Российская Федерация — светское, федеративное, суверенное государство. Свобода совести

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 16:54, контрольная работа

Описание работы

Контрольная работа посвящена раскрытию темы "Понятие и содержание основ конституционного строя РФ". Цель работы охарактеризовать и проанализировать сущность конституционного строя РФ, его ключевых понятий. В содержании рассматриваются особенности конституционных основ правового положения человека, исследуется взаимосвязь институтов власти, гражданского общества, современного государства в России, где свобода и закон находятся в неразрывной связи.

Содержание

Введение………………………………………………………………….…….2
1. Понятие конституционного строя. Принципы конституционного строя, их развитие………………………………………………………………….3
2. Политические основы конституционного строя Российской Федерации…………………………………………………………………………..7
3. Экономические основы конституционного строя Российской Федерации………………………………………………………………………….11
4 Социальные основы конституционного строя в Российской Федерации………………………………………………………………………….15
5. Российская Федерация — светское, федеративное, суверенное государство. Свобода совести……………………………………………………20
Заключение……………………………………………………………………25
Список используемой литературы………………

Работа содержит 1 файл

рабочая контрольная.doc

— 138.00 Кб (Скачать)

Главная задача социальной политики Российской Федерации — достижение благосостояния человека и общества, обеспечение рав­ных и справедливых возможностей для развития личности.

Основная задача социального развития российского общества определяет основные направления социальной политики Россий­ской Федерации, реализация которых на практике обеспечит соз­дание основных элементов социальной государственности в Рос­сийской Федерации. В их число входят: охрана труда и здоровья людей; установление гарантированного минимального размера оплаты труда; обеспечение государственной поддержки семьи, ин­валидов и пожилых людей; развитие системы социальных пособий и иных гарантий социальной защиты.

      Охрана труда и здоровья людей.

В демократическом обществе труд не может носить принуди­тельный характер. Гражданин распоряжается своими способностя­ми к труду самостоятельно или на основе договора. Деятельность граждан, связанную с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащую законодательству Российской Федерации и приносящую им заработок, принято называть заня­тостью. [11]

Российская Федерация стремится к созданию условий для пол­ной занятости населения. В этих целях государственная политика Российской Федерации направлена на обеспечение равных воз­можностей всем гражданам, независимо от национальности, пола, возраста, социального положения; поддержку трудовой и пред­принимательской инициативы граждан; обеспечение социальной защиты в области занятости: сочетание самостоятельности респу­блик в составе Российской Федерации, краев, областей; обеспече­ние занятости, включая социальное обеспечение. [12]

Государство уделяет внимание созданию здоровых и безопас­ных условий труда, обеспечивает введение для лиц, занятых в от­раслях с тяжелыми, опасными или вредными условиями труда, до­полнительных льгот.

Наряду с охраной труда важной составной частью социальной политики считается охрана здоровья граждан. В Российской Фе­дерации финансируются федеральные программы охраны и укре­пления здоровья населения, принимаются меры по развитию го­сударственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, развитию физической культуры и спорта.

           Установление гарантированного минимального размера опла-
ты труда.

Ответственность государства за предоставление гражданину прожиточного минимума наступает лишь в том случае, когда по­требности работающего человека не могут быть удовлетворены надлежащим образом. Одним из средств удовлетворения этих по­требностей является установление гарантированного минималь­ного размера оплаты труда. Этот размер зависит от экономических возможностей общества и не всегда соответствует той цели, для до­стижения которой он установлен.

           Обеспечение государственной поддержки семьи, материнства,
отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан.

Брак в Российской Федерации основывается на доброволь­ном согласии и равноправии супругов. Семья отражает состояние психического здоровья живущих поколений, уровень их способностей к интеграции в общественную жизнедеятельность. Все это определяет особую заботу государства о со­держании и воспитании детей. На родителях лежит обязанность содержать и воспитывать своих детей до совершеннолетия. [13] При этом труд по воспитанию детей приравнивается ко всякому дру­гому труду, является основой для достойного социального обеспе­чения. Поскольку семья основывается на взаимных обязанностях се членов, трудоспособные дети должны заботиться о своих нетру­доспособных родителях.

В условиях равенства всех граждан в Российской Федерации дети пользуются равной правовой и социальной защитой вне за­висимости от происхождения и гражданского состояния родите­лей. Вместе с тем дети как граждане Российской Федерации поль­зуются от рождения некоторыми основными правами и свобода­ми человека.

Заботу о детях-сиротах и детях, лишенных родительского попе­чения, берут на себя государство и общество. Государство и обще­ство обеспечивают содержание, воспитание и образование детей-сирот и детей, лишенных родительского попечения.

Государство проявляет заботу также об инвалидах и пожилых гражданах. Оно развивает систему специальных предприятий для работы инвалидов, обеспечивает инвалидов специальными сред­ствами передвижения, протезами. Государство развивает систему социальных льгот, установленных для участников Великой Отече­ственной войны и лиц, к ним приравненных, расширяет сеть до­мов-интернатов для престарелых и инвалидов, повышает уровень их социально-бытового обслуживания.

      Развитие системы социальных льгот.

Социальные службы — учреждения, предоставляющие гражда­нам социальные услуги. В широком смысле такие услуги охватыва­ют всю социальную сферу общественной жизни, в которую входят вопросы оплаты и условий труда, занятости; обеспечения потреб­ности в товарах и услугах, жилищных условий, охраны здоровья населения, образования, культуры и т. д.

Российское государство заботится о развитии всех этих служб. Малоимущим гражданам, нуждающимся в жилье, оно предостав­ляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными нормами. Развивается сеть государственных и! муниципальных учреждений здравоохранения. Российская Фе­дерация гарантирует общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях.

Российская Федерация имеет широкую сеть учреждений со­циального обеспечения и социальной защиты, обеспечивающих проведение социальной политики государства в сфере поддержки инвалидов и пожилых граждан, пенсионного обеспечения и т. д. [14]

           Установление государственных пенсий, пособий и иных гаран­тий социальной защиты.

Развитие государственной системы социального обеспечения определяется ростом расходов государства на пенсионное обеспе­чение, обусловленным увеличением численности и доли людей, имеющих право на получение пенсий и пособий, а также инфля­ционными явлениями: уменьшение зависимости размеров пенсии от уровня оплаты труда работников; распространение пенсионного обеспечения на новые категории населения и повышение раз­меров пенсий; уменьшение дифференциации размеров пенсий в зависимости от времени ухода на отдых, а также в зависимости от разных форм собственности.

5. Российская Федерация — светское, федеративное, суверенное государство. Свобода совести

В ст. 14 Конституции РФ указывается, что Российская Феде­рация является светским государством.

Светским считается такое государство, в котором не существует официальной, государственной религии и ни одно из вероучений не признается обязательным или предпочтительным. Религия, ее каноны и догматы, а также религиозные объединения, существую­щие в таком государстве, не вправе оказывать влияние на государ­ственный строй, деятельность государственных органов и их долж­ностных лиц, на систему государственного образования и другие сферы деятельности государства. Светский характер государства обеспечивается, как правило, отделением церкви (религиозных объединений) от государства и светским характером государствен­ного образования (отделением школы от церкви).

Как светское государство Российская Федерация харак­теризуется тем, что в ней религиозные объединения отделены от государства и никакая религия согласно Конституции РФ (ст. 14) «не может устанавливаться в качестве государственной или обяза­тельной».[15]  Содержание этого положения раскрывает Федеральный закон РФ от 26 сентября 1997 г. «О свободе совести и религиозных объединениях», где сказано, что все религии и религиозные объе­динения равны перед законом государства, и ни одна религия или религиозное объединение не пользуются никакими преимущества­ми и не могут быть подвергнуты никаким ограничениям по сравне­нию с другими. Государство в вопросах свободы вероисповеданий и убеждений нейтрально, то есть не становится на сторону какой-либо религии или мировоззрения.

Поскольку Россия является светским государством, то запре­щается создание религиозных объединений в органах государ­ственной власти, других государственных органах, государствен­ных учреждениях и органах местного самоуправления, воинских частях, государственных и муниципальных организациях. Также запрещаются создание и деятельность религиозных объединений, цели и действия которых противоречат закону.

Запрещаются общественные объединения, пропагандирующие расовую, национальную, религиозную, иную вражду и ненависть, насилие и войну, призывающие к насильственному изменению или ниспровержению конституционного строя Российской Федера­ции, созданию параллельных структур власти.

Государство — единственная нормативно-регулирующая ин­станция для всех без исключения религиозных объединений. Иначе говоря, только от государства могут исходить обязательные нормы, определяющие исходный статус и основные правила «на­хождения» в государстве и обществе любых вероисповедальных организаций.

Светский характер государства не препятствует ему в интересах обеспечения прав религиозных меньшинств оказывать их церквам и религиозным общинам материальную помощь из государствен­ного бюджета.

Федеративная природа российской государственности отлича­ется следующими признаками:

1.  Российская Федерация имеет Конституцию, принятую путем всенародного голосования, что придает ей особую юридиче­скую силу. Наряду с этим республики, входящие в ее состав, имеют свои конституции, а край, область, город федерального значения, автономный округ, автономная область — свой устав и законодательство. В указанных актах закрепляется правовой статус субъектов РФ.

2.  Российская Федерация обладает своей территорией, которая включает в себя территории ее субъектов, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними. На территорию России распространяется ее суверенитет, и в ее пределах Конституция РФ и федеральные законы имеют вер­ховенство. В лице своих властных структур она обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории.

3.  Российская Федерация характеризуется наличием единого общероссийского гражданства. Принципы гражданства РФ и правила, регулирующие отношения, связанные с граждан­ством РФ, основания, условия и порядок приобретения и пре­кращения российского гражданства определены Федеральным законом от 31 мая 2002 г. «О гражданстве Российской Федера­ции».

4.  Российская Федерация имеет общие для всей страны высшие органы государственной власти. Акты, принимаемые феде­ральными органами законодательной, исполнительной и су­дебной власти, являются обязательными для каждого субъекта РФ и действуют на их территории.

5.  Российская Федерация имеет единую денежную, кредитную системы, единый государственный бюджет и единую систему налогов.

Российская Федерация как суверенное государство строит свои отношения с другими государствами, вправе участвовать в меж­государственных объединениях. Одновременно субъекты РФ имеют право внешнеполитических и внешнеэкономических связей, координация которых осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 4 января 1999 г. «О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации». 7. Отношения между Российской Федерацией и ее субъектами строятся на разграничении их предметов ведения. Причем Конституция РФ закрепляет исключительное ведение Рос­сийской Федерации (ст. 71) и совместное ведение Российской Федерации и ее субъектов (ст. 72). Вне отмеченных предметов ведения субъекты РФ обладают всей полнотой государствен­ной власти (ст. 73). [16]

Российская Федерация — суверенное государство. Суверени­тет РФ — свойство государственной власти на основе воли много­национального народа России самостоятельно и независимо от других государств реализовывать внутренние и внешние функции государства.

Суверенитет РФ получил свое правовое закрепление и вопло­щение  в Конституции РФ 1993 г. В ее нормах провозглашается, что носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ (ст. 3), суверенитет РФ распространяется на всю ее территорию (ст. 4), Конституция РФ и федеральные законы имеют верховен­ство на всей территории России (ст. 4), Российская Федерация обладает суверенными правами и осуществляет юрисдикцию на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне (ст. 67).

Суверенитет РФ характеризуется тремя неотъемлемыми черта­ми: самостоятельностью государственной власти, ее независимос­тью при осуществлении внутренних и внешних функций государ­ства, дифференцированным содержанием государственной власти, осуществляемой на основе ее разделения на законодательную, ис­полнительную и судебную. Самостоятельность государственной власти заключается в том, что она реализует свое назначение без вмешательства в ее деятель­ность негосударственных структур.

Независимость государственной власти означает, что она по своему усмотрению, без вмешательства других государств, осуществляет внутренние и внешние функции Российской Феде­рации.

Дифференциация государственной власти на законодатель­ную, исполнительную и судебную имеет принципиальное значе­ние, ибо она устраняет ее узурпацию со стороны соответствующих структур государства или должностных лиц и придает незыбле­мый характер конституционному положению, согласно которо­му носителем суверенитета в РФ является ее многонациональ­ный народ.

Свобода вероисповедания означает беспрепятственную воз­можность каждого принадлежать к какой-либо религии, церкви, конфессии и свободную деятельность образуемых верующими ре­лигиозных объединений.

Политико-правовое содержание свободы совести и свободы вероисповедания, гарантированных ст. 28 Конституции РФ, за­ключается в праве каждого исповедовать индивидуально или со­вместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные или иные убеждения.

Граждане, придерживающиеся материалистических убежде­ний, вправе создавать соответствующие объединения согласно за­конодательству об общественных объединениях, а также беспре­пятственно осуществлять свою деятельность.

Информация о работе Российская Федерация — светское, федеративное, суверенное государство. Свобода совести