Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 23:43, контрольная работа
Первая половина XIX века характеризовалась кризисом феодально-крепостнической формации, в недрах которой шел процесс формирования капиталистического уклада. Это отражалось и на политической надстройке - самодержавном и дворянско-бюрократическом государстве, которое переживало все углубляющийся кризис. Характерной особенностью абсолютизма этого времени явилась его способность к лавированию, гибкой смене курса политики, к второстепенным уступкам с целью сохранения крепостного строя.
С образованием министерств, Комитета министров, Государственного Совета и других новых государственных органов Сенат фактически не смог осуществлять ряд предоставленных ему прав (контроль над деятельностью министров, представление замечаний на все издаваемые впредь законы). Он стал быстро утрачивать даже те функции, которые за ним закреплялись указом о должности Сената (8 сентября 1802 г.) и указом 5 июля 1805 г. Сенат лишился функций высшего органа управления, которые были переданы министерствам, и как следствие, к 40-м годам XIX в. он почти полностью потерял контроль над низшими органами управления, поскольку в бюрократическом государственном аппарате Российской империи надзор и контроль были тесно связаны с управлением (начальственный контроль). Надзорно-контрольные функции осуществлял Кабинет министров, Государственный Совет, министры, генерал-губернаторы и губернаторы. В 1826 г. надзор за законностью был поручен Третьему отделению Собственной его императорского величества канцелярии. Наконец, высшей надзорно-контрольной инстанцией являлся сам монарх.
Существование исключительно начальственного контроля серьезно подрывало реализацию принципа законности в управлении, так как начальство часто покрывало своих подчиненных. Осуществлять надзор за законностью управления Сенат фактически мог только через регулярно проводившиеся сенаторские ревизии. Эти ревизии проводились как по инициативе императора, так и возникших в результате реформ начала XIX в. государственных органов — Комитета министров, Министерства юстиции и др. Несмотря на существенное сокращение надзорных функций Сената, в него продолжали поступать жалобы частных лиц на действия чиновников местной администрации. Сенат, как правило, отменял незаконные распоряжения и постановления местных органов власти, налагал дисциплинарные взыскания, принимал меры к возмещению убытков, в необходимых случаях разъяснял смысл законов и распоряжений и возбуждал уголовное преследование должностных лиц. Сенат продолжал осуществлять надзор за местными выборными органами сословного самоуправления, за выборами на должности, производившимися этими обществами, а также разбирал разногласия между администрацией и выборными должностными лицами органов сословного самоуправления.
С постепенной потерей надзорно-контрольных полномочий в деятельности Сената на первый план все больше выходят судебно-административные функции.
Литература
15