Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2012 в 20:29, реферат
Юристы классического периода относили правовой строй римской семьи к числу специфически римских правовых институтов. И действительно, только римский гражданин, вступив в римский брак, мог основать римскую семью. Основные черты семейного строя были выражены в семейном праве с исключительной законченностью и последовательностью.
Введение
Брак
Опека
Заключение
Основная литература
Так постепенно складывалась римская система имущественных отношений между супругами. Принцип юридической раздельности имуществ, ничему не мешающий при браках хороших, но наилучшим образом гарантирующий обоих супругов при браках плохих, лежит в основе этой системы.
Влияние римского частного права на основные начала гражданского законодательства России общеизвестно[2]. В связи с этим представляется интересным провести некоторую параллель в области регулирования имущественных отношений супругов в римском частном праве и российском семейном праве.
В отличие от древнеримского частного права, имеющего длинную историю института dos, современное семейное право России не знает института приданого, и поэтому взаимоотношения российских супругов по поводу приданого лишены какой-либо правовой регламентации.
Современное российское семейное право устанавливает законный и договорный режимы имущества супругов[3].
Законным режимом супружеского имущества является режим совместной собственности. Суть его состоит в том, что все имущество, нажитое супругами в браке, является их совместной собственностью, независимо от размера вносимых каждым из них на приобретение этого имущества средств, даже если между доходами мужа и жены существует большая разница. Более того, право на общее имущество имеет и тот из супругов, кто занимался ведением домашнего хозяйства, осуществлял уход за детьми, не имел самостоятельного дохода по другим уважительным причинам (п.3 ст.34 СК РФ). Таким образом, супруги обладают равными правами на общее имущество. В этом проявляется один из основных принципов российского семейного права – принцип равенства супругов – главное отличие от регулирования имущественных отношений в римском частном праве.
Законодательство Российской Федерации закрепляет также положение о том, что помимо имущества, входящего в состав совместной собственности супругов, существует имущество, принадлежащее каждому супругу в отдельности (добрачное имущество; имущество, полученное одним из супругов во время брака в дар, в порядке наследования; вещи индивидуального пользования каждого из супругов за исключением драгоценностей). Этим имуществом каждый супруг вправе самостоятельно владеть, пользоваться и распоряжаться. При разделе общей собственности супругов и определении их долей это имущество не учитывается.
Все это говорит о существовании элементов раздельности имущества супругов при режиме совместной собственности. Наличие признаков режима раздельной собственности супругов роднит имущественные отношения супругов современной России и Древнего Рима (речь идет об имущественных отношениях супругов в браке sine manu).
Современное семейное законодательство допускает, наряду с императивным методом урегулирования имущественных отношений супругов, их диспозитивное регулирование. Супругам предоставлена возможность самостоятельно определять свои имущественные права и обязанности в период брака и на случай его расторжения. Заключая брачный договор, супруги сами устанавливают правовой режим владения, пользования и распоряжения имуществом.
Согласно ст.40 СК РФ, брачным договором признается соглашение лиц, вступающих в брак, или соглашение супругов, определяющее их имущественные права и обязанности в браке и (или) в случае его расторжения. В силу требования п. 2 ст. 41 СК РФ брачный договор заключается в письменной форме и подлежит нотариальному удостоверению.
Заключение брачного договора предоставляет возможность супругам и лицам, вступающим в брак, отступить от режима совместной собственности супругов. В частности, супруги вправе установить режим совместной долевой или раздельной собственности на все имущество супругов, на его отдельные виды или на имущество каждого из супругов (п. 1 ст. 42 СК РФ).
Пока заключение брачного договора в России не получило широкого распространения. Нужно полагать, что и в будущем большинство лиц не будет заключать брачный договор, если их имущество состоит преимущественно из предметов потребительского назначения. Но введение в семейное законодательство России брачного договора не означает, что все лица при вступлении в брак или в период брака обязаны заключать такой договор. Закон лишь предоставляет право заинтересованным супругам самостоятельно определять свои имущественные взаимоотношения в браке, но не обязывает их к этому.
Как видим, наряду с императивными методами регулирования имущественных отношений супругов, действующее семейное законодательство России допускает и уполномочивающие, диспозитивные нормы, которые дают возможность заинтересованным лицам самостоятельно определять свои отношения с другими людьми не только в сфере семьи, но и наследования, обязательственных отношений и т.п. Таким образом, идеи частноправового регулирования имущественных отношений, берущие начало именно в римском частном праве, безусловно сохраняют свое значение и в настоящее время.
Конкубинат (concubinatos). От брака sine manu следует отличать такое ставшее заметным в семейном праве поздней республики явление, как конкубинат (concubinatos) – дозволенное законом (постоянное, а не случайное) сожительство мужчины и женщины.
При конкубинате мужчина и женщина желают создать устойчивую семью, но принадлежат к разным сословиям (например, сенатор и вольноотпущеница), либо имеют разное гражданство (например, перегрин и свободная римская гражданка). Значит, конкубинат есть тоже брак, но “незаконный”. При конкубинате жена не приобретала социального положения мужа, а дети, родившиеся от такого брака, не подпадали под власть отца (правда, в период империи стала возможной legitimatio – узаконение отцом детей, рожденных от конкубината).
В период республики мужчина мог иметь брак с одной женщиной и состоять в конкубинате с другой. Однако, женщина, вступившая в связь с другим мужчиной, кроме мужа, считалась преступницей, и муж имел право убить ее. Как отмечается в литературе, брак без мужней власти (sine manu) похож на конкубинат, но отличается от него намерением создать римскую семью, иметь и воспитывать детей.
Итак, конкубинат (естественный, дикий брак) существовал как постоянный союз мужчины и женщины, которые не могли или не хотели заключить законный брак. В конкубинате рождались внебрачные дети (liberi naturales), которые не входили в семью мужа. Конкубинат получил известное правовое значение в постклассический период, когда дети, рожденные в конкубинате, могли быть узаконены и когда за ними было признано право на алименты и ограниченное наследственное право по отношению к отцу.
Связи между мужчиной и женщиной, сходные с браком. По установлениям римского права, брак был единственным законным союзом между мужчиной и женщиной. Все другие союзы и все другие связи между мужчинами и женщинами являлись либо запретными, либо толерантными.
Упоминаемый уже закон o прелюбодеяниях (lex Julia de adulteriis) запрещал stuprum, adulterium и incestum. Stuprum возникал при половых отношениях между свободным мужчиной и незамужней женщиной, до этого честной; adulterium был половой связью лиц, из которых хотя бы одно находилось в браке; инцестом называлась половая связь между родственниками, которым запрещалось вступать в брак. Случайные и временные половые связи с рабами, рабынями, блудницами и другими женщинами сомнительного поведения, как правило, не влекли за собой наказания. Конкубинат также воспринимался толерантно.
Все это вело к снижению уровня нравственности. Рационализм с эгоизмом подавляли здоровые основы брака, который перестает быть таинством, освящаемым религией или традицией, и становится зачастую лишь временным сожительством. Свобода от предначертаний природы оборачивалась ослаблением семейных уз.
Прекращение брака. Прекращение брака могло наступить либо независимо от воли супругов, либо по их воле. В любом случае брак прекращался по двум основаниям: за смертью одного из супругов; при утрате одним из них правоспособности. Если муж попадал в плен к неприятелю, а затем возвращался из плена, то супруги могли восстановить брак, но это был бы уже новый брак.
Во втором случае (по воле супругов) брак прекращался разводом. По цивильному праву инициативой развода, как отмечалось выше, обладал только муж. В конце республики ею обладала и жена: браки не только легко заключались, но и легко расторгались. Развод мог наступить как по взаимному согласию супругов, так и по инициативе одного из них. Требовалось формальное заявление о расторжении брака, которое могло быть направлено через вестника, в письме, лично объявлено супругу в присутствии семи свидетелей. Последняя процедура была установлена законом Августа о прелюбодеянии.
До поры до времени римское право стояло на почве свободы развода. Причем поводами к расторжению брака могли служить: возведение мужа в жреческий сан, поступление на военную службу, болезнь, бесплодие жены.
В поздней империи развод по одностороннему заявлению допускался в случае нарушения одним из супругов супружеской верности, покушения на жизнь супруга и др. Развод по одностороннему заявлению без уважительной причины допускался, но сопровождался наложением штрафа. С утверждением христианства развод постепенно ограничивается, развод по обоюдному согласию запрещается. Устанавливается строгий перечень оснований к разводу: прелюбодеяние, покушение на жизнь супруга, сводничество, неспособность к деторождению, уход в монастырь одного из супругов. Внутрисемейные отношения поздней империи стали регулироваться церковным правом.
Укрепление семьи. В конце республиканского периода в связи с общим кризисом римского общества, сопровождавшимся резким падением нравов, частым становится распадение семей. Распространение получил конкубинат. Освободившись от религиозных и моральных оков прошлой эпохи, брак сделался легко расторжимым. Особенно в верхах римского общества наблюдалась непрочность браков, массовость разводов, сокращение рождаемости. Римские писатели иронически относились к беспрерывным разводам и непрочности брачных уз. Тертуллиан, например, уверял, что женщины выходят замуж для того лишь, чтобы развестись, а Сенека укорял женщин за то, что они календарные годы считают не по консулам, а по мужьям. Разумеется, и мужчины не отставали от женщин. Цезарь был женат четыре раза, Помпей – пять. В литературе встречается утверждение, будто бы "предельное упрощение порядка развода... содействовало перерождению взглядов на брак как на постоянный, в принципе – пожизненный союз мужчины и женщины". Не следует, однако, забывать: брак без мужней власти с предельно упрощенным порядком развода был известен в Риме с древнейших времен. Его широкое распространение в поздней республике – следствие, прежде всего, некоторых глyбинных процессов, развивавшихся в римском обществе, и, в частности, снижения уровня нравственности. В период поздней республики и ранней империи семейные узы ослабляются: свобода разводов способствовала падению нравов. Нестабильность брачных связей вынудила Августа урегулировать весь институт брачного права социальными законами, и в 18 году до н.э. император Август издает закон, карающий за прелюбодеяния (Julia de adulteriis). Виновникам грозила ссылка на острова.
При императоре Юстиниане супруга, уличенная в прелюбодеянии, определялась в монастырь. Впрочем, муж в течение двух лет мог вернуть ее себе.
Государственная власть, столкнувшись с таким явлением, как нежелание супругов иметь детей, стремилась стимулировать вступление в брак и рождаемость. В законном порядке все мужчины в возрасте от 25 до 60 лет, вдовцы того же возраста и все женщины, включая вдов от 25 до 50 лет, обязаны были состоять в браке и иметь детей. Не состоявшие в браке не могли ничего получать по завещанию. Состоявшие в браке, но не имевшие детей, могли получить только половину наследства. Для того чтобы не считаться бездетными, мужчине достаточно было иметь одного ребенка, женщине – троих детей, вольноотпущеннице – четверых.
При Августе были предприняты уникальные для древности и Средневековья, представляющие особый интерес и в наше время меры, направленные на укрепление семьи. Так, была установлена уголовная ответственность за нарушение супружеской верности. Не состоявшие в браке и бездетные ограничивались в праве наследования. Даже из двух консулов преимущество по службе получал имеющий больше детей.
Вместе с тем легализировалось сожительство лиц, которым брак запрещался (браки сенаторов с вольноотпущенниками). Получил некоторые черты законного брака конкубинат, в частности, за детьми от такого брака стали признавать некоторые права наследования. Сохранялось свободное расторжение брака, но, если брак расторгался без основательной причины, устанавливались имущественные санкции. При виновности мужа он терял предбрачный дар. Виноватая в разводе супруга лишалась приданого. Законодательные меры, принимавшиеся в поздней республике и ранней империи по укреплению семьи, были далеки от того, чтобы считаться "писаным разумом" и едва ли существенно повлияли на укрепление семейных устоев.
Отцовская власть (Patria potestas).
Дети, даже достигнув взрослого возраста, считались находящимися под властью отца. Взрослый сын в области публичного права обладал равными с отцом правами, но в семейных отношениях его положение характеризовалось почти полным бесправием. Даже занимая магистратскую должность, сын находился под отцовской властью (patria potestas).
Отцовская власть устанавливалась, по общему правилу, в силу рождения. Но она могла устанавливаться также в силу усыновления и узаконения. Суть усыновления: в центуриатных комициях один отец семейства передавал другому отцу семейства в усыновление своего подвластного. В подавляющем большинстве случаев усыновлял мужчина; женщина усыновляла в виде исключения, когда она до усыновления имела детей, которых потеряла. Усыновитель должен быть старше усыновляемого не менее чем на восемнадцать лет.
Усыновление подразделялось на два вида: adrogatio и adoptio (Д.1.7.1.1).