдикция которого распространяется на все государства-члены Совета Европы, ратифицировавшие Европейскую конвенцию о защите прав человека и основных свобод, и включает все вопросы, относящиеся к толкованию и применению Конвенции, включая межгосударственные дела и жалобы отдельных лиц. Его защита распространяется и на граждан России с 5 мая 1998 года.
2. Обеспечение реальности прав и свобод гражданина, высокой степени их правовой и социальной защищённости. Государство должно не только провозгласить приверженность этому принципу, но и закрепить фундаментальные права человека в своих законах, гарантировать их и реально защищать на практике. До сих пор существуют коллизии между Конституцией и всей нижестоящей системой нормативно-правовых актов.
3. Преодоление правового нигилизма в массовом сознании. Для решения этой проблемы необходимо повышение общей и правовой культуры граждан, их правового и морального сознания, совершенствование законодательства, профилактика правонарушений, и прежде всего преступлений, упрочение законности.
4. Деятельность органов правового государства должна базироваться на принципе разделения властей. В Российской Федерации система «сдержек и противовесов» практикуется весьма широко. Например, Президент РФ имеет право распустить Государственную Думу – одну из палат Федерального Собрания, в свою очередь Государственная дума наделена правом инициирования процедуры импичменты. Но говорить о полной независимости всех трёх ветвей власти друг от друга, пока, рано.
Формирование правового государства – крайне сложный процесс, конечный результат которого зависит от целой совокупности внутренних и внешних факторов.
Можно ли считать Российскую Федерацию правовым государством?! Однозначно ответить на этот вопрос нельзя. Согласно Конституции, Российская Федерация является правовым государством. И некоторые черты последней, уже имеют место в российской действительности:
1. Российская Федерация основывается на суверенитете народа и закреплена конституционно-правовая регламентация государственного суверенитета.
2. Российское государство основывается на верховенстве закона, что закреплено в Основном законе страны – Конституции. И, действительно, любой гражданин имеет равные права перед законом, несмотря на его общественное положение, материальные возможности и властные полномочия. Также сама власть обязана соблюдать и действовать в соответствии с правовыми нормами.
3. Имеет место политический и идеологический плюрализм, заключающийся в свободном функционировании различных партий, организаций, действующих в рамках Конституции, наличии различных идеологических концепций, течений, взглядов. Бессмысленно отрицать, что улучшение за последние 20 лет в этой сфере колоссально. Сегодня, каждый гражданин может спокойно заявить о своей позиции, даже если она диаметрально противоположна позиции власти или большинства.
В
заключении необходимо подчеркнуть, что
для современной России правовое
государство, все же, продолжает оставаться
идеалом, к которому необходимо стремиться.
И основная задача институтов власти заключается
в поиске, в выявлении позитивного опыта,
для создания конструктивных решений
при решении проблемы перехода на правовые
рельсы. Но при этом не следует забывать
про нашу самобытность, поскольку отсутствие
нравственно-культурного потенциала не
приводит к демократизации и к становлению
правовой государственности, а, наоборот,
к выхолащиванию и уничтожению этих процессов.
Список литературы
1) Баглай М. В. Конституционное право Российской Федерации. Учебник для юридических вузов и факультетов. - М.: Издательская группа ИНФРА М - НОРМА, 1997. - 752 с.
2) Коваленко
И. А. Общая теория
3) Козлова Е. И., Кутафин О. Е. Конституционное право Российской Федерации : Учебник, М.: Юристъ, 1996. - 480 с.
4) Комаров
С. А. Общая теория
5) Комментарий к Конституции Российской Федерации. / Общ. Ред. Ю. В. Кудрявцева. - М.: Фонд “Правовая культура”, 1996. - 552 с.
6) Лазарев Б. М. Что такое правовое государство ? - М.: Знание, 1990. - 64 с.
7) Общая
теория права. Учебник для
8) Разделение властей и парламентаризм. / Общ. Ред. Глушко Е. К. - М.: ИГПАН, 1992. - 126 с.
9) Соломон Питер Герман, младший. Проблемы развития правового строя в постсоветской России. - М.: 1997. - 53 с.
10) Четверин
В. А. Демократическое
Информация о работе Становление правового государства в современной России, достижения и проблемы