Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 12:05, курсовая работа
В правовом государстве особое место занимает судебная власть как независимая, самостоятельная ветвь государственной власти. Речь идет о суде (судах) как о судебной власти в силу того, что судебные органы, не подменяя законодательные и ис¬полнительные органы государственной власти, являются эффек¬тивным элементом в механизме сдержек и противовесов, разре¬шая конфликты между ними и другими субъектами обществен¬ных отношений на основе конституции и закона. Судебные ре¬шения обязательны для всех субъектов права, и в этом проявля¬ется сила судов как государственной власти. Суды выносят ре¬шения от имени государства, и государство обеспечивает испол¬нение этих решений.
В
правовом государстве особое место
занимает судебная власть как независимая,
самостоятельная ветвь
Суды в правовом государстве, во-первых, разрешают конфликты, споры между участниками общественных отношений на основе конституции закона; во-вторых, осуществляют конституционный контроль, т.е. проверку на соответствие законов и других актов и действий различных государственных органов, должностных лиц принципам и нормам конституции; в-третьих, защищают, восстанавливают нарушенные права и свободы граждан и других субъектов общественных отношений; в-четвертых, применяют меры юридической ответственности (конституционной, гражданской, административной, уголовной и т.п.) в виде наказания за содеянные правонарушения на основе закона и в установленном законом порядке, т.е. в форме конституционного, гражданского, арбитражного, административного, уголовного судопроизводства.
Существенное значение в контексте действия принципов правового государства имеет институт судебного конституционного контроля над правомерностью законов и других правовых актов и действий всех властей для обеспечения верховенства и прямого действия конституции в обществе и государстве.
Судебный конституционный контроль есть проверка на соответствие конституции объектов такого контроля судебными органами. Существуют две разновидности судебного конституционного контроля: 1) конституционный контроль, осуществляемый судами общей юрисдикции, и 2) конституционный контроль, осуществляемый специализированными судами.
Особенность
первой разновидности судебного
конституционного контроля заключается
в том, что конституционность объектов
контроля проверяют суды общей юрисдикции
при рассмотрении конкретных дел в соответствии
с обычной процедурой (децентрализованный
контроль), либо верховные (высшие) суды
или их специальные палаты по особой процедуре
(централизованный контроль).
1. Судебная власть в системе разделения властей
Обусловленный
характером разделения властей вид
государственной власти, связанный
с осуществлением правосудия посредством
конституционного, гражданского, административного
и уголовного судопроизводства. Понятие
«судебная власть» впервые
а) разрешают конфликты, споры на основе
закона;
б) осуществляют конституционный контроль
- проверку на соответствие
законов, иных нормативных
актов, а также действий и решений государственных
органов нормам Конституции;
в) защищают, восстанавливают нарушенные
права и свободы граждан;
Совокупность действующих в РФ судов образует
ее судебную систему. Понятие судебной
власти раскрывается через другое понятие
- «правосудие». Эти понятия настолько
близки, что в ряде случаев Конституция
употребляет их как равнозначные.
2. Конституционно-правовой статус судьи
Определяемое
Конституцией РФ и федеральными законами
правовое положение судьи, его права, обязанности,
основания и порядок назначения на должность,
гарантии деятельности. Статус судьи определяется
федеральной Конституцией и Законом РФ
от 26 июня 1992г. «О статусе судей»1.
Все судьи обладают единым статусом (некоторые
особенности характеризуют статус судей
военных судов и судей Конституционного
Суда РФ). Судьей может быть гражданин
РФ, достигший 25 лет, имеющий высшее юридическое
образование и стаж работы по юридической
профессии не менее 5 лет. Кроме того, закон
требует, чтобы на должность судьи назначались
лица, не совершившие порочащих поступков,
сдавшие квалификационный экзамен и получившие
рекомендацию квалификационной коллегии
судей. При исполнении своих полномочий,
а также во внеслужебных отношениях судья
должен избегать всего, что могло бы умалить
авторитет судебной власти, достоинство
судьи или вызвать сомнение в его объективности,
справедливости и беспристрастности.
Судья не может быть депутатом, принадлежать
к политическим партиям или движениям,
осуществлять предпринимательскую деятельность,
совмещать работу в должности судьи с
другой оплачиваемой работой, кроме научной,
преподавательской и иной творческой
деятельности. Судьи высших судебных инстанций
назначаются на должность Советом Федерации
по представлению Президента РФ. Все иные
судьи, кроме мировых судей и судей конституционных
(уставных) судов субъектов РФ, назначаются
на должность Президентом РФ. Всего в РФ
около 15 тыс. судей судов общей юрисдикции.
Назначенным судьям выдаются специальные
удостоверения. Порядок их выдачи определен
утвержденным Указом Президента РФ от
9 сентября 2000г. Положением о порядке выдачи
удостоверения судьи судьям Конституционного
Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного
Суда и судьям, назначаемым Президентом
РФ. Правовой статус судьи характеризуется
независимостью, несменяемостью и неприкосновенностью.
Независимость судьи - элемент статуса
судьи и конституционный принцип организации
судебной власти, в соответствии с которым
судья при осуществлении правосудия независим,
подчиняется только Конституции РФ и федеральному
закону. Конкретные гарантии независимости
судей закреплены в Федеральном законе
«О статусе судей в РФ» (в редакции 1995г.).
К ним отнесены: а) установленная законом
процедура осуществления правосудия,
исключающая постороннее воздействие
на судей (вынесение судом решения в совещательной
комнате, в которой могут находиться только
члены данного состава суда); б) преследование
законом любого вмешательства в деятельность
по осуществлению правосудия; в) освобождение
судей от обязанности отчитываться перед
кем бы то ни было о своей деятельности;
г) установленный законом специальный
порядок приостановления и прекращения
полномочий судьи; д) право судьи на отставку
по собственному желанию независимо от
возраста; е) предоставление судье из государственного
бюджета материального и социального
обеспечения, соответствующего его высокому
статусу; ж) соответствующая защита государством
судьи, членов его семьи и их имущества;
з) наличие системы органов судейского
общества, которые выражают интересы судей
как носителей судебной власти. Несменяемость
судьи - принцип правосудия, в соответствии
с которым полномочия судьи могут быть
прекращены или приостановлены не иначе
как в порядке и по основаниям, установленным
федеральным законом. Несменяемость судьи
является гарантией его независимости,
прочности и стабильности судебной системы.
Как правило, полномочия судьи не ограничиваются
определенным сроком. Исключение составляют
впервые назначенные на должность судьи
районных (городских) народных судов, судьи
военных гарнизонов (армий, флотилий, соединений),
срок полномочий которых ограничивается
тремя годами. Несменяемость судьи предполагает,
что приостановление полномочий судьи
возможно только по основаниям, определенным
законом. К ним отнесены: 1) признание судьи
безвестно отсутствующим решением суда,
вступившим в законную силу; 2) согласие
квалификационной коллегии судей на привлечение
судьи к уголовной ответственности или
заключении его под стражу; 3) участие судьи
в предвыборной кампании в качестве кандидата
в состав органа законодательной (представительной)
власти РФ или субъекта РФ; 4) избрание
судьи в законодательный (представительный)
орган власти. Для приостановления полномочий
судьи необходимо решение квалификационной
коллегии судей. Прекращение полномочий
судьи возможно при определенных законом
основаниях (заявления об отставке по
состоянию здоровья, в связи с переходом
на другую работу, истечением срока полномочий,
выход из гражданства РФ, увольнение судьи
военного суда с военной службы). По решению
квалификационной коллегии судей полномочия
судьи могут быть прекращены в случаях
занятия деятельностью, не совместимой
с должностью судьи, вступления в законную
силу обвинительного приговора в отношении
судьи, отказа судьи от перевода в другой
суд в связи с упразднением или реорганизацией
суда. Статусом судьи предусмотрен почетный
уход или почетное удаление судьи с должности
(специфические формы отставки). В этом
случае за этим лицом сохраняется звание
судьи, гарантии личной неприкосновенности
и принадлежности к судейскому сообществу,
предоставляется ежемесячное пожизненное
содержание и иные льготы. Неприкосновенность
судьи - определенные статусом судьи и
определенные Конституцией и федеральным
законом гарантии защиты личных или общественных
и профессиональных интересов судьи. Неприкосновенность
судьи распространяется на его жилище
и служебное помещение, используемый им
транспорт и средства связи, его корреспонденцию,
принадлежащие ему имущество и документы.
Ограничение этих прав, возможно, только
в связи с производством по уголовному
делу в отношении судьи. Привлечь судью
к уголовной ответственности можно только
в порядке, определенном федеральным законом.
Уголовное дело в отношении судьи может
быть возбуждено только Генеральным прокурором
РФ при условии согласия на то соответствующей
квалификационной коллегии судей. Заключение
судьи под стражу допускается только с
согласия квалификационной коллегии и
с санкции Генерального прокурора РФ либо
по решению суда. Уголовное дело в отношении
судьи по его требованию должно быть рассмотрено
только Верховным Судом РФ. Судья не может
быть задержан, а также принудительно
доставлен в соответствующий орган в порядке
производства по делам об административных
правонарушениях. Судьи, члены их семей
и их имущество находятся под особой защитой
государства. Органы внутренних дел по
месту нахождения суда обязаны принять
необходимые меры по обеспечению безопасности
судей, членов их семей, сохранности принадлежащего
им имущества в соответствии с Федеральным
законом «О государственной защите судей,
должностных лиц правоохранительных и
контролирующих органов».
3. Судебная система Российской Федерации
Система
судов, организованных и действующих
на единых демократических принципах,
связанных между собой общей
задачей - осуществлением правосудия.
Судебную систему образует совокупность
действующих в РФ судов. В соответствии
с Федеральным конституционным законом
от 31 декабря 1996г. «О судебной системе
РФ» в судебную систему РФ входят: федеральные
суды, конституционные (уставные) суды
субъектов РФ, мировые судьи субъектов
РФ. К системе федеральных судов относятся:
1) Конституционный Суд РФ; 2) Верховный
Суд РФ, верховные суды республик, краевые
и областные суды, суды городов федерального
значения, суды автономной области и автономных
округов, районные суды, военные и специализированные
суды (система федеральных судов общей
юрисдикции); 3) Высший Арбитражный Суд
РФ, федеральные арбитражные суды округов,
арбитражные суды субъектов РФ (система
федеральных арбитражных судов). К судам
субъектов РФ, в соответствии с Законом
«О судебной системе РФ», относятся: конституционные
(уставные) суды субъектов РФ, мировые
судьи, являющиеся судами общей юрисдикции
субъектов РФ. Федеральный конституционный
закон «О судебной системе РФ» закрепляет
единство судебной системы, которое гарантируется:
установлением судебной системы федеральным
законом, обязанностью всех судов осуществлять
правосудие в соответствии с определенными
федеральными законами правилами судопроизводства,
признанием обязательности исполнения
на всей территории РФ вступивших в законную
силу судебных решений, законодательным
определением единства статуса судей,
финансированием федеральных судов и
мировых судей из федерального бюджета
и др.
Конституционный
Суд – судебный
орган конституционного контроля,
самостоятельно и независимо осуществляющий
судебную власть посредством конституционного
судопроизводства.
Верховный
Суд РФ - высший судебный орган по гражданским,
уголовным, административным и иным делам,
подсудным делам общей юрисдикции. В пределах
своих полномочий Верховный Суд рассматривает
дела в качестве суда первой инстанции,
в кассационном порядке, в порядке надзора
и по вновь открывшимся обстоятельствам;
изучает и обобщает судебную практику,
дает разъяснения судам по вопросам применения
законодательства; имеет право законодательной
инициативы и право обращения в Конституционный
Суд с запросом о соответствии Конституции
применяемых судами нормативно-правовых
актов. В состав Верховного Суда входят
Председатель, его заместители и члены.
В состав Верховного Суда, кроме того,
входят и народные заседатели. Председатель
организует работу по изучению и обобщению
практики, созывает Пленум и Президиум
Верховного Суда и председательствует
на их заседаниях, вносит представления
по вопросам, требующим толкования, руководит
организацией работ судебных коллегий
и др.
В составе Верховного Суда РФ действуют
три судебные коллегии:
1) по гражданским делам;2) по уголовным
делам;3) военная коллегия.
Судебные коллегии рассматривают (по своему
профилю) в качестве суда первой инстанции
дела особой важности; кроме того, они
выступают также кассационной и надзорной
инстанциями по отношению ко всем судам
общей юрисдикции. Решения судебных коллегий
могут быть обжалованы в Президиуме Верховного
Суда РФ. Высшей судебной инстанцией является
Пленум Верховного Суда РФ, в который входят:
Председатель Верховного Суда РФ, его
заместители и члены Верховного Суда РФ
(всего численный штат Верховного Суда
- 100 судей). В работе Пленума участвует
министр юстиции РФ и Генеральный прокурор
(участие последнего является обязательным).
Высший
Арбитражный Суд РФ - высший судебный орган
по решению экономических споров. К полномочиям
Высшего Арбитражного Суда относятся:
рассмотрение дел о признании недействительными
ненормативных актов Президента, Совета
Федерации, Государственной Думы и Правительства
РФ, не соответствующих закону и нарушающих
права и законные интересы организаций
и граждан; экономические споры РФ, между
субъектами РФ; рассмотрение дел в порядке
надзора по протестам на вступившие в
силу судебные акты арбитражных судов
в РФ; изучение и обобщение практики применения
арбитражными судами законов и иных нормативных
актов, регулирующих отношения в сфере
предпринимательской и иной экономической
деятельности; дача разъяснений по вопросам
судебной практики и др. Кроме того, Высший
Арбитражный Суд ведет судебную статистику
и организует работу по ее ведению в арбитражных
судах; решает в пределах своей компетенции
вопросы, вытекающие из международных
договоров РФ. Высшему Арбитражному Суду
принадлежит право законодательной инициативы
по вопросам его ведения. Он также принимает
регламент, обязательный для арбитражных
судов РФ. В соответствии с Федеральным
конституционным законом от 1997г. «Об арбитражных
судах в РФ», кроме Высшего Арбитражного
Суда в систему арбитражных судов входят
федеральные арбитражные суды округов
и арбитражные суды субъектов РФ. В РФ
в соответствии с Законом «Об арбитражных
судах» созданы 10 арбитражных судов округов:
Волго-Вятский, Восточно-Сибирский, Дальневосточный,
Западно-Сибирский, Московский, Поволжский,
Северо-Западный, Северо-Кавказский,
Уральский, Центральный округ.
В субъектах РФ действуют арбитражные
суды республик, краев, областей, городов
федерального значения, автономной области
и автономных округов. При этом арбитражный
суд может осуществлять судебную власть
на территории нескольких субъектов РФ.
Но в то же время на территории одного
субъекта РФ могут осуществлять судебную
власть несколько арбитражных судов. В
составе Высшего Арбитражного Суда созданы
следующие коллегии: коллегия по разрешению
дел по экономическим спорам; коллегия
по разрешению дел по спорам, возникающим
в сфере управления; коллегия по проверке
в кассационном порядке законности и обоснованности
решений арбитражных судов, не вступивших
в законную силу; коллегия по проверке
в порядке надзора законности и обоснованности
решений арбитражных судов, вступивших
в законную силу.
Кроме того,
в состав Высшего Арбитражного Суда входит
Пленум Высшего Арбитражного Суда, состоящий
из Председателя Высшего Арбитражного
Суда, его заместителей, секретаря Пленума,
председателей коллегий, судей Высшего
Арбитражного Суда, председателей Высших
арбитражных судов республик, входящих
в состав Российской Федерации. В пределах
своей компетенции арбитражные суды могут
принимать следующие судебные акты: решения,
определения, постановления, обязательные
для всех государственных органов, органов
местного самоуправления, иных органов,
должностных лиц и граждан.
Конституционный (уставный) суд субъекта
РФ - судебный орган субъекта РФ, призванный
осуществлять конституционное судопроизводство,
т.е. определять конституционность (соответствие
конституции республики уставу края, области,
города федерального значения) нормативно-правовых
актов, принимаемых органами государственной
власти субъекта РФ. Такой суд может создаваться
субъектом РФ для рассмотрения вопросов
соответствия законов субъекта РФ, нормативных
правовых актов органов государственной
власти субъекта РФ, органов местного
самоуправления конституции (уставу) субъекта
РФ. К полномочиям такого суда относится
также толкование конституции (устава)
субъекта РФ. Иные полномочия конституционного
(уставного) суда устанавливаются законом
субъекта РФ. Решение конституционного
(уставного) суда, принятое в пределах
его полномочий, не может быть пересмотрено
иным судом.
4. Прокуратура: понятие, конституционная система органов прокуратуры, цели прокурорского надзора
В
соответствии с Конституцией РФ прокуратура
представляет собой централизованную
систему федеральных органов
государства, призванных обеспечить единство
(единообразное применение законодательства)
законности на всей территории Российской
Федерации. В главе 7 Конституции РФ содержится
специальная статья, посвященная закреплению
конституционно-правового статуса прокуратуры
(следует в то же время иметь в виду, что
прокуратура не входит в судебную систему).
В соответствии с Конституцией РФ (ст.
129) прокуратура осуществляет надзор за
исполнением действующих на территории
Российской Федерации законов, принимает
меры, направленные на устранение их нарушений
и привлечение виновных к ответственности,
осуществляет уголовное преследование.
Организация и порядок деятельности органов
прокуратуры и полномочия прокуроров
определяются Конституцией Российской
Федерации, Законом Российской Федерации
«О прокуратуре РФ» (в редакции от 17 ноября
1995 г.), другими законодательными актами
РФ. На прокуратуру не может быть возложено
выполнение функций, не предусмотренных
указанными законодательными актами.
Деятельность прокуратуры базируется
на таких принципах, как единая централизованная
система; независимость от органов государственной
власти и других объединений и организаций;
гласность деятельности; прокуроры не
могут быть членами выборных и иных органов;
создание и деятельность политических
партий и их организаций в органах прокуратуры
не допускается; прокуроры не вправе заниматься
по совместительству иной оплачиваемой
деятельностью, кроме преподавательской,
научной и творческой. Основной целью
прокурорского надзора является обеспечение
верховенства закона, единства и укрепления
законности. Для этого прокуратура осуществляет
надзор:
а) за исполнением законов федеральными
министерствами и ведомствами, представительными
(законодательными) и исполнительными
органами субъектов РФ, органами местного
самоуправления, органами военного управления,
органами контроля, их должностными лицами,
а также соответствие законам издаваемых
ими правовых актов;
б) за исполнением законов органами, осуществляющими
оперативно-розыскную деятельность, дознание
и предварительное следствие;
в) за исполнением законов в местах содержания
задержанных, в местах предварительного
заключения, при исполнении наказания
и иных мер принудительного характера,
назначаемых судом. Прокуроры участвуют
в рассмотрении дел судами. Осуществляя
уголовное преследование в суде, прокурор
выступает в качестве государственного
обвинителя. В пределах своей компетенции
прокурор вправе приносить протест на
незаконный приговор, в случаях, предусмотренных
уголовно-процессуальным законом, прокуратура
осуществляет расследование преступлений.
Прокурор вправе обращаться в вышестоящие
судебные инстанции с представлениями
о даче судом разъяснений по вопросам
судебной практики.
Систему органов прокуратуры Российской
Федерации составляют Генеральная прокуратура
Российской Федерации, прокуратуры субъектов
РФ, городов и районов, иные территориальные
прокуратуры. Генеральную прокуратуру
РФ возглавляет Генеральный прокурор
РФ, назначаемый на должность сроком на
5 лет и освобождаемый от должности Советом
Федерации по представлению Президента
РФ. Прокуроры субъектов РФ назначаются
на должность сроком на 5 лет Генеральным
прокурором по согласованию с органами
государственной власти субъектов РФ.
Прокуроры городов и районов, а также специализированных
прокуратур назначаются на должность
сроком на 5 лет и освобождаются от должности
Генеральным прокурором РФ, подчинены
и подотчетны вышестоящим прокурорам
и Генеральному прокурору. Генеральный
прокурор имеет первого заместителя и
заместителей, назначаемых на должность
и освобождаемых от должности Советом
Федерации по представлению Генерального
прокурора РФ. Из числа названных лиц,
а также других прокурорских работников
в Генеральной прокуратуре образуется
коллегия. Для дополнительного финансирования
материально-технического и иного обеспечения
органов прокуратуры, а также мероприятий
по социальной защите работников прокуратуры
Постановлением Правительства РФ от 26
января 2000г. учрежден Фонд развития прокуратуры.
Согласно Положению о фонде его средства
направляются на укрепление материально-технической
базы органов прокуратуры; строительство
и ремонт служебных зданий и сооружений
органов прокуратуры; строительство и
приобретение жилых помещений для работников
прокуратуры, а также выдачу беспроцентных
ссуд на строительство и приобретение
жилья работникам органов прокуратуры;
финансирование мероприятий, связанных
с социальной защитой работников прокуратуры,
улучшение их медицинского обеспечения,
а также на расходы медицинских и лечебно-оздоровительных
учреждений органов прокуратуры.
5. Судебная власть,
как защита прав и свобод
Гарантированная
законом возможность каждого
человека обжаловать решения и действия
органов государственной
Итак, в правовом государстве особое место занимает судебная власть как независимая, самостоятельная ветвь государственной власти. Речь идет о суде (судах) как о судебной власти в силу того, что судебные органы, не подменяя законодательные и исполнительные органы государственной власти, являются эффективным элементом в механизме сдержек и противовесов, разрешая конфликты между ними и другими субъектами общественных отношений на основе конституции и закона. Судебные решения обязательны для всех субъектов права, и в этом проявляется сила судов как государственной власти. Суды выносят решения от имени государства, и государство обеспечивает исполнение этих решений.
Суды в правовом государстве, во-первых, разрешают конфликты, споры между участниками общественных отношений на основе конституции закона; во-вторых, осуществляют конституционный контроль, т.е. проверку на соответствие законов и других актов и действий различных государственных органов, должностных лиц принципам и нормам конституции; в-третьих, защищают, восстанавливают нарушенные права и свободы граждан и других субъектов общественных отношений; в-четвертых, применяют меры юридической ответственности (конституционной, гражданской, административной, уголовной и т.п.) в виде наказания за содеянные правонарушения на основе закона и в установленном законом порядке, т.е. в форме конституционного, гражданского, арбитражного, административного, уголовного судопроизводства.
Информация о работе Система компетенция судебных органов власти РФ