Сервитут в Российском законодательстве

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 18:07, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является исследование сущности сервитута в Российском законодательстве.
Для достижения этой цели в работе решаются следующие задачи:
- описывается история развития сервитута;
- показывается понятие, порядок установления и государственная регистрация сервитута;
- рассматривается частный сервитут (основания возникновения и прекращения);
- описывается публичный сервитут (основания установления и прекращения публичного сервитута).

Содержание

Введение
Глава 1 Сервитут в Российском гражданском праве
1.1. История развития сервитута
1.2 Понятие сервитута (сервитут, как обязательство, норма обязательственного права)
1.3 Порядок установления и государственная регистрация сервитута
Глава 2 Частный сервитут
2.1 Частный сервитут (основания возникновения)
2.3 Частный сервитут (основания прекращения)
Глава 3 Публичный сервитут
3.1 Публичный сервитут (основания установления)
3.2 Публичный сервитут(основания прекращения)
Заключение
Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

курсовая Гражданское право.doc

— 114.50 Кб (Скачать)

- заявление о государственной  регистрации сервитута, которое  может быть подано как самим  правообладателем, так и лицом, в пользу которого устанавливается сервитут, а также уполномоченным органом местного самоуправления (в случае регистрации публичного сервитута);

- документ, подтверждающий  оплату государственной регистрации  сервитута; 

- документы, подтверждающие личность заявителя;

- учредительные документы  юридического лица;

- доверенность на имя  представителя юридического лица, если представителем выступает  не руководитель юридического  лица;

- свидетельство о государственной  регистрации юридического лица;

- свидетельство о государственной  регистрации права на объект  недвижимого имущества (при подаче  заявления правообладателем);

- правоустанавливающие  документы; 

- при регистрации публичных  сервитутов – копия решения  органа государственной власти субъекта РФ или РФ либо органа местного самоуправления об установлении сервитута на земельный участок;  
2 Частный сервитут

 

2.1 Основания возникновение частного  сервитута

 

Частный сервитут устанавливается, когда собственник недвижимого  имущества (земельного участка, другой недвижимости) вправе требовать от собственника соседнего земельного участка, а в необходимых случаях и от собственника другого земельного участка (соседнего участка) предоставления права ограниченного пользования соседним участком (сервитута).

Частный сервитут может  устанавливаться для обеспечения  прохода и проезда через соседний земельный участок, прокладки и  эксплуатации линий электропередачи, связи и трубопроводов, обеспечения  водоснабжения и мелиорации, а  также других нужд собственника недвижимого имущества, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута.

Собственник участка, обремененного  частным сервитутом, вправе, если иное не предусмотрено законом, требовать  от лиц, в интересах которых установлен сервитут, соразмерную плату за пользование участком.

Частный сервитут устанавливается  для обеспечения определенных интересов (потребностей). Согласно ст. 274 ГК РФ частный  сервитут может устанавливаться  для обеспечения прохода через  соседний земельный участок, прокладки  и эксплуатации линий электропередачи, связи и трубопровода, обеспечения водоснабжения и мелиорации, а также других нужд собственника недвижимого имущества, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута. Федеральный закон от 3.08.1995 г. «О племенном животноводстве» предусматривает установление частных сервитутов для прогона скота, проведения и отведения воды через соседний участок, забора воды, водопоя скота. Кроме этого, виды частных сервитутов перечислены в ч.1 ст. 44 ВК РФ (водные частные сервитуты) и в п.3 ст. 64 Градостроительного кодекса (частные сервитуты в области градостроительства). В ряде нормативных актов содержатся лишь общие упоминания о частных сервитутах без установления их видов (ч.2 ст.21 Лесного кодекса РФ; ФЗ от 15.06.96. № 72 ФЗ «О товариществах собственников жилья» и др.).

Современное российское законодательство допускает возникновение  частного сервитута на основе договора, судебного решения, акта государственного органа и органа местного самоуправления, а также в силу прямого указания закона. Участниками договора с одной стороны является лицо, обремененное сервитутом, в качестве которого может выступать только собственник земельного участка или иной недвижимости (например, собственники помещений в кондоминиуме). Это положение закреплено в п. 3 ст.274 ГК РФ, ч.2 п.5 ст.8 ФЗ «О товариществах собственников жилья». Исключением из этого правила является возможность заключения договора об установлении водного или лесного частных сервитутов не с собственниками водных объектов и участков лесного фонда, а с пользователями (ч.3 ст.43 ВК РФ и ст.ст.1, 17, 21 ЛК РФ). Другой стороной является сервитуарий – лицо, в пользу которого устанавливается сервитут. Таким лицом может быть субъект, обладающий участком на праве собственности, на праве пожизненного наследуемого владения, на праве постоянного (бессрочного) пользования. Если сервитутом обременяется здание, сооружение и другое недвижимое имущество, сервитуарием может быть собственник зданий, сооружений, а также обладатели права хозяйственного ведения и права оперативного управления на эти объекты (ст.294, 296 ГК РФ). В договоре об установлении сервитута должны быть указаны предмет договора и цена, т.к. этот договор возмездный (п.5 ст.274 ГК РФ). Что касается условия о сроке действия сервитута, то оно является необязательным. Если в договоре срок не определен, он все равно считается заключенным на неопределенный срок и подлежит государственной регистрации.

Глубоко проанализировав, существующее Российское законодательство, на мой взгляд, еще рано говорить о сформировавшейся практике установления частных сервитутов в отношении земельных участков на основе положений гражданского законодательства.

Основанием возникновения  сервитута может быть вступившее в законную силу судебное решение, вынесенное по иску лица, требующего предоставления сервитута. Возможность установления сервитутов на основании актов государственных органов и органов местного самоуправления предусмотрена только в отношении частных лесных сервитутов (ч.2 ст. 21 ЛК РФ). Такой способ возникновения сервитутов базируется на общих нормах гражданского права, допускающих возникновение гражданских прав (в том числе и вещных) посредством издания административных актов в случаях, прямо предусмотренных законом (ст.8 ГК РФ и ст.17 ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»). Допускается возникновение сервитута в силу прямого указания закона, например, при продаже земельного участка с сохранением за продавцом или законодателем права собственности на здания, сооружения и другую недвижимость, находящуюся на отчужденной земле (ст. 340, ч.2 ст.553 ГК РФ, ст.64 ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)».

В договор об установлении сервитута (добровольный сервитут) включаются:

1) описание участка,  обремененного сервитутом, и участка,  в интересах которого установлен  сервитут;

2) условия и сроки  установления сервитута;

3) план или карта  участка с указанием места нахождения сервитута.

 

 

 

2.2 Основания прекращения частного  сервитута

 

Статья 276 ГК РФ называет два основания для прекращения  частного сервитута: расторжение договора и судебное решение. Инициатором  прекращения сервитута в этих случаях выступает собственник участка, обремененного сервитутом. В первом случае причиной прекращения сервитута является отпадение оснований, по которым он был установлен. Во втором случае – невозможность использования земельного участка в соответствии с назначением в результате обременения его сервитутом. Между тем частный сервитут может прекращаться и в иных случаях:

– при гибели объекта  сервитутного права (пересыхание водного  источника);

– при изъятии служащего  земельного участка для государственных  или муниципальных нужд;

– при истечении срока действия срочного сервитута и др.

Поскольку в качестве субъектов, обремененных водными и  лесными сервитутами, в соответствии со ст. 42, 55 ВК РФ и ст.ст.17, 21, 22 ЛК РФ выступают  не собственники водных объектов и  участков лесного фонда (РФ и субъекты РФ), а пользователи (граждане и юридические лица), водные и лесные сервитуты прекращаются также в связи с прекращением права пользования водным объектом или участком лесного фонда.

Прекращение частного сервитута  подтверждается специальным штампом погашения, который ставится на регистрационном реестре (п.62, 64 правил ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, утвержденных постановлением правительства РФ от 18.02.1998 г. № 219).

По требованию собственника земельного участка, обремененного сервитутом, сервитут может быть прекращен ввиду отпадения оснований, по которым он был установлен.

В случаях, когда земельный  участок, принадлежащий гражданину или юридическому лицу, в результате обременения сервитутом не может использоваться в соответствии с назначением участка, собственник вправе требовать по суду прекращения сервитута.

Земельный сервитут прекращается ввиду отпадения оснований, по которым  он был установлен: в судебном порядке  по требованию владельца участка в случае, когда земельный участок вследствие обременения сервитутом не может быть использован в соответствии с назначением участка (ст. 276 ГК РФ).

 

3 Публичный сервитут

 

3.1 Основания установление публичного  сервитута

Понятие публичного сервитута в законодательстве использовано для закрепления обязательств участников сделок по приватизации земельных участков по обеспечению:

- безвозмездного и  беспрепятственного использования  объектов общего пользования  (пешеходные и автомобильные дороги, объекты инженерной инфраструктуры), которые существовали на момент передачи земельного участка в собственность;

- размещения на земельном  участке межевых и геодезических  знаков и проезда к ним;

- доступа на земельный  участок соответствующих муниципальных  служб для ремонта объектов инфраструктуры.

При этом устанавливалось, что изменение указанных и  введение новых публичных сервитутов может осуществляться лишь федеральным  законом или иными нормативными правовыми актами, принятыми в  соответствии с федеральным законом.

Возможность установления публичных сервитутов на земельный  участок предусмотрена не только Земельным кодексом РФ, но и ФЗ от 21.01.2001 г. «О приватизации государственного и муниципального имущества», ФЗ от 19.07.1998 г. «О гидрометеорологической службе» и другими нормативными актами.

В соответствии с ч.2 ст. 23 ЗК РФ публичный сервитут на земельный  участок может быть установлен в  случаях, если это необходимо для  обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения, без изъятия земельных участков. Отличительной особенностью земельного публичного сервитута является его установление с учетом результатов общественных слушаний. Проведение общественных слушаний – одна из форм работы с общественностью и способ реализации принципа участия граждан и общественных объединений в решении вопросов, касающихся их прав на землю (п.1 ст.1 ЗК РФ). Необходимо отметить, что в РФ отсутствуют какие-либо нормативные акты, регламентирующие процедуру проведения общественных слушаний. Этот пробел в российском законодательстве можно устранить путем принятия нормативных актов на уровне субъектов РФ.

 Сервитут может устанавливаться на основании действующего законодательства, соглашением сторон либо решением суда В целях прохода и проезда через земельный участок, прокладки и ремонта коммунальных и индивидуальных инженерных, электрических и других линий и сетей, создания на земельном участке лесных защитных насаждений и иных природоохранных объектов и для других целей.

 

3.2 Прекращение публичного сервитута

 

Публичный сервитут прекращается:

1. По истечении срока  (если сервитут был срочным);

2. По решению суда  о признании нормативного акта  об установлении сервитута недействительным;

3. При совпадение в  одном лице собственника недвижимости, в пользу которой установлен сервитут, и собственника земельного участка, обременяемого сервитутом.

4.Заявитель прекращения  публичного сервитута обращается  в уполномоченный орган с заявлением, содержащим обоснование прекращения  публичного сервитута.

Обязательным приложением  к заявлению является кадастровый паспорт (план) земельного участка или участков с отображением на нем сферы действия публичного сервитута.

5.Уполномоченный орган  в двухнедельный срок рассматривает  заявление на возможность прекращения  публичного сервитута.

 

Заключение

 

Итак, изучив основное понятие  сервитута в Российском гражданском  праве мои выводы и предложения  состоят в следующем:

Особенность сервитута  состоит в том, что он сам по себе не может быть самостоятельным  предметом купли-продажи и не может передаваться каким-либо способом лицам, не являющихся собственниками недвижимого имущества, для обеспечения которого он установлен.

Сервитут устанавливается  по соглашению между субъектом, требующим  установления сервитута, и собственником  соседнего участка и подлежит регистрации в порядке, установленном для регистрации прав на недвижимое имущество. В случае отсутствия согласия (соглашения) об установлении или условиях сервитута спор подлежит разрешению судом по иску лица, требующего установления сервитута. Сам сервитут должен во всех случаях устанавливаться способом наименее обременительным для владельца обременяемого участка. И это обременение не лишает собственника участка прав собственности на него.

По моему мнению, сервитут следует рассматривать как способ обеспечения частных интересов, реализация которых требует согласованных действий заинтересованных лиц либо решения суда. В указанном контексте необходимость использования в законодательстве понятия публичного сервитута отпадает.

Представленный анализ правового регулирования сервитутных отношений позволяет сделать вывод о необходимости сужения в земельном праве (отрасли, преимущественно использующей публично-правовые методы регулирования) сферы применения сервитута как института частного права, имеющего основным целевым назначением обеспечение частных интересов.

Информация о работе Сервитут в Российском законодательстве