Роль гражданского общества в становлении правового государства в РФ

Автор: Олеся Колодич, 02 Декабря 2010 в 17:28, реферат

Описание работы

Целью данной работы является исследование тенденции взаимного функционирования гражданского общества и правового государства и на основе этого сделать выводы.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….
Глава 1. Гражданское общество: понятие, признаки, структура, современное понимание……………………………………………………………………..
Глава 2. Соотношение правового государства и гражданского общества………………………………………………………………………
Заключение…………………………………………………………………..
Список использованной литературы……………………………………….

Работа содержит 1 файл

Мой реферат.docx

— 39.36 Кб (Скачать)

Помимо  сугубо властных существует целая гамма  политических отношений, охватывающих проблемы объединения граждан в  общественно-политические организации, свободы слова, гарантий избирательных  прав граждан, функционирования форм непосредственной демократии и др.

Духовно-культурная система образуется из отношений  между людьми, их объединениями, государством и обществом в целом по поводу духовно-культурных благ и соответствующих  материализованных институтов, учреждений (образовательных, научных, культурных, религиозных), через которые реализуются  эти отношения.

Базовый блок в этой сфере составляют отношения, связанные с образованием. Образование  является фундаментом в деле развития человеческой личности.

Жизненно  необходимы для человека и общества отношения, обусловливающие возникновение  и развитие науки, культуры, религии. Информационная система складывается в результате общения людей друг с другом непосредственно и через  средства массовой информации. В качестве ее структурных элементов могут  выступать общественные, муниципальные  и частные организации, учреждения, предприятия, а также граждане и  их объединения, осуществляющие производство и выпуск средств массовой информации. Информационные отношения носят  сквозной характер, они пронизывают  все сферы гражданского общества. 
 
 
 
 
 

ГЛАВА 2. Соотношение правового государства и гражданского общества.

Существование термина гражданское общество невозможно без другого, его образующего - правовое государство. Только в правовом государстве  может быть такое ответственное  общество. Термин правовое государство  состоит из двух компонентов - государства  и права:

Государство - единая политическая власть общества, которая распространяется на всю  территорию страны и ее население, имеет  специальный аппарат управления и принуждения, издает обязательные для всех веления и обладает суверенитетом.

Право - система нормативных установок, опирающихся на идеи человеческой справедливости и свободы, в соответствии с которыми осуществляется власть в обществе, создаются и функционируют государственные  институты, поддерживается социальная стабильность и обеспечивается нормальная жизнедеятельность человека.

Отсюда, правовое государство - такая организация  политической власти, которая создает  условия для наиболее полного  обеспечения прав и свобод человека и гражданина, а также с помощью  правовых законов не допускает злоупотреблений  со стороны самого государства.10

О необходимости  создания правового государства  размышляли еще философы древнего мира, а развитие данного образа «идеального  государства» продолжается до сих пор. Проблема состоит в том, что в  условиях плюрализма мнений и идеологий  идея правового государства будет  уже восприниматься и трактоваться по-разному. Однако одно остается неизменным, теория правового государства всегда отражает общечеловеческие принципы и  интересы. 

В паре взаимосвязанных феноменов «общество - государство» ведущую, определяющую роль играет общество, следовательно  в паре «гражданское общество - правовое государство» определяющим является гражданское  общество, которое на своей основе позволяет развиваться государству, становясь его содержанием и  отводя ему тем самым место  одной только политической формы.11 В ХХ веке во многих странах мира сложилось государство с особыми признаками, которые в совокупности характеризуют его как правовое. Большинство современных европейских государств принадлежит по своему государственному строю к правовым государствам.

Само  словосочетание «правовое государство» предполагает, что на первом месте  стоит «право», а на втором - «государство». В социально-политической жизни  это означает верховенство права  в обществе, во всех его сферах. Таков  основополагающий принцип всякого  правового государства. Нерушимость  его закрепляется в Конституции.

Правовому государству присущи  следующие признаки:

I. Принцип  приоритета права.

Приоритет права означает:

- рассмотрение  всех вопросов общественной и  государственной жизни с позиций  права, закона;

- соединение  общечеловеческих нравственно-правовых  ценностей (разумность, справедливость) и формально-регулятивных ценностей  права (нормативность, равенство  всех перед законом) с организационно-территориальным  делением общества и легитимной  публичной властной силой;

- необходимость  идеологически-правового обоснования  любых решений государственных  и общественных органов;

- наличие  в государстве необходимых для  выражения и действия права  форм и процедур (конституции  и законов, системы материальных  и процессуальных гарантий и  т.д.).

II. Принцип  правовой защищенности человека  и гражданина.

Названный принцип лежит в основе всех взаимосвязей гражданина как с государством и  его органами, так и с другими  общественными образованиями, другими  гражданами в рамках правовых отношений  по поводу самых различных объектов.

Абсолютность  этого принципа состоит в том, что все взаимоотношения индивида с государством (его органами, должностными лицами) должны строиться только на правовой основе. Если они выходят  за пределы действия права, со стороны  государства это может обернуться произволом, внеправовым насилием, игнорированием нужд человека.

Принцип правовой защищенности в содержательном плане имеет специфические правовые признаки:

- равенство  сторон и взаимная ответственность  государства и гражданина;

- особые  тип правового регулирования  и форма правоотношений;

- стабильный  правовой статус гражданина и  система юридических гарантий  его осуществления.

Нормальные  правовые отношения предполагают равенство  и взаимную ответственность их сторон.

Поскольку правовое государство и гражданин - равноправные участники правоотношений, основной формой их взаимосвязей выступает  договор (о приеме на работу, займа, купли-продажи, найма жилого помещения  и т.д.). Договором высшей формы  является конституция. В ней определяются те особые права, которые передаются государству и не могут принадлежать отдельному гражданину, и те естественные права, которые составляют содержание частной жизни граждан и неприкосновенны  для всего государства.

Устойчивый, стабильный правовой статус гражданина (система его прав и обязанностей) и четкий, бесперебойно работающий юридический механизм его обеспечения  позволяют человеку смело смотреть вперед, не бояться, что его права  могут быть в любой момент нарушены.

III. Принцип  единства права и закона.

В правовом государстве любой нормативно-правовой акт должен не только по форме и  наименованию, но и по смыслу и содержанию быть правовым. Это означает, что  он должен отражать естественно-правовые начала, соответствовать международно-правовым нормам о правах человека и гражданина, быть принятым легитимным органом государственной  власти, законно избранным или  назначенным. И, наконец, при его  издании должен быть использован  весь комплекс правовых средств и  приемов, выработанных мировой практикой. Это логически выверенные и соизмеримые  с гуманистическими принципами правовые конструкции и понятия, адекватные норме процессуальные формы, адресные типы и способы правового регулирования, последовательные демократические  процедуры принятия законов и  др.

IV. Принцип  правового разграничения деятельности  различных ветвей государственной  власти.

 Для правового государства характерным является демократический способ приобретения власти, наделение ею только в соответствии с правом, законом.

Традиционная  концепция разделения властей на законодательную, исполнительную и  судебную применительно к современным  государствам должна пониматься не как  дележ власти, а как создание системы  сдержек и противовесов, способствующих беспрепятственному осуществлению  всеми ветвями власти своих функций. Законодательная власть (верховная), избранная всенародно, отражает суверенитет  государства. Исполнительная власть (производная  от законодательной), назначаемая представительным органом власти, занимается реализацией  законов и оперативно-хозяйственной  деятельностью. Судебная власть выступает  гарантом восстановления нарушенных прав, справедливого наказания виновных. Наряду с изложенными правовому  государству присущи и принципы верховенства закона - высшего нормативно-правового  акта, конституционно-правового контроля, политического плюрализма и др.

Таким образом, для образования правового  государства необходима некоторая  основа, некоторые принципы, без  которых последнее не может образоваться и существовать12:

- Правовое  государство  возникает там, где общество имеет стойкие демократические, правовые, политические, культурные традиции, т.е. там, где существует гражданское общество.

- Для  формирования правового государства  требуется высокий уровень общей  культуры вообще и правовой в частности. Культура как наработанная человечеством сумма духовных и материальных ценностей напрямую влияет на характер политических институтов. 

- Правовое  государство предполагает и определенный  уровень индивидуальной и общественной нравственности, правовое государство основывается на праве, которое объективно нуждается в моральном обосновании.

- Одной  из главных предпосылок формирования правового государства справедливо называют наличие институтов гражданского общества.

- Правовое  государство требует мощного  экономического базиса, высоких стандартов жизни и доминирования среднего класса в социальной структуре общества.

- Формирование  правового государства возможно  только при наличии рыночной  многоукладной экономики.

- Формирование  правового государства требует  сбалансированных усилий. Правовое государство не следует понимать как, законченную, совершенную формулу, как некую статическую субстанцию. Правовое государство одновременно является категорией сущего и должного, идеалом, преобразующим действительность. 
 

Заключение

Гражданин является полноправным членом государства и поэтому имеет как права, так и обязанности. Чтобы второе не превалировало над первым, создается гражданское общество - один из важнейших примеров целенаправленных общественных преобразований, цель общественного развития, выступающий гарантом существования правового демократического государства.

Идея  гражданского общества пережила длительную эволюцию в истории политической мысли, и при этом оно практически  всегда воспринималось как нечто  противоположное государству.

В современном  понимании гражданское общество представляет собой систему обеспечения  жизнедеятельности социальной, социокультурной  и духовных сфер, их воспроизводства  и передачи их ценностей от поколения  к поколению. Эта система самостоятельных  и независимых от государства, общественных институтов и отношений, в задачи которых входит обеспечение условий  для самореализации отдельных индивидов  и коллективов, удовлетворение частных  индивидуальных или коллективных интересов  и потребностей. Интересы и потребности  выражаются через такие институты  гражданского общества как семья, церковь, система образования, научные, профессиональные и иные объединения, ассоциации и  организации и т.д. Так же гражданское  общество является совокупностью отношений  между членами общества, которые  не находятся под непосредственным контролем государства.

Гражданское общество и правовое государство  логически предполагают друг друга - одно немыслимо без другого. В  то же время гражданское общество первично: оно является решающей социально-экономической  предпосылкой правового государства. Гражданское общество и правовое государство - не отсеченные и не изолированные  друг от друга части, а взаимообусловленные, хотя и не отождествляемые системы. Связи между ними жестко детерминированы, так как государство - форма организации общества, и уже поэтому они неразрывны.

Идеальным является, на мой взгляд, такая система взаимодействия гражданского общества и государства, в рамках которой государственный механизм обеспечивает социуму незыблемость прав и свобод, последнее проникает в сферу деятельности государства, участвуя в формировании государственных институтов и контроле за их деятельностью.

Информация о работе Роль гражданского общества в становлении правового государства в РФ