Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 23:01, реферат
Ислам в современном мире является общепризнанной мировой религией. Его последователи преобладают на Ближнем и Среднем Востоке, в Юго-Западной Азии, в некоторых государствах Тропической Африки, в десятках государств мусульмане составляют большие социальные группы, влиятельные мусульманские общины проживают в Европе и на Американском континенте.
Расторжение брака в мусульманском праве
Ислам в современном мире является общепризнанной мировой религией. Его последователи преобладают на Ближнем и Среднем Востоке, в Юго-Западной Азии, в некоторых государствах Тропической Африки, в десятках государств мусульмане составляют большие социальные группы, влиятельные мусульманские общины проживают в Европе и на Американском континенте.
Семейному праву в мусульманских странах присущи определенные характерные черты. Сам термин "семейное право" неизвестен, а вопросы брака, развода, опеки над несовершеннолетними и наследования регулируются так называемым правом личного статуса1, которое наиболее тесно связано с религиозными и нравственными нормами и принципами ислама. Женщины, будучи хранительницами обычаев, традиций и культурных ценностей, символизируют культурно-религиозную идентичность нации, а значит, защищая женщин от воздействия западной культуры, нация, государство защищают себя.
Одним из немногих примеров, доказывающих возможность реформирования брачно-семейных отношений в рамках мусульманских традиций, является Семейный кодекс (мудавванат аль-усра) 2004 г. Королевства Марокко.
Одним из центральных институтов семейного права арабских стран выступает прекращение брака. Любой исследователь, изучающий положения шариата о семейно - брачных отношениях, приходит к выводу, что развод по мусульманскому праву, в отличие от многих других светских и религиозных законодательств мира, отличается своей поразительной легкостью и отсутствием каких- либо формальностей. Поразительно то, что ислам так ревностно борющийся против безбрачия и монашества, создает очень легкие условия для расторжения брака и разрушения семьи.
Социальная доктрина ислама, регламентирующая неравенство полов в мусульманской семье, обусловила и зависимое положение женщины от мужа при разводе.
Традиционно, нормы шариата признают за мужчиной исключительное право осуществлять в любое время без всяких объяснений односторонний развод путем троекратного произнесения формулы развода. При этом не требуется ни согласия жены, ни даже ее присутствия. Такой развод называется по-арабски "талак". В научной литературе на английском и французском языках такую форму развода называют repudiation. Этот термин заимствован из римского права, в котором в классическую эпоху различалось два вида разводов: repudiatio - расторжение брака по инициативе мужа и divortium - расторжение брака по взаимному согласию. При этом браки, заключенные в формах coemptio и usus, расторгались без особых трудностей: муж мог просто отослать свою жену в дом ее родителей или опекунов, вернув личную собственность. Формула развода была следующая: "Бери свои вещи и иди прочь" (tuas res tibi habeto).2 А последствия мусульманского развода для женщины необычайно тяжелы, как в моральном, так и в организационном планах. Последний весьма ощутим для разведенной русской женщины, так как согласно шариатскому законодательству, она обязана оставлять детей в кровной семье мужа. И это не говоря уже о трудностях, которые возникают у нее при создании новой семьи, особенно если она иностранка. Развод в мусульманском обществе - это колоссальное моральное унижение для любой женщины. Например, для среднего мавританца по сей день разведенная женщина - безнравственна и недостойна. Раз мужчина разводится с женой, даже не объявляя причин, самого факта развода уже достаточно для осуждения женщины, с точки зрения мавританской общественной морали.
При произнесении формулы должны быть соблюдены следующие условия: муж должен быть дееспособен обращаться к жене во втором или в третьем лице, используя любые производные от корня талака, который означает "отпускать", "освобождать". Формула развода может быть абсолютной (мунжаз) (например, "Ты разведена"), а может быть условной (му'аллак) (например, "Я разведусь с тобой, если ты войдешь в этот дом") 3. Прежде всего подверглась реформе процедура развода талак, а именно она теперь проходит под контролем судьи: муж обращается с заявлением в суд, чтобы последний разрешил нотариусам оформить акт об одностороннем разводе. Разводу обязательно предшествует попытка примирения, причем суд вправе принимать любые меры, которые сочтет нужными, в частности назначить двух арбитров, которые будут пытаться примирить супругов, а в случае наличия детей суд предпринимает две попытки (ст. 81, 82).
Суд не принимает заявление с просьбой разрешить односторонний развод, если супруг пьян, его к этому принудили или если он находится под влиянием такого гнева, что потерял над собой контроль. Формула развода не должны быть высказана в виде клятвы или под условием или связана с требованием выполнить какое-либо действие либо воздержаться от выполнения. Произнесение трех формул развода за один раз приравнивается к однократному произнесению (ст. 90 - 93).
В отличие от абсолютного права мужа на развод возможность жены потребовать развод ограничена.
Прежде всего сам муж может наделить жену правом на односторонний развод (тафвиз) либо назначить ее или третье лицо своим представителем (тавкил) с тем, чтобы последний осуществил развод от его имени. Подобное наделение правом на развод может быть зафиксировано как в брачном договоре, так и в отдельном соглашении, заверенном у нотариуса. Оно никак не ущемляет право самого мужа на развод, но значительно упрощает процедуру развода для жены, поскольку ей не требуется доказывать наступления основания, предусмотренного законом или шариатом. Только после произнесения формулы развода в третий раз брак прекращается, после же произнесения формулы развода в первый и во второй раз расторжения брака не происходит, но жена должна в доме мужа или, если он разрешит, в доме своих родителей соблюдать период 'идда (три месяца после первого произнесения формулы развода), во время которого муж может передумать и возобновить супружескую жизнь.
В связи с этим подчеркиваем, что в случае заключения брака между россиянкой и подданным Марокко (или в целом другой мусульманской страны) в интересах жены оговорить в брачном договоре безоговорочное наделение ее правом на развод, с указанием денежной суммы, которую она должна при этом получить.
Затем супруги могут договориться о разводе по взаимному согласию. Статья 114 гласит, что "супруги могут договориться о прекращении супружеских отношений и о разводе, с условиями либо без условий, с той оговоркой, что выдвинутые условия не должны противоречить настоящему Кодексу и интересам детей". Всего одна статья Кодекса посвящена данному виду развода, однако разновидности развода по взаимному согласию, а именно разводу, при котором жена выплачивает мужу компенсацию (хал'), посвящены ст. 115 - 120. Однако такой развод весьма невыгоден для жены, так как она мало того что возвращает мужу полученный от него брачный дар, но и суд, принимая во внимание длительность брака, размер подарка, причины, побудившие жену к разводу, может решить, что она должна выплатить мужу дополнительную компенсацию, которой может служить любое имущество или обязательство.
В Египте в 2000 г. была проведена реформа Закона о личном статусе 1985 г., позволяющая жене получить развод хал', при условии, что суд предпримет две попытки примирить супругов и она откажется от всех своих имущественных прав. При этом согласия мужа не требуется, и такое решение нельзя обжаловать. Реформа вызвала неоднозначную реакцию в египетском обществе, и почти сразу же возник судебный спор, который дошел до высшей судебной инстанции страны. Житель Александрии, чья жена получила развод хал' против его воли, обжаловал решение суда ввиду того, что, во-первых, оно противоречит нормам шариата; во-вторых, его нельзя обжаловать. Конституционный суд Египта в 2002 г. признал, что развод хал' является конструкцией именно мусульманского права и, таким образом, соответствует нормам шариата и что Конституция не предусматривает такого права, как возможность обжаловать каждое судебное решение, оставив этот вопрос на усмотрение законодателя.
Вернемся к Кодексу 2004 г. Если же муж не согласен на развод даже с получением компенсации, то у жены остается право требовать развод в суде (татлик). Кодекс выделяет в две отдельные главы разный круг оснований, дающий право требовать развод в суде.
Прежде всего Кодекс (ст. 98 - 113) оставил в силе, с некоторыми изменениями, круг оснований, дающий право жене требовать развод, предусмотренный Кодексом 1957 г. и следующий предписаниям маликитской школы: нехватка материального содержания; отсутствие мужа больше одного года или его осуждение на срок более трех лет; изъян ('айб), под которым понимается: а) неспособность к супружеским отношениям и б) болезни, ставящие под угрозу жизнь жены, ее здоровье и излечение которых займет больше года; принесение мужем клятвы воздержания от супружеской жизни (ила'). Новый Кодекс также включает такое основание для развода, как невыполнение условий брачного договора, в этом случае жена имеет право на возмещение понесенного ущерба.
Кроме того, Кодекс вводит такое основание, дающее жене право требовать татлик, как наличие глубоких противоречий (шикак) между супругами (ст. 94 - 97). При этом презюмируется, что сам факт подачи заявления о разводе означает, что совместная жизнь супругов переживает глубокий кризис, и не требуется ничего доказывать. Суд, в свою очередь, предпринимает меры, чтобы примирить супругов, если же примирение невозможно, об этом составляется акт и суд принимает решение о разводе (татлик).
Согласно статистическим данным, в 2006 - 2007 гг. общее количество разводов в Марокко возросло на 14%, при этом львиная доля такого роста приходится именно на развод татлик, частота обращения к которому возросла за один год на 44%.
Специфическая особенность мусульманского семейного права состоит еще и в том, что развод (талак, татлик и хал') может быть отменяемым (раж'и) или окончательным (ба'ин). Развод татлик является окончательным, кроме развода на основании принесенной клятвы воздержания от супружеской жизни и на основании нехватки материального содержания (ст. 122). В свою очередь, развод талак отменяем, кроме развода после произнесения формулы развода в третий раз, развода до начала супружеской жизни и если муж наделил жену правом на развод, которым она воспользовалась. Развод хал' окончателен.
Отменямость развода означает, что муж может возобновить супружескую жизнь со своей разведенной женой в период 'идда. С этой целью муж может обратиться к нотариусам 'адул с тем, чтобы они составили акт о возобновлении супружеской жизни. Нотариусы немедленно уведомляют суд, который, в свою очередь, вызывает в суд жену с тем, чтобы узнать ее мнение. Если жена отказывается возобновлять супружескую жизнь, она может прибегнуть к процедуре развода ввиду глубоких противоречий (шикак) (ст. 124), тогда как по Кодексу 1957 г. она не могла отказаться от возобновления супружеской жизни.
По завершении периода 'идда женщина считается окончательно разведенной с мужем (ст. 125).
Окончательность развода означает немедленное прекращение брака. При этом, кроме случаев развода после третьего произнесения формулы развода, развод не препятствует заключению нового акта о браке между теми же лицами (ст. 126). В случае развода после третьего произнесения формулы развода мужчина может жениться на своей разведенной супруге, только если она выйдет замуж за другого мужчину, разведется с ним и соблюдет период 'идда (ст. 127).
Судебное
решение о разводе в суде, о
разводе с выплатой компенсации
и о признании брака
После развода женщина должна соблюдать период воздержания 'идда, в течение которого она не может вновь выйти замуж. Цель этого требования - избежать возможной путаницы в вопросах отцовства (turbatio sanguinis). Длительность периода различается в зависимости от ряда обстоятельств и прежде всего от того, ожидает или нет женщина ребенка, является она разведенной или вдовой (ст. 129 - 137).
Право на материальное содержание после расторжения брака.
Что касается материальных прав разведенной жены, то их объем различен в зависимости от вида развода и от наличия или отсутствия детей. Так, в случае отсутствия детей жена имеет право на получение материального содержания в течение периода воздержания 'идда. Отметим, что ряд авторов считают, что неправильно рассматривать материальное содержание, которое получает жена в период 'идда, как материальное содержание, получаемое после расторжения брака, на самом деле развод еще не окончателен, и правильнее было бы рассматривать материальное содержание в данный период как материальное содержание в качестве жены.
В случае развода талак жена имеет право еще и на получение особого "утешительного" подарка (мут'а). Слово мут'а, в дословном переводе "удовольствие", встречается в двух совершенно разных правовых терминах мусульманского семейного права: 1) заваж аль-мутъа - временный брак, или, в дословном переводе, брак-удовольствие <45> и 2) мут'а ат-талак или нафака аль-мут'а - особый подарок, или компенсация, получаемая женой при разводе талак.
Временный брак признают шииты (ст. 1075 - 1077 ГК Ирана). Такой брак заключается на определенный срок, который может составлять как несколько часов, так и много лет. Заключение временного брака требует присутствия двух свидетелей и вручения жене брачного дара, однако между супругами не возникает права наследования, жена соблюдает сокращенный период воздержания, идда, и дети сразу переходят под опеку отца. Вопрос о том, является ли мут'а подарком или компенсацией, т.е. обязанность ли это мужа или нет, по-прежнему является предметом спора между мусульманскими правоведами.
Кодекс 2004 г. отвечает на этот вопрос, устанавливая обязательность выплаты мут'а. Размер компенсации определяется судом, исходя из таких факторов, как длительность брака, материальное положение мужа и степень злоупотребления им своего права на развод (ст. 84).
В связи с этим представляется обоснованным обратиться к французской судебной практике. Французские суды весьма живо отреагировали на обязательность выплаты мут'а. До вступления в силу Кодекса 2004 г. позицию французских судов можно проиллюстрировать на решении суда г. Дуэ от 18 сентября 2003 г. Данный суд, рассматривая дело о разводе марокканской супружеской пары, постоянно проживающей во Франции, определил в качестве применимого права право Марокко (а именно ст. 56-1 Кодекса 1957 г.), однако в том, что касалось обязанности мужа материально обеспечивать жену после развода, суд применил французское право на том основании, что марокканское право противоречит французскому публичному порядку, потому что не предусматривает обязанности выплатить достаточную компенсацию жене при разводе. Однако 19 мая 2005 г. Апелляционный суд Парижа пришел к выводу, что Кодекс 2004 г., который оставляет на усмотрение судьи определение размера компенсации, не противоречит больше французскому публичному порядку.