Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 14:07, реферат
История существования государства свидетельствует о том, что во всех века разные государства отличались друг от друга способом территориального деления (административно-территориальные единицы, государственные образования и т.д.), а также степенью централизации государственной власти. Данный феномен обозначается термином «форма государственного устройства».
Введение………………………………………………………………………3
1. История федерализма России………………….……………….………..4
2. Понятия и принципы федеративного устройства РФ………………….6
3. Основы конституционного статуса РФ и ее субъектов……………….13
Заключение……………………………….………………………………….17
Библиографический список.………………..………………………………….18
Отношения автономных округов, входящих в состав края или области, могут регулироваться федеральным законом и договором между органами государственной власти автономного округа и органами власти края или области.
Пребывание в составе РФ в качестве субъекта предполагает взаимодействие с федеральными органами, участие в их работе. Равноправие всех субъектов Российской Федерации между собой, в том числе во взаимоотношениях с федеральными государственными органами, обусловливает их равные правомочия в таких взаимоотношениях. Субъекты имеют гарантированное представительство в Совете Федерации, их законодательным (представительным) органам принадлежит право законодательной инициативы в Государственной Думе. Конституция РФ предусматривает возможность изменения статуса субъекта. Это может произойти по взаимному согласию Российской Федерации и субъекта в соответствии с федеральным конституционным законом.
Принцип федерализма жизненно важен для интеграции Российского государства, отличающегося не только своими масштабами, но и многообразием регионов: экономическим, национальным, историческим, социально-политическим, идеологическим. Уже в процессе перехода от прежней жестко централизованной экономики к рыночным хозяйственным отношениям быстро выявилась необходимость многих специфических форм и методов такого перехода. Федерализм призван стать твердой гарантией исторически сложившегося государственного единства России на основе общероссийского согласия. В многонациональной России федерализм способствует, с одной стороны, реализации общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов, росту национального самосознания, а с другой стороны, сочетанию их интересов с интересами всего общества. Особо следует подчеркнуть роль принципа федерализма в решении проблем, связанных с закреплением и осуществлением прав человека и гражданина.
Федерализм
в его современном прогрессивном прочтении
не противостоит ни идеям самоопределения
народов и развития национальной государственности,
ни интересам регионов, их стремлениям
к повышению своей самостоятельности.
Если федерализм основан на демократических
принципах, на устоях правового государства,
если он действительно гуманистичен, то
тогда наиболее полно проявляются его
достоинства: общий крупный рынок, свободное
движение капиталов, товаров и услуг свобода
передвижения людей; более благоприятные
условия для взаимообмена достижениями
науки, образования, культуры. Важно, однако,
постоянно помнить, что достоинства федерализма
проявляются не автоматически.