Рецепция римского права

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 14:53, контрольная работа

Описание работы

Зародилось оно в глубокой древности – когда Рим представлял собой маленькую общину Средней Италии. Как и весь примитивный уклад жизни этой общины, римское право представляло несложную, во многом архаичную систему, проникнутую патриархальным и узконациональным характером. Со временем маленькая civitas Roma постепенно растет, поглощая соседние общины; расширяется ее территория, захватывается вся Италия, а затем и все Средиземноморье. Рим превращается в гигантскую империю.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………3
Рецепция римского права………………………………………………….6
Заключение…………………………………………………………………14
Список литературы………………………………………………………..15

Работа содержит 1 файл

рецепция римского права.doc

— 73.50 Кб (Скачать)

  Содержание  

  Введение  ……………………………………………………………………3

  Рецепция  римского права………………………………………………….6

  Заключение…………………………………………………………………14

  Список  литературы………………………………………………………..15 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

     Римское право занимает в истории человечества совершенно исключительное место: оно пережило создавший его народ и дважды покорило мир.

     Зародилось оно в глубокой древности – когда Рим представлял собой маленькую общину Средней Италии. Как и весь примитивный уклад жизни этой общины, римское право представляло несложную, во многом архаичную систему, проникнутую патриархальным и узконациональным характером. Со временем маленькая civitas Roma постепенно растет, поглощая соседние общины; расширяется ее территория, захватывается вся Италия, а затем и все Средиземноморье. Рим превращается в гигантскую империю.

     Рим изменяется и внутренне: старый патриархальный строй рушится, примитивное натуральное хозяйство заменяется сложными экономическими отношениями, унаследованные от древности социальные перегородки стираются. В соответствии с этим римское право меняет свой характер, перестраиваясь на началах индивидуализма: свобода личности, свобода договоров и завещаний делаются его краеугольными камнями.

     Римское право отличается высочайшей разработкой  ряда правовых институтов, ясностью аргументации, точностью формулировок, высокой юридической техникой. Все эти качества в равной мере относятся и к праву частной собственности, и к обязательственным отношениям, и к наследственному праву. Главное же состоит в том, что римские юристы сумели выделить в массе конкретных отношений, возникавших между людьми, самые общие, самые абстрактные формы. В своем развитии оно прошло ряд этапов, от простейших форм к более сложным, классическим.

     Римское право – это сложное правовое образование, включавшее отдельные системы (ветви): квиритское право, преторское право и право народов. Указанные системы возникли не одновременно, они складывались последовательно, дополняя друг друга.

     Поскольку происходящие в праве изменения  неразрывно связаны с государственными изменениями, возникновение и становление упомянутых систем следует рассматривать на фоне развития римской государственности.

     Еще задолго до появления Рима на сцене  всемирной истории не побережье Средиземного моря шел оживленный международный торговый обмен: Египет, Финикия, Греция, Карфаген давно уже находились друг с другом в постоянных торговых отношениях. Рим неизбежно втягивался в этот международный оборот, и по мере того, как он стал центром политической жизни мира, он становился также центром мирового торгового оборота. На его территории постоянно существовали прочные деловые отношения, в которых принимали участие торговцы разных национальностей; римские магистраты должны были вырабатывать нормы для разрешения различных коммерческих споров. Старое римское национальное право для этих целей было непригодно. Необходимо было новое право, свободное от всяких местных национальных ограничений; не какое-либо национальное право, а право всемирное, универсальное. И римское право впитывает в себя те обычаи международного оборота, которые до него веками вырабатывались в международных торговых отношениях; оно придает им юридическую точность.

     Так возникло то римское право, которое  стало затем общим правом всего  античного мира. По существу творцом этого права был, таким образом, весь тогдашний мир. Римская юриспруденция переработала обычаи международного оборота и объединила их в единое целое. Универсализм и индивидуальность – основные начала этого права.

     Профессионально разработанное в деталях юриспруденцией классического периода римское право нашло окончательное завершение в знаменитом своде – Corpus Juris Civilas императора Юстиниана, и стало основой последующего правового развития человечества.

     Римская цивилизация была разрушена, римское право предано забвению. Дикарям, варварам – германцам, славянам и другим народам, жившим примитивным патриархальным хозяйством, основанным на натуральном обмене, было не нужно право, предназначенное для регулирования высокоразвитых рыночных отношений. К тому же в силу примитивности, неразвитости абстрактного мышления оно им было непонятно.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Рецепция  римского права 

     После великого переселения новые народы начинают вести более или менее спокойную жизнь, развиваются, и еще через несколько столетий наступает время, когда все, что было придумано и создано античным миром, становится понятным и востребованным. Начинается возрождение античного права, античной культуры, античного искусства.

       В политической и социальной жизни Западной Европы совершались глубокие изменения. Старый феодальный порядок разрушался, и государства стремились к созданию сильной центральной власти в лице королей. Римское право Юстиниановского Свода было построено как раз на принципе абсолютной власти монарха и в этом отношении шло навстречу этому стремлению. Воспитанные на римском праве юристы (легисты), были деятельными помощниками королей в их борьбе с феодалами; опираясь на римское право, они оспаривали право последних на юрисдикцию и упорно проводили мысль, что единственным источником правосудия может быть только король. Этим они способствовали объединению суда в государстве.

     Экономическое развитие новых народов вело к расширению торговли, города расцветали во всей Европе, не оставалась нетронутой и деревня. Местное, национальное право покоилось на недостаточно ясных обычаях и было до крайности раздроблено: не только каждая местность, но и каждая социальная группа жила по своему особому праву. Имущественные права, сложившиеся на почве феодального строя, были обременены разнообразными ограничениями, да и вся человеческая личность была связана различными видами зависимости – феодальной, общинной, родовой, семейной.

     Все это создавало чрезвычайные затруднения  для экономического прогресса: если Европа должна была двигаться вперед, она должна была радикально перестроить себя. И во всех указанных отношениях римское право шло навстречу прогрессивным течениям того времени. Взамен неясных и спорных обычаев оно несло вполне определенное, писанное право – lex scripta. Взамен раздробленных до крайности правовых систем оно предлагало право единое для всех мест и сословных групп. Оно несло формы, способные регулировать самые сложные отношения торгового оборота; оно проповедывало освобождение личности и свободу собственности, развязывало личную энергию, необходимую для более интенсивной экономической деятельности.

     Неудивительно, поэтому, что главными деятелями  в деле привития римского права были те социальные элементы, которые были живее заинтересованы в указанном  политическом и экономическом прогрессе – королевская власть, интеллигенция, но прежде всего – торговое сословие и города. Упорнее всего держалось за свои обычаи и противилось римскому праву крестьянство: во время крестьянского восстания 1525 г. в Германии крестьяне требовали решительного устранения всех «докторов права».

     Но  экономическое развитие шло вперед; Римское право становится предметом изучения, оно начинает применяться в судах, переходит в местное и национальное законодательство, т.е. начинается рецепция римского права. Во многих землях Corpus Juris Civilas Юстиниана становится законом. Все правовое развитие Европы идет под знаком римского права. Однако эта рецепция осуществилась в разных частях Европы не в одинаковой степени и не одинаковыми путями.

     В частности, в Италии уже в XI веке школой лангобардского права в Павии было провозглашено, что римское право есть lex generalis omnium и что оно во всех случаях может являться источником для восполнения местного права. Точно также в Испании, даже после отмены Breviarium Alaricianum, римское право не потеряло своего восполняющего значения: его положения проводились здесь на том основании, что aequitas есть общий субсидиарный источник права, а положения римского права вытекают, по мнению испанских юристов, из самой aequitas.

     Еще большее значение имело римское право во Франции: южная часть ее – pays de droit ecrit – была всецело подчинена ему. Изучение римского права начинается уже с XI в. Большую роль в этом деле сыграл Болонский университет, при котором была создана школа глоссаторов – комментаторов римского права. Под влиянием глоссаторов действовавшее здесь Breviarium Alaricianum мало-помалу в судебной практике заменяется Corpus Juris Civilis Юстиниана. Однако, и северная Франция  далеко не осталась в стороне от римского влияния. Уже очень рано там возникло преподавание римского права, причем центром его был университет в Орлеане. Впоследствии к Орлеанскому университету присоединился Парижский.

     Римское право оказывает воздействие  на местные обычаи: это воздействие сказывается, например, даже на известном старом сборнике обычного права «Coutume de Beauvaisis», составленном Бомануаром во второй половине XIII века. Чем далее, тем это влияние делается сильнее. Образованные юристы группируются около королевской власти, проникают в администрацию и суды и разными путями проводят в жизнь усвоенные ими учения римского права; положения последнего проникают в судебные решения и в ордонансы королей. Постепенно резкая разница между Францией южной и северной стирается, национальное право и римское перерабатываются в одну правовую систему, которая и находит себе затем выражение в Кодексе Наполеона 1804 г.

     Не  чуждо было влияние римского права  и Англии. В XII ст. здесь возникло преподавание римского права, поставленное глоссатором Ваккарием. В XIII веке быстро растущее влияние римского права вызвало сильную оппозицию, в особенности со стороны местной знати; тем не менее, преподавание его не прекращалось. Римское право и здесь «оказало мощное влияние на развитие юридических доктрин в критическую эпоху XII и XIII веков, когда закладывалось основание общего права. Учения римского права отразились на известных юридических трактатах Гленвилля (около 1190 г.) и Брактона («de legibus et consuetudinibus Angliae», около 1256 г.), имевших большое значение в судах. Но феодальный строй в Англии был сильнее, чем в других странах; он сходил со сцены медленнее и это накладывало свой отпечаток на всю историю страны. Вследствие этого влияние римского права в дальнейшем развитии английского права далеко не было так значительно, как на континенте.

     Совершенно  особый характер приобрела рецепция римского права в Германии. Помимо общих причин, вызывавших распространение римского права везде, в Германии рецепции его способствовало еще и то обстоятельство, что т. н. Священная Римская Империя считалась продолжением прежней Римской Империи, а императоры первой непосредственными преемниками императоров последней. Вследствие этого Юстиниановский свод склонны были считать как бы отечественным кодексом, а, с другой стороны, законы императоров Священной Римской Империи прибавляли к Юстиниановскому кодексу, как его непосредственное продолжение. Фикция эта значительно облегчала дорогу римскому праву в Германии; если везде королевская власть в своей борьбе с феодализмом старалась опереться на римское право и легистов, то германские императоры оказывали ему особое покровительство. В значительной степени в этом тяготении к римскому праву играла роль и идея единого общеимперского права, идея национального объединения Германии, осуществившаяся лишь в XIX столетии.

     Германские  императоры в высокой степени  содействовали распространению  юридического преподавания; покровительство Болонье сменилось впоследствии учреждением собственных университетов. Так, начиная с XIV столетия, возникает целый ряд немецких университетов – в Праге (1348 г.), Вене (1368), Гейдельберге (1386), Кёльне (1388), Эрфурте (1392), Вюрцбурге (1402), Лейпциге (1409) и т. д. И в Германии образованные юристы занимают все более и более влиятельные места в администрации и судах. В частности, в судах мало-помалу они вытесняют неученых народных судей – шеффенов. Первоначально юристы фигурируют в судах шеффенов лишь в качестве секретарей и протоколистов, которые, однако, начинают не только записывать состоявшиеся решения шеффенов, но и подготовлять их, причем, разумеется, при подготовке решения они широко пользуются своими знаниями римского права. Но затем ученые юристы проникают в суды уже в качестве судей, вытесняя шеффенов.

     Большое значение в этом направлении имело  учреждение в 1495 г. общеимперского суда. При самом его учреждении было установлено, что из общего числа его членов (16) половина должна состоять из ученых юристов (глоссаторов и комментаторов), а впоследствии было предписано, чтобы и другая половина избиралась также из лиц, знакомых с римским правом. При решении дел общеимперский суд должен был судить прежде всего на основании римского права, и лишь во второй линии он должен был принимать во внимание «доброе» немецкое право, на которое сошлются стороны. Таким образом, действие римского права было санкционировано прямым законом. Вслед за общеимперским правом подобным же образом реформируются другие суды, и для римского права была открыта широкая дорога.

Информация о работе Рецепция римского права