Российская монархия в первой половине XIX века. Ранние реформы Александра I. Государственный Совет – высший законосовеща-тельный орган упра

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 23:43, контрольная работа

Описание работы

Первая половина XIX века характеризовалась кризисом феодально-крепостнической формации, в недрах которой шел процесс формирования капиталистического уклада. Это отражалось и на политической надстройке - самодержавном и дворянско-бюрократическом государстве, которое переживало все углубляющийся кризис. Характерной особенностью абсолютизма этого времени явилась его способность к лавированию, гибкой смене курса политики, к второстепенным уступкам с целью сохранения крепостного строя.

Работа содержит 1 файл

контр история права.doc

— 107.50 Кб (Скачать)

С образованием министерств, Комитета министров, Государственного Совета и других новых государственных органов Сенат фактически не смог осуществлять ряд предоставленных ему прав (контроль над деятельностью министров, представление замечаний на все издаваемые впредь законы). Он стал быстро утрачивать даже те функции, которые за ним закреплялись указом о должности Сената (8 сентября 1802 г.) и указом 5 июля 1805 г. Сенат лишился функций высшего органа управления, которые были переданы министерствам, и как следствие, к 40-м годам XIX в. он почти полностью потерял контроль над низшими органами управления, поскольку в бюрократическом государ­ственном аппарате Российской империи надзор и контроль были тесно связаны с управлением (начальственный контроль). Надзорно-контрольные функции осуще­ствлял Кабинет министров, Государственный Совет, министры, генерал-губернаторы и губернаторы. В 1826 г. надзор за законностью был поручен Третьему отделению Собственной его императорского величества канцелярии. Наконец, высшей надзорно-контрольной инстанцией являлся сам монарх.

Существование исключительно начальственного контроля серьезно подрывало реализацию принципа законности в управлении, так как начальство часто покрывало своих подчиненных. Осуществлять надзор за законностью управления Сенат факти­чески мог только через регулярно проводившиеся сенаторские ревизии. Эти ревизии проводились как по инициативе императора, так и возникших в результате реформ начала XIX в. государственных органов — Комитета министров, Министерства юстиции и др. Несмотря на существенное сокращение надзорных функций Сената, в него продолжали поступать жалобы частных лиц на действия чиновников местной админи­страции. Сенат, как правило, отменял незаконные распоряжения и постановления местных органов власти, налагал дисциплинарные взыскания, принимал меры к возмещению убытков, в необходимых случаях разъяснял смысл законов и распоря­жений и возбуждал уголовное преследование должностных лиц. Сенат продолжал осуществлять надзор за местными выборными органами сословного самоуправления, за выборами на должности, производившимися этими обществами, а также разбирал разногласия между администрацией и выборными должностными лицами органов сословного самоуправления.

С постепенной потерей надзорно-контрольных полномочий в деятельности Сената на первый план все больше выходят судебно-административные функции.

 

 

 

 

 

 

 

Литература             

 

  1. Богданович М.И. История царствования императора Александра I и Россия в его время. - СПб., 1869.
  2. Голиков В.М. Государственный совет в России в первой половине XIX в. // Автореф. дис. канд. ист. наук. - М., 1983.
  3. Государственный совет Российской империи: состав, полномочия, структура, механизм функционирования (1906-1917 гг.). Автореф. дис... д-ра ист. наук / Демин В.А. - М., 2007. - 44 c.
  4. Зайончковский П.А. Государственный совет // Советская историческая энциклопедия: В т.: т.4: Г-Д / Редкол.: Жуков Е.М. (гл. ред.) и другие. - М.: Советская энциклопедия, 1963. - С.646-647.
  5. Зуев М.Н. История России: Учебник для вузов.2-е изд. с изм. и доп. - М.: Приор-издат, 2005. - 688 с.
  6. Исаев И.А. История государства и права России: учеб. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Проспект, 2008. - 800 с.
  7. История государства и права России / Учебник для студентов ВУЗов, отв. ред. Ю.П. Титов - М.: Былина, 1997. - 638 с.
  8. История государства и права: учебное пособие / В.М. Сырых. - изд.2-е, исправл. и доп. - М.: Эксмо, 2007. - 464 с.
  9. История государства и права России: учеб. пособие. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007. - 336 с.
  10. Казанцев СМ. Реформы высших и центральных государственных органов Российской империи в начале XIX в. // Дис. канд. юр. наук. - Л., 1981.
  11. Коркунов Н.М. Русское государственное право. - СПб., 1913. Т.2.
  12. Мальцева И.В. Государственный совет Российской империи в структуре монархической власти // Автореф. дис. канд. юр. наук. - СПб., 1996.
  13. Российское законодательство Х-ХХ веков. Законодательство эпохи буржуазно-демократических революций. Том 9. - М.: Юридическая литература, 1994.
  14. Секиринский С. Государственный совет в системе власти императорской России // Проблемы теории и практики управления. - 2001. - № 1. - С.112.
  15. Семевский В.И. Вопрос о преобразовании государственного строя в России в XVIII и первой четверти XIX века: (Очерк из истории общественных идей) // Былое. - СПб., 1906. Кн.1. С.1-58.
  16. Сперанский М.М. Проекты и записки. - М. - Л., 1961.
  17. Щеглов В.Г. Государственный совет в России в первый век его образования и деятельности. - Ярославль, 1903.
  18. Юртаева Е.А. Государственный Совет по Основным законам Российской империи 1906 года: законодательные полномочия // Журнал российского права. - М.: Норма, 1997, № 6. - С.121-131.

 

 

15

 



Информация о работе Российская монархия в первой половине XIX века. Ранние реформы Александра I. Государственный Совет – высший законосовеща-тельный орган упра