Сравнительный анализ фактических брачных отношений в различных системах права

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2011 в 20:19, доклад

Описание работы

Правовое признание фактических брачных отношений характерно для современного этапа развития европейских государств.
Семейные кодексы Азербайджанской Республики, Армении, Республики Беларусь, Республики Молдова, Гражданский кодекс Грузии и другое законодательство стран СНГ не признают фактические брачные отношения и не придают им правового значения. В настоящее время только в Украине признается фактический брак.

Работа содержит 1 файл

Анализ правовых систем по теме диссера.doc

— 48.00 Кб (Скачать)
 
 

    Сравнительный анализ фактических брачных отношений в различных системах права.

    Правовое  признание фактических брачных  отношений характерно для современного этапа развития европейских государств.

    Семейные  кодексы Азербайджанской Республики, Армении, Республики Беларусь, Республики Молдова, Гражданский кодекс Грузии и другое законодательство стран СНГ не признают фактические брачные отношения и не придают им правового значения. В настоящее время только в Украине признается фактический брак.

    В отдельных европейских странах вопросам правового регулирования отношений фактических супругов посвящены специальные законы1, в других - разделы или параграфы (а иногда только отдельные статьи) в гражданско- или семейно-правовых актах.2

    В ряде стран фактические брачные  отношения признаются лишь на региональном уровне, а не на общенациональном. Например, в ряде регионов Испании (Каталония, Арагон, Наварра, Кастилья Ла Манча, Балеары, Мадрид, Валенсия) приняты специальные законы3.

    Определение фактических брачных отношений  в разных странах не совпадает, но можно выделить основные его признаки: совместное проживание (ст. 515.8 ФГК, § 1 ст. 1475 ГК Бельгии, ст. 1 Закона Швеции "О сожительстве", ст. 1 Закона Каталонии "О фактических союзах", ст. 74 СК Украины и др.), 4совместное ведение хозяйства (ст. 1 Закона Швеции "О сожительстве"), выявление отношений перед третьими лицами (ст. 1 Закона Каталонии "О фактических союзах"), проживание сожителей в качестве пары (ст. 74 СК Украины, ст. 1 Закона Швеции "О сожительстве").

    Законодательством многих европейских стран также установлены препятствия для вступления в фактические брачные отношения. В целом они аналогичны препятствиям для вступления в официальный брак. Прежде всего это наличие отношений родства и свойства, а также состояние хотя бы одного из сожителей в браке или других фактических брачных отношениях (ст. 515.2 ФГК, § 2 ст. 1475 ГК Бельгии, п. 1 ст. 1 Закона Каталонии "О фактических союзах", ст. 2 Закона Мадридской автономии "О фактических союзах").

    Объем прав фактических супругов в ряде стран зависит от того, оформлены отношения сожительства (посредством договора или специальной регистрации, отличной от регистрации брака) или нет. Так, во Франции для возникновения у сожителей ряда прав необходимо, чтобы отношения были оформлены договором о совместной жизни (pacte civil de solidarite, переводимый также как "гражданский пакт солидарности", "пакт о гражданском согласии"). Хотя простое сожительство (concubinage), не требующее какого-либо оформления, также признается. Аналогичное правило существует в Исландии, Бельгии, Мадриде и др.

    При этом в некоторых странах особо  подчеркивается, что супружеские  права, вытекающие из официального брака, на фактических супругов не распространяются. 5Это означает, что в отношении сожителей действует особый правовой режим.

    Необходимо  рассмотреть наиболее значимые имущественные  права фактических супругов. Статья 515.4 ФГК устанавливает, что имущество  находится в собственности того сожителя, который сможет любыми средствами доказать свое исключительное право собственности на данное имущество (propriete exclusive). То имущество, в отношении которого ни один из сожителей не может доказать свое исключительное право собственности, принадлежит им обоим в двух равных идеальных долях. Таким образом, общим правилом является установление общей долевой собственности на имущество сожителей. Иное может быть установлено договором. Аналогичное правило закреплено в п. 3 ст. 4 Закона Мадридской автономии "О фактических союзах".

    Иной  порядок действует в Швеции: имущество, предназначенное для совместного проживания и ведения хозяйства, находится в общей совместной собственности сожителей, если оно приобретено для совместного использования (ст. 3 Закона Швеции "О сожительстве"). Как видно, режим совместной собственности распространяется не на все имущество, а лишь на отдельные его виды. В качестве квалифицирующего признака шведское законодательство называет не деление имущества на движимое/недвижимое, а его назначение - обеспечивать материальную базу фактического брака. Шведский Закон содержит перечень имущества, на которое не распространяется режим совместной собственности:

    - имущество, полученное сожителем  в дар от иного лица, нежели  другой сожитель, на таких условиях, что данное имущество поступает  в раздельную собственность одаряемого;

    - имущество, унаследованное одним  из сожителей (по закону или  по завещанию);

    - имущество, которое в соответствии  с правовым документом может  находиться только в раздельной  собственности (ст. 4).

    Данный  перечень дополняется также следующими положениями Закона, в соответствии с которыми имущество, приобретенное исключительно для использования одним из сожителей, или имущество, предназначенное для использования главным образом в развлекательных целях, не является общей совместной собственностью сожителей (ст. 6, 7).

    В Украине имущество, приобретенное  в период совместного проживания, принадлежит фактическим супругам на праве общей совместной собственности (ст. 74 СК Украины). Более того, в отношении  данного права собственности  действуют нормы, посвященные праву собственности супругов, состоящих в официальном браке.

    В некоторых странах устанавливается  обязанность сожителей материально  содержать друг друга, которая прекращается с прекращением сожительства (см.: ст. 515.4 ФГК). В других странах данная обязанность фактических супругов в некоторых случаях сохраняется и после прекращения фактических брачных отношений (ст. 8 Закона Каталонии "О фактических союзах", ст. 7 Закона Арагона "Об отношениях в фактических стабильных союзах"). В соответствии с украинским законодательством фактический супруг при наступлении нетрудоспособности или проживании с ребенком имеет право на содержание от другого фактического супруга (ст. 91 СК Украины). Аналогичное правило действует в Германии (ст. 1651L ГГУ).

    Общим правилом является также отсутствие у сожителей права наследования по закону после смерти другого сожителя. Наследовать фактические супруги могут лишь по завещанию. Как исключение в Каталонии действует правило, согласно которому переживший фактический супруг вправе наследовать одежду, мебель, иные предметы обстановки общего жилого помещения, за исключением предметов роскоши (п. 1 ст. 18 Закона Каталонии "О фактических союзах").

    Тем не менее законы предусматривают  некоторую защиту прав пережившего  партнера: пережившей стороне в течение  года, следующего за годом смерти его  партнера, предоставляется право использовать жилое помещение, в котором они проживали, в качестве арендатора или собственника (ст. 515.6, 763 ФГК, п. 2 ст. 18 Закона Каталонии "О фактических союзах").

    Отдельно  необходимо рассмотреть вопрос о  положении детей, родившихся в фактических брачных отношениях. Такие дети обладают теми же правами, что и дети, родившиеся в браке (см.: ст. 310.1 ФГК). Презумпции отцовства детей, родившихся у сожителей, как правило, нет. Происхождение ребенка должно быть установлено в общем порядке, как если бы он был рожден вне фактических брачных отношений. Иное правило действует в Германии: в судебном процессе по установлению отцовства в качестве отца предполагается лицо, которое сожительствовало с матерью в период зачатия ребенка (ст. 1600d ГГУ).

    В некоторых странах фактические супруги, в отступление от общего правила, вправе совместно усыновлять одного и того же ребенка (ст. 6 Закона Каталонии "О фактических союзах", ст. 10 Закона Арагона "Об отношениях в фактических стабильных союзах", п. 4 ст. 211 СК Украины и др.).

    Интересен также порядок и основания  прекращения фактических брачных  отношений в европейских странах. Сожительство прекращается в результате смерти одного из сожителей, вступления в официальный брак, длительного  перерыва в совместном проживании (от шести месяцев до одного года), по взаимному согласию или в одностороннем порядке. В первых трех случаях не требуется соблюдения каких-либо формальностей. В остальных случаях в странах, где требуется определенное оформление отношений сожительства, необходимо подать соответствующее заявление о расторжении фактических брачных отношений (§ 2 ст. 1476 ГК Бельгии, ст. 515.7 ФГК, ст. 12 Закона Арагона "Об отношениях в фактических стабильных союзах", ст. 6 Закона Мадридской автономии "О фактических союзах" и др.). При этом законами не предусматриваются какие-либо случаи, когда после подачи такого заявления фактические брачные отношения могут быть сохранены против воли одного из сожителей.

    Как видно, фактический брак признается и регулируется правом в том или  ином объеме во многих странах. Зарубежный опыт может быть использован для совершенствования российского законодательства. В настоящее время фактические брачные отношения в России не признаются государством как самостоятельный институт, но учитываются в семейных отношениях при установлении отцовства, в жилищных отношениях при вселении граждан в жилое помещение.

    Следует уделить внимание странам романо-германской правовой системы, к которой относится  и Россия. Также необходимо исследовать  законодательство стран СНГ как наиболее схожее с российским законодательством в целом ввиду общности исторического и культурного развития.

Информация о работе Сравнительный анализ фактических брачных отношений в различных системах права