Римское право

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2010 в 17:45, курсовая работа

Описание работы

В структуре римского института владения (possessio) - ситуации, управомочивающей лицо на обращение к высшему судебному и административному должностному лицу (магистрату) - претору или губернатору провинции - за защитой в случае нарушения силой его контроля над определенной вещью, - своеобразно сочетаются волевой и фактический, публичный и частный моменты. Отсюда признанные трудности классификации этого института как особого вещного права -права на фактическое обладание вещью. В суждениях римских юристов нередки противопоставления владения как права (res iuris) владению как факту (res facti), которые современные исследователи зачастую совмещают с противопоставлением владения собственности.

Содержание

Введение 3

Глава 1. Понятие и виды владения. 6

§ 1. Понятие владения в Римском праве 6

§ 2. Виды владения. 7

Глава 2. Возникновение, прекращение и защита владения. 10

§ 1. Возникновение и прекращение владения. 10

§ 2. Защита владения. 13

Заключение 18

Источники 20

Библиографический список 20

Работа содержит 1 файл

Курсовая по Римскому.docx

— 47.94 Кб (Скачать)

Оглавление

Введение 3

Глава 1. Понятие и виды владения. 6

§ 1. Понятие владения в Римском праве 6

§ 2. Виды владения. 7

Глава 2. Возникновение, прекращение и защита владения. 10

§ 1. Возникновение и прекращение владения. 10

§ 2. Защита владения. 13

Заключение 18

Источники 20

Библиографический список 20 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

Введение

    Институт  владения в римском праве последние  двести лет находится под пристальным  вниманием исследователей, став в XIX в. фактологической основой для  нескольких правовых концепций общего характера. Современное учение о  владении, отраженное в гражданских  кодексах континентальной системы, является одним из плодов этого изучения: редкий современный юридический институт обязан своей конструкцией результатам историко-правовой разработки понятия в той же степени, как владение. Именно изучение римского права и интенсивные дискуссии в области романистики привели к пересмотру многих унаследованных от древности положений и утверждению в континентальной системе принципиально нового вещного права, остающегося одним из самых своеобразных явлений в цивилистике.

    Само  же римское право владения отличается столь очевидной спецификой, настолько  явно противоречит требованиям логики и юридической догматики, что  его интерпретация в современных  правовых понятиях практически невозможна. Правовед постоянно вынужден прибегать  к метафорам, жертвовать юридической  четкостью языка ради фактической  точности, отказываться от логических и аналитических в пользу исторических и гипотетических квалификаций и обоснований. Создается впечатление, что собственно институт владения в гражданском праве, т.н. юридическое владение было создано только юриспруденцией XIX в. и современными гражданскими законодательствами.1

    Единство  и взаимозависимость между современной  разработкой понятия владения и  римским наследием оказывается  в противоречии с понятийным и  конструктивным разрывом между двумя институтами. Именно это обстоятельство может, однако, указывать на существование глубоких различий между самими правовыми системами, связанных с качественными переменами в обществе и его гражданскоправовых основаниях.

    Юридическая специфика института владения в  римском праве стимулирует поиск  релевантного метода историко-правового  исследования, который бы позволял найти адекватные юридические понятия и концепции, соответствующие исторической реальности и закономерностям эволюции права в связи с развитием общества. Именно изучение института владения в римском праве стало одним из триумфов главы исторической школы права Ф.К.Савиньи в самом начале XIX в., основанием для критики учения о праве для Р.Йеринга в середине XIX в., одной из важнейших составляющих эволюционистской теории права, развиваемой П.Бонфанте и его школой в первой половине XX в. и остается основным испытательным полем для исторического подхода к праву сегодня.

    Понимание юридического института можно считать  достигнутым, если наряду с догматической (юридико-аналитической) трактовкой представлена историческая: социальная цель и юридическая конструкция института получает определенность только тогда, когда с исторической и логической точек зрения показана необходимость его возникновения как особого момента в регуляции общественных отношений на основе принципов формального равенства, признания автономии воли и самостоятельности участников отношений, эквивалентности предоставлений.

    В структуре римского института владения (possessio) - ситуации, управомочивающей лицо на обращение к высшему судебному и административному должностному лицу (магистрату) - претору или губернатору провинции - за защитой в случае нарушения силой его контроля над определенной вещью, - своеобразно сочетаются волевой и фактический, публичный и частный моменты. Отсюда признанные трудности классификации этого института как особого вещного права -права на фактическое обладание вещью. В суждениях римских юристов нередки противопоставления владения как права (res iuris) владению как факту (res facti), которые современные исследователи зачастую совмещают с противопоставлением владения собственности.2

    Господствующее  в современной доктрине понимание  владения как одного из признанных полномочий собственника, когда владение представляют чуть ли ни одним из определений  собственности, ведет к отрицанию  у этой юридической ситуации собственного качества и не только затемняет трактовку данного института, но искажает само понятие вещного права, поскольку укрепляет научно несостоятельную тенденцию представлять все вещные права как особые модификации права собственности. Показать самостоятельное значение института владения и объяснить специфику его качеств, вскрыв собственный смысл и цель этого вида вещного права - одна из актуальных задач современной юридической науки.3 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Глава 1. Понятие и виды владения.

§ 1. Понятие владения в римском праве.

    Институт  владения в римском праве выступает  как правовая форма закрепления исключительного фактического обладания собственной или чужой вещью, обеспечивая защиту от силового нарушения непосредственности связи лица с вещью. Непосредственность связи владельца с объектом владения формализуется на основе презумпции фактического обладания вплоть до его смерти, утраты правоспособности, выраженного отказа от владения, передачи его другому лицу или нарушения в результате применения силы или кражи4.

    Одним из выражений этой презумпции является формальное игнорирование фактического держания лиц, получивших вещь на основе дружеской безвозмездной сделки, когда, несмотря на переход держания, такому лицу владельцем продолжает считаться предшественник.

    Психологический момент в структуре владения, выделяемый римскими юристами - animus possidendi, характеризует не само владение, а держание как осознанное фактическое (материальное) обладание вещью.

    Основываясь на классическом тезисе «римское частное право - теория частного права», понимании института «владения» как органической части системы римского частного права характеристику понятия владения в Римском праве необходимо рассматривать в виде комплекса аспектов:

    1) в онтологическом аспекте (институт владения, как, впрочем, и римское право в целом, в своем развитии и совершенствовании был перманентно детерминируем стихийно нарождавшимися и изменявшимися, опять же в силу своего объективного характера, потребностями и запросами гражданского оборота);

    2) в аксиологическом аспекте (владение  есть официально санкционированная, интеллектуально опосредованная форма отражения ценностей (интересов) субъектов общественных (правовых) отношений, связанных с имущественными объектами);

    3) в гносеологическом аспекте (классическая  римская юриспруденция в лице  своего интеллектуального авангарда,  откликаясь на насущные потребности  гражданского оборота, систематически познавала объективный характер этих потребностей, параллельно творчески разрабатывала, расширяла институциональные возможности интеллектуальных, социально-правовых средств опосредования этих потребностей).

    Понятие владения кооперативно с понятием права  собственности опосредует дискретно-синкретный характер общественных отношений: синкретность (непрерывность) общественных (правовых) отношений объективно сменяется дискретностью (прерывностью) этих отношений.

    В общесоциальном контексте предназначения системы права (института владения) как системы социально-правовых средств воздействия (регулирования) на общественные отношения в сфере гражданского оборота вполне обоснованно выделить один из определяющих аспектов этого процесса - функцию. Функция владения как интеллектуальный процесс деятельности римской юриспруденции целью своего осуществления имела достижение реального социально-полезного результата, некоего состояния имущественных отношений. В сфере правотворчества верховных органов государства (народного собрания, сената, императора,) римской магистратуры (претуры, эдилитета) и римских юристов функция владения получала исключительно абстрактное существование, и только в сфере реализации права, совмещения абстрактного акта волеизъявления компетентного органа государства (сенатусконсульт, конституция, эдикт, интердикт) с актуальным случаем имущественных отношений (спора, признания, истребования и т.д.) функция владения получала свое оправдание действительности5.

§ 2. Виды владения.

    Каждый  тип и вид института владения, наработанный римскими юристами из их практики урегулирования потребностей гражданского оборота Древнего Рима, представляет, в известном смысле, малую систему элементов (субъектов, их статусов, прав и обязанностей данных субъектов, фактических составов, алгоритма правового регулирования данного типа имущественного отношения и т.п.).

    Как правило, владельцы являются собственниками, т.е. вещи принадлежат владельцу  на праве собственности. Но собственник  имеет право владеть вещью, если он имеет право на владение, титул, то он - законный владелец6.

    Собственники, не имеющие титула или права собственности - незаконные владельцы:

    а) владения недобросовестные - когда собственник знает, что он не имеет титула, или заблуждается, думая, что титул есть.

    б) владения добросовестные. Различие между добросовестными и не добросовестными владениями очень важно.

    в) владения законные - полученные законным способом приобретения права собственности.

    г) владения незаконные - не имеющие права собственности, но имеющие право владения.

    д) владения производные - владения держателей, которое получило владетельскую причину, но не получило собственнической защиты.

    Владения  подразделяются на группы в зависимости  от способа приобретения собственности.

    Способы приобретения владений.

    Владение, приобретаемое впервые, подразделялось по двум моментам:

    1. Практическое обладание вещью.

    2. Передача вещи во владение.

    Совладение.

    Применялось для установления владения над никому не нужными вещами и дикими животными. Необходимо было доказать фактическое  владение вещью.

    Передача  вещи во владение.

    Передача  осуществлялась необязательно из рук  в руки, вещь могла находиться под охраной приобретателя.

    Владение  переходит в тот момент, когда  приобретатель видит границы  участка, их не обязательно обходить, достаточно было их увидеть.

    Самовольный захват тоже мог рассматриваться  как способ приобретения владением, если его бывший владелец не оспаривает захват и свои права на владение7.

    Также существует способ приобретения владения через других лиц.

    Формы изменения права владения вещью:

    а) путем передачи права владения над ней;

    б) путем ее приобретения;

    в) в связи со смертью владельца;

    г) в связи с гибелью вещи.8 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Глава 2. Возникновение, прекращение  и защита владения.

§ 1. Возникновение и прекращение владения.

    Действительность  всякого правового явления, понятия  владения также, логически может быть представлена в трех ипостасях понятийного состояния:

    1) возникновения (становление, утверждение  понятия владения как самостоятельного, самодостаточного социально-правового института, обладающего наличием всего комплекса ему присущих атрибутивных и акцидентальных признаков, необходимого и достаточного для полноценного и эффективного функционирования в рамках данной системы права);

Информация о работе Римское право