Средства индивидуализации юридического лица

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 09:53, реферат

Описание работы

Переход России к частной собственности и рыночной экономике с объективной необходимостью потребовал реформирования в этом же направлении правовой базы тех общественных отношений, которые связаны с охраной и использованием результатов интеллектуальной деятельности. Прежнее российское законодательство, относящееся к рассматриваемой области, характеризовалось рядом негативных моментов. Прежде всего, в России отсутствовали специальные законы об охране интеллектуальной собственности, и правовое регулирование отношений в рассматриваемой сфере обеспечивалось в основном подзаконными актами.

Работа содержит 1 файл

Средства индивидуализации юр.лиц.doc

— 85.50 Кб (Скачать)

ГОУ ВПО Самарский  Государственный технический университет


 

 

 

 

Реферат

по дисциплине Гражданское  право

на тему:

 

Средства индивидуализации юридического лица

 

 

 

Выполнила: студентка I-ИЭФ-5

Келейникова Татьяна 

                                                                              Проверила: Денкевиц О.Б

 

 

Самара

2012

***

Важное место  среди объектов интеллектуальной собственности  занимают средства индивидуализации юридического лица. Экономическая жизнь современного общества невозможна без их активного участия, поскольку они являются важным средством идентификации производимых товаров или производящих эти товары лиц.

В соответствии с действующим российским законодательством  к средствам, индивидуализирующим  товары и услуги, отнесены товарные знаки, знаки обслуживания, наименования мест происхождения товаров, а к средствам, индивидуализирующим участников гражданского оборота (юридических лиц), - фирменные наименования.

Переход России к частной собственности и  рыночной экономике с объективной  необходимостью потребовал реформирования в этом же направлении правовой базы тех общественных отношений, которые связаны с охраной и использованием результатов интеллектуальной деятельности. Прежнее российское законодательство, относящееся к рассматриваемой области, характеризовалось рядом негативных моментов. Прежде всего, в России отсутствовали специальные законы об охране интеллектуальной собственности, и правовое регулирование отношений в рассматриваемой сфере обеспечивалось в основном подзаконными актами.

Реформа законодательства, посвященного охране интеллектуальной собственности, началась еще в период существования СССР. В России к настоящему времени в основном завершена реформа законодательства об охране интеллектуальной собственности. В 1992-1993гг. в РФ принят блок законов по охране интеллектуальной собственности. С вступлением в силу 1 января 2008 г. части четвёртой ГК РФ можно считать законодательную базу об охране интеллектуальной собственности полностью завершённой.

Сказанное, разумеется, не следует расценивать как вывод о том, что в рассматриваемой области решены все основные проблемы. Вопросов, которые еще только предстоит решить, более чем достаточно. Не секрет, что именно сейчас, когда принят целый блок отвечающих современным требованиям законов, в нашей стране наблюдается значительный рост числа нарушений авторских и патентных прав. Безусловно, одной из причин такого положения является и слабое знание своих прав авторами, изобретателями, патентообладателями и иными лицами, создающими и использующими объекты интеллектуальной собственности. Новое российское законодательство об охране интеллектуальной собственности, как правило, плохо освоено и юристами, которые обычно избегают браться за ведение довольно сложных дел данной категории.

Правовое  регулирование средств индивидуализации юридического лица

Правовая охрана средств индивидуализации осуществляется как международными нормативно-правовыми  актами, так и национальным законодательством  большинства стран мира. Ряд международных  договоров содержит перечни обозначений или указания на объекты интеллектуальной собственности, выполняющие индивидуализирующие функции.

Парижская конвенция к средствам индивидуализации относит товарные знаки, знаки обслуживания, указания происхождения, наименования мест происхождения и фирменные наименования.

В Российской Федерации  правовое регулирование средств  индивидуализации юридических лиц  и выпускаемой продукции или  выполняемых услуг осуществлялось до 1 января 2008 года ФЗ «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименования места происхождения товара» № 3520-1 от 23 сентября 1992, разработанного на основании положений Лиссабонской конвенции об охране наименований мест происхождения товара и их международной регистрации. Но с 1 января 2008 г. правовое регулирование средств индивидуализации юридических лиц осуществляется отдельной главой части четвёртой ГК РФ.

Регулирование некоторых вопросов, касающихся товарных знаков, знаков обслуживания и мест происхождения товаров также  осуществляется следующими нормативно правовыми актами:

1.Федеральным законом «О защите конкуренции» от 26 июня 2006г № 135-ФЗ.

Данный закон  регулирует отношения, связанные с  таким использованием объектов исключительных прав, которое направлено на ограничение  конкуренции. Так, в частности, в  п. 2 ст. 14 Закона о конкуренции сказано: "Не допускается недобросовестная конкуренция, связанная с приобретением и использованием исключительного права на средства индивидуализации юридического лица, средства индивидуализации продукции, работ или услуг".

2. Федеральным  законом от 13 марта 2006 года N 38-ФЗ "О рекламе".

Законом о рекламе  устанавливаются положения о  недопустимости недостоверной рекламы, то есть рекламы, которая содержит не соответствующие действительности сведения об исключительных правах на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридического лица, средства индивидуализации товара.

Кроме указанных  законов, важную роль в процессе правового  регулирования правоотношений по поводу средств индивидуализации играют Постановления Правительства Российской Федерации и ведомственные акты. Эти документы призваны урегулировать частные вопросы, такие, как регистрация средств индивидуализации, сборы за их регистрацию и использование, передача исключительного права на товарные знаки, знаков обслуживания и наименований мест происхождения товаров на товарный знак, признание товарного знака общеизвестным.

К таким правовым актам относятся:

- Постановление  Правительства Российской Федерации  от 12 августа 1993 года N 793 "Об утверждении  положения о пошлинах за патентование изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, регистрацию товарных знаков, знаков обслуживания, наименований мест происхождения товаров, предоставление права пользования наименованиями мест происхождения товаров и положения о регистрационных сборах за официальную регистрацию программ для электронных вычислительных машин, баз данных и топологий интегральных микросхем";

- Постановление  Правительства Российской Федерации  от 4 июля 2002 года N 494 "О товарных  знаках на алкогольную и спиртосодержащую продукцию";

- Постановление  Правительства Российской Федерации  от 6 августа 1996 года N 943 "Об упорядочении  ввоза и реализации на таможенной  территории российской федерации  алкогольной продукции иностранного  производства, маркированной товарными знаками российских изготовителей и другими обозначениями, сопровождающими указанную продукцию";

- Приказ Роспатента  от 5 марта 2004 года N 31 "О порядке  ведения государственного реестра  товарных знаков и знаков обслуживания  Российской Федерации";

- Приказ Роспатента  от 5 марта 2004 года N 32 "О порядке  ведения государственного реестра  наименований мест происхождения  товаров Российской Федерации".

Специальные нормы  содержатся в федеральных законах, регламентирующих порядок организации и функционирования отдельных юридических лиц.

 

 

Объекты средств индивидуализации юридического лица

Все объекты  средств индивидуализации можно  разделить на две большие группы:

Первая  группа рассматривает средства индивидуализации товаров, работ, услуг.

К ним относятся:

- товарные  знаки;

- знаки  обслуживания;

- наименования  мест происхождения товаров.

Вторая  группа рассматривает средства индивидуализации юридических лиц.

- фирменные  наименования.

Далее рассмотрим каждый объект средств индивидуализации поподробнее.

Товарные знаки и знаки обслуживания

Товарный  знак и знак обслуживания - обозначения, служащие для индивидуализации товаров, выполняемых работ или оказываемых услуг юридических или физических лиц.

Отличие знака  обслуживания от товарного знака  заключается в том, что он вместо товаров индивидуализирует услуги. Вместе с тем нередки случаи, когда один и тот же знак регистрируется и по классу товаров, и по классу услуг.

Товарным  знаком является оригинально оформленное графическое изображение, сочетание цифр, букв или слов и тому подобное, предназначенное отличать товары одних производителей от однородных товаров других производителей. Проще говоря, товарный знак - это символ, который позволяет потребителю безошибочно определить, например, то, кто данный товар произвел.

Знаком  обслуживания признается обозначение, способное отличать услуги одних юридических или физических лиц от однородных услуг других юридических или физических лиц. В современных условиях роль сервиса значительно возрастает, поэтому знаки обслуживания приобретают особую актуальность. В связи с этим, все чаще обслуживающие организации: банки, страховые компании, туристические агентства регистрируют в Роспатенте свои фирменные обозначения в качестве знаков обслуживания.

Важно отметить, что товарные знаки и знаки обслуживания приравниваются ГК в правовом режиме (равенство условий и последствий их регистрации).

Товарный знак может размещаться на самих товарах  или продукции, на упаковке или сопроводительной документации. Его необходимо отличать от сведений об изготовителе товара или продукции, о качестве и свойствах товара.

Право на товарный знак охраняется законом, а правовая охрана предоставляется на основании  его государственной регистрации. На зарегистрированный товарный знак выдается свидетельство, удостоверяющее приоритет товарного знака и исключительное право на него в отношении товаров, указанных в свидетельстве. Выдача свидетельства производится в течение месяца с момента регистрации товарного знака в Государственном реестре товарных знаков и знаков обслуживания Российской Федерации.

Правовая охрана товарного знака возможна только в том случае, если он зарегистрирован. При этом исключительное право владельца  на товарный знак определяется в отношении  тех товаров и услуг, которые  перечислены в свидетельстве на товарный знак.

Виды  товарных знаков

В ст.1482 гл.76 ч.IV ГК РФ дается классификация товарных знаков в зависимости от формы  их выражения. В соответствии с данной нормой товарные знаки могут быть:

- словесные;

- изобразительные;

- объемные;

- другие обозначения или их комбинации.

Словесные товарные знаки представляют собой оригинальные слова, названия, словосочетания и короткие фразы. Эти слова могут быть как уже существующими, так и придуманными. В качестве словесных товарных знаков могут использоваться астрономические названия, имена героев и исторических личностей, названия рек, морей, озер, название природных явлений. Кроме того, словесные товарные знаки могут совпадать с фирменным наименованием юридического лица. В качестве словесного товарного знака могут также регистрироваться имени и фамилии людей. Использование имени и фамилии в товарном знаке может оказать влияние на деловую репутацию и затрагивает личные неимущественные права носителей имени и фамилии, поэтому необходимо получить разрешение на использование имени и фамилии у самих правообладателей или их наследников. Стоит отметить, что словесные товарные знаки хорошо запоминаются, легко различимы, более удобны для рекламы.

Изобразительные товарные знаки могут быть выражены в виде рисунков на различные темы. Это могут быть различные орнаменты, символы комбинации фигур, изображения животных, птиц или стилизованных букв. Сюжетом для рисунков могут служить народные сказки, былины, различные символические мотивы. Особым типом изобразительных товарных знаков являются словесные обозначения, выполненные в оригинальной графической манере (логотипы).

Объемные  товарные знаки - это трехмерные (по длине, высоте, ширине) обозначения, изготовленные из различного материала. К объемным товарным знакам относятся флаконы для духов, коробки для сигарет, бутылки для напитков и так далее. Широкое распространение объемный товарный знак получил для обозначения различных марок автомобилей.

Комбинированные товарные знаки содержат в себе одновременно сочетание изобразительных, словесных и объемных элементов. Комбинированный товарный знак может содержать сочетание: рисунка и слова, рисунка и букв, букв и фигур и так далее. Примером комбинированного товарного знака могут быть этикетки. Композиция этикеток обычно содержит в цветовом исполнении изобразительные или словесные элементы.

Перечень видов  товарных знаков не является исчерпывающим. Законодательство допускает регистрацию  в качестве товарного знака других обозначений. К примеру, в некоторых  странах охране подлежат звуковые (музыкальные мелодии, позывные радиостанций, шумовые эффекты), световые (различные световые эффекты), обонятельные обозначения (оригинальный запах товара).

Наименование мест происхождения товара

Помимо товарных знаков и знаков обслуживания ГК регулирует отношения, связанные с правовой охраной и использованием наименований мест происхождения товаров.

Определение наименования места  происхождения товара дано в п.1 ст. 1516 ГК:

«Наименованием места  происхождения товара, которому предоставляется  правовая охрана, является обозначение, представляющее собой либо содержащее современное или историческое, официальное или неофициальное, полное или сокращенное наименование страны, городского или сельского поселения, местности или другого географического объекта, а также обозначение, производное от такого наименования и ставшее известным в результате его использования в отношении товара, особые свойства которого исключительно или главным образом определяются характерными для данного географического объекта природными условиями и (или) людскими факторами. На использование этого наименования может быть признано исключительное право производителей такого товара».

Информация о работе Средства индивидуализации юридического лица