Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2011 в 01:56, контрольная работа
Цели и задачи исследования. Основная цель исследования состоит в анализе развития социального законодательства в Англии в первой половине ХХ века.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………..….3
1. Особенности развития трудового и социального законодательства Великобритании
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………….…...14
Библиографический список………………………………………15
Содержание
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………
1.
Особенности развития
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………
Библиографический
список………………………………………15
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Первая половина XX в. - один из наиболее сложных и драматических периодов в истории британской государственности. Являясь крупнейшей метрополией, Соединенное Королевство вступило в XX столетие в статусе передовой мировой державы/
Среди основных факторов, обусловивших столь существенные изменения, следует выделить завершение очередной стадии промышленного переворота, усиление и радикализацию рабочего (профсоюзного) движения, зарождение и развитие феминистского движения. При этом обострение социального вопроса, сопровождавшееся разделением общества на сторонников и противников перемен (что присуще подобным ситуациям), произошло на фоне резкого ухудшения внешнеполитической обстановки. Революция 1917 г. в России и угроза повторения ее «сценария» в других странах заставили Правительство Великобритании принять экстренные меры, направленные на ликвидацию очагов социальной напряженности, и пойти на обширные преобразования в области финансового, социального, а также избирательного законодательства.
Цели
и задачи исследования. Основная цель
исследования состоит в анализе
развития социального законодательства
в Англии в первой половине ХХ века.
1.
Особенности развития
трудового и
социального
законодательства
Великобритании
Во второй половине XIX века организованное рабочее движение в Англии вынуждает государство искать компромиссы между интересами труда и капитала. В последней трети XIX века главной проблемой был вопрос о легализации профсоюзов и различных способов профсоюзной борьбы. В 1871 году был принят Закон о рабочих союзах, где цели тред-юнионов (английских профсоюзов) в принципе признавались правомерными. Данный закон запрещал судебные преследования за участие в профсоюзной деятельности. Но вместе с этим была принята поправка к уголовному законодательству, согласно которой наиболее эффективные приемы профсоюзной борьбы (пикетирование и др.) признавались наказуемыми.
В 1875 году английский парламент пошел на дальнейшие уступки рабочим и на легализацию профсоюзного движения. Актом о предпринимателях и рабочих отменялись уголовные наказания за одностороннее прекращение рабочими трудового договора. Другим законом было установлено, что доктрина «общего права» о «преступном сговоре» не может применяться к соглашениям рабочих, которые были заключены в связи с предстоящим конфликтом с хозяевами. Несмотря на это в конце XIX века английские суды неоднократно преследовали активных участников стачечного движения за угрозы штрейкбрехерам, бойкоты, которые, согласно Закону 1871 году, по-прежнему признавались преступными. При этом эти понятия суды толковали чрезвычайно широко. В 1899 году прошла стачка железнодорожников в Таффской долине. По этому делу суд взыскал с профсоюза огромную сумму убытков, которые понесли компании. Данное решение было явно направлено на подрыв профсоюзного движения, поэтому оно вызвало бурный протест в стране. В результате в 1906 году был принят новый закон, который запрещал предпринимателям предъявлять судебные иски о возмещении ущерба, причинённого в результате действий профсоюза.
Напуганное всеобщей забастовкой 1926 года, консервативное правительство Великобритании в 1927 году провело через парламент закон, запретивший всеобщие и политические забастовки, а также стачки солидарности. Данный закон открыто поощрял штрейкбрехерство, запрещал пикетирование предприятий. Только в 1946 году этот откровенно антипрофсоюзный закон был отменен лейбористами, которые последовательно стремились к выравниванию интересов труда и капитала.
В
70-80-х годах правительство
Важным достижением рабочего движения в Англии было установление законодательных ограничений наиболее грубых и заведомо антигуманных форм эксплуатации труда, а также постепенное сокращение продолжительности рабочего времени. Прежде всего, это коснулось женского и детского труда. Ещё в 1803 году был принят закон, по которому ночной труд детей запрещался в текстильной промышленности, рабочий день для детей от 9 до 13 лет не мог превышать 8 часов, а для подростков до 18 лет – 12 часов. Закон предусмотрел создание системы контроля в виде так называемых фабричных инспекторов. Но предприниматели обходили этот контроль с помощью системы «группового труда»: смена рабочих происходила в течение всего дня, и контролировать продолжительность труда у отдельных подростков было сложно.
В 1842 году запретили подземный труд для женщин и для детей в возрасте до 10 лет. В 1847 году был издан закон, по которому в текстильной промышленности для женщин и подростков с 14 лет рабочий день не должен был превышать 10 часов. Такое же правило распространялось и на мужчин, которые работали вместе с детьми и женщинами в одну смену. Только во второй половине XIX века (законы 1867 и 1878 гг.) данные положения были распространены на все предприятия с числом рабочих свыше 50 человек.
После того, как в 1866 году на Всеобщем рабочем конгрессе в Балтиморе было выдвинуто требование о 8-часовом рабочем дне, борьба за сокращение рабочего дня в Англии ещё более усилилась. Но это требование нашло своё отражение в законодательстве только в начале XX века, и то применительно к отдельным отраслям промышленности или к некоторым категориям рабочих и служащих (железнодорожники, шахтеры, почтовые служащие).
Во второй половине XIX века в Великобритании появляются первые законы о возмещении вреда рабочим в случае производственных травм. Материальную ответственность за производственный травматизм предусматривал Закон 1880 года. Однако такая ответственность возникала лишь в тех случаях, когда увечье было вызвано плохим качеством материала, неосторожностью или небрежностью лиц, которые обязаны были осуществлять контроль за производством. Размер выплачиваемого вознаграждения составлял лишь незначительную часть заработной платы. Более того, в 1906 году был принят закон, по которому предприниматель освобождался от ответственности, если он «доказывал» вину самого потерпевшего. Важным правовым актом в развитии трудового законодательства стал закон 1911 года, который, наряду с социальным страхованием на случай болезни, инвалидности, родов, предусмотрел также страхование по безработице, хотя размеры пособия по безработице были ещё весьма незначительными. Только после Второй мировой войны система социального страхования Великобритании приобрела современный вид. Значительный вклад в создание этой системы внесли правительства лейбористов, уделявшие большое внимание сильной социальной политике. Значительную роль в создании этой системы сыграли правительства
После Второй мировой войны в трудовом законодательстве Великобритании произошли существенные изменения, означавшие своего рода социальный прорыв. Вместе с этим в сфере трудовых отношений сохраняют свое действие некоторые нормы прецедентного права и законы XIX века. Основная масса законов о труде была принята в 70-80-е годы ХХ века. Прежде всего к этим законам следует отнести: законы о занятости 1975, 1978, 1980 годов, Закон о равной заработной плате мужчин и женщин 1970 года, Закон о профессиональном обучении 1982 года, консолидированный Закон о профсоюзах и трудовых отношениях 1992 года и т.д.
Целый ряд важных гарантий социальных прав трудящихся был закреплён в трудовом законодательстве Великобритании в период правления лейбористов. К этим гарантиям следует отнести охрану труда и технику безопасности, порядок выплаты заработной платы, максимальную продолжительность рабочего дня для женщин и подростков, а также защиту членов профсоюза, возможность проводить забастовки и т.д.
В XX в. в Англии законодательство окончательно превратилось в основной и наиболее продуктивный источник права. Оно становилось все более сложным не только в силу своей исторической специфики, но и благодаря принятию большого числа новых публичных актов по вопросам, которые ранее не были предметом законодательного регулирования (трансплантация человеческих органов, использование компьютерных данных и т. д.).
Усложнению статутного права способствует появление и такого сравнительно “молодого” источника права, как акты делегированного законодательства. К их числу относятся акты исполнительной власти, издаваемые на основе и в рамках специальных законов парламента о делегации своих полномочий. Такие акты принимают различные формы, чаще всего “приказа” (order). Высшим по силе из таких приказов остается “приказ в Совете”, который издается правительством на основе полученных им делегированных полномочий от имени короны и Тайного совета. Но наиболее распространенной формой делегированного законодательства являются приказы министров.
Акты
делегированного
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключение следует отметить, что уже в 40-е годы XX века в Великобритании были реализованы широкие государственные программы дешевого жилищного строительства, создания национальной службы здравоохранения. Государственная политика здравоохранения регулируется Законом о национальной службе здравоохранения 1977 года, который вобрал в себя большую часть существовавших ранее актов по этому вопросу. В 1980 году этот акт был дополнен Законом о здравоохранении.
Реформы
затронули и сферу образования,
в результате чего была создана национальная
система образования всех уровней,
начиная от дошкольной и кончая университетской.
Страховой фонд формируется не только
за счёт самих работников, но и за счёт
государственного бюджета, предусматривающего
значительные ресурсы на социальную политику.
Библиографический
список
1. Всеобщая история государства и права: Учебник / Под ред. К.И. Батыра. М.: Былина, 1995.
2. Графский В.Г. Всеобщая история государства и права. М.: 2000г.
3. История государства и права зарубежных стран: Учебник / Под. ред. Жидкова и Н.А. Крашенинниковой. Ч.1 и Ч.2. М.: Наука, 2002.
4. История государства и права зарубежных стран. Краткий учебный курс / Под ред. М.М. Борисевича. М.: Юриспруденция, 2001.
5. Омельченко О.А. Всеобщая история государства и права: Учебник: В 2 т. М.: Тон-Приор, 1999.
6. Черниловский З.М. Всеобщая история государства и права. М.: Высшая школа. 2000.
7. Корнев С.А. История государства и права зарубежных стран. СПб., 1999.
8. Юдовская А.Я. Эволюция права в государствах Европы и Америки (XVII – XIX в.в.). СПб., 1996.
9. Керимов А.Д. О своеобразии государственной системы современной Франции // Государство и право. 2001. №1.
10. История Европы в 8-ми томах. М.: Наука, 1991-2001.
Информация о работе Соц законодательство англии в конце 20 века