Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 13:37, шпаргалка
Работа содержит 8 ответов на вопросы по дисциплине "Гражданское право"
1. Власть и соц.нормы догос-го периода: для каждого общ-ва хар-на опред. с-ма упорядоченности общ-х отношений, т.е. опред-ая с-ма управления (соц.власть), к-ая регул-ет поведение людей при помощи опред-х общих пр-л (соц-х норм). Хар-ные черты первобытно-общ. строя: 1.наличие примит-х орудий 2.неспособ-ть чел-ка без помощи рода выжить и обесп-ть себя всем необходимым.
Соц.власть догос-го периода хар-ся:1. базировалась на семейных отношениях, каж.род выступал в кач-ве хоз.ед-цы, собственника производства, орг-ра труд.процеса. Соц.власть распр-сь в пределах рода. Выражала его волю, базир-сь на кров.связях. 2.была непосред-но обществ-ой,т.к.строилась на первобытно-общ. демократии, на самоупр-ии. 2. опиралась на авторитет, уважение, традиции членов рода. 4. органами власти выступали как само общ-во в целом, так и его представители.
Мононорма-первич.нормы поведения первобыт.-общ. чел-ка,нормы морали, ритуалы. Регул-сь обычаями, ритуалами. Сущ-ли в поведении людей, не имея письм-го выраж-я. Обесп-сь силой привычки, убежд-я, принужд-я. Сп-б регулир-я – запрет. Они регулир-ли пр-ла всего племени(рода).
2. Важн-е соержат-е хар-ки опред-я «гос-во»:народ, публ-я власть, терр-я. Гос-во – это орг-я полит. власти, содейст-ая преим-му осущ-ю конкрет-х класс-х, общечел-х, религиоз-х, нац-х и др-х интересов в пределах 1 терр-ии. Возникнув как прод-т соц.жизнедеят-ти, гос-во не совпадает с общ-ом и выступает по отн-ю к нему управл-ой с-мой. Эта с-ма имеет чёткую внутр-ю орг-ю и специф-ий мех-м взаимодей-я внутр-х эл-тов.
Пр-ки гос-ва, отл-е его от догос-го периода: 1.публ-я власть, выдел-ся из общ-ва и не совпад-я с насел-ем страны. Гос-во ол-ет спец-м апп-ом упр-я, принужд-я, правосудия 2. с-ма налогов и займов 3 терр-е деление насел-я. 4. право: гос-во не может сущ-ть без права, т.к. послед-ее юрид-ки оформ-ет власть, тем самым делает её легитимной, опред-ет юрид-е рамки и формы осущ-я ф-ций гос-ва. 5. монополия на легальное прим-е физ.силы, физ.принуждения. 6. монополия на правотворч-во. 7. гос-во наход-ся в устойч-ых прав-х связях с насел-ем, прожив-м на его терр-ии (гражданство). 7. обл-ет опред-ми мат.ср-ми для провед-я своей политики (гос. собствен-ть, бюджет, валюта). 8. выступает един-ым офиц-ым пред-ем всего общ-ва. 9. суверенитет (верховенство на терр-ии, незав-ть во внеш.делах). 10. символ гос-ва: герб, флаг, гимн.
3. Соотн-е гос-ва с общ-ом: совокупность истор-ки слож-ся форм совместной деят-ти людей – общ-во. Гос-во явл-ся управл-ей с-мой, ведёт его дела, а к противниками господ-его класса выступает как орудие подавления и насилия. Порождённое развивающимся общ-ом гос-во приобретатет относ-но его относ-ную самост-ть. С появл-ем гос-ва нач-ся сложная и противореч-я история его взаимоотн-я с ощ-вом.
4. Взаимосвязь гос-ва и права: сходство: 1 возн-ет и разв-ся совместно. 2. имеют одинак-е подходы к сущности и типологии. 3. выступают ср-вамиупр-я. 4. призваны сохр-ть и обесп-ть личные и групп-е, общ-е интересы. 5. осн-ны на едином базисе, опред-ся соц.-эк. и дух. факторами.
Различия: 1. гос-во – это особая орг-я полит. власти. Право – это соц.регулятор. 2. гос-во выр-ет силу, право – волю. 3. первичным эл-том гос-ва явл-ся гос.органы, права – норма. 4. они не совп-ют по формам, ф-циям.
Взаимодей-е гос-ва и права: с одной ст-ны, это взаимодей-е состоит в том, что гос-во форм-ет, изменяет, отменяет право (правотворч-во),реал-ет и охраняет его (правоприм-е). с др.ст. правовоздей-ет на гос-во, упорядочивая деят-ть гос.аппарата, устан-я компетенцию его органов. Сущ-ет 2 осн-х типа взаимоотн-ий между гос-вом и правом:1.когда гос-во стоит над правом, выступая опред-им фактором (антидемократ-е гос-во). 2. право стоит над гос-вом, выступая его ограничителем (првовое, демократ-е гос-во).
5. Пр-пы и формы возникн-я гос-ва: центр.институт в полит.с-ме общ-ва. Формир-е гос-ва-это субъективно-закономерный процесс, обусловл-ый внутр-м разв-ем общ-ва, его соц-полит, культ-истор, нац-психолог, нравственно-религиоз, эколого-географ и др обстоят-ми.
Особ-ть возникн-я права: органы гос-ва стан-ся осн-ми стр-ми, контр-ми выолн-е прав-х предписаний и релиз-ми осн-е соответ-е юр-е санкции. Право-един-я форма, в к-ой гос-во может выражать свои веления в кач-ве обяз-х, поэтому пр-ны и усл-я появл-я права во многом аналог-ны пр-ам появл-я гос-ва. Право слож-ст как класс-е явл-е, выр-ее волю и инт-сы господ-х кл-ов. Возникн-е права-это след-е усложнений соц-х связей, оострение противоречий в общ-ве. Прав-е нормы склад-сь преим-но 3 путями: 1. перераст-е мононорм обычного права и санкционир-е их силами гос-ва. 2. правотворчетсво гос-ва при созд-ии спец-х док-тов, сод-х юр.нормы. 3. судебное право, сост-ее из конкрет-х решений.
На разв-е права огр-е вл-е оказали специф-е особ-ти географ-х, культ-истор обстоят-в (роль обычаев, привычек).
1. Гос.власть – разновид-ть соц.власти. соц.власть – это отн-е господства и подчинения между субектами, опир-ся на принужд-е. Власть-системообр.эл-т в соц.жизни общ-ва. Гос.власть-это особая разновид-ть соц.власти. оно имеет 3 осн-е ветви: законодат-я, исполнит-я, суд-я. Гос.власть-это публично-полит. отношение господства и подчинения между субъектами, опир-ся на гос-е принуждение. Хар-е черты гос.власти:1. распр-ся на всё общ-во. 2. носит публично-полит.хар-р. 3 опир-ся на гос.принуждение-прим-ет силу для осущ-я целей. 4. осущ-ся спец.лицами.5.устан-ет с-му налогов.6.орг-ет население по терр-му пр-ку.7.хар-ся легитимностью и легальностью.
2. сущ-ть гос-ва: 1-ый аспект: любое гос-во есть орг-я публично-полит.власти(
По содержат.ст-не выд-ют класс-ый, общечел-ий, религиозный, нац-ый, расовый подходы к сущ-ти гос-ва. Господ-ий опред-ет сущ-ть гос-ва=>недовольство и сопротивление подавляемого класса=>революции, беспорядок. Наиболее прогрессивен общечел-ий (соц.) подход: полит.власть создаёт усл-я для компромисса интересов разл-х кл-ов и соц-х гр-п. религиозный подход: гос-во орг-ет полит.власть, содей-ю преим-но инт-ам религии (Ватикан). Нац.подход: гос-во содей-ет осущ-ю инт-ов «титульной» нации за счёт ущемления инт-ов др-х наций. Расовый: орг-я полит.власти, при к-ой превалируют инт-сы 1 расы за счёт ущемл-я инт-сов др-х рас, прожив-х на терр-ии (ЮАР).
3. ф-ции гос-ва-это осн-е напр-я деят-ти гос-ва по реш-ю целей и задач. Именно ф-ции гос-ва проявляют его сущ-ть и соц.назначение. ф-ции гос-ва хар-ют его в динамике развития на том или ином истор-м этапе. Цель и задачи гос-ва опред-ют его ф-ции, т.е. осн-е напр-я деят-ти; послед-ть возникн-я ф-ций зав-т от очерёдности задач, встающих перед общ-вом. Цели и задачи опред-ся реальными усл-ми жизни: потреб-ми и интересами населения, эк-ми возм-ми общ-ва; культ-м и нравств-м у-нем ощ-ва; професс-мом гос.служ-х и гос.стр-р.
В зав-ти от продолжит-ти дей-я ф-ции бывают пост-е:эк-я, соц-я. Врем-е: дей-ют опред-ый период времени. В зав-ти от пр-па раздел-я властей: законодат-я(правотворч-я); исполнит-я (управленч-я); судебная. В зав-ти от знач-я: осн-е и неосн-е. Осн-е: непосред-е вл-е гос-ва на ощ-во. Неосн-е:небольшие ссоры.
Ф-ции осущ-е бывают внутр-е и внеш-е, в зав-ти от сферы жизни, в к-ой осущ-я. Внутре-е: эк-е, соц-е, воспит-е. Внеш-е: на у-не сотруд-ва гос-ва с др.гос-ми (мировая арена).
4. Формы – это однород.деят-ть орг-ов гос-ва посредством к-ой реал-ся его ф-ции. Выд-ют прв-е и организац-е. Прав-е: правотворч-я (подгот-ка,издание прав-х актов); правоприменит-я (реализ-я прав-х актов); правоохранит-я (деят-ть по защите прав и свобод чел-ка и гражданина. Предупрежд-е правонаруш-ий. Организац-е формы: орг-регламентирующие (напр-е деят-ти); орг-хоз.форма; орг-идеологическая. Методы осущ-я ф-ций гос-ва-это СП-бы и приёмы реал-ции его ф-ций:реком-я, поощрение.