Развитие международного гуманитарного права в области ограничения методов и средств ведения войны

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 12:50, курсовая работа

Описание работы

Современное международное право запрещает применение в вооруженных конфликтах таких видов оружия массового уничтожения, как химическое и бактериологическое. 2Еще в древности римские юристы провозгласили правило, согласно которому война ведется оружием, а не ядом. Впервые вопрос о международно-правовом запрещении химического и бактериологического оружия был поставлен на Гаагской конференции 1899 года.

Содержание

Введение
1. Развитие международного гуманитарного права в области ограничения методов и средств ведения войны
2. Запрещенные средства и методы ведения войны
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Запрещенные средства и методы ведения войны.doc

— 109.50 Кб (Скачать)
Содержание

Введение

1. Развитие международного гуманитарного права в области ограничения методов и средств ведения войны

2. Запрещенные средства и методы ведения войны

Заключение

Список  использованной литературы

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Введение 

        Средства ведения военных действий — это оружие и иная военная техника, применяемые вооруженными силами воюющих для уничтожения живой силы и материальных средств противника, подавления его сил и способности к сопротивлению.1 
 
       Методы ведения военных действий — это порядок, всевозможные способы использования средств ведения войны в указанных целях.  
 
       Средства и методы ведения военных действий делятся на запрещенные (или частично запрещенные) и незапрещенные.  
 
       Согласно ст. 35 Дополнительного протокола I к Женевским конвенциям 1949 года, право сторон, находящихся в конфликте, выбирать методы и средства ведения войны не является неограниченным. Запрещается применять оружие, снаряды, вещества и методы ведения военных действий, способные причинять излишние повреждения или излишние страдания либо делающие смерть сражающихся неизбежной, а также ведущие к массовому разрушению и бессмысленному уничтожению материальных ценностей.  
 
       Современное международное право запрещает применение в вооруженных конфликтах таких видов оружия массового уничтожения, как химическое и бактериологическое. 2Еще в древности римские юристы провозгласили правило, согласно которому война ведется оружием, а не ядом. Впервые вопрос о международно-правовом запрещении химического и бактериологического оружия был поставлен на Гаагской конференции 1899 года. Положения, запрещающие применение химического оружия в условиях войны, содержатся в ряде других международно-правовых актов.  
 
       Запрещенным средством ведения войны является бактериологическое (биологическое) оружие, действие которого основано на использовании болезнетворных свойств микроорганизмов, способных вызывать эпидемии таких опасных болезней, как чума, холера, тиф и др.  
 
       Юридической основой запрещения применения данного вида оружия массового уничтожения является Конвенция о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического (биологического) и токсинного оружия и об их уничтожении 1972 года.  
 
       В международном праве нет общепризнанной нормы, которая запрещала бы применение ядерного оружия. Известен лишь ряд международно-правовых актов, направленных на ограничение его количества и дальнейшего качественного совершенствования, на сужение сферы его пространственного распространения.3 
 
       Не выработано и универсальных норм, исключающих возможность применения так называемых новых видов оружия массового уничтожения (радиологического, инфразвукового, лучевого и т. п.).  
 
       Согласно Дополнительному протоколу I к Женевским конвенциям 1949 года, запрещается применять оружие, снаряды, вещества и методы ведения военных действий, способные причинить излишние повреждения или страдания, а также обширный, долговременный и серьезный ущерб природной среде.
 
 

1. Развитие международного гуманитарного права в области ограничения методов и средств ведения войны.

 
          Поведение воюющих на поле боя регламентируется принципами и нормами международного гуманитарного права (МГП) (также может называться «право вооруженных конфликтов», «право войны» или «законы и обычаи войны»).4

          Право вооруженных конфликтов устанавливает ряд международно-правовых норм, призванных ограничить права воюющих сторон в ходе вооруженного конфликта как международного, так и немеждународного характера, в выборе способов и средств ведения военных действий.5 
Формирование законов и обычаев войны, а также закрепление за ними международно-правого статуса имеют довольно длительную историю своего развития. Россия стояла у истоков этого процесса и внесла в него заметный вклад. 
         Традиции ведения военных действий по общепринятым правилам, а также гуманное отношение к жертвам войны всегда пользовались уважением в Русской армии и на флоте.

        Еще в XII веке великий князь Киевской Руси Владимир Мономах наставлял детей в «Поучениях сыновьям»: «Куда бы вы ни держали путь по своим землям, не давайте отрокам причинять вред ни своим, ни чужим, ни селам, ни посевам, чтобы не стали проклинать вас... Не давайте сильному губить человека- Ни правого, ни виновного не убивайте и не повелевайте убить его».

        Воинский Устав Петра I подробно регламентировал гуманное отношение Русской армии к раненым и больным. Так, например: военнопленным разрешалось получать посылки, письма, а военнопленных офицеров могли отпустить «под честное слово»; под страхом сурового наказания запрещалось грабить население оккупированных территорий, разрушать культовые сооружения.

         Великий русский полководец фельдмаршал Александр Васильевич Суворов в приказе по войскам при штурме Варшавы указывал: «Неприятеля, просящего пощады, щадить; безоружных не убивать; с бабами не воевать; малолетков не трогать», а будучи на Северном Кавказе, в приказе Кубанского корпуса приказывал: «...с пленными поступать человеколюбиво, стыдиться варварства, не меньше оружия поражать неприятеля человеколюбием...» 
Адмирал Федор Ушаков в капитуляции, принятой от французского гарнизона города Фано, указывал, что: «Со всеми французскими военнослужащими, находящимися ныне в госпитале, поступлено будет со всевозможным человеколюбием... Все отпущенные отправятся на честный пароль не применять оружия противу союзных держав до настоящего их размена». 
Войсковой атаман Донского казачьего войска граф Матвей Платов в кампании 1812 года в приказе всем донским казакам требовал: «...Всякий из нас должен молить о том, что мы приобретаем службой, временем и трудами, то чернят неблагомыслящие грабежами казаки, подобные бродягам».

        После установления советской власти отношение государства к участию в соглашениях, относящихся к праву вооруженного конфликта, было неоднозначным. 4 июня 1918 года был опубликован Декрет Совета Народных Комиссаров РСФСР о признании всех международных конвенций о Красном Кресте. 6

         Вторая мировая война стала серьезным испытанием для системы принципов и норм права вооруженного конфликта. Советский Союз в отличие от Германии и большинства других стран отказался подписать Женевскую конвенцию об обращении с военнопленными 1929 года.7 Впоследствии это было использовано противником в качестве формального предлога для отказа в применении ее положений в отношении советских военнопленных. Однако видные полководцы Красной армии в своих приказах войскам требовали гуманного отношения к жертвам войны. 
         В 1945 году величайший полководец Второй мировой войны Маршал Советского Союза Георгий Константинович Жуков отдал приказ войскам своего фронта, обязывающий более гуманно относиться как к военнопленным противника, так и к гражданскому населению Германии. 
         Другой великий полководец Маршал Советского Союза Константин Константинович Рокоссовский, когда его спросили, как поступить с немецким фельдмаршалом ф. Паулюсом, взятым в плен его войсками, распорядился обеспечить ему достойное обращение, подчеркнув: «Пусть знает, что мы умеем не только хорошо воевать, но и порядочно относиться к пленным». 
         В послевоенный период четыре Женевские конвенции о защите жертв войны 1949 года с оговорками были подписаны Советским Союзом. Две из них были трансформированы в инструкции по применению в Вооруженных Силах СССР Женевских конвенций от 12 августа 1949 года об улучшении участи раненых, больных в действующих армиях и лиц, потерпевших кораблекрушение на море, введенные в действие приказом министра обороны СССР 1958 г. № 20.

         Дополнительные протоколы I и II к этим конвенциям были подписаны СССР 12 декабря 1977 года.

         Признанием роли России в становлении и развитии международного гуманитарного права явился международный симпозиум по праву войны, проведенный в Санкт-Петербурге в 1993 году в честь 125-й годовщины принятия Санкт-Петербургской Декларации - первого юридического акта по праву войны. Эта декларация, по словам одного из ее участников, стала памятником победы права над произволом и человеколюбия над варварством. 
          На данный момент Российская Федерация является участником практически всех международных договоров в области МГП.

          Международным гуманитарным правом устанавливается ряд ограничений и запретов на применение воюющими сторонами способов и средств ведения боевых действий.8

         Во время ведения боевых действий запрещается:

- убийство или  ранение гражданских лиц;

- убийство или  ранение лиц, которые сдались  в плен;

- убийство парламентера  и сопровождающих его лиц;

- нападение на  лиц, покидающих на парашюте  терпящее бедствие воздушное судно (за исключением лиц, совершающих десантирование в составе воздушных десантов, и в других случаях, использующих десантирование с парашютом для выполнения боевой задачи);

- принуждение  подданных противной стороны  принимать участие в боевых действиях, направленных против их государства;

- отдача приказа  никого не оставлять в живых;

- взятие заложников;

- вероломство;

- использование  не по назначению международной отличительной эмблемы Красного Креста (Красного Полумесяца, Красного Кристалла), международных отличительных знаков гражданской обороны и культурных ценностей, международного специального знака особо опасных объектов, белого флага парламентера, использование форменной одежды противника и отличительной эмблемы ООН, кроме как с разрешения этой организации;9 
- нападение неизбирательного характера, в том числе поражение объектов, которое может повлечь потери среди гражданского населения и ущерб гражданским объектам;

- террор в  отношении гражданского населения;

- использование  голода среди гражданского населения для достижения военных целей;

- нападение на  медицинские формирования, санитарно-транспортные  средства, имеющие надлежащие отличительные  эмблемы, использующие установленные  сигналы;

- огневое поражение  населенных пунктов, портов, жилищ, храмов, госпиталей при условии, что они не используются в военных целях; 
- уничтожение культурных ценностей, исторических памятников и других объектов, составляющих культурное или духовное наследие народов, а также их использование в военных целях;

- уничтожение  или захват собственности противника, кроме случаев, когда такие  действия вызываются военной  необходимостью;

- отдача на  разграбление города или местности.

          В ходе вооруженного конфликта запрещается использовать следующие средства ведения боевых действий:10

- пули, легко  разворачивающиеся или сплющивающиеся  в теле человека как специально  произведенные, так и приспособленные  к такому воздействию впоследствии; 
- снаряды весом менее 400 граммов, которые являются разрывными, или снаряженные взрывчатым или зажигательным составом;

- любое оружие, основное действие которого заключается  в нанесении поражений осколками,  которые не обнаруживаются в  человеческом теле с помощью  рентгеновских лучей;

- яды или отравленные  боевые средства;

- химическое оружие, в том числе химические средства;

- бактериологическое (биологическое) и токсинное оружие;

- мины, мины-ловушки  или другие устройства, специально

 спроектированные для срабатывания от излучения миноискателя; 
- любые самодеактивирующиеся мины, оснащенные элементом

 неизвлекаемости; 
- противопехотные мины, которые не обнаруживаются при помощи общедоступных миноискателей;

- мины-ловушки,  устанавливаемые вне военных  объектов и каким-либо образом  соединенные или ассоциирующиеся  с международными отличительными эмблемами;

- самодельные  мины-ловушки, выполненные в форме  безвредных предметов; 
- ослепляющее лазерное оружие;

- зажигательное  оружие при любых обстоятельствах  против гражданского населения  и гражданских объектов, а также  для уничтожения лесов и иного вида растительного покрова, за исключением случаев, когда такие природные элементы используются противником в военных целях. 
Безусловно, что эффективность применения законов и обычаев войны напрямую зависит от степени их знания каждым военнослужащим. 
Однако значительная часть обязательств государств по соблюдению соглашений, относящихся к МГП, возлагается на командиров (начальников) всех степеней, которые в своей служебной деятельности должны руководствоваться общепризнанными принципами и нормами МГП и обучать этому своих подчиненных.11
 
 
 

2. Запрещенные средства и методы ведения войны 

      Средства ведения войны - это оружие и иная военная техника, применяемые вооруженными силами воюющих для уничтожения живой                            силы и материальных средств противника для подавления его сил и способности к сопротивлению.12 

        Современное международное право ограничивает государства в применении средств, необходимых для достижения целей войны.  

        Источники регулирования этого вопроса - Петербургская декларация об отмене употребления взрывчатых и зажигательных пуль 1868г., Гаагские конвенции 1899 и 1907 годов о законах и обычаях сухопутной войны, о бомбардировании морскими силами во время войны, о правах и обязанностях нейтральных держав в случае морской войны и др. (всего 13) [первоначально в них существовала «оговорка всеобщности», от которой в дальнейшем отказались]. Дальнейшее распространение - Женевские конвенции 1949 г. о защите жертв войны. Позднее к ним были приняты два дополнительных протокола, в соответствии с которыми стороны обязуются направлять военные действия только против комбатантов и военных объектов.  

          Современное международное право запрещает следующие средства ведения войны:

-снаряды, которые  при весе менее 400 г имеют свойство взрывчатости или снаряжены ударным или горючим составом (1868 г.);

-пули, легко  разворачивающиеся или сплющивающиеся  в человеческом теле, к которым  относятся пули с твердой оболочкой,  не покрывающей всего сердечника  или имеющей надрезы (1899 г.);

-любое оружие, основное действие которых заключается  в нанесении повреждений осколками,  которые не обнаруживаются в  теле человека с помощью рентгеновских  лучей, а также мин ловушек,  напоминающих детские игрушки  (Конвенция о запрещении применения конкретных видов обычного оружия 1981 г.);

-снаряды, единственное  назначение которых - распространять  удушающие или вредоносные газы (1899 г.);

-яды или отравленное  оружие (1907 г.);

-автоматически  взрывающиеся от соприкосновения  морские мины, которые не делаются безопасными через час после потери над ними контроля (1907 г.);

-самодвижущиеся  мины, которые не попав в цель  не делаются безопасными (1907 г.);

-автоматически  взрывающиеся от соприкосновения  мины, поставленные у берегов  и портов противника с единственной целью прерывать торговое мореплавание;

-удушливые, ядовитые  и другие газы равно как  и всякие аналогичные жидкости, вещества и процессы (1925 г. - Женевский  протокол);

-бактериологические (биологические) средства ведения  войны и токсины (Конвенция о запрещении разработки, производства и накопления;13

         В условиях военно-технического прогресса исключительно актуальной становится проблема сокращения оружия массового истребления, причем вовсе не обязательно, чтобы применение этого оружия имело немедленный уничтожающий эффект;

          В 1995 г. к Конвенции 1981 года был принят протокол, запрещающий применять и передавать лазерное оружие, специально предназначенное для причинения постоянной слепоты.

          1998 г. - Конвенция о запрещении  противопехотных мин.

Рассмотрим подробнее  международное регулирование применение или неприменение конкретных видов  ОМП.

Яд и отравленное оружие.

         Согласно ст. 23 а IV Гаагской конвенции, кроме ограничений, установленных особыми соглашениями, воспрещается применять во время вооруженных конфликтов яд и отравленное оружие.

         Аналогичное положение существовало ранее в обычном МП и существуют различные точки зрения об соотношении:   ст. 23 отражает ранее действующую обычную норму.    ст. 23 вошла в общее МП и как таковая обязательна как для участников так и для неучастников этой конвенции.14

Ряд юристов вообще не высказываются по поводу обязательности для неучастников, лишь упоминая ст. 23.

Химическое и бактериологическое оружие.

       Запрещение использовать на войне удушливые и иные ядовитые газы было предусмотрено еще Гаагскими конвенциями начала века. Уже они брали под свою защиту как мирное население так и комбатантов.

       В список военных преступлений, подготовленный Комиссией по  установлению ответственности виновников войны, созданной союзными державам и на Мирной конференции в Париже в 1919 г., было внесено примирение вредных и удушливых газов.

       Наиболее универсальный запрет  использования химического оружия  содержится в Женевском протоколе 1925 года. Стороны исходили из того, что «применение на войне удушливых, ядовитых или других подобных газов, равно как и всяких аналогичных жидкостей ,веществ и процессов, справедливо было осуждено общественным мнением всего мира (особенно после WWI)». Ввиду этого они соглашаются распространить это запрещение и на бактериологические средства ведения войны. Кроме того, в этом протоколе дано более детальное понятие химического и бактериологического оружия с учетом всей практики использования. Формулировки протокола достаточно гибки, чтобы под них позднее могли попасть и новые виды химического оружия.

           При подписании Женевского протокола  некоторые страны сделали оговорки. Их смысл сводится к тому, что  Протокол обязателен только для  тех государств, которые его подписали и ратифицировали или которые к ниму присоединились. В случае вооруженного конфликта участники протокола считают себя связанными его требованиями до тех пор, пока противник не нарушает положений протокола.

            Некоторые юристы считают, что на химическое оружие распространяется и вышеуказанная статья 23 Гаагской конференции.

          В 1971 г. была принята Конвенция  о запрещении разработки, производства  и накопления запасов бактериологического  (биологического) оружия.

Зажигательное оружие.

          Широкое применение напалма во время вооруженных конфликтов во Вьетнаме и в Корее вызвало значительный интерес к юридическим нормам, относящимся к зажигательному оружию вообще. Вопрос этот был затронут еще в 1868 г. (см. п. 1 выше). В Гаагском проекте Правил воздушной войны было установлено, что использование снарядов весом до 400 г является законным, если оно носит оборонительный характер. В уставах некоторых стран содержится положения о возможности применения и более тяжелых снарядов при огне с самолетов или против самолетов.15

          Постепенно зажигательное оружие  получило такое большое развитие, что заняло видное место в  иерархии современных вооружений (особенно напалм).

          В докладе Генсека ООН по  вопросу о боевых зажигательных средствах. Наиболее важные выводы сводятся к следующему:

          Последствия неприменения напалма  носят неизбирательный характер.

           Ожоги, полученные в результате его применения причиняют мучительные страдания.

Повреждения в  большинстве случаев являются чрезмерными.

Поражающее воздействие  дополняется токсическим воздействием.

Широкое применение ведет к непоправимым экологическим  изменениям.

              В целом доклад стоит на  той позиции, что необходимо  выработать меры по запрещению  использования производства, разработки и накопления напалма. Такое пожелание выразила и Генеральная Ассамблея ООН в своей резолюции от 29 ноября 1972 г. 

Оружие экоцида.

         Экоцид включает в себя запрещенные международным правом методы ведения войны и имеет своей целью разрушить окружающую жизненно важную для человека природную среду и подорвать нормальные связи между человеком и природой.16

         МП регулирование этого вопроса  мы находим также в Женевском  протоколе 1925 г., т.к. он касается, очевидно, не только оружия, которое непосредственно направлено на отравление человека или причинение вреда его здоровью, но и оружия, которое имеет своим последствием создание условий для последующего массового отравления людей.

         В Декларации Мартенса (принятой вместе с Женевским протоколом) указывается, что при возникновении ситуаций, непосредственно не предусмотренных правом вооруженных конфликтов, они должны регулироваться общепризнанными гуманитарными принципами МП.

По мнению известного американского юриста-международника Ричарда Фолка это следующие:

-необходимости

-гуманности

-пропорциональности (поражение чисто военных объектов, но не более)

-дискриминации (избирательности).

В соответствии с Гаагской конвенцией 1907. государства, захватившим неприятельскую территорию, обязаны сохранять недвижимость, земельные угодья, культурные объекты.

NB Возможны управляемые  смерчи, искусственные землетрясения… 
 
 

Ядерное оружие. 

          В 1996 году Международный Суд ООН вынес консультативное заключение по вопросу о применении ядерного оружия. Заключение сводилось к тому, что суд, учитывая права государств на отражение агрессии (в т.ч.) ядерной и т.п. не может сделать вывод о недопустимости применения ядерного оружия или противоречии его международному праву. Т.е., как сказал Колосов, это плохо, но можно. 

       Запрещенные методы войны - установлены в Женевских конвенциях о защите жертв войны 1949 г., Дополнительных протоколах к ним 1977 г. и др. К запрещенным методам ведения войны относятся: предательское убийство или ранение лиц, принадлежащих войскам неприятеля; применение пыток с целью получить сведения о противнике; незаконное использование национальных и международных эмблем, сигналов и флагов; убийство парламентера и сопровождающих его лиц; вероломства; нападения на санитарные объекты, лиц, вышедших из строя, сдавшихся в плен, покинувших терпящий бедствие самолет или другой летательный аппарат (кроме десантников); геноцид; апартеид; террор в отношении гражданского населения; отдача приказа не оставлять никого в живых, принуждать военнопленных и других лиц противной стороны служить в вооруженных силах и участвовать в военных действиях против своего государства, уничтожать культурные ценности и т.д.17 
 
 
 
 
 
 

Заключение 

           ЗАПРЕЩЕННЫЕ СРЕДСТВА И МЕТОДЫ ВЕДЕНИЯ ВОЙНЫ - это применяемые в вооруженном конфликте методы ведения войны, запрещенные международным договором РФ. Применение таких средств и методов может выразиться в одном из следующих действий: жестокое обращение с военнопленными; жестокое обращение с гражданским населением, оказавшимся в районе ведения военных действий; депортация гражданского населения из районов военных действий или с оккупированных территорий; разграбление национального имущества на оккупированной территории; применение в вооруженном конфликте иных средств и методов, запрещенных международным договором Российской Федерации. 18

         Под жестоким обращением с военнопленными, исходя из Женевской конвенции об обращении с военнопленными от 12 августа 1949 г., понимается любой незаконный акт или бездействие со стороны компетентных лиц удерживающей в плену державы, которые приводят к смерти военнопленного или ставят его здоровье под серьезную угрозу (в частности, физическое калечение, научные или медицинские опыты, акты насилия или запугивания, дискриминация, а также оскорбления). К военнопленным относятся попавшие во власть неприятеля лица, принадлежащие к одной из следующих категорий:

а) личный состав вооруженных сил стороны, находящейся  в конфликте, а также личный состав ополчения и добровольческих отрядов, входящих в состав этих вооруженных сил;

б) личный состав других ополчений и добровольческих  отрядов, включая личный состав организованных движений сопротивления, принадлежащих  стороне, находящейся в конфликте, и действующих на их собственной территории или вне ее (даже в случае оккупирования этой территории), если эти ополчения и добровольческие отряды, включая организованные движения сопротивления, отвечают нижеследующим условиям: имеют во главе лицо, ответственное за своих подчиненных, имеют определенный и явственно видимый издали отличительный знак, открыто носят оружие, соблюдают в своих действиях законы и обычаи войны;

в) личный состав регулярных вооруженных сил, считающих  себя в подчинении правительства или власти, не признанных державшей в плену державой. К военнопленным относятся и некоторые иные категории людей (ст. 4 Конвенции об обращении с военнопленными от 12 августа 1949 г.).

         В соответствии со ст. 4 Конвенции о защите гражданского населения во время войны от 12 августа 1949 г. под гражданским населением понимаются лица, не принимающие участия в вооруженных действиях, которые в какой-либо момент и каким-либо образом находятся в случае конфликта или оккупации во власти стороны, находящейся в конфликте, или оккупирующей державы, гражданами которой они не являются.

         Жестокое обращение с гражданским населением включает насилие над жизнью (в т. ч. убийство), здоровьем, физическим или психическим состоянием, пытки всех видов, телесные наказания, увечья, надругательство над человеческим достоинством, принуждение к проституции или непристойное посягательство в любой форме, захват заложников, коллективные наказания, угрозы совершить указанные действия (Дополнительный протокол I 1977 г. к Женевским конвенциям о защите жертв войны 1949 г. // Международная защита прав и свобод человека. М., 1990. С. 570-658). Под депортацией гражданского населения понимается его принудительное изгнание или высылка из района военных действий или с оккупированной территории. 19

            Согласно ст. 49 Конвенции о защите гражданского населения во время войны воспрещаются по каким бы то ни было мотивам угон, а также депортирование такого населения из оккупированной территории на территорию оккупирующей державы или на территорию любого другого государства независимо от того, оккупированы они или нет. Вместе с тем разрешается полная или частичная эвакуация населения какого-либо оккупированного района, если этого требуют его (населения) безопасность или особо веские соображения военного характера. При этом эвакуируемые могут произведений искусства или мест отправления культа, которые составляют культурное или духовное наследие народов; использовать такие объекты для поддержки военных усилий, делать их объектами репрессалий.              В соответствии с международной Конвенцией о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта воюющие стороны обязаны воздерживаться от какого-либо враждебного акта, направленного против культурных ценностей (памятников архитектуры, искусства или истории, произведений искусства, рукописей, научных коллекций книг и архивных материалов, музеев и т. п.). Запрещаются любые акты вандализма в отношении культурных ценностей, их реквизиция (см. Международное право в документах. М., 1982. С. 794-802). К иным запрещенным средствам и способам ведения войны относятся, например, применение оружия, ранящего осколками, которые необнаружимы в теле с помощью рентгеновских лучей, а также некоторых видов наземных мин, мин-ловушек и некоторых видов зажигательного оружия (Конвенция о запрещении или ограничении применения конкретных видов обычного оружия, которые могут считаться наносящими чрезмерные повреждения или имеющими неизбирательное действие 1981 г. // Ведомости СССР. 1984. 3. С. 50). Применение 3. с. и м. в. в. уголовно наказуемо по ч. 1 ст. 356 УК РФ. Это преступление относится к преступлениям против мира и безопасности человечества. Субъектом данного преступления могут быть должностные лица органов военного управления, командиры воинских формирований или подразделений, военнослужащие и Другие участники вооруженного конфликта. С субъективной стороны перечисленные действия могут быть совершены только умышленно. 
 

Список  использованной литературы 

  1. Аби - Сааб Р. Гуманитарное право и внутренние конфликты. Истоки и эволюция международной регламентации. - М.: Международный Комитет Красного Креста, 2000 г. - 253с.
  2. Арцибасов И.Н. “Вооруженный конфликт: право, политика, дипломатия”. – М.: Международные отношения, 1989г., стр.57.
  3. Бондаренко О. Международное законодательство о правовом положении участников боевых действий и миротворческих операций // Ориентир. -2007.-№ 1.
  4. Бирюков П.Н. “Международное право: Учебное пособие”, 2-е издание переработанное и дополненное. – М.: Юристъ,1999г. стр. 227.
  5. Гассер Х.П. «Международное гуманитарное право» Введение. - 2-е издание исправ. - М.: МККК 1999г. -128 с.
  6. Гордиевский А. Под защитой права//Ориентир. - 2003. - № 8.
  7. Григорьев А. Г. “Международное право в период вооруженных конфликтов”. –М.: Воениздат, 1992г. – 73с.
  8. Дитрих Шиндлер. Международный Комитет Красного Креста и права человека. МККК, М., 1994 г.
  9. Жеребцов А.И. «Международное гуманитарное право» Курс лекций. Краснодар., 2005.
  10. Калугин В.Ю. Международное гуманитарное право. Учебное пособие.  Минск 1999 г.
  11. Корякин В., Колясников А. Учет норм международного гуманитарного права при организации и ведении боевых действий//Ориентир. - 2005. - № 12.
  12. Колосов Ю.М., Кузнецов В.И. “Международное право: Учебник”. Издание 2-е, доп. и пререраб. – М.: Международные отношения, 1998г., стр.351.
  13. Лукашук И. И. Международное право: Общая часть: Учебник для вузов. М.: Изд-во Бек, 1997. С. 176.
  14. Миронов Н. В. Международное право: нормы и их юридическая сила. М., 1980.
  15. Микульшина А.И. Международное право. –М., 2005.
  16. Сучков В. Нормы международного гуманитарного права о ведении вооруженных конфликтов и миротворческих операций // Ориентир. - 2007. - № 12.
  17.   Сборник Гаагских конвенций и иных соглашений. Международное право. Ведение боевых действий. МККК, М., 1995 г.
  18. Тиунов О.И. Международное гуманитарное право. Москва1999 г.
  19. Тункин Г. И. Теория международного права. М., Международные отношения, 1970.
 
.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Развитие международного гуманитарного права в области ограничения методов и средств ведения войны