Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2011 в 18:30, реферат
Рассмотрение дела по существу заканчивается предложением участникам процесса дополнить чем-либо материалы дела. Судебное разбирательство заканчивается, как правило вынесением судебного решения. В некоторых случаях дело может быть окончено без вынесения решения – в связи с прекращением производства по гражданскому делу, оставлением заявления без рассмотрения.
Введение
1. Принципы и стадии гражданского процесса.
2. Психология участников гражданского процесса.
3. Психологические аспекты подготовки гражданских дел к судебному разбирательству.
4. Психологические аспекты организации судебного заседания.
5. Психология межличностного взаимодействия в гражданском процессе.
Заключение
Активность сторон направляется судом. Стороны не только вправе, но и обязаны сообщать суду факты в обоснование своих требований и приводить соответствующие доказательства.
Иногда психологическая действенность одних фактов может замаскировать значение других, не менее существенных фактов. Ш. предъявила иск к Д. об установлении отцовства в отношении дочери, родившейся 25 февраля 1973 г., и взыскании алиментов. Истица ссылалась на то, что она длительное время проживала с ответчиком, вела с ним общее хозяйство, родила от него ребенка, однако ответчик отцовства не признает и алиментов не платит. В судебном заседании факты, положенные в основу иска, были полностью доказаны показаниями свидетелей и письменными доказательствами. Не возражал против них и ответчик. Тем не менее он утверждал, что отцом ребенка не является, поскольку зачатие ребенка произошло в мае 1972 года, когда его общение с женой исключалось – в тот период он находился в другом городе в длительной командировке. Кроме того, он утверждал, что в указанный момент не мог стать отцом ребенка и по медицинским показаниям. Эти доводы ответчика должны были быть приняты во внимание и подвергнуться проверке. Однако суд этого не сделал. Верховный Суд РСФСР отменил решение суда. Наиболее существенный факт дела не был принят во внимание под воздействием других впечатляющих, но менее существенных фактов.
Отграничить спорное от бесспорного, определить круг необходимых доказательств – такова задача суда при рассмотрении спора сторон.
Каждая сторона, как и другие лица, причастные к делу, имеет право на участие в исследовании и проверке допущенных судом доказательств. Сторона вправе участвовать и в допросе свидетелей. Каждая сторона вправе выразить свое мнение в отношении достоверности и доказательственной силы свидетельских показаний. С участием сторон обсуждается и заключение эксперта. Стороны имеют право участвовать в местном осмотре, настаивать на протокольной фиксации отдельных обстоятельств, требовать приобщения к делу различных материалов, участвовать во всех проверочных действиях.
Принцип состязательности связан с взаимоконтролем поведения сторон.
Если сторона признает существование фактов, из которых исходит другая сторона, то взаимодействие сторон приобретает бесконфликтный характер. В случае непризнания этих фактов противоборство сторон приобретает характер конфликтного взаимодействия. При этом средства и приемы, используемые сторонами, имеют не только информационное, но и внушающее воздействие. Оно зависит от социального статуса воздействующего лица, его общественного престижа, известности, значимости в данном регионе.
Повышенное внушающее воздействие имеют заключения органов государственной власти, заключения экспертов, специалистов, их должности и звания, мнение прокурора, реплики судьи.
В силу властных полномочий суда отношения сторон с судом приобретают характер ограниченного сотрудничества. Суд получает от сторон осведомительную, доказательственную и побудительную информацию. Стороны же в основном получают лишь побудительную информацию – приказы, предложения. Возможны также советы, просьбы, порицания. Важнейшее условие взаимодействия участников гражданского судопроизводства – понимание используемой терминологии, юридического значения имеющихся доказательств.
Представитель стороны (адвокат), анализируя весь объем доказательств, вычленяет наиболее информативные, надежные, допустимые и доступные доказательства. Информативность доказательства – его информационный объем. Надежность доказательства – его контролируемость. Доступность – возможность оперативного использования. Допустимость – нравственная и правовая возможность его использования. Доказательства с психологической точки зрения имеют определенную силу воздействия в зависимости от логической структуры и эмоциогенного потенциала. На внутреннее убеждение судей существенно влияют систематизированность доказательств и убедительность их оценки.
В случае конфликтного взаимодействия сторон прения приобретают характер полемики, рассудочного противоборства – обостряется социальное дистанционирование (степень ощущаемого отличия своей социальной группы от той, к которой принадлежат другие участники взаимодействия), межличностной и межгрупповой дискриминации. Информация концентрируется вокруг доминирующих в данных группах ценностей. Группе «мы» приписываются всяческие добродетели, группе «они» – недостатки и пороки. Недостаточность доказательственного материала восполняется эмоциональными оценками, излиянием чувств, апеллированием к сочувствию со стороны судей. Доказательства, подтверждающие позицию стороны, переоцениваются, нежелательные доказательства недооцениваются и игнорируются.
Вся доказательственная
и иная информация воспринимается судом
и другими участниками процесса
в устной форме, в условиях непосредственности
и непрерывности. Вещественные доказательства,
первосигнальные источники
Непосредственность контакта между судом и участниками процесса связана и с паравербальными средствами воздействия – здесь существенную роль играют мимика, жестикуляция, пантомимика, эмоционально-экспрессивные особенности речи. Паузы, интонация, вербальные затруднения, внешние проявления неуверенности – уверенности, растерянности – собранности, нервозности – спокойствия могут влиять на направленность процесса.
Представленная суду доказательственная информация подвергается заинтересованному анализу и обобщению, используются различные приемы психического воздействия. Суду адресуется различная побудительная информация – заявляются требования, ходатайства, распорядительные акты. Суд призван оперативно реагировать на эту информацию в форме определений и решений.
Судебный процесс развивается как взаимодействие не только отдельных личностей, но и малых социальных групп. При этом существенное значение приобретают процессы внутригрупповой и межгрупповой динамики, внутригрупповой сплоченности и межгруппового антагонизма.
Кроме суда, наиболее социально сплоченной группой являются сторона и ее представитель. Представитель как поверенный клиента всемерно отстаивает интересы последнего, оказывает ему юридическую помощь, создает фон социальной защиты. Имея единую цель, сторона и ее представитель деятельностно объединены, они активно взаимодействуют – сторона информирует своего представителя обо всех нюансах дела, возможном поведении заинтересованных в исходе дела лицах, резервном объеме доказательств.
Судебный процесс развивается как тактическое взаимодействие сторон, взаимодействие групп. Однако это взаимодействие ограничено властными полномочиями суда. Суд принимает меры для перевода взаимодействия сторон и третьих лиц в русло судебного общения.
Руководящая функция
суда возрастает в конфликтных ситуациях.
Суд должен распознать уровень конфликта,
его сущность (подлинность или
мнимость), четко определить предмет
конфликта, сущность противоборствующих
интересов. В некоторых случаях возникает
необходимость распознания притворного
конфликта (когда формальное волеизъявление
истца не выражает по существу его воли).
Заключение
Гражданское правоотношение возникает в результате сознательного, волевого акта – заключения договора. Это предполагает создание всем участникам гражданско-правовых отношений условий для их свободного волеизъявления. Процесс гражданско-правового регулирования в большинстве случаев выступает как процесс согласования воль субъектов правоотношений. Для реального участия лица в гражданских правоотношениях необходима его дееспособность – возможность своими действиями приобретать права и исполнять обязанности. Для этого необходимы соответствующие психические качества – способность адекватно отражать действительность, осмысленно оценивать явления действительности, сознательно регулировать свое поведение.
Закон предусматривает и ограниченную дееспособность для лиц, умственные недостатки которых не служат основанием для признания их душевнобольными, но которые неспособны принимать решения с полной ответственностью. Все эти вопросы не могут быть правильно разрешены без соответствующих психологических познаний. Психологические аспекты присущи и содержанию, и принципам гражданского права – принципам обеспечения равных правовых возможностей граждан, состязательности и др., – и гражданско-правовому нормотворчеству: правовые нормы реализуются лишь при их соответствии общественным потребностям и поведенческим возможностям субъектов правового регулирования.
Ряд гражданско-правовых
норм имеет нравственно-
Свои психологические аспекты имеет проблема вины и ответственности в гражданском праве, проблема соответствия наказания содеянному. Тонкого психологического анализа требует невиновное противоправное Поведение, значение которого не осознавалось субъектом, а последствия не предвиделись и не могли быть предвидены.
Способность быть сознательным участником гражданских правоотношений в ряде случаев становится предметом судебно-психологической экспертизы. При этом юрист должен иметь первичную ориентировку в аномальных психических состояниях личности, суметь оценить заключение эксперта.
В гражданском процессе правовая регуляция неизбежно взаимодействует с регуляцией поведенческой активности его участников. В спорных ситуациях люди могут взаимодействовать различными способами, проявлять различные стили поведения. Субъект гражданского спора свободен в выборе своего процессуального статуса, а в ходе судебного разбирательства процессуальный статус субъекта спора может измениться, он может отказаться от судебной защиты, ликвидировать или урегулировать спор (отказаться от иска, пойти на мировое соглашение).
Свободой поведения сторон обусловлен и распорядительный акт (отказ от иска, признание иска, мировое соглашение).
Субъект доказывания
может быть активным и пассивным.
Его пассивность может нанести
ущерб его законным интересам. Задача
суда – активизировать поведение субъекта
доказывания, взаимодействовать с ним
как с источником доказательства.
Список
литературы
1. Баранов П.П., В.И. Курбатов. Юридическая психология. Ростов – на - Дону, «Феникс», 2007.
2. Бондаренко Т. А. Юридическая психология для следователей. М., 2007.
3. Волков В.Н.,
Янаев С.И. Юридическая
4. Васильев В.Л.
«Юридическая психология»:
5. Еникеев М.И. Юридическая психология. М., 2006.
6. Психологические приемы в работе юриста. Столяренко О.М. М., 2006.
7. Шиханцов Г.Г. Юридическая психология. М., 2006.
Информация о работе Психология поведения сторон в гражданском процессе