Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 13:51, контрольная работа
Искать предпосылки становления гражданского общества имеет смысл лишь на рубеже феодализма, перехода от аграрного к индустриальному обществу. Именно в этот период, переживаемый в разных обществах не одновременно и со своей спецификой, индивид обретает возможности горизонтальной и вертикальной мобильности. Этому способствует крушение сословного покровительства, кризис феодальных экономических отношений, развитие торговли, предпринимательства, производства.
КОНТРОЛЬНАЯ
на тему: « Специфика становления
гражданского общества в
1 Становление гражданского общества в Западной Европе
Искать предпосылки
От единства политического
и экономического часть общества
стремилась к их размежеванию. Потребность
в свободе собственности и
независимости хозяйственной
Элементы гражданского общества проявлялись, в первую очередь, в экономике — это были как независимые рыночные образования нового типа, так и выросшие из прежних семейных, общинных и корпоративных ассоциаций. Так, немецкая модель гражданского общества того времени выразилась в гильдии, ставшей одной из первых форм объединения ремесленников и торговцев и первой формой их самозащиты, а также влияния на управление городами. Права на ассоциацию иногда добивались научные общества, клубы, газеты и т. п.
Значительно более активно этот процесс шел там, где авторитарное давление власти сказывалось в меньшей мере — в городах-республиках Северной Италии. Здесь власть вынуждена была уступать не только в экономике, но и в политике. Как отмечал Н. Макиавелли, мир и безопасность граждан, наслаждение своим имуществом и богатством, право каждого иметь и отстаивать свои убеждения рассматривались в качестве общественных ценностей. Городское самоуправление, хотя и носило цензовый характер, значительно расширило возможности граждан, подтолкнув к тому же их потребность в более высоком уровне образования и политической культуры.
В XV—XVI вв. ситуация в монархических
государствах также начинала меняться.
Добившись некоторых
Параллельное сосуществование общества и государства в развитых европейских странах прервалось чередой революций в Англии, Франции, Нидерландах, завоеванием независимости британскими колониями в Америке. Было произнесено и обосновано само понятие гражданского общества, высказано предположение о всегдашнем противостоянии гражданского общества и государства в Европе.
Поворотным моментом в
формировании современной цивилизации
стала промышленная революция конца
XVII—XVIII вв. С историко-социологических
позиций станок дал процессу становления
гражданского общества больше, чем
любая теория. Он нивелировал мастерство
рабочих (различия мастера — подмастерья
- ученика в цеховой структуре
были под стать сословным), приведя
к значительно менее заметной
разнице в квалификации и соответственно
меньшему разрыву в оплате труда
и имущественном положении. Введение
станка потребовало не только навыков,
но и технических и
Дальнейшее разделение труда имело и другие последствия, проявлявшиеся одновременно в усилении функциональной интеграции и конкуренции из-за колебаний в количестве рабочих мест. Для недавних сельских жителей переход от «соседских» отношений к договорным в сочетании с борьбой за рабочие места, нуклеарной семьей, ограниченной жилой площадью города означал и новые ценности индивидуальной личности и гражданина.
От века Просвещения,
затем Французской революции
и вплоть до становления
Нейтральное сосуществование общества и государства в Европе XIX в. и с начала XX в. повсеместно сменилось острой борьбой «экономического» человека с властными структурами.
В структуре гражданского
общества в этот период происходило
активное формирование новых экономических
(производственных, торговых, финансовых)
ассоциаций предпринимателей; добровольных
объединений трудящихся (общества взаимопомощи,
кооперативы, профсоюзы и т. п.); оппозиционных
государству политических группировок
разных социальных групп, с течением
времени оформлявшихся в
XX в. стал временем проявления
двух основных тенденций:
Вторая мировая война показала некоторые противоречивые и отчасти негативные тенденции, которые следует преодолеть, если полагать, что ценности гражданского общества носят общечеловеческий характер. Пока же можно было увидеть и блокирование стран-союзниц из разных политических лагерей (СССР, Англия, США), их далеко не демократические способы «дележа» мира в Тегеране, Ялте, Потсдаме, Вашингтоне, и то, что становление гражданского общества в одной стране не означает, что эта страна готова способствовать его распространению, несмотря на громкие декларации (США, где гражданское общество ушло вперед, даже в сравнении с демократической частью Европы, являлись и являются самым ожесточенным конкурентом в борьбе за сферы влияния и гегемонию в мире, одновременно значительная часть американского общества вплоть до Перл-Харбора отстаивала изоляционистские позиции в борьбе с фашизмом, после войны США готовы «наказывать» Корею, Вьетнам, Ливию, Ирак и т. п.).
Послевоенное развитие Запада
дает основание говорить, что реальным
элементам гражданского общества придан
новый импульс
Кризис коммунизма пока создал
лишь предпосылки гражданского общества
на Востоке и более благоприятные
условия гражданской
2 Формирование гражданского общества в США
Процесс формирования гражданского
общества в США имел свои особенности.
После достижения независимости
от британской короны возникла уникальная
возможность строить новые
В ряде штатов граждане были обязаны принимать участие в работе городских собраний, на которых обсуждались важные вопросы деятельности общин (например, спорные или финансовые по обеспечению нужд общин). Полноправные члены общин привлекались на непостоянной основе в различные органы публичной власти. В других штатах предпочтение отдавалось представительным органам власти, где избранные должностные лица-специалисты, а не граждане принимали решения. Гражданские инициативы здесь сводились до минимума. И та и другая традиции имели и имеют свою аргументацию, своих сторонников и противников.
Система участия граждан базируется на представлении, выработанном еще Н. Макиавелли, что рядовые граждане лучше знают достоинства и недостатки чиновников, особенности региона и нужды отдельных граждан и их ассоциаций. Участвуя в выработке и принятии политических решений, граждане разделяют ответственность элиты и бюрократии, становятся заинтересованными в их выполнении. Гарантированные законом возможности получения гражданами минимально необходимой информации облегчают общественный контроль должностных лиц с точки зрения их квалификации, эффективности действий, этики поведения.
Аргументы противной стороны состоят в недоверии массе граждан в силу их некомпетентности, корпоративных интересов, местничества. Участие граждан в процедуре формирования и принятия решений приводит к дополнительным затратам на их информирование или подготовку референдума, затягиванию процедуры (и возможному изменению конъюнктуры), конфликту в случае недостаточного, по мнению граждан, внимания должностных лиц к запросам избирателей.
Политическое участие граждан может быть пассивным - голосование, информирование граждан чиновниками об общественных проблемах, контакты с бюрократами и т. д., и активным - участие в городских собраниях, референдумах, в выдвижении законодательных предложений, отзыв недостойных должностных лиц, самоуправление общин.
Община занимала центральное
место среди других ассоциаций граждан.
Здесь закладывались
Старейшей прямой формой инициатив
граждан, созданной в начале XVII в.,
стало городское собрание. Все
граждане-избиратели знакомились здесь
с проектами разнообразных
Как правило, возможности городского собрания ограничены масштабами поселения и сложностью решаемых проблем. Поэтому, когда необходимо собрать мнение граждан всего штата или всей страны, практика собрания переносится на все гражданское общество: проводится референдум. Первый референдум был проведен в 1640 г. в Массачусетсе.
Нередки гражданские инициативы в форме референдума-протеста по поводу принимаемого (или не принятого) законопроекта, на которые по закону отводится 80 дней. Референдум возможен в виде сбора подписей и даже по почте (в 1981 г. в Сан-Диего).
Плебисцитарная форма
инициатив в рамках гражданского
общества имеет также свои плюсы
и минусы. Положительные стороны
этой процедуры в своей концепции
«народного суверенитета» обрисовал
еще Ж.-Ж. Руссо: референдум не позволяет
народу - носителю суверенитета передавать
или делить высшую власть с кем-либо,
в том числе с
Информация о работе Специфика становления гражданского общества в странах Западной Европе и США