Психология личности в правоохранительной деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2012 в 12:56, контрольная работа

Описание работы

На сегодняшний день профессия юриста является одной из самых престижных в современной российском обществе. Огромное количество молодых людей и девушек мечтают стать юристами.
Можно с уверенностью скачать, что многие из тех, кто стремится к юридическому образованию, не знают, с какими сложностями могут столкнуться в процессе своей трудовой деятельности.

Содержание

Введение
Понятие личности в правоохранительной деятельности
Понятия личности, человека, индивида, индивидуальность и их соотношение
Механизмы психологической защиты
Структура и социализация личности
Свойства и эмоционально-психологические особенности личности
Характер
Темперамент
Способности
Чувства и эмоции
Воля
3. Использование знаний особенностей личности в профессиональной деятельности юриста
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Контрольная работа по юридической психологии.doc

— 139.50 Кб (Скачать)

     Динамическая  структура личности включает направленность личности, опыт, особенности психических  процессов и биологические свойства.

     Под направленностью следует понимать убеждения, мировоззрение, идеалы, стремления, интересы и желания. Основным способом формирования направленности личности является воспитание.

     Опыт  состоит из привычек, умений, навыков и знаний. Опыт вырабатывается в процессе обучения и практической деятельности.

     К особенностям психических процессов относят волю, чувства, восприятие, мышление, ощущения, эмоции, память. Эти особенности формируются в подавляющем большинстве случаев в процессе упражнений.

     Биопсихические  свойства личности представлены темпераментом и некоторыми возрастными особенностями. Способами формирования этих свойств прежде всего следует считать тренировку.

     Еще одной существенной характеристикой  личности следует считать ее социализацию.

     Социализация личности представляет собой процесс формирования в определенных социальных условиях. Как правило, уже в детстве человек включается в исторически сложившуюся систему общественных отношений. Этот процесс включения индивида в социальные отношения и называется социализацией.

     Социализация  осуществляется в процессе воздействия  на человека таких факторов, как целенаправленное воспитание, обучение и сплошь и рядом случайные социальные воздействия.

     В процессе социализации осуществляется включение индивида в социальные отношения и благодаря этому  может изменяться го психика.

     Социализация  личности – процесс многогранный. Одним из основных его направлений является выработка в процессе освоения социального опыта и культуры ценностно-нормативной ориентации личности, при которой предписания общественных норм воспринимаются ею как собственные жизненнее установки. Процесс социализации личности включает и воспитание активной социальной ответственности, осознание личностью своего долга перед обществом, понимание необходимости соблюдения социальных норм, но в конечном счете, обеспечивает нормативное поведение, высокую степень социальной воспитанности человека, предупреждение различных антисоциальных проявлений с его стороны3.

     К главным факторам социализации следует  отнести усвоение стереотипов поведения, социальных норм, обычаев, интересов  и ценностных ориентаций. Основными ячейками социализации могут считаться: семья, различные дошкольные учреждения, школы, неформальные объединения, высшие средние учебные заведения и трудовые коллективы.

     Основные  социально-психологические механизмы  социализации:

     Подражание  – сознательное или бессознательное воспроизведение индивидом модели поведения и опыта других людей.

     Идентификация – отождествление индивида с отдельными людьми или группами, позволяющее усваивать свойственные им разнообразные нормы, отношения и формы поведения.

     Социальная  фасилитация – стимулирующее влияние поведения одних людей на деятельность других, в результате которого их деятельность протекает интенсивнее.

     Комфортность – податливость влиянию группы, проявляющаяся в изменении поведения и установок индивида, составляющем первоначально не разделявшейся им позиции большинства.

     Существует  несколько стадий социализации личности.

     Стадия  индивидуализации, которая включает подростковый и ранний юношеский возраст.

     Стадия  интеграции. На этой стадии отчетливо проявляется желание найти свое место в жизни, «вписываться» в общество.

     Трудовая  стадия охватывает весь период зрелости человека, всю трудовую деятельность. В этой стадии социализации индивид воспроизводит социальный опыт за счет воздействия через свою деятельность на среду.

     Послетрудовая стадия включает пожилой возраст человека. На этой стадии большинством людей вносится существенный вклад в воспроизводство социального опыта, в процесс передачи его новым поколением.

     Высшим  уровнем социализации личности является ее самоутверждение, реализация внутреннего потенциала.

     Следует подчеркнуть, что человек развивается  как личность на протяжении всей его  жизни.

  1. Свойства и индивидуально-психологические особенности личности

2.1. Характер  

     Характер  – это определенное, присущее личности сочетание существенных психических особенностей (черт), определяющих своеобразие его поведения в определенных жизненных ситуациях. Характер – склад личности, образуемый индивидуальным своеобразием и типологическими чертами, и проявляется он в особенностях поведения, устойчивого отношения к окружающей социальной действительности.

     Характер  представляет интеграцию психических  свойств личности, по отношению к  которой психические процессы и  состояния человека производны.

     В структуре характера выделяют две группы черт. К первой относятся черты, выражающие направленность личности человека, систему его отношений к окружающей действительности и представляющие собой индивидуально-своеобразные способы осуществления этих отношений. Направленность личности, то есть потребности и мотивы деятельности человека составляют основу склада личности человека. Без сложившейся системы убеждений, интересов, идеалов нет определенного характера.

     Ко  второй группе относятся интеллектуальные, волевые и эмоциональные черты  характера. Интеллектуальные черты характера в современных условиях юридической деятельности выдвигаются на первый план.

     Волевые черты определяют умение и готовность человека сознательно регулировать свою деятельность, связанную с преодолением трудностей и препятствий, и направлять поведение в соответствии с определенными принципами и задачами.4

     Характер  – это одновременно нечто устойчивое и подвижное. Устойчивость характеров позволяет соответствующим образом  классифицировать их, относить к тем  или иным типам. Основная черта в характере человека – его отношение к окружающему миру, т.е. идейность, принципиальность и т.д. другими не менее важными чертами являются отношения личности к другим людям.

     Отношение работника юридического труда к  своей служебной деятельности включает, по крайней мере, три момента: оценка им труда вообще как определенной социальной ценности, отношение к своей юридической профессии и специальности, представляющей определенный вид трудовой деятельности и отношение к труду. Все эти три отношения различаются и в то же время взаимопроникают друг в друга как общее, частное и единичное. Отношение к труду включает чувство удовлетворенности или неудовлетворенности юридической деятельностью вообще, профессией или работой, различным уровнем привязанности к ним и т.д., но эти не исчерпывается. Оно определяется социальным положением и ролью личности в процессе труда.

     Все эти моменты характера (отношение  к труду, другим людям и к самому себе), их уровень так или иначе  сочетаются, переплетаются, объединяются, взаимообуславливаются с интеллектуальными, эмоциональными и волевыми качествами. Сильный характер у человека проявляется в отношении к миру, труду, другим людям и самому себе и определяется высоким уровнем развития умственных способностей, волевыми качествами и глубоким переживанием чувств.

     Человек с сильным характером отличается тем, что его поступки полностью  соответствуют его взглядам. Сила характера – в цельности, единстве составляющих его компонентов.

     Как свойство личности характер тесно связан с темпераментом.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2.2. Темперамент 

     Среди индивидуально-психологических особенностей, определяющее место занимает темперамент.

     Темперамент – совокупность индивидуальных особенностей, характеризующих динамическую и эмоциональную стороны поведения человека, его деятельности и общения. Лишь условно темперамент можно отнести к компонентам личности, ибо его особенности, как правило, обусловлены биологически и являются врожденными.

     Темперамент можно подразделить на четыре наиболее обобщенных типа: холерический, сангвинический, флегматический, меланхолический.

      1. Холерик – сильный тип темперамента, проявляющийся в общей подвижности и способности отдаваться делу и исключительной страстностью, в бурных эмоциях, резких сменах настроения, неуравновешенности5.
      2. Сангвиник – это живой, передвижной, горячий, очень продуктивный деятель, но лишь тогда, когда у него много интересного дела, т.е. когда он испытывает постоянное возбуждение. Он стремится к смене впечатлений, неудачи и неприятности переживает сравнительно легко. Настроение сангвиника изменчиво, преобладает чувство душевного равновесия, благополучия.
      3. Флегматик – сильный тип темперамента, связанный с медлительностью, инертностью, устойчивостью в стремлениях и настроении, слабым внешним выражением эмоций, низким уровнем психической активности.
      4. Меланхолик – слабый тип темперамента, которому свойственны замедленность движений, сдержанность моторики и речи, низкий уровень психической активности, легкая ранимость, склонность глубоко переживать даже незначительные события, преобладание отрицательных эмоций, сензитивность.

     Следует отметить, что с точки зрения социальной полезности «плохих» людей по темпераменту не существует. Сам по себе темперамент не существует, он всегда конкретно проявляется в личности, в органической связи с ее моральными и другими свойствами.

     Люди  всех типов темперамента могут быть социально полноценными. Темперамент оценивается всегда лишь в единстве с другими особенностями личности: направленностью, моральными качествами, умственным развитием и т.д. для любой сферы деятельности, в том числе в юридической, можно выявить свойственные им черты темпераментов или отдельные их черты.

     Главное различие темперамента и характера  состоит в том, что темперамент  определен главным образом врожденными  биологическими свойствами нервной  и эндокринной систем человека, в  то время как в становлении  характера играют определяющую роль среда и воспитание.

     И хотя умение управлять темпераментом  составляет одну из важнейших задач  воспитания в условиях служебной  деятельности, речь преимущественно  должна идти об учете темперамента юристов в их деятельности. Ведь отрицательные с точки зрения юридической профессии черты темперамента могут быть выравнены, как говорил И.П. Павлов, лишь «с течением времени посредством медленных и повторных упражнений…».  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1. Способности
 

     Способности – это личность и ее продуктивности. Пока человек не начал заниматься определенной деятельностью, у него существуют только потенциальные способности. Как только он начинает этой деятельностью заниматься, его потенциальные способности становятся актуальными. Они проявляются и формируются в этой деятельности.6

     Способность – это динамическая функциональная структура личности, определяющая качество усвоения знаний и выполнения человеком  определенной деятельности.

     У работника юридического труда способности  тесно связаны с такими качествами, как специфические особенности памяти, эмоциональные свойства, черты характера, качества интеллекта. В отношении к знаниям, навыкам и умениям юристов способности выступают как условие, обеспечивающее их приобретение.

     Все способности человека как психические  явления могут быть классифицированы в четыре группы: элементарные, сложны, общие и частные.

     Элементарными общими способностями, присущими всем людям, хотя и в разной степени  их выраженности, являются основные формы  психического отражения: способность  ощущать, воспринимать, мыслить, переживать, принимать и осуществлять решения и запоминать. Эти элементарные общие способности лежат в основе трех других групп.

     Элементарными частными способностями, свойственными  уже не всем людям и имеющими у  различных лиц большие индивидуальные особенности, являются более сложные свойства личности, такие, например, как музыкальный слух критичность мышления, доброта, решительность и т.д. столь сложные свойства индивида проявляются в соответствующей специфической деятельности, качество которой и зависит от этих особенностей личности.

Информация о работе Психология личности в правоохранительной деятельности