Смерть как основания прекращения правосубъектности

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 23:04, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы - изучить правосубъектность физических лиц. Соответственно нужно решить следующие задачи:
1. Рассмотреть гражданскую правоспособность.
2. Изучить гражданскую дееспособность.
3. Определить гражданско-правовой статус физического лица – предпринимателя.
4. Раскрыть роль института опеки и попечительства в правосубъектности физических лиц.
5. Рассмотреть смерть как основание прекращения правоспособности.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
1 ОСНОВЫ ПРАВОСУБЪЕКТНОСТИ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ..……………..5
1.1 Гражданская правоспособность.....................................................................5
1.2 Гражданская дееспособность……………………………………………….10
1.3 Гражданско-правовой статус физического лица – предпринимателя……16
1.4 Опека и попечительство. Патронаж………………………………………..17
2 СМЕРТЬ КАК ОСНОВАНИЯ ПРЕКРАЩЕНИЯ ПРАВОСУБЪЕКТНОСТИ…………………………………………………21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………..24
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………………………………..27

Работа содержит 1 файл

Правосубъектность физ. лиц.doc

— 166.50 Кб (Скачать)

     В соответствии со ст. 23 ГК к предпринимательской деятельности граждан, осуществляемой без образования юридического лица, соответственно применяются правила ГК, которые регулируют деятельность юридических лиц – коммерческих организаций, если иное не вытекает из закона, других правовых актов или существа правоотношения.

     С целью побуждения граждан к соблюдению установленных законом правил осуществления индивидуальной предпринимательской деятельности (а именно государственной регистрации), а также с целью защиты контрагентов таких граждан по сделкам эта же статья Гражданского кодекса закрепляет, что гражданин, осуществляющий предпринимательскую деятельность без образования юридического лица с нарушением требования закона о государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, не вправе ссылаться в отношении заключенных им при этом сделок на то, что он не является предпринимателем. Суд может применить к таким сделкам правила ГК об обязательствах, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

     Соответственно, серьезным побудителем к выполнению требований закона о регистрации в качестве индивидуального предпринимателя и получении лицензии на указанные законом виды предпринимательской деятельности служит и предусмотренная ст. 171 УК ответственность за незаконное предпринимательство, к которому отнесено осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации и без лицензирования.

     1.4 Опека и попечительство. Патронаж

 

     Тот факт, что определенная часть правоспособных граждан полностью или частично не обладает дееспособностью, вызвал к жизни институт опеки и попечительства, который прежде всего имеет целью восполнить недостающую дееспособность этой категории граждан для обеспечения и защиты их интересов. Этот институт позволяет приобретать и реализовать гражданские права и обязанности (за исключением тех, которые носят сугубо личный характер и не могут быть осуществлены через представителя) недееспособными или неполностью дееспособными людьми с помощью полностью дееспособных людей, действующих в роли опекунов и попечителей [10, с. 15].

     Опека устанавливается над малолетними (в возрасте до 14 лет), а также над гражданами, признанными судом недееспособными вследствие психического расстройства. Опекуны являются представителями подопечных в силу закона и совершают от их имени и в их интересах все необходимые сделки (ст. 32 ГК).

     Попечительство  устанавливается над несовершеннолетними  в возрасте от 14 до 18 лет, а также над гражданами, ограниченными судом в дееспособности (ст. 33 ГК). Попечитель не совершает сделок вместо подопечного, но осуществляет контроль путем дачи согласия на совершение тех сделок, которые гражданин, находящийся под попечительством, не вправе совершать самостоятельно. Согласие попечителя должно быть письменным, особенно если сделка требует письменной формы. Попечители, согласно ГК, содействуют подопечным в осуществлении ими своих прав и исполнении обязанностей, а также охраняют их от злоупотреблений со стороны третьих лиц. Попечитель не является законным представителем подопечного.

     Органами  опеки и попечительства являются органы местного самоуправления. Опекун (попечитель) назначается постановлением главы районной, городской, районной в городе администрации по месту жительства лица, нуждающегося в опеке (попечительстве), или по месту жительства опекуна (попечителя). Подготовительная работа по оформлению опекунства (попечительства) и надзор за деятельностью опекуна (попечителя) осуществляются отделами или управлениями народного образования, социальной защиты населения, здравоохранения соответствующей территориальной администрации [5, с. 111].

     Опекуном (попечителем) может быть назначен только совершеннолетний дееспособный гражданин при его согласии на это. Согласие подопечного не является обязательным условием для назначения опекуна (попечителя), но в случаях, когда это возможно, его желание выявляется и учитывается. Опекунами (попечителями) назначаются преимущественно лица, близкие подопечному. При их отсутствии – по выбору органа опеки и попечительства. Закон запрещает назначение опекунами и попечителями лиц, лишенных родительских прав (ст. 35 ГК).

     Опекуны и попечители осуществляют предоставленные  им права под надзором органов  опеки и попечительства, поскольку  закон в целях недопущения злоупотребления со стороны опекуна (попечителя) определенным образом ограничивает нрава последних. Ненадлежащее исполнение опекунских (попечительских) обязанностей влечет отстранение опекуна (попечителя) от исполнения этих обязанностей постановлением главы местной администрации.

     Опека прекращается: над несовершеннолетними  – автоматически по достижении ими 14-летнего возраста (заменяется попечительством); над недееспособными душевнобольными – на основании решения суда о признании их дееспособными в случае выздоровления [7, с. 191].

     Попечительство  прекращается: над несовершеннолетними  – по достижении ими совершеннолетия, при вступлении несовершеннолетнего в брак или в случае эмансипации, а над совершеннолетними ограниченно дееспособными – на основании решения суда об отмене ограничения дееспособности. Опека и попечительство прекращаются также в случае смерти подопечного либо объявления его умершим.

     В дополнение к опеке и попечительству способом восполнения недостающей дееспособности гражданина и защиты его имущественных прав является закрепленный законодателем институт доверительного управления имуществом. Если при учреждении опеки или попечительства над гражданином в составе имущества подопечного имеется недвижимость или ценное движимое имущество, требующие специальной заботы и управления, орган опеки и попечительства заключает с определенным лицом (управляющим) договор о доверительном управлении этим имуществом (ст. 38 ГК). Имущество, передаваемое в доверительное управление, на время управления обособляется от прочего имущества подопечного. Опекун и попечитель сохраняют свои полномочия в отношении имущества, не переданного в доверительное управление.

     Разновидностью  попечительства является патронаж. Специфика этого вида попечительства заключается в том, что оно устанавливается над дееспособным гражданином с его согласия и даже по его инициативе [15, с. 25].

     По  смыслу п. 1 ст. 41 ГК под патронажем как формой попечительства понимается регулярное оказание помощи в осуществлении нрав, их защите и выполнении обязанностей совершеннолетнему дееспособному лицу, нуждающемуся в этом по состоянию здоровья: из-за болезни, физических недостатков, немощи по старости. Попечитель (помощник) в таком случае назначается органом опеки и попечительства по заявлению данного дееспособного человека. Обязательны согласие человека па установление над ним патронажа и назначение в качестве попечителя конкретного лица.

     Особенность правового положения попечителя-помощника  заключается в том, что он исполняет свои обязанности не в силу решения органа опеки и попечительства о его назначении, а на основании договора поручения или договора о доверительном управлении имуществом, который заключается с самим подопечным.

     Патронаж  над совершеннолетним дееспособным гражданином прекращается: по требованию лица, находящегося под патронажем; по просьбе попечителя-помощника при наличии уважительных причин, делающих невозможным дальнейшее осуществление его обязанностей (болезнь, изменение семейного положения, места жительства и т.д.), при освобождении попечителя от его обязанностей ввиду ненадлежащего их исполнения, в том числе при использовании патронажа в корыстных целях (ст. 39 ГК). Во всех перечисленных случаях для прекращения патронажа необходимо решение органа опеки и попечительства (постановление главы местной администрации). Патронаж прекращается также в связи со смертью подопечного или попечителя.

     Таким образом, способность физического лица быть субъектом гражданского права именуется гражданской правосубъектностью. Эта гражданско-правовая категория раскрывается в двух применяемых в законодательстве понятиях: гражданская правоспособность и гражданская дееспособность. Для того чтобы лица недееспособные и ограниченно дееспособные могли быть полноценными участниками гражданских правоотношений, над ними устанавливается опека или попечительство. Можно сказать, что основное различие между опекой и попечительством состоит в объеме гражданско-правовых обязанностей, которые закон возлагает на опекунов и попечителей, исходя из объема дееспособности их подопечных.

     2 СМЕРТЬ КАК ОСНОВАНИЕ ПРЕКРАЩЕНИЯ ПРАВОСПОСОБНОСТИ 

     Вопрос  определения момента смерти как  границы существования правоспособности человека заслуживает самого глубокого анализа, так как он связан с совершенствованием тех положений законодательства, которые регламентируют правовой статус физических лиц, и с учетом развития медицинских технологий требует новых подходов к решению традиционных правовых проблем.

     Еще римляне говорили: «Mortis momentum est ultimum vitae momentum» – «Момент смерти есть последний момент жизни» и признавали, что обладать правами можно, лишь будучи живым. В современных системах романо-германского и общего права основанием прекращения правоспособности является только смерть [14, с. 14].

     В. Б. Паничкин считает, что утверждение, что «определение момента рождения и смерти не составляет предмета юридической науки, поскольку речь идет о чисто физиологических понятиях», глубоко ошибочно, поскольку эти моменты определяют границы не только физиологического существования, но и правовой жизни каждого человека как самостоятельного и полноправного субъекта права [14, с. 14]. Так, смерть влечет ряд правовых последствий, в т.ч. открытие наследства (ст. 1113 ГК РФ). А поэтому вопрос момента смерти человека нуждается в юридическом анализе, причем с учетом достижений медицинской науки в нем нуждается не столько правовое положение умерших, сколько лиц живых, но находящихся в пограничных состояниях: предагональном, агонии и клинической смерти, а также в состоянии криогенеза. Для этого существуют две предпосылки: развитие трансплантологии с приданием особой актуальности вопросу об определении момента наступления смерти и появление медицинских средств, позволяющих продлевать на длительный срок жизнь смертельно (терминально) больных путем подключения соответствующих аппаратов и криогенного замораживания.

     Доводы ряда юристов, например, А. В. Чуева в его проекте № 292316-3 Федерального закона «О внесении дополнения в ст. 17 ГК РФ» о том, что «исходя из содержания правоспособности <...> с физической смертью человека жизнь его в правовом смысле не прекращается», т.к. «могут наличествовать завещания, могут наличествовать договоры», закрепленные законом авторские права на созданные им произведения науки, литературы и искусства [14, с. 14], не нашли поддержки ни среди цивилистов, ни в Правительстве. Так, Совет при Президенте России по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства 28 апреля 2003 г. счел сомнительным сформулированное в проекте предложение о признании правоспособности, а стало быть, и правосубъектности, за умершими гражданами, как не вызванное никакой практической потребностью и влекущее массу осложнений. Так, коренной пересмотр института завещания и статуса душеприказчика (из исполнителя последней воли завещателя он превратится в представителя (поверенного) завещателя, реализующего указания завещателя по поводу передачи его имущества наследникам, само завещание превращается в разновидность договора поручения, а наследники становятся одаряемыми, которые путем принятия наследства заключают с наследодателем после его смерти договор дарения через поверенного – душеприказчика. На завещателя же после открытия наследства придется оформлять опеку, так как, будучи субъектом права, он явно не сможет обладать дееспособностью. Наконец, это ставит умерших граждан в неравное положение в зависимости от того, оставили они завещание или нет, что недопустимо [14, с. 15].

     Клиническая смерть (прекращение деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем организма при сохранении жизнеспособности остальных частей организма и возможности возвращения к его нормальному функционированию) не позволяет считать человека мертвым, а наоборот – заставляет производить его реанимацию. Биологическая смерть может быть констатирована на основании прекращения сердечной деятельности (в течение 30 минут), дыхания и функций головного мозга. Смерть же мозга наступает при полном и необратимом прекращении всех функций головного мозга, регистрируемом при работающем сердце и искусственной вентиляции легких. Смерть мозга эквивалентна смерти человека. Именно с этого момента прекращается правоспособность умершего лица. Решающим для ее констатации является сочетание факта прекращения функций всего головного мозга с доказательством необратимости этого прекращения. Право на установление диагноза смерти мозга дает наличие точной информации о причинах и механизмах развития этого состояния. Смерть мозга может развиваться в результате его первичного или вторичного повреждения [14, с. 15].

Информация о работе Смерть как основания прекращения правосубъектности