Автор: Олеся Колодич, 02 Декабря 2010 в 17:28, реферат
Целью данной работы является исследование тенденции взаимного функционирования гражданского общества и правового государства и на основе этого сделать выводы.
Введение……………………………………………………………………….
Глава 1. Гражданское общество: понятие, признаки, структура, современное понимание……………………………………………………………………..
Глава 2. Соотношение правового государства  и гражданского общества………………………………………………………………………
Заключение…………………………………………………………………..
Список  использованной литературы……………………………………….
Помимо сугубо властных существует целая гамма политических отношений, охватывающих проблемы объединения граждан в общественно-политические организации, свободы слова, гарантий избирательных прав граждан, функционирования форм непосредственной демократии и др.
Духовно-культурная система образуется из отношений между людьми, их объединениями, государством и обществом в целом по поводу духовно-культурных благ и соответствующих материализованных институтов, учреждений (образовательных, научных, культурных, религиозных), через которые реализуются эти отношения.
Базовый блок в этой сфере составляют отношения, связанные с образованием. Образование является фундаментом в деле развития человеческой личности.
Жизненно 
необходимы для человека и общества 
отношения, обусловливающие возникновение 
и развитие науки, культуры, религии. 
Информационная система складывается 
в результате общения людей друг 
с другом непосредственно и через 
средства массовой информации. В качестве 
ее структурных элементов могут 
выступать общественные, муниципальные 
и частные организации, учреждения, 
предприятия, а также граждане и 
их объединения, осуществляющие производство 
и выпуск средств массовой информации. 
Информационные отношения носят 
сквозной характер, они пронизывают 
все сферы гражданского общества. 
 
 
 
 
 
ГЛАВА 2. Соотношение правового государства и гражданского общества.
Существование термина гражданское общество невозможно без другого, его образующего - правовое государство. Только в правовом государстве может быть такое ответственное общество. Термин правовое государство состоит из двух компонентов - государства и права:
Государство - единая политическая власть общества, которая распространяется на всю территорию страны и ее население, имеет специальный аппарат управления и принуждения, издает обязательные для всех веления и обладает суверенитетом.
Право 
- система нормативных установок, 
опирающихся на идеи человеческой справедливости 
и свободы, в соответствии с которыми 
осуществляется власть в обществе, 
создаются и функционируют 
Отсюда, правовое государство - такая организация политической власти, которая создает условия для наиболее полного обеспечения прав и свобод человека и гражданина, а также с помощью правовых законов не допускает злоупотреблений со стороны самого государства.10
О необходимости 
создания правового государства 
размышляли еще философы древнего мира, 
а развитие данного образа «идеального 
государства» продолжается до сих пор. 
Проблема состоит в том, что в 
условиях плюрализма мнений и идеологий 
идея правового государства будет 
уже восприниматься и трактоваться 
по-разному. Однако одно остается неизменным, 
теория правового государства всегда 
отражает общечеловеческие принципы и 
интересы. 
В паре 
взаимосвязанных феноменов «
Само словосочетание «правовое государство» предполагает, что на первом месте стоит «право», а на втором - «государство». В социально-политической жизни это означает верховенство права в обществе, во всех его сферах. Таков основополагающий принцип всякого правового государства. Нерушимость его закрепляется в Конституции.
Правовому государству присущи следующие признаки:
I. Принцип приоритета права.
Приоритет права означает:
- рассмотрение 
всех вопросов общественной и 
государственной жизни с 
- соединение 
общечеловеческих нравственно-
- необходимость 
идеологически-правового 
- наличие 
в государстве необходимых для 
выражения и действия права 
форм и процедур (конституции 
и законов, системы 
II. Принцип 
правовой защищенности 
Названный принцип лежит в основе всех взаимосвязей гражданина как с государством и его органами, так и с другими общественными образованиями, другими гражданами в рамках правовых отношений по поводу самых различных объектов.
Абсолютность 
этого принципа состоит в том, 
что все взаимоотношения 
Принцип 
правовой защищенности в содержательном 
плане имеет специфические 
- равенство 
сторон и взаимная 
- особые тип правового регулирования и форма правоотношений;
- стабильный правовой статус гражданина и система юридических гарантий его осуществления.
Нормальные правовые отношения предполагают равенство и взаимную ответственность их сторон.
Поскольку 
правовое государство и гражданин 
- равноправные участники правоотношений, 
основной формой их взаимосвязей выступает 
договор (о приеме на работу, займа, 
купли-продажи, найма жилого помещения 
и т.д.). Договором высшей формы 
является конституция. В ней определяются 
те особые права, которые передаются 
государству и не могут принадлежать 
отдельному гражданину, и те естественные 
права, которые составляют содержание 
частной жизни граждан и 
Устойчивый, стабильный правовой статус гражданина (система его прав и обязанностей) и четкий, бесперебойно работающий юридический механизм его обеспечения позволяют человеку смело смотреть вперед, не бояться, что его права могут быть в любой момент нарушены.
III. Принцип единства права и закона.
В правовом 
государстве любой нормативно-
IV. Принцип 
правового разграничения 
Для правового государства характерным является демократический способ приобретения власти, наделение ею только в соответствии с правом, законом.
Традиционная 
концепция разделения властей на 
законодательную, исполнительную и 
судебную применительно к современным 
государствам должна пониматься не как 
дележ власти, а как создание системы 
сдержек и противовесов, способствующих 
беспрепятственному осуществлению 
всеми ветвями власти своих функций. 
Законодательная власть (верховная), 
избранная всенародно, отражает суверенитет 
государства. Исполнительная власть (производная 
от законодательной), назначаемая представительным 
органом власти, занимается реализацией 
законов и оперативно-
Таким образом, для образования правового государства необходима некоторая основа, некоторые принципы, без которых последнее не может образоваться и существовать12:
- Правовое государство возникает там, где общество имеет стойкие демократические, правовые, политические, культурные традиции, т.е. там, где существует гражданское общество.
- Для 
формирования правового 
 - Правовое 
государство предполагает и 
- Одной из главных предпосылок формирования правового государства справедливо называют наличие институтов гражданского общества.
- Правовое государство требует мощного экономического базиса, высоких стандартов жизни и доминирования среднего класса в социальной структуре общества.
- Формирование 
правового государства 
- Формирование 
правового государства требует 
сбалансированных усилий. Правовое государство 
не следует понимать как, законченную, 
совершенную формулу, как некую статическую 
субстанцию. Правовое государство одновременно 
является категорией сущего и должного, 
идеалом, преобразующим действительность. 
 
Заключение
Гражданин является полноправным членом государства и поэтому имеет как права, так и обязанности. Чтобы второе не превалировало над первым, создается гражданское общество - один из важнейших примеров целенаправленных общественных преобразований, цель общественного развития, выступающий гарантом существования правового демократического государства.
Идея гражданского общества пережила длительную эволюцию в истории политической мысли, и при этом оно практически всегда воспринималось как нечто противоположное государству.
В современном понимании гражданское общество представляет собой систему обеспечения жизнедеятельности социальной, социокультурной и духовных сфер, их воспроизводства и передачи их ценностей от поколения к поколению. Эта система самостоятельных и независимых от государства, общественных институтов и отношений, в задачи которых входит обеспечение условий для самореализации отдельных индивидов и коллективов, удовлетворение частных индивидуальных или коллективных интересов и потребностей. Интересы и потребности выражаются через такие институты гражданского общества как семья, церковь, система образования, научные, профессиональные и иные объединения, ассоциации и организации и т.д. Так же гражданское общество является совокупностью отношений между членами общества, которые не находятся под непосредственным контролем государства.
Гражданское общество и правовое государство логически предполагают друг друга - одно немыслимо без другого. В то же время гражданское общество первично: оно является решающей социально-экономической предпосылкой правового государства. Гражданское общество и правовое государство - не отсеченные и не изолированные друг от друга части, а взаимообусловленные, хотя и не отождествляемые системы. Связи между ними жестко детерминированы, так как государство - форма организации общества, и уже поэтому они неразрывны.
Идеальным является, на мой взгляд, такая система взаимодействия гражданского общества и государства, в рамках которой государственный механизм обеспечивает социуму незыблемость прав и свобод, последнее проникает в сферу деятельности государства, участвуя в формировании государственных институтов и контроле за их деятельностью.
Информация о работе Роль гражданского общества в становлении правового государства в РФ