Римское право

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2012 в 17:34, контрольная работа

Описание работы

Сравнение цивильной и преторской систем наследования. Решение гражданского спора в классический и юстиниановский период.

Работа содержит 1 файл

Римское право.doc

— 92.00 Кб (Скачать)

Содержание 

 

       Вопрос 1. Сравните цивильную и преторскую системы наследования.  

      Римское наследственное право прошло долгий и сложный путь развития, который был неразрывно связан с ходом развития римской собственности и семьи. По мере того как индивидуальная частная собственность освобождалась от пережитков собственности семейной, в наследственном праве выражался все последовательнее принцип свободы завещательных распоряжений. По мере того как когнатическое родство вытесняло родство агнатическое, первое становилось и основой наследования по закону.

      Когнаты – кровные родственники.

      Агнаты – лица, которые были подчинены власти одного и того же paterfamilias (отца семейства, домовладыки) в прошлом или были бы подчинены этой власти, если бы этому не воспрепятствовала смерть paterfamilias. Одновременно когнаты могли быть и агнатами, например, paterfamilias и его дети. Но агнатами могли быть и лица, не связанные кровным родством, например, paterfamilias и жена его подвластного сына, paterfamilias и усыновленный. В то же время это была родственная связь только по мужской линии. Дочь paterfamilias, вступив в брак, тем самым вступала в агнатическую семью своего мужа или его paterfamilias, и переставала быть агнаткой своих отца, братьев, сестер. Ее дети становились агнатами братьев ее мужа.

      Вместе  с тем римское право нашло способы сочетания свободы завещаний с интересами наследников по закону: за некоторыми из последних были признаны определенные права в имуществе наследодателя, которых нельзя было ни отменить, ни уменьшить завещанием. Это было так называемое необходимое наследование определенных разрядов наследников по закону. Весь этот ход развития был связан и с постепенным освобождением завещания от первоначального формализма.

      В развитии римского наследственного  права можно проследить четыре этапа:

    1. наследование по древнему цивильному праву;
    2. наследование по преторскому эдикту;
    3. наследование по императорскому доюстиниановскому законодательству;
    4. наследование в праве Юстиниана.
 

 

Цивильное и  преторское право 

      Цивильное право (от лат. civilis – «гражданский») – совокупность норм права, исходящих от народного собрания, позднее – сената. Источники цивильного права – обычаи и законы. Это привилегированное право, которое отделяло членов римской общины от неримлян.

      Преторское  право – совокупность правил и формул, созданных претором. Источники преторского права – эдикты преторов. Преторское право действовало не только в отношении римских граждан. Магистраты, обладавшие высшей властью, – преторы, правители провинций, а в пределах своей компетенции курульные эдилы – издавали эдикты – программные заявления, общеобязательные на год службы издавшего эдикт магистрата. Затем преемники стали переписывать из эдиктов предшественников все, имевшее жизненное значение, – создавались постоянные эдикты (edictum perpetuum). В 125–130 гг. император Адриан поручил юристу Сальвию Юлиану установить окончательную редакцию постоянного эдикта с целью закрепления отдельных постановлений преторского права. Часто законодатель в лице главы собраний либо в лице императора старался отразить нормы цивильного права в новых законах, в новых конституциях – то, что было наработано. 

Наследование  по древнему цивильному праву 

      Наследование  по древнему цивильному праву (hereditas) регламентировалось Законами XII таблиц, которые уже предусматривали наследование по завещанию и наследование по закону. В силу семейного характера собственности древнего периода основным видом наследования было все же наследование по закону. Считалось вполне нормальным после смерти главы семьи оставлять его имущество той же семье, поскольку оно создавалось трудами всех ее членов. Однако Законы XII таблиц наследование по завещанию признают уже в основном преимущественной формой наследования. Принцип свободы завещания почти утвердился. Однако кровное родство еще не стало господствующим, и потому наследование по закону не ограничивает утверждавшейся свободы завещания.

      В этот же период получил признание  сохранившийся во все времена  принцип единого основания наследования – нельзя одновременно наследовать  по завещанию и по закону одно и  то же наследство. Это правило берет начало также из Законов XII таблиц. В соответствии с ним наследник, назначенный преемником только в части наследства, получает все наследство. В таком случае наследники по закону к наследованию не призываются.

 

       В Законах XII таблиц вопросу наследования посвящена Таблица V.

      Таблица V.

      1. Предки наши утверждали, что даже совершеннолетние женщины вследствие присущего им легкомыслия должны состоять под опекою... Исключение допускалось только для дев-весталок, которых древние римляне в уважение к их жреческому сану освобождали от опеки.

      2. Было определено, что геs mancipi, принадлежащие женщине, находившейся под опекою агнатов, не подлежали давности, за исключением лишь того случая, когда сама женщина передавала эти вещи с согласия опекуна.

      3. Как кто распорядится на случай  своей смерти относительно своего  домашнего имущества или относительно опеки над подвластными ему лицами, так пусть то и будет ненарушимым.

      4. Если кто-нибудь, у кого нет  подвластных ему лиц, умрет,  не оставив распоряжений о наследнике, то пусть его хозяйство возьмет себе его ближайший агнат.

      5. Если у умершего нет агнатов,  пусть оставшееся после него  хозяйство возьмут его сородичи.

      6. Опекунами над лицами, которым не было назначено опекуна по завещанию, являются их агнаты.

      7а. Если человек впал в безумие, то пусть власть над ним самим и над его имуществом возьмут его агнаты или его сородичи.

      7б. Расточителю воспрещалось управление принадлежащим ему имуществом. Закон XII таблиц повелевает безумному и расточителю, на имущество которых наложено запрещение, стоять на попечении их агнатов.

      8а. Закон XII таблиц передавал патрону наследство после римского гражданина из вольноотпущенников в том случае, если последний, не имея подвластных ему лиц, умирал, не оставив завещания.

      8б. Говоря об отношениях между патроном и вольноотпущенником, закон XII таблиц указывает, что имущество вольноотпущенника переходит из той семьи в эту семью, причем в данном случае закон говорит о семье как совокупности отдельных лиц.)

      9а. По закону XII таблиц имущество, состоящее в долговых требованиях умершего к другим лицам, непосредственно, т.е. без выполнения каких-либо юридических формальностей, распределяется между сонаследниками в соответствии с их наследственными долями.

      9б.  Согласно закону XII таблиц, долги умершего непосредственно разделяются между его наследниками соразмерно полученным ими долям наследства. Иск о разделе наследства основывается на постановлении закона XII таблиц.

      Законы XII таблиц выражают ту стадию развития римского наследственного права, когда принцип свободы завещаний, еще ведя некоторую борьбу с пережитками института семейной собственности, собственности агнатической семьи, однако уже признан отчетливо и прочно. Когнатическое же родство еще не дает права наследования по закону. 

Наследование  по преторскому эдикту. 

      Существенные  изменения в наследственное право  внесли преторские эдикты и практика их применения. Преторские реформы  наследственного права начались еще в раннереспубликанский период и были особенно активными в период принципата.

      Ослабление  семейного характера частной  собственности, разложение агнатского родства, ограничение отцовской  власти как результат изменения  производственных отношений и развития товарооборота обусловили потребность  существенных изменений наследственного права. Претор пошел по пути значительного ослабления формализма при составлении завещаний. В одном из преторских эдиктов было объявлено, что он (претор) будет признавать завещания, составленные с отступлением от жестких формальных требований древнего времени. Так была упрощена форма завещания.

      По  древнему цивильному праву эманципированные дети не могли быть наследниками после  смерти своего отца. Так, единственная дочь, вышедшая замуж и перешедшая на постоянное жительство к мужу, переставала  быть агнаткой своего отца и права на наследство после его смерти не имела. В новых социально-экономических условиях это не устраивало и самих рабовладельцев. И претор опять проявляет свое незаурядное искусство. Поскольку в соответствии с нормами цивильного права нельзя было признать наследницей эманципированную дочь, он только вводит ее в фактическое владение наследством (bonorum possessio). Если других претендентов на это наследство не было, оно оставалось за ней. Позже претор признает право на наследство за таким наследником и в случае, когда наследство оспаривается другими лицами, не имеющими, по мнению претора, достаточных правовых оснований на это. Так постепенно, параллельно с цивильным наследованием возникает и развивается преторское наследование.

      Преторская система наследования расширила круг наследников по закону, все больше утверждая его одновременно с основой – когнатским родством. В этот же период наблюдается определенное ограничение свободы завещаний в пользу ближайших кровных родственников. Важным нововведением преторов была практика признания наследственного преемства за лицами, которые по цивильному праву к наследованию не призывались. Претор призывает к наследованию следующих по порядку родственников, признавая, таким образом, преемство очередей. Дело в том, что по цивильному праву к наследованию призывались только ближайшие к умершему в момент смерти родственники. Если их не было или они отказывались от наследства, то следующие за ними родственники к наследованию не призывались, а наследство считалось выморочным.

      Так наряду с цивильной системой наследования сложилась мало-помалу преторская система, которой суждено было, по существу, парализовать действие цивильной системы. 

Сравнение цивильной и преторской систем наследования. 

      Система наследования по преторскому эдикту обыкновенно устанавливала такое же универсальное преемство, как и система наследования по древнему цивильному праву. Наследник по преторскому эдикту отвечал, следовательно, за долги наследодателя в их полном объеме. К нему применены были многие другие основные нормы, выработанные для цивильного наследования, каковы: «jus accrescendi» – деление наследства между сонаследниками и правило «nemo pro parte intestatus decedere potest» – невозможность открытия наследства отчасти по завещанию, отчасти независимо от него.

      Ho в других отношениях существовали  весьма важные различия между этими двумя системами:

  1. В основе цивильного наследования ab itestato и наследования против завещания лежал принцип агнатского родства; по преторской системе к наследованию наравне с агнатами призывались когнаты и супруги (bon. poss. intestati и contra tabulas).
  2. Цивильное право выработало весьма сложную форму совершения завещания (bon. poss. secundum tabulas), преторское право значительно упростило эту процедуру.
  3. По цивильному праву приобретение наследства совершалось иногда против воли наследника (heredes necessarii), преторское право всюду стремилось поставить приобретение наследства в зависимость от воли приобретателя (для heredes sui et necessarii создано beneficium abstinendi).
  4. По цивильному праву при наследовании ab intestato возможно было лишь однократное призвание к наследству: если призванное лицо не делалось наследником, то наследство не открывалось следующим классам наследников, а становилось выморочным (in legitimis hereditatibus successio non est); претор создал edictum successorium, согласно которому наследство ab intestato при отпадении одного наследника открывалось следующему за ним по порядку.
  5. По цивильному праву приобретение наследства было частным актом и не было связано сроком; по преторскому праву оно совершалось перед претором, и связано было сроком.
  6.  
  7. Преторский наследник, получая utiliter все иски, предоставленные цивильному наследнику, имел еще особый преторский иск, с помощью которого мог быстро приобрести владение телесными вещами, входящими в состав наследства: interdictum quorum bonorum. Существование этого иска делало желательным приобретение bоnоrum possessio и для таких лиц, которые могли бы наследовать по одному цивильному праву. Кроме так называемой bonorum possessio edictalis, которая давалась претором на основании общих норм, существовавших в эдикте, была еще bonorum possessio decretalis. Эта последняя bonorum possessio давалась претором после особого рассмотрения всех обстоятельств дела в тех случаях, когда ее предоставления требовала справедливость.

Информация о работе Римское право