Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 22:23, контрольная работа
Значение римского права определяется его огромным влиянием не только на последующее развитие права, но и на развитие культуры в целом.
Римское право характеризуется непревзойдённой по точности разработкой всех существенных правовых отношений простых товаровладельцев (покупатель и продавец, кредитор и должник, договор, обязательство и т.д.).
Введение
1. Понятие и виды прав на чужие вещи
2. Понятие сервитута. Виды сервитутов
2.1. Предиальные сервитуты
2.2. Личные сервитуты
3. Приобретение, утрата, защита сервитутов
4. Суперфиций и эмфитевзис
Заключение
Список литературы
Нетелесные
вещи, говорит Гай, – это то, что состоит
в праве (ea quae in jure consistunt), например, обязательство,
право пожизненного пользования и т.д.
Следовательно, нетелесная вещь есть не
вещь в указанном выше смысле, это лишь
составная часть имущества. Таким образом,
более широкое значение термина res есть
предмет (или составная часть) имущества.
2.1. Предиальные сервитуты
Назначение предиального сервитута – восполнять недостающие данному участку блага или свойства и удобства. С этой точки зрения юрист Цельз (Д.50.16.86) ставит предиальные сервитуты в параллель с плодородием участка, его размерами и другими его качествами и свойствами. Даваемое Цельзом сравнение нельзя понимать буквально, но оно правильно выражает ту мысль, что предиальный сервитут не обслуживает данное лицо, которому принадлежит земельный участок, а понимает вообще полезность этого участка. Отсюда требование, чтобы сервитут по своему содержанию делал praedii meliorem causam, то есть улучшал положение земельного участка, причём имел бы causam perpetuam, то есть чтобы сервитут состоял в пользовании постоянным свойством служащего участка, обеспечивающим длительное удовлетворение потребности.
По
общему правилу, господствующий и служащий
земельные участки должны быть соседними
(для позднейшего права
«Несколько позже первых сельских сервитутов возникают городские сервитуты, древнейшим из которых было право проложить клоаку через чужой участок. Развитие городского строительства порождает разнообразие городских сервитутов: право опереть строение на стену соседа, право отводить дождевую воду во двор соседа, право требовать, чтобы сосед не загораживал вида, свет.
Каждый сельский и городской сервитут имел свои характерные особенности и подчинялся индивидуальному юридическому режиму. Вместе с тем, те и другие сервитуты обладали общими юридическими признаками, в частности бессрочностью и неделимостью. Последний признак выражается в том, что и при разделении служащего участка он не утрачивал обременения, продолжая служить собственнику господствующего участка как единое целое».6
Из числа сельских сервитутов известны сервитуты дорожные (iter – право проходить и проезжать через соседний участок, via – право перевозить тяжести, actus – право прогонять скот и проезжать), сервитуты водные (aquaeductus – право провести воду с соседнего участка, aquaehaustus – право черпать воду на соседнем участке), пастбищные (право пасти скот на соседнем участке).
Типичные
городские сервитуты: право опереть
постройку на стену соседа, право
вделать балку в стену соседа,
право света, право вида (то есть,
чтобы сосед не закрывал вида постройкой)
и т.д.
2.2. Личные сервитуты
«Вслед за древнейшими предиальными сервитутами возникают личные сервитуты. Первым основанием их возникновения были, по-видимому, завещательные отказы. Оставляя, к примеру, дом законным наследникам, завещатель предоставлял право пожизненного права проживания в нём своей кормилице. Личные сервитуты также относились к категории прав на вещи и обладали всеми их признаками. Так, в приведённом примере кормилица не утратила бы преимущественное право проживания, если бы дом был отчуждён. Она также имела бы преимущественное право перед обязательственными правами, в частности, перед лицом, получившим право проживания в том же доме по договору ссуды».7
Важнейший личный сервитут – узуфрукт – определяется в Дигестах следующим образом: «Usufructus est ius alienis rebus utendi fruendi salva rei substantia» (D.7.1.1.), узуфрукт есть право пользования чужой вещью и получения от неё плодов с сохранением в целости субстанции (сущности вещи).
В качестве личного сервитута узуфрукт был правом пожизненным (или на срок), но он не переходил на наследников узуфруктуария (то есть имеющего это право), не мог отчуждаться (допускалась сдача внаем, однако в случае смерти узуфруктуария прекращалось и право нанимателя). Узуфруктуарий должен пользоваться вещью как хороший хозяин, в соответствии с хозяйственным назначением вещи (например, получив в узуфрукт виноградник, лицо не вправе застроить этот участок, хотя бы эта форма эксплуатации земли была выгоднее), должен принимать меры к сохранению вещи и т.д. Плоды от вещи поступают в собственность узуфруктуария с момента фактического овладения ими.
Если в узуфрукт дано кому-либо стадо, то, хотя по общему правилу узуфруктуарий обязан пользоваться salva rei substantia, то есть сохраняя в неприкосновенности «субстанцию», сущность вещи, однако в этом случае ему даётся право отдельные головы из состава стада отчуждать, убивать (если это требуется по правилам ведения хозяйства), убыль пополнять из приплода или путём покупки, заботясь лишь о поддержании стада на определённом хозяйственном уровне.
Неправильное
пользование вещью, в частности
изменение хозяйственного назначения,
приводило к обязанности
Другой личный сервитут – usus, то есть право пользоваться вещью, но без права пользоваться её плодами; впрочем, в пределах личных потребностей субъект этого права может пользоваться и плодами. В остальном сервитут usus сходен с узуфруктом.
В форме специального личного сервитута можно было предоставить право жить в доме (habitatio), право пользоваться рабочей силой раба или животного (operae servorum vel animalium).
В
республиканское время римскими
юристами были сформулированы теоретические
постулаты сервитутного права, распространённые
на режим личных сервитутов в период
Поздней империи. «Не может
быть сервитута на собственную вещь».
Поэтому если собственник господствующего
участка приобретал участок служащий,
то сервитут прекращался. «Не может
быть сервитута на сервитут». Так, предиальный
сервитут, как и личный, подчинялся своему
правовому режиму и вне его пределов не
существовал. Невозможно поэтому установить,
к примеру, узуфрукт на сервитут права
проезда. «Не может быть сервитута, который
обязывал бы к положительному действию».
Сервитут может состоять лишь в обязанности
воздержания от действия, например, терпеть
неудобства, связанные с правом сервитуария
брать воду с участка, проезжать через
него, либо – в обязанности не делать чего-либо,
например, не закрывать света или вида.
«Римлянам был известен один сервитут
– несение тяжести пристройки, при котором
на собственнике обременённого участка
лежала обязанность положительного действия
– производить ремонт опоры не только
в собственных интересах, но и в интересах
сервитуария».8
3. Приобретение, утрата, защита сервитутов
«Сервитуты возникали по различным основаниям. До закона Скрибония (149г. до н.э.) осуществление сельского сервитута в течение двух лет вело к его приобретению по давности. Закон Скрибония, отменивший установление сервитутов по давности, явился отражением общей направленности римской правовой мысли на максимально возможное освобождение римской земельной собственности от тягот и пут, налагаемых сервитутами. В конечном счёте эта тенденция вела к укреплению самого института собственности посредством точного обозначения режима служащего участка».9
Сервитут
мог быть установлен по воле собственника
служащей вещи, притом или односторонним
актом воли (например, по завещанию
одного лица предоставлялось другому
лицу пожизненное пользование
В
некоторые периоды римской
Сервитут
утрачивался с гибелью вещи, пользование
которой служило предметом
В качестве права на чужую вещь сервитутное право прекращалось, если оно соединялось с правом собственности на ту же вещь, например, собственник отчуждает вещь субъекту сервитутного права на неё – тогда применяется правило: nemini res sua servit, D.8.2.26, никто не может иметь сервитутного права на свою вещь (поскольку у лица есть право собственности на данную вещь, сервитут на неё ему и не нужен).
Сервитут прекращался вследствие отказа от него субъекта права, а также неосуществления (non usus) в течение 10 лет, inter praesentes, или 20 лет, inter absentes.
«С прекращением сервитута устранялось обременение, и право собственности восстанавливалось в полном объёме. Сервитут прекращался: при отказе сервитуария от соответствующего права; при истечении погасительной давности; при соединении права собственности на господствующий и служащий участки (в личных сервитутах – при соединении права собственности и пожизненного пользования); существенное изменение субстанции вещи, являвшейся объектом личного сервитута; смерть управомоченного или умаление его правоспособности –capitis deminutio – всех степеней, а в праве Юстиниана – только высшее и среднее умаление правоспособности».10
Сервитутное право защищалось абсолютным иском, называемым actio confessoria, противоположным собственническому иску, actio negatoria, в том смысле, что с помощью этого последнего иска собственник вещи, которой другое лицо неправомерно пытается пользоваться, отрицает за этим лицом право пользования, actio confessoria служила для защиты права пользования чужой вещью.
4. Суперфиций и эмфитевзис
Аренда земли существовала ещё в период республики. Государство и городские общины сдавали земли, не подлежащие продаже, под строительство домов, а также для их обработки за арендную плату, вносимую ежегодно. Соответствующие отношения, возникающие между государством и арендаторами, регулировались публичным правом (относились к юрисдикции цензоров). Со временем арендодателями становятся муниципии и частные лица, отношения которых с арендаторами регулировались претором на основе норм обязательственного, т.е. частного права. Это были типичные отношения, вытекающие из договора аренды.
Под
влиянием преторского права
Итак, суперфиций представляет собой вещное, наследственное и отчуждаемое право возведения строения на чужом городском участке и право пользования этим участком; эмфитевзис – вещное, наследственное и отчуждаемое право пользования землёй и плодами, с правом изменения характера участка, но без ухудшения его.
Как
видим, «содержание прав и суперфициария,
и эмфмтевты весьма широкое, оно значительно
шире, чем у сервитуария, но всё же не такое
полное, как у собственника. Эта неполнота
состояла в следующем. Суперфициарий уплачивал
собственнику поземельную ренту, в случае
неуплаты последний мог возбудить иск
о собственности; обременение участка
сервитутом возможно без ущерба прав собственника
земли; при отчуждении участка требовалось
согласие собственника. Эмфитевт при продаже
участка обязан был уведомить собственника
земли, который мог воспользоваться правом
преимущественной покупки в течение двух
месяцев; при отчуждении эмфитевзиса собственник
имел право на получение двух процентов
покупной цены; эмфитевт обязан был уплачивать
собственнику арендную плату, а также
вносить государственный земельный налог;
эмфитевзис прекращался, если арендная
плата не вносилась в течение трёх лет».11