Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 19:44, курсовая работа
Мы много и часто спорим: с родными дома, с коллегами на работе, с продавцами в магазине... По телевизору нам показывают споры в Государственной думе, дискуссии между представителями разных политических партий. Заказчики спорят с подрядчиками, истцы с ответчиками, адвокаты с прокурорами...
Во многих ситуациях спор выявляет разнообразие точек зрения, дает новую конструктивную информацию, помогает в поисках альтернативного варианта. Спор дает возможность выразить свои мысли, сравнить их с мыслями других и тем самым удовлетворить потребности в уважении и самоутверждении.
Одни говорят: « В споре рождается истина!»
Введение. 3
Глава 1 СПОР. 4
§1 УСЛОВИЯ СПОРА 6
§2 ВИДЫ СПОРА 7
Глава 2 ЛОГИКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СПОРА 9
§ 1ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ УЛОВКИ 12
§ 2 ЛОГИЧЕСКИЕ УЛОВКИ 14
Глава 3 ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К СПОРУ 15
§ 1 СТРАТЕГИЯ И ТАКТИКА СПОРА 17
§ 2 КОРРЕКТНЫЕ ПРИЕМЫ СПОРА. 17
§ 3 НЕКОРРЕКТНЫЕ ПРИЕМЫ СПОРА 18
Заключение 21
Психологические
уловки разнообразны по своей сущности,
многие основаны на хорошем знании
особенностей психологии людей, слабостей
человеческой натуры. В них проявляется
грубое, неуважительное отношение к оппоненту.
В частности к ним относят:
1) выведение противника из равновесия.
Полемист использует грубые выходки, оскорбления,
явно несправедливые, издевательские
обвинения и т. п. Если противник «вскипел»
– дело выиграно, потому что он потерял
шанс на успех в споре;
2) ставка на ложный стыд. Психологически
люди часто хотят казаться лучше, чем они
есть на самом деле, боятся «уронить себя»
в глазах окружающих. Вот на этом-то желании
выглядеть чуть лучше и играют некоторые
опытные полемисты. Например, приводя
недоказанный или даже ложный вывод, противник
сопровождает его фразами: «Неужели вы
до сих пор не знаете?»; «Общеизвестным
является факт» и т. п. Так он делает ставку
на ложный стыд. Если человек не признается,
что это ему неизвестно, он «на крючке»
у противника и вынужден соглашаться с
его аргументами;
3) «подмазывание аргумента» – это
тоже уловка, основанная на самолюбии.
Слабый довод, который может быть легко
опротестован, сопровождается комплиментом
противнику. Например: «Вы как человек
умный не станете отрицать»; «Всем хорошо
известна ваша честность и принципиальность,
поэтому вы…». Иногда противнику тонко
дают понять, что к нему лично относятся
с особым уважением, высоко ценят его ум,
признают его достоинства;
4) внушение. Человек, говорящий с
апломбом, внушительным голосом, психологически
давит на присутствующих. В подобной ситуации
требуется внутренняя собранность, выдержка,
деловой тон, умение перевести разговор
от общих фраз к рассмотрению существа
дела;
5) кроме соответствующего тона, есть много
и других разнообразных уловок, рассчитанных
на внушение и психологическое воздействие
на участников спора. Это и насмешка, и стремление
оборвать противника, вызвать недоверие
к его словам, резко отрицательная
оценка высказанных суждений, обидная
реплика и т. п.;
6) нередко в спорах в качестве аргументов
используют ссылки на свой возраст,
образование и положение: «Вот доживите
до моих лет, тогда и судите»; «Сначала
получите диплом, а потом и поговорим»;
«Займете мое место, тогда и рассуждать
будете» и др. Однако человек, старший
по возрасту, имеющий высшее образование,
занимающий определенную должность, далеко
не всегда бывает прав;
7) «двойная бухгалтерия»
– это уловка, основанная на склонности
людей к двойственности оценок.
Психологические правила ведения спора:
1) Не допускать, чтобы спор превращался в перебранку.
2) Максимально щадить самолюбие оппонента, давая ему возможность собраться с мыслями.
3) При невозможности возразить логическим доводам оппонента не пытаться сбивать его с толку повторением фраз "не понимаю", "опять не понимаю".
4)Не использовать прием "гипноз апломба" – демонстрировать абсолютную психологическую и интеллектуальную самоуверенность.
5) Прятаться за ширму "ссылка на авторитеты" без полной уверенности в их состоятельности.
6) Не играть на чувстве болезненной боязни оппонента уронить себя в глазах собеседников незнанием не самого дела, а мнением о нем известных людей.
7) Не допускать тезисов в сопровождении слов "всякому умному человеку это известно…", "вы, как более-менее образованный человек, должны знать, что…".
8) Не бояться усомниться в правоте собственной точки зрения.
9) Для лучшего понимания оппонента хотя бы временно встать на его точку зрения, проанализировать проблему и способы ее решения с его стороны (принцип сочувствия).
10) Споря, избегать монолога и поучений, постоянно отвечая самому себе на вопросы "с кем я спорю?", "ради чего я спорю?".
11) Задавать вопросы своему оппоненту таким образом, чтобы ответ на них высветил его слабые стороны.
12) Избегать слов "лично я убежден", "как считает большинство".
13) При необходимости разбить обсуждаемую проблему на "подпроблемы", ряд обязательно взаимосвязанных между собой вопросов.
14) Зачинщик спора всегда менее компетентен и образован.
15) Лучший способ борьбы с отчаянным спорщиком – дать ему выговориться.
16)Аргументированное отстаивание своей позиции обязательно должно сочетаться с чувством юмора.
17)В процессе спора желательно обратить внимание не только на разъединяющие противников убеждения, но и на объединяющие.
§ 2 ЛОГИЧЕСКИЕ УЛОВКИ
Логические
уловки иначе называют софизмами. Это
намеренные ошибки в доказательстве.
Следует помнить, что софизм и
ошибка различаются только тем, что
софизм – намерен, а ошибка –
не намеренна. Поэтому сколько есть
логических ошибок, столько и софизмов.
Увод разговора в сторону. Бывают
ситуации, когда участники обсуждения
спорной проблемы затрудняются подобрать
необходимые аргументы. Чтобы уйти от
поражения, сделать его не столь заметным,
они всячески уводят разговор в сторону,
отвлекают внимание оппонентов второстепенными
вопросами, рассказами на отвлеченные
темы. Перевод спора на противоречия
между словом и делом. Уйти от предмета
обсуждения, оставить в стороне выдвинутый
тезис можно и с помощью такой уловки –
перевести спор на противоречия между
словом и делом, взглядами противника
и его поступками, образом жизни. Показав
несоответствие выдвинутого тезиса действиям
оппонента, ставят противника в неловкое
положение, сводят фактически спор на
нет.
Перевод вопроса на точку зрения пользы
или вреда. Здесь вместо доказательства
истины того или иного положения выясняется,
имеет ли оно пользу для оппонента или
нет.
Логические правила ведения спора:
Чтобы успешно вести дискуссию или полемику, важно знать и соблюдать основные законы формальной логики.
Закон тождества: «Каждая мысль в процессе данного рассуждения должна иметь одно и то же определенное, устойчивое содержание». Это значит, что во время рассуждения нельзя подменять один предмет мысли другим. Нередко в ходе рассуждения в различные по смыслу понятия вкладывают тождественное содержание и, наоборот, в одно и то же понятие вкладывают разное содержание. Это приводит к двусмысленности высказывания, взаимному непониманию участников спора.
Закон противоречия: «Две противоположные мысли об одном и том же предмете, взятом в одно и то же время и в одном и том же отношении, не могут быть одновременно истинными». Логическое противоречие это следствие нарушения норм правильного мышления. Формальная логика, не отрицая реальных противоречий, требует, чтобы и о противоречивых явлениях мыслили непротиворечиво, логически правильно. Логическое противоречие недопустимо в публичном споре. Указание на него показывает несостоятельность позиций оппонента.
Закон исключительного третьего: «Из двух противоречащих высказываний в одно и то же время и в одном и том же отношении одно непременно истинно». Для правильного ведения дискуссии или полемики соблюдение этого закона обязательно. Нарушение его приводит к логическому противоречию в высказываниях, что препятствует принятию правильного решения. В споре нередко приходится строго придерживаться одного из двух взаимоисключающих мнений.
Закон достаточного основания: «Всякая правильная мысль должна быть обоснована другими мыслями, истинность которых доказана». Этот закон не допускает голословности утверждений и выводов, требует убедительного подтверждения истинности высказанных мыслей. Обоснованность высказываний – важнейшее требование, предъявляемое к речи участников спора.
Рассмотренные выше формально-логические законы – это законы правильного мышления. Их требования кратко можно выразить следующим образом: правильное рассуждение должно быть определенным, ясным и четким, последовательным и непротиворечивым, обоснованным.
Убеждение – это сообщение, имеющее целью изменить взгляды, отношения или сформировать новые. Умение убеждать является важным элементом в ораторском искусстве. Для убеждающей речи характерно использование логических доводов, убедительных фактов при апелляции к глубинным процессам сознания.
В спорах, как на войне,
слабая сторона разжигает костры и устраивает сильный шум,
чтобы противник решил, будто она сильней, чем есть на самом деле.
Джонатан Свифт
Стратегия спора – общий
план его ведения.
Пропонент – тот, кто выдвигает и
отстаивает некий тезис. Должен продумать
основные и резервные доводы в защиту
тезиса.
Оппонент – тот, кто оспаривает тезис.
Должен продумать слабые места тезиса
и подобрать контраргументы.
Тактика спора – это подбор
и использование в споре определенной
совокупности логических и психологических
приемов.
Уловкой в споре называется
всякий прием, с помощью которого
участники спора хотят
Человек, владеющий приемами уловок,
оказывается в состоянии
1. Инициатива
Решили вступить в драку - бейте первым! Во всякой борьбе очень ценна инициатива. В споре важно, кто задает его тему, как конкретно она определяется. Нужно уметь повести ход спора по своему сценарию.
И в споре следует помнить старое правило: нападение — лучшая защита. Даже оборону лучше вести с помощью наступления. Вместо того чтобы отвечать на возражения противника, надо заставить его защищаться и отвечать на выдвигаемые против него возражения. Предвидя его доводы, можно заранее, не дожидаясь, пока он их выскажет, выдвинуть их самому и опровергнуть.
Концентрация действий, направленных на центральное звено системы аргументов противника или на наиболее слабое ее звено.
Можно
применять в споре прием
Эффект внезапности можно использовать и многими другими способами. Например, придержать самые неожиданные и важные сведения к концу спора.
Нередко, особенно когда предмет спора не является в достаточной мере определенным, может оказаться полезным не занимать с самого начала жесткую позицию, не спешить твердо и недвусмысленно определить ее. Иначе в переменчивых обстоятельствах спора трудно будет ее модифицировать и тем более от чего-то отказаться.
Обращение аргументов противника против него самого.
Чрезвычайно эффектным приемом является обращение аргумента, который противник приводит в подкрепление своей или в опровержение вашей позиции, против него самого. Во многих случаях этот прием почти сразу же приносит победу. А вот как это происходит в споре. Отец: В твои годы, сынок, Авраам Линкольн уже сам зарабатывал себе на хлеб. Сын: А в твои годы, папочка, Авраам Линкольн был уже президентом Соединенных Штатов!
Манера держаться и вообще внешний облик имеют большое значение в споре. Уверенный тон, четкая аргументация, размеренная речь — все это дает вам дополнительные преимущества по сравнению с тем, кто запинающейся скороговоркой выпаливает невнятные слова.
И еще один прием, который русский логик С.И. Поварнин назвал жалким: брать последнее слово в конце дискуссии. Подводя итоги столкновения, можно представить их в выгодном для себя свете, и даже если они оказались плачевными, последнее слово дает возможность хоть как-то “сохранить лицо”.
Частый, но явно некорректный прием в споре – так называемая подмена тезиса. Вместо того чтобы обосновать выдвигаемое положение, приводятся аргументы в пользу другого утверждения, выдвигаемого вместо того, которое требовалось доказать.
К примеру, надо показать, что на осине не могут расти яблоки; вместо этого доказывается, что они растут обычно на яблоне, и не встречаются ни на груше, ни на вишне.
Подмена тезиса может быть полной или частичной. Чувствуя невозможность доказать или оправдать выдвинутое положение, спорщик может попытаться переключить внимание на обсуждение другого, может быть, и важного утверждения, но не имеющего прямой связи с исходным положением. Иногда вместо тезиса доказывается некоторое более слабое утверждение, вытекающее из него.