Развитие информационного общества в регионах Северного Кавказа

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2011 в 16:09, реферат

Описание работы

Информационное общество - сложное социальное образование индивидов, юридических лиц, государства и его органов, органов местного самоуправления, общественных объединений и политических партий, объединенных в условиях защищенности их сбалансированных интересов в едином информационно-правовом пространстве совокупностью многочисленных и многообразных общественных отношений, возникающих в связи с созданием, использованием, сбором, обработкой и хранением информации с применением информационно-коммуникационных технологий во всех сферах жизнедеятельности, направленных на обеспечение каждому универсального доступа к любой общедоступной информации на основе верховенства права.

Работа содержит 1 файл

Статья.doc

— 59.00 Кб (Скачать)

     Развитие  информационного  общества в регионах Северного Кавказа 
 
 

     Информационное общество - сложное социальное образование индивидов, юридических лиц, государства и его органов, органов местного самоуправления, общественных объединений и политических партий, объединенных в условиях защищенности их сбалансированных интересов в едином информационно-правовом пространстве совокупностью многочисленных и многообразных общественных отношений, возникающих в связи с созданием, использованием, сбором, обработкой и хранением информации с применением информационно-коммуникационных технологий во всех сферах жизнедеятельности, направленных на обеспечение каждому универсального доступа к любой общедоступной информации на основе верховенства права. Одним из основных способов согласования интересов субъектов информационного общества является нормативное правовое регулирование. Общество, государство, отдельные социальные слои и группы информационного общества должны разработать правила, как следует поступать его субъектам, чтобы добиться поставленных целей, обеспечить реализацию интересов личности, не нарушив прав и законных интересов других субъектов информационных правоотношений и информационного общества в целом1.

     Так, была создана межведомственная рабочая  группа по вопросам сокращения различий между субъектами Российской Федерации по уровню информационного развития. Целью ее создания является стратегическое планирование, координация процессов информатизации и развития информационного общества в субъектах Российской Федерации. Миссия МРГ состоит в координации процессов региональной информатизации и содействии субъектам Российской Федерации в вопросах повышения темпов развития информационного общества. Основными направления ее работы выступают:

    1. формирование стратегических направлений, определение целевых показателей достижения результатов по основным направлениям Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации в области региональной информатизации, определение концептуальных основ в области развития информационного общества;
    2. выработка предложений, учитывающих интересы регионов, и представление их на обсуждение заседания Совета при Президенте Российской Федерации по развитию информационного общества в Российской Федерации;
    3. взаимодействие в рамках своих задач с федеральными органами государственной власти, а также другими межведомственными рабочими группами при Совете.
    4. разработка программ и проектов по региональной информатизации и развитию информационного общества в регионах, разработка предложений по внесению изменений в существующие программы и проекты, а также представление указанных программ и проектов для обсуждения на заседаниях Совета.
    5. анализ практики реализации стратегии развития информационного общества в Российской Федерации в регионах, оценка эффективности мер, направленных на развитие в регионах информационного общества, а также подготовка предложений по совершенствованию деятельности в этой области.
    6. содействие взаимодействию регионов с целью обмена передовым опытом в области развития информационного общества.
 

     Отметим, что на сегодняшний день в 94% субъектов  РФ уже существуют сайты для предоставления официальной информации о деятельности органов власти, в то же время  порталы государственных услуг  имеются только в половине субъектов, еще в 24-х субъектах планируется создание подобных порталов в 2011 году.

     Так, например, в Республике Дагестан выполнение мероприятий программы позволит, в частности, довести до 100% долю государственных услуг, которые население может получить с использованием информационных и телекоммуникационных технологий. Также до 100% будет доведена доля размещенных на электронных торговых площадках заказов на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных и муниципальных нужд. Планируется, что количество домохозяйств, владельцы которых имеют персональные компьютеры, в том числе подключенные к сети интернет, составит не менее 75%. В электронную форму будут переведены не менее 20% архивных фондов и не менее 50% фондов общедоступных библиотек, 100% библиотечных каталогов и каталогов музейного фонда области.

     Так, Управление Правительства Республики Дагестан по информационным технологиям является органом исполнительной власти, реализующим в пределах своей компетенции полномочия в сфере информационных технологий. Управление осуществляет свою деятельность в соответствии с планами работ Правительства Республики Дагестан и во взаимодействии с органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, организациями и учреждениями и участвует в развитии информационного общества в Республике Дагестан по следующим направлениям:

  1. реализует государственную, в том числе инвестиционную политику в области информатизации и средств телекоммуникаций в Республике Дагестан;
  2. координирует в установленном порядке деятельность организаций, обеспечивающих поддержание на должном уровне и развитие единой информационно-телекоммуникационной системы Республики Дагестан;
  3. организует работы по созданию и развитию единой информационно-технологической инфраструктуры Республики Дагестан;
  4. участвует в создании комплекса информационных систем, способствующих организации деятельности органов исполнительной власти Республики Дагестан и органов местного самоуправления, а также объединяющих их на основе электронного правительства Республики Дагестан;
  5. осуществляет внедрение новых технологий и средств вычислительной техники в управлении, а также создание автоматизированной системы управления республики;
  6. координирует работы по техническому сопровождению портала органов государственной власти Республики Дагестан в сети Интернет;
  7. организует разработку и реализацию концепций, основных направлений развития информационного общества в Республике Дагестан, систем информатизации и телекоммуникаций на основе разрабатываемых прогнозов развития средств информатизации и услуг телекоммуникаций2.

     По  прогнозным оценкам, финансирование комплекса  первоочередных мероприятий по созданию в республике Северная Осетия информационного общества за период с 2011 по 2018 год составит 1 млрд 617,5 млн рублей. Из них 76,5 миллиона предстоит выделить из республиканского бюджета. Остальная часть финансирования будет вестись по линии федерального центра.            В рамках этой работы предстоит осуществить комплекс мер по максимальному насыщению всех сфер современной жизни необходимой компьютерной техникой и внедрением методик по безболезненному переходу к компьютерным технологиям. Пока же в республике персональными компьютерами с доступом в Интернет оснащен 41% домовладений, органы государственной власти оснащены современными информационно-коммуникационными технологиями на 54 %. Но при этом базовым уровнем пользователя персонального компьютера обладает всего 17 % трудоспособного населения, среди руководителей государственных и муниципальных органов власти компьютерной грамотой на базовом уровне владеет всего 21 % от общего числа.        Так что одновременно с внедрением новых информационных технологий предстоит и масштабная переподготовка специалистов, которые и определяют уровень и качество работы информационных систем и оказания государственных услуг.        По данным независимой исследовательской организации «Институт развития информационного общества», в рейтинге готовности субъектов РФ к информобществу Ставрополье занимает 38-место и находится в числе первых по Северо-Кавказскому округу. На реализацию краевой целевой программы «Информатизация органов государственной власти Ставропольского края на 2009-2011 годы» было потрачено почти 10 млн. рублей.

     В Ставрополе недавно прошло расширенное заседание коллегии комитета Ставропольского края по информационным технологиям и связи, лейтмотивом которого стало определение готовности края к предоставлению государственных услуг населению в электронном виде.

     На  сегодняшний день есть возможность  получения уже семи государственных  услуг по лицензированию и государственной аккредитации образовательной деятельности, предоставляемых министерством образования СК, подчеркнул на коллегии заместитель председателя названного комитета Антон Ерещенко. Подавать заявления на получение услуги жители края смогут, используя свои так называемые «личные кабинеты», которые можно зарегистрировать на недавно запущенной в эксплуатацию новой версии портала государственных и муниципальных услуг (26.gosuslugi.ru).

     Ставропольский  региональный портал госуслуг, заработавший еще в начале 2011 года, объединили с общероссийским и запустили систему «личных кабинетов». Как пояснили в комитете СК по информационным технологиям и связи, зарегистрировать его могут все желающие, указав имя и дату рождения, номер пенсионного страхового свидетельства и ИНН. Получить логин и пароль можно по почте или в пунктах выдачи ОАО «Ростелеком». Первый из них заработал в городе Ставрополе. Теперь жители края, которые получили логин и пароль на портале, смогут воспользоваться всеми его доступными услугами и, не выходя из дома, следить за ходом выполнения своей заявки.

     К 1 ноября нынешнего года в электронный  режим будут переведены первоочередные государственные услуги министерства труда и социальной защиты населения  СК, управления занятости населения  края, комитета СК по пищевой и перерабатывающей промышленности, торговле и лицензированию.

     Сегодня комитет по информтехнологиям сосредоточил свои силы на переводе в электронный  вид муниципальных услуг. Как  прозвучало на заседании коллегии, повысить эффективность взаимодействия населения с органами власти при предоставлении госуслуг в электронном режиме удастся с помощью центра телефонного обслуживания, который к концу года планируется открыть на базе недавно созданного государственного учреждения «Краевой центр информационных технологий», подведомственного комитету по информационным технологиям и связи. 10 сотрудников call-центра будут координировать запросы всех желающих, причем со всего Северного Кавказа, переадресовывая звонки в профильные структуры.

     В ходе коллегии также была презентована программа курса «Повышение компьютерной грамотности населения Ставропольского  края». По словам первого заместителя  министра образования СК Василия Лямина, качественное предоставление государственных и муниципальных услуг в электронном виде невозможно, если население не имеет навыков работы с информационными технологиями, в том числе и с порталом госуслуг. Средства на реализацию этого проекта запланированы в рамках целевой программы «Развитие информационного общества в Ставропольском крае на 2011-2014 годы». Пройти обучение смогут все желающие – от выпускников школ до людей пожилого возраста, независимо от уровня знаний в области информационно-телекоммуникационных технологий.

     Многоуровневая  программа предполагает обучение в  соответствии с тремя модулями: для  пользователей с «нулевым» уровнем  знаний, для граждан, ощущающих потребность  в совершенствовании своих навыков  в области информационно-коммуникационных технологий, например, для дальнейшего трудоустройства или продолжения занятости, а также для людей, желающих углубить и расширить свои знания в сфере работы с Интернетом, а главное, – увидеть перспективы использования новейших информационных технологий для выполнения различного рода практических задач. Прежде чем начать обучение, слушатели смогут сами выбрать модуль образовательной программы, исходя из уровня знаний в этой области. Как пояснили в комитете по информтехнологиям специально для этого предусмотрено трехуровневое прохождение специализированного обучения.

     Возрастание числа людей в Ингушетии, как  во всех регионах РФ, занятых информационными  технологиями, коммуникациями и производством  информационных продуктов и услуг, рост их доли в валовом внутреннем продукте обуславливают нарастающую информатизацию общества с использованием телефонии, радио, телевидения, сети Интернет, а также традиционных и электронных СМИ.

     Создание  глобального информационного пространства, обеспечивающего эффективное информационное взаимодействие людей, их доступ к мировым информационным ресурсам и удовлетворение их потребностей в информационных продуктах и услугах, определило развитие в Ингушетии информационного общества. 
Электронная демократия, информационная экономика, электронное государство, электронное правительство, цифровые рынки, электронные, социальные и хозяйствующие сети, информационное общество и информатизация прочно заняли свое место, причём не только в лексиконе ингушских специалистов в области информации, но и в лексиконе политических деятелей, руководителей министерств и ведомств, экономистов, преподавателей и ученых.

     По  словам, руководителя Аппарата Правительства  Илезова Михаила понятие «информационное  общество» ассоциируется с развитием  информационных технологий и средств телекоммуникации, позволяющих на платформе гражданского общества осуществить новый эволюционный скачок.

     «Создание блогов у каждого чиновника для  открытого диалога с жителями республики, формирование электронного правительства и переход на оказание государственных услуг и услуг бюджетных учреждений в электронной форме позволит оперативно осуществлять документооборот, улучшит качество работы органов исполнительной власти и качество жизни граждан», - сказал он.

     В качестве задач по реализации предоставления услуг в электронном виде на территории Ингушетии, по программе развития информационного общества в Российской Федерации, утвержденной Президентом РФ 7 февраля 2008 г. № Пр-212, сформирован Реестр муниципальных услуг и разработан административный регламент их предоставления.

     Стратегия развития информационного общества в России успешно реализуется  и в Кабардино-Балкарии. Как сообщил  министр экономического развития и  торговли КБР Алий Мусуков, одной  из главных задач проекта является предоставление жителям республики широкого спектра государственных услуг Уже активно действует портал Правительства КБР, на котором размещена информация о 260 видах госуслуг, 21 из которых доступна в электронном виде. Например, можно, не выходя из дома, отправить заявку на получение загранпаспорта или регистрацию юридического лица, записаться на техосмотр и проверить наличие неоплаченных штрафов ГИБДД. В свою очередь председатель правительства КБР Александр Меркулов сообщил, что переход к электронному предоставлению госуслуг предполагает также размещение в населенных пунктах так называемых инфоматов. Сделаны они будут по типу банкомата и будут оказывать государственные услуги.

Информация о работе Развитие информационного общества в регионах Северного Кавказа