Сроки в гражданском праве

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2012 в 16:52, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение теоретических вопросов, связанных с понятием сроков в гражданском праве; определением порядка исчисления исковой давности, правовыми последствиями его истечения.
В соответствии с заданной целью определены следующие задачи:
1 Определить понятие и значение сроков в гражданском праве.
2 Рассмотреть виды сроков в гражданском праве.
3 Изучить определение и исчисление сроков в гражданском праве.
4 Раскрыть понятие, значение, применение и виды сроков исковой давности.
5 Описать течение сроков исковой давности

Содержание

Введение
1 Сущность и правовые особенности сроков в гражданском праве
1.1 Понятие и значение сроков в гражданском праве
1.2 Виды сроков в гражданском праве
1.3 Определение и исчисление сроков в гражданском праве
2 Срок исковой давности в гражданском праве
2.1 Понятие, значение, применение и виды сроков исковой давности
2.2 Течение сроков исковой давности
Заключение
Список использованных источников

Работа содержит 1 файл

сроки в гр пр.doc

— 189.00 Кб (Скачать)

В соответствии с классификацией сроков можно выявить следующие особенности срока исковой давности:

1)              он может быть установлен лишь законом;

2)              он является сроком-периодом (периодом времени), а не сроком-моментом;

3)              он установлен императивно (т.е. обязателен для субъектов правоотношения и не может изменяться по их соглашению – ст.198 ГК);

4)              он абсолютно определен, т.е. он позволяет точно установить момент или период времени, с наступлением или истечением которого связываются правовые последствия (в частности, путем указания продолжительности срока с одновременным определением начала течения срока);

5)              он может быть как общим, так и специальным;

6)              он является общим (по отношению к сроку частному, например, сроку, который дается на защиту субъективного гражданского права после приостановления или восстановления срока давности);

7)              он является сроком для защиты субъективного гражданского права, что позволяет ему занимать равноправное (наряду со сроками осуществления прав и исполнения обязанностей) положение в системе гражданско-правовых сроков и механизме правореализации. Как справедливо замечает Ю.К. Лебедева, «утверждение о материально-право­вой природе института исковой давности базируется именно на выделении их как самостоятельной группы в системе гражданско-правовых сроков при классификации по основополагающему признаку – назначению сроков в процессе правового регулирования» [9, с. 18].

8) он является сроком правопрекращающим (точнее сказать, сроком, прекращающим правомочие на принудительную защиту субъективного гражданского права, что не означает прекращения самого права).

Исковая давность не может применяться к случаям оспаривания нормативного правового акта, если иное не предусмотрено законом.

Исковую давность следует отличать от сроков, которыми ограничивается существование материального права, т.е. от пресекательных сроков, истечение которых означает прекращение субъективного материального права лица.

Разграничение сроков исковой давности и пресекательных сроков должно проводиться по признаку их воздействия на материальное гражданское право. Если срок исковой давности может послужить препятствием к осуществлению материального права в принудительном порядке, то срок пресекательный прекращает существование самого материального гражданского права. И в этом случае, как совершенно правильно утверждает М.А. Гуревич, пресекательный срок - это граница существования субъективного материального права [10, с. 25]. При этом важно подчеркнуть, что правопрекращающее действие пресекательного срока видно из содержания нормы, определяющей тот или иной пресекательный срок. В гражданском законодательстве нет общей нормы, предусматривающей в целом применение пресекательных сроков. Поэтому теоретическое обоснование необходимости, разумности установления законом того или иного пресекательного срока возможно лишь с учетом характеристики конкретного вида материального права, согласно которому применяется данный срок.

Кроме этого основного признака разграничения сроков исковой давности и пресекательных сроков следует иметь в виду и другие дополнительные важные признаки. Для сроков исковой давности установлено строгое правило о том, что изменение их, а также изменение порядка их исчисления соглашением сторон не допускается. Некоторые сроки, относящиеся к пресекательным, могут быть по соглашению сторон изменены в сторону удлинения, или даже договорами могут устанавливаться новые сроки, если они не предусмотрены законом или иным нормативным актом. Однако подобное изменение или применение пресекательных сроков по соглашению сторон возможно лишь тогда, когда это разрешено нормой права. Во многих случаях предусмотренные законом пресекательные сроки не могут изменяться соглашением сторон, т.е. они императивны.

Гражданское законодательство выделяет общий и специальные сроки исковой давности. Общий срок исковой давности составляет три года (ст. 196 ГК) и применяется ко всем гражданским правоотношениям, если иное не предусмотрено законом. Специальные сроки исковой давности устанавливаются для защиты отдельных, указанных в федеральном законе прав.

Как правило, специальные сроки больше или меньше трех лет. До вступления в силу Федерального закона от 21 июля 2005 г. N 109-ФЗ «О внесении изменения в статью 181 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации»[11] иск о применении последствий недействительности ничтожной сделки мог быть предъявлен в течение 10 лет.

Однако, несмотря на трехлетний срок, к специальным следует отнести и срок исковой давности по ничтожным сделкам, поскольку начало течения срока исковой давности является отступлением от общего правила и устанавливается вне зависимости от того, узнало лицо или должно было узнать о нарушенном праве.

В нормах ГК РФ четко определено, какие сделки являются ничтожными. В ст. 168 Кодекса предусмотрено общее правило, по которому сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима. В соответствии со ст. 169 ГК РФ сделка, совершенная с целью, заведомо противной основам правопорядка или нравственности, является ничтожной. К ничтожным также относятся сделки мнимые и притворные (ст. 170 ГК), а также сделки, совершенные недееспособными гражданами (ст. 171 ГК). В науке четко раскрывается смысл ничтожной сделки: она является недействительной с момента ее заключения, поэтому не порождает прав и обязанностей сторон, ее заключающих. В науке обоснованно утверждается, что ничтожная сделка фактически не является сделкой, а характеризуется как правонарушение[12, с. 276]. Поэтому суды в своих решениях не должны признавать данные сделки ничтожными, так как они являются таковыми на основании закона. Задача судов состоит в том, чтобы правильно применить последствия такой сделки. На практике широко распространенными являются ничтожные сделки о приватизации государственной собственности, которые заключаются умышленно. Поэтому последствия таких соглашений предусмотрены в виде конфискации всего исполненного сторонами в доход государства.

Сделки, заключенные недееспособными гражданами, также ничтожны, но их юридическое последствие - обязанность сторон возвратить друг другу все исполненное по сделке. Закон предусматривает для этого правила исключение, когда по требованию опекуна такая сделка судом может быть признана действительной, если она заключена к выгоде недееспособного.

В соответствии со ст. 181 ГК РФ срок исковой давности по требованию о применении последствий недействительности ничтожной сделки составляет три года. Течение срока исковой давности по указанному требованию начинается со дня, когда началось исполнение этой сделки. Срок исковой давности по требованию о признании оспоримой сделки недействительной и о применении последствий ее недействительности составляет один год. Течение срока исковой давности по указанному требованию начинается со дня прекращения насилия или угрозы, под влиянием которых была совершена сделка, либо со дня, когда истец узнал или должен был узнать об иных обстоятельствах, являющихся основанием для признания сделки недействительной.

С 1 января 1995 г., т.е. со дня введения части первой ГК РФ, по 26 июля 2005 г., т.е. по день вступления в силу Федерального закона «О внесении изменения в статью 181 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», срок исковой давности по ничтожным сделкам составлял 10 лет, что было вполне оправданно, особенно применительно к приватизационным сделкам, совершенным до принятия соответствующих законодательных актов, т.е. в отношении приватизации предприятий в начале 90-х гг. ХХ в. (до принятия Закона РСФСР «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР» 1991 г.).

В начале ХХI в. данная норма стала существенно препятствовать экономической и правовой стабильности участников гражданского оборота, совершивших сделки, например, девять, восемь, шесть лет назад.

С одной стороны, за пять-десять лет объект гражданского оборота мог несколько раз поменять собственника, и чаще всего на сегодняшний день владелец объекта является добросовестным. С другой стороны, трехлетний срок исковой давности, установленный для ничтожных сделок, является обоснованным и дает лицу, чьи права нарушены, возможность защитить их. В Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию (О положении в стране и основных направлениях внутренней и внешней политики государства) указывается, что три года - срок, который вполне позволяет и заинтересованным лицам, и государству выяснить в суде свои взаимоотношения. Именно срок исковой давности был самым длительным в нашем законодательстве в течение последних 100 лет: 10 лет - это неоправданно долго, исходя из общеэкономических и правовых соображений. Такой срок порождает массу неопределенностей, расхолаживая прежде всего государство и, конечно же, других участников процесса[13, с. 18].

По нашему мнению, длительный срок исковой давности затруднял разрешение гражданских дел в связи с большой вероятностью утраты доказательств, возросшей возможностью неадекватного отражения обстоятельств дела участвующими в нем лицами и т.п., что усложняло процесс принятия судами объективного решения по делу и тем самым создавало предпосылки к вынесению ошибочных решений со всеми вытекающими отсюда последствиями. Разумные сроки исковой давности содействуют стабилизации гражданского оборота, устраняют неопределенность в отношениях его участников, которая неизбежно возникает при длительном сроке исковой давности, когда в течение неопределенно долгого периода времени существует возможность применения мер государственного принуждения.

Не вызывает сомнения, что гражданский оборот предполагает конкретизацию объема прав и обязанностей участвующих в нем субъектов, а значит, скорейшее разрешение возникающих между ними споров по поводу гражданских прав. Отсутствие разумных временных ограничений для принудительной защиты гражданских прав приводило к ущемлению охраняемых законом прав и интересов ответчиков и третьих лиц, которые не всегда могли заранее учесть необходимость собирания и сохранения соответствующих доказательств. Применение разумных сроков исковой давности защищает участников гражданского оборота от необоснованных притязаний, одновременно побуждает их своевременно заботиться об осуществлении и защите своих прав и тем самым способствует укреплению финансовой и хозяйственной дисциплины в гражданском обороте.

Кроме того, длительное непредъявление иска заинтересованным лицом свидетельствовало о том, что он довольно значительный период времени не принимал меры для осуществления защиты своего права. При этом предъявление соответствующего иска по истечении долгого времени, в зависимости от изменившейся ситуации, существенным образом сказывалось на правах и интересах широкого круга третьих лиц, уже вступивших за данный период в имущественные отношения с лицом, к которому предъявлен иск.

В особенности это касалось сделок, совершенных в процессе приватизации государственных и муниципальных предприятий. Длительный срок исковой давности по предъявлению требований применения последствий по ничтожным сделкам значительным образом сдерживал деловую активность в отношении приватизированного имущества, осложнял реализацию и так достаточно слабого механизма защиты инвестиций и обеспечения гарантий для инвесторов.

Нельзя не отметить, что во время работы Государственной Думы третьего созыва (2000 - 2003 гг.) были подготовлены законопроекты, регламентирующие рассматриваемые отношения. Один из законопроектов предлагал изменить срок исковой давности в ст. 181 ГК РФ с 10 до трех лет, не меняя остальную часть статьи.

Второй законопроект - «О сроке исковой давности по ничтожным сделкам, совершенным в процессе приватизации государственных и муниципальных предприятий» - предлагал не вторгаться в «тело» Гражданского кодекса Российской Федерации, а используя отсылочные нормы, касающиеся возможности специального регулирования отношений, связанных с приватизацией (ст. 217 ГК), устанавливал трехлетний срок исковой давности по ничтожным приватизационным сделкам.

Федеральным законом «О внесении изменения в статью 181 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» законодатель, сократив срок исковой давности, не изменил начало его течения. И если применительно к 10 годам момент совершения сделки для начала течения срока исковой давности оправдан, то для трехлетнего срока момент течения срока, думается, должен быть связан с субъективным правом лица, чьи права нарушены. Речь идет о моменте, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушенном праве. Следует отметить, что подобная «формула» изложена в п. 2 ст. 181 ГК РФ, где речь идет об оспоримой сделке. Такая же норма содержится в ст. 200 Кодекса «Начало течения срока исковой давности»: течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права.

Сокращенные сроки исковой давности установлены, например, для исков о недостатках проданной вещи (ст. 477 ГК), недостатках работ в договоре подряда (ст. 721 ГК), для исков из договора перевозки (ст. 796 ГК).

 

2.2 Течение сроков исковой давности

Истечение времени способно не только стать основанием возникновения права (например, приобретательная давность), но и, что вполне естественно, основанием к его прекращению (пресекательные сроки).

Истечение срока исковой давности влечет не прекращение самого субъективного права, а ослабляет его защиту (при наличии соответствующего заявления другой стороны, но и уже сама возможность заявления возражения, которое будет иметь обязательную силу для суда, говорит об ослаблении права) ввиду вероятного отказа в иске.

Основное различие между сроками исковой давности и пресекательными сроками, по мнению проф. И.Б. Новицкого, состоит в том, что истечением пресекательного срока прекращается существование самого материального права, составляющего предмет судебной защиты, в отличие от истечения срока исковой давности, погашающего правомочие лица осуществить свое гражданское право принудительным образом через суд.

Небезынтересно высказывание М.А. Гурвича о том, что исковая давность уничтожает субъективное материальное право по частям и действует извне, а пресекательный срок прекращает существование материального права сразу, в целом и действует изнутри, являясь обязательным его содержанием.

Информация о работе Сроки в гражданском праве