Автор: Олеся Колодич, 02 Декабря 2010 в 17:28, реферат
Целью данной работы является исследование тенденции взаимного функционирования гражданского общества и правового государства и на основе этого сделать выводы.
Введение……………………………………………………………………….
Глава 1. Гражданское общество: понятие, признаки, структура, современное понимание……………………………………………………………………..
Глава 2. Соотношение правового государства и гражданского общества………………………………………………………………………
Заключение…………………………………………………………………..
Список использованной литературы……………………………………….
Помимо сугубо властных существует целая гамма политических отношений, охватывающих проблемы объединения граждан в общественно-политические организации, свободы слова, гарантий избирательных прав граждан, функционирования форм непосредственной демократии и др.
Духовно-культурная система образуется из отношений между людьми, их объединениями, государством и обществом в целом по поводу духовно-культурных благ и соответствующих материализованных институтов, учреждений (образовательных, научных, культурных, религиозных), через которые реализуются эти отношения.
Базовый блок в этой сфере составляют отношения, связанные с образованием. Образование является фундаментом в деле развития человеческой личности.
Жизненно
необходимы для человека и общества
отношения, обусловливающие возникновение
и развитие науки, культуры, религии.
Информационная система складывается
в результате общения людей друг
с другом непосредственно и через
средства массовой информации. В качестве
ее структурных элементов могут
выступать общественные, муниципальные
и частные организации, учреждения,
предприятия, а также граждане и
их объединения, осуществляющие производство
и выпуск средств массовой информации.
Информационные отношения носят
сквозной характер, они пронизывают
все сферы гражданского общества.
ГЛАВА 2. Соотношение правового государства и гражданского общества.
Существование термина гражданское общество невозможно без другого, его образующего - правовое государство. Только в правовом государстве может быть такое ответственное общество. Термин правовое государство состоит из двух компонентов - государства и права:
Государство - единая политическая власть общества, которая распространяется на всю территорию страны и ее население, имеет специальный аппарат управления и принуждения, издает обязательные для всех веления и обладает суверенитетом.
Право
- система нормативных установок,
опирающихся на идеи человеческой справедливости
и свободы, в соответствии с которыми
осуществляется власть в обществе,
создаются и функционируют
Отсюда, правовое государство - такая организация политической власти, которая создает условия для наиболее полного обеспечения прав и свобод человека и гражданина, а также с помощью правовых законов не допускает злоупотреблений со стороны самого государства.10
О необходимости
создания правового государства
размышляли еще философы древнего мира,
а развитие данного образа «идеального
государства» продолжается до сих пор.
Проблема состоит в том, что в
условиях плюрализма мнений и идеологий
идея правового государства будет
уже восприниматься и трактоваться
по-разному. Однако одно остается неизменным,
теория правового государства всегда
отражает общечеловеческие принципы и
интересы.
В паре
взаимосвязанных феноменов «
Само словосочетание «правовое государство» предполагает, что на первом месте стоит «право», а на втором - «государство». В социально-политической жизни это означает верховенство права в обществе, во всех его сферах. Таков основополагающий принцип всякого правового государства. Нерушимость его закрепляется в Конституции.
Правовому государству присущи следующие признаки:
I. Принцип приоритета права.
Приоритет права означает:
- рассмотрение
всех вопросов общественной и
государственной жизни с
- соединение
общечеловеческих нравственно-
- необходимость
идеологически-правового
- наличие
в государстве необходимых для
выражения и действия права
форм и процедур (конституции
и законов, системы
II. Принцип
правовой защищенности
Названный принцип лежит в основе всех взаимосвязей гражданина как с государством и его органами, так и с другими общественными образованиями, другими гражданами в рамках правовых отношений по поводу самых различных объектов.
Абсолютность
этого принципа состоит в том,
что все взаимоотношения
Принцип
правовой защищенности в содержательном
плане имеет специфические
- равенство
сторон и взаимная
- особые тип правового регулирования и форма правоотношений;
- стабильный правовой статус гражданина и система юридических гарантий его осуществления.
Нормальные правовые отношения предполагают равенство и взаимную ответственность их сторон.
Поскольку
правовое государство и гражданин
- равноправные участники правоотношений,
основной формой их взаимосвязей выступает
договор (о приеме на работу, займа,
купли-продажи, найма жилого помещения
и т.д.). Договором высшей формы
является конституция. В ней определяются
те особые права, которые передаются
государству и не могут принадлежать
отдельному гражданину, и те естественные
права, которые составляют содержание
частной жизни граждан и
Устойчивый, стабильный правовой статус гражданина (система его прав и обязанностей) и четкий, бесперебойно работающий юридический механизм его обеспечения позволяют человеку смело смотреть вперед, не бояться, что его права могут быть в любой момент нарушены.
III. Принцип единства права и закона.
В правовом
государстве любой нормативно-
IV. Принцип
правового разграничения
Для правового государства характерным является демократический способ приобретения власти, наделение ею только в соответствии с правом, законом.
Традиционная
концепция разделения властей на
законодательную, исполнительную и
судебную применительно к современным
государствам должна пониматься не как
дележ власти, а как создание системы
сдержек и противовесов, способствующих
беспрепятственному осуществлению
всеми ветвями власти своих функций.
Законодательная власть (верховная),
избранная всенародно, отражает суверенитет
государства. Исполнительная власть (производная
от законодательной), назначаемая представительным
органом власти, занимается реализацией
законов и оперативно-
Таким образом, для образования правового государства необходима некоторая основа, некоторые принципы, без которых последнее не может образоваться и существовать12:
- Правовое государство возникает там, где общество имеет стойкие демократические, правовые, политические, культурные традиции, т.е. там, где существует гражданское общество.
- Для
формирования правового
- Правовое
государство предполагает и
- Одной из главных предпосылок формирования правового государства справедливо называют наличие институтов гражданского общества.
- Правовое государство требует мощного экономического базиса, высоких стандартов жизни и доминирования среднего класса в социальной структуре общества.
- Формирование
правового государства
- Формирование
правового государства требует
сбалансированных усилий. Правовое государство
не следует понимать как, законченную,
совершенную формулу, как некую статическую
субстанцию. Правовое государство одновременно
является категорией сущего и должного,
идеалом, преобразующим действительность.
Заключение
Гражданин является полноправным членом государства и поэтому имеет как права, так и обязанности. Чтобы второе не превалировало над первым, создается гражданское общество - один из важнейших примеров целенаправленных общественных преобразований, цель общественного развития, выступающий гарантом существования правового демократического государства.
Идея гражданского общества пережила длительную эволюцию в истории политической мысли, и при этом оно практически всегда воспринималось как нечто противоположное государству.
В современном понимании гражданское общество представляет собой систему обеспечения жизнедеятельности социальной, социокультурной и духовных сфер, их воспроизводства и передачи их ценностей от поколения к поколению. Эта система самостоятельных и независимых от государства, общественных институтов и отношений, в задачи которых входит обеспечение условий для самореализации отдельных индивидов и коллективов, удовлетворение частных индивидуальных или коллективных интересов и потребностей. Интересы и потребности выражаются через такие институты гражданского общества как семья, церковь, система образования, научные, профессиональные и иные объединения, ассоциации и организации и т.д. Так же гражданское общество является совокупностью отношений между членами общества, которые не находятся под непосредственным контролем государства.
Гражданское общество и правовое государство логически предполагают друг друга - одно немыслимо без другого. В то же время гражданское общество первично: оно является решающей социально-экономической предпосылкой правового государства. Гражданское общество и правовое государство - не отсеченные и не изолированные друг от друга части, а взаимообусловленные, хотя и не отождествляемые системы. Связи между ними жестко детерминированы, так как государство - форма организации общества, и уже поэтому они неразрывны.
Идеальным является, на мой взгляд, такая система взаимодействия гражданского общества и государства, в рамках которой государственный механизм обеспечивает социуму незыблемость прав и свобод, последнее проникает в сферу деятельности государства, участвуя в формировании государственных институтов и контроле за их деятельностью.
Информация о работе Роль гражданского общества в становлении правового государства в РФ