Производство по делам о признании недействующими нормативных правовых актов полностью или в части

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 10:13, контрольная работа

Описание работы

Суды общей юрисдикции осуществляют эффективный контроль за представительной властью и за исполнительной властью, защищают гражданина от возможного произвола этих ветвей государственной власти.

Содержание

Введение
1. Порядок возбуждения дел об оспаривании нормативных правовых актов
2. Рассмотрение судом заявлений об оспаривании нормативных правовых актов
3. Особенности судебного решения по делам об оспаривании нормативных правовых актов
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

ГОТОВАЯ ГРАЖД ПР.doc

— 97.50 Кб (Скачать)

В случае неявки указанные лица могут быть подвергнуты штрафу в размере  до 10 установленных федеральным  законом минимальных размеров оплаты труда (ч.4 ст.246 ГПК).[2]

Дела, возникающие  из публичных правоотношений рассматриваются  судьей единолично, за исключением  дел о расформировании избирательной  комиссии, комиссии референдума, которые  рассматриваются судом в коллегиальном  составе трех профессиональных судей (ч.3 ст.260 ГПК). Заявление рассматривается в течение месяца со дня его подачи. Если при рассмотрении заявления о признании нормативного правового акта противоречащим закону будет установлено, что имеется спор о частном праве, подведомственный суду, заявление оставляется без рассмотрения.

Принцип состязательности гражданского процесса действует при разрешении данной категории дел своеобразно. Состязательная форма проявляется в последовательности выступлений заинтересованных лиц: первым выступает заявитель, представитель заявителя, обосновывающий незаконность полностью и в части правового акта, затем – руководитель органа государственной власти, издавшего акт, или должностное лицо, их представители, обосновывающие правомерность акта.

Обязанность доказывания по таким делам обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативно-правового акта, его законности, а также законности оспариваемых решений органов, наделенных властными полномочиями, возлагается на субъектов, принявших оспариваемый акт. Данное правило разумно, т.к. все доказательства, связанные с подготовкой и принятием нормативных правовых актов, сосредоточиваются главным образом у органов и должностных лиц, наделенных властными полномочиями.[3] При разрешении дела суд не углубляется в существо дела и не исследует конкретные факты, а деятельность суда в большей степени направлена на проверку соответствия оспариваемого акта закону или иному вышестоящему акту. Также суд проверяет и соблюдение при вынесении того или иного нормативного акта всех необходимых требований, как-то: наличие у органа, вынесшего оспариваемый акт, соответствующих полномочий, форма, порядок принятия и опубликования оспариваемого акта и т.д.[4]

 
 

[1] Коршунов Н.М. Гражданский процесс: учебник / М.: Норма, 2009.- С. 316.

[2] Постатейный комментарий к ГПК РФ / Под ред. д.ю.н. П.В. Крашенинникова.- М.: Статут, 2006.- С. 274.

[3] Кирсанов В.А. Теоретические проблемы судопроизводства по оспариванию нормативных правовых актов: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. М; 2001.- С. 146.

[4] Гражданское процессуальное право: учеб. / под общ. ред. проф. Л.В. Тумановой.-М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008.- С. 421

Отказ лица от своего требования не влечет за собой прекращение производства по делу. Признание требования органом, принявшим оспариваемый акт для  суда не обязательно (ч.3 ст.252 ГПК РФ).

Нормативный правовой акт может быть признан  судом противоречащим закону и недействующим, если он издан органом или должностным  лицом с превышением компетенции  или с другими нарушениями  действующего законодательства.

 

3. Особенности судебного решения по делам об оспаривании нормативных правовых актов

 

По итогам судебного разбирательства дела об оспаривании нормативно-правового  акта суд вправе вынести одно из двух решений. Во-первых, решение об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующим нормативно-правового акта полностью или в части. Такое решение суд выносит в том случае, если придет к выводу, что оспариваемый заявителем акт является законным, т.к. не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу. Во-вторых, решение о признании нормативного правового акта недействующим полностью или в части. Такое решение выносится в том случае, если суд придет к выводу о его незаконности в силу того, что оспариваемый акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу.

Незаконный  нормативный правовой акт или  его часть признается судом недействующим  либо со дня его принятия, либо иного  времени, указанного судом в резолютивной части решения. Вступление в законную силу указанного решения влечет за собой утрату силы этого нормативно-правового акта или его части, а также других нормативно-правовых актов, основанных на признанном недействующим акте или воспроизводящих его содержание.[1]

Кроме того, проблемы, связанные с решением суда при разрешении дел по оспариванию  нормативных правовых актов, имеют  специфику, которая обусловлена тем, что предметом рассмотрения суда являются правовые акты, имеющие нормативный характер, т.е. распространяющиеся на неопределенный круг лиц и предназначаются на неоднократное применение.

Действие  решений по делам об оспаривании  нормативных правовых актов распространяется не только на лиц, участвующих в деле, но и на лиц, которые не участвовали в рассмотрении дела, т.к. признавая тот или иной нормативно-правовой акт незаконным полностью или в части, суд признает его несоответствующим закону не только в отношении какого-либо конкретного субъекта, оспаривающего этот акт, и не только в отношении конкретного правоотношения, на основании которого возник конкретный спор. Суд признает неправомерность нормативно-правового акта вообще, в том числе и в отношении других субъектов и других правоотношений ввиду специфической природы нормативно-правового акта, распространяющего свое действие на неопределенный круг лиц.[2]

 
 
 
 

[1] Осокина Г.Л. Производство по делам, возникающим из публичных правоотношений. Уч. пособие / Томск, 2006.- С. 49.

[2] Носенко М.С. Оспаривание нормативных правовых актов в судах общей юрисдикции: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. М; 2001.- С. 110.

Однако  это не означает, что требуется  привлекать всех этих лиц к участию  в деле, так как индивидуализировать их невозможно, хотя в отдельных случаях предпринимались попытки доказать необходимость привлечения к участию в деле тех или иных лиц, заинтересованных в отмене обжалуемого акта.

В этом случае следует учитывать, что лица, чьи права и интересы затрагивает нормативный акт, вправе обжаловать в порядке надзора принятое по делу решение и в том случае, когда они не являлись участниками процесса.[1]

Таким образом, законная сила такого решения распространяется на всех лиц, на которых возлагались какие-либо обязанности либо предоставлялись права по данному нормативному акту. Отдельные гражданско-правовые последствия принятия такого решения, связанные с необходимостью возмещения ущерба потерпевшим лицам, например, возврат незаконно уплаченных налогов, установленных актом, признанным недействительным, должны разрешаться в общеисковом порядке, если соответствующий государственный орган откажется возместить ущерб во внесудебном порядке. В данном случае будет иметь место преюдиция ранее установленных фактических обстоятельств.[2]

Решение суда или сообщение о решении  после вступления его в законную силу публикуется в печатном издании, в котором был официально опубликован нормативный правовой акт.

Если  данное печатное издание прекратило свою деятельность, такое решение  или сообщение доводится до сведения населения в другом печатном издании, в котором публикуются нормативные правовые акты соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица.

Решение суда о признании нормативного акта недействующим не может быть преодолено повторным принятием такого же акта.[3]

Кроме того, по делам об оспаривании нормативных  правовых актов отказ в принятии соответствующего заявления, если имеется  вступившее в законную силу решение  суда, которым проверена законность оспариваемого нормативного правового акта, возможен только в том случае, если акт оспаривается по основаниям, которые уже были предметом судебного разбирательства.[4]

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

[1] Настольная книга судьи по гражданским делам / под. ред. Н.К. Толчеева.- М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008.- С.119.

[2] Сахнова Т.В. Курс гражданского процесса: теоретические начала и основные институты / М.: Волтерс Клувер, 2008.- С. 354.

[3] Гражданский процесс: Учебник. / Под. ред. М.К. Треушникова. М.: ОАО «Издательский Дом «Городец»», 2007.- С. 460.

[4] Осокина Г.Л. Производство по делам, возникающим из публичных правоотношений. Уч. пособие / Томск, 2006.- С. 52.

Заключение

Современное российское законодательство закрепляет широкий перечень прав и свобод человека и гражданина. В то же время, существование  одной только декларации о наличии и признании тех или иных прав и свобод не является гарантией их соблюдения. Особенно это наблюдается в публичных правоотношениях, когда один из их участников является носителем властно-управленческих правомочий и способен сам, не прибегая к помощи извне возложить и принудить к исполнению юридических обязанностей другого субъекта – гражданина или организацию либо воспрепятствовать реализации их прав, свобод и законных интересов. В такой ситуации необходимо вмешательство суда, способного в случае правонарушения со стороны властного субъекта встать на защиту субъекта, властными полномочиями не наделенного. Вмешательство суда в публично-правовые отношения, участники которых находятся в состоянии власти и подчинения, приобретает форму судебного контроля над деятельностью субъекта публичной власти.

Российский  гражданский процесс не в полной мере отвечает реалиям сегодняшнего дня, так как основная часть нормативных  правовых актов, регламентирующих его, была разработана и введена в  действие в абсолютно иных условиях функционирования общества и государства.

При этом необходимость четкого и стройного  механизма оспаривания нормативного правового акта, нарушающего права, свободы и законные интересы граждан  и организаций состоит не только в возможности защиты нарушенного права, но и в том, что закон возлагает на него обеспечение становления и политического оформления гражданского общества, защиты прав и свобод от любых форм «публично-властного произвола».[1]

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

[1] Осокина Г.Л. Производство по делам, возникающим из публичных правоотношений. Уч. пособие / Томск, 2006.- С. 8.

Список литературы

1. Гражданский  процесс: Учебник. / Под. ред. М.К.  Треушникова. М.: ОАО «Издательский  Дом «Городец»», 2007.- 784с.

2. Гражданский  процесс: Учебник / Отв. ред.  проф. В.В. Ярков.- М.: Волтерс Клувер, 2004.- 720с.

3. Гражданское  процессуальное право: учеб. / под общ. ред. проф. Л.В. Тумановой.-М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008.- 608с.

4. Гражданский  процесс. Хрестоматия: учебное  пособие. / Под ред. проф. Треушникова  М.К., М.: ОАО «Издательский Дом  «Городец»», 2005.- 896с.

5. Кирсанов  В.А. Теоретические проблемы судопроизводства по оспариванию нормативных правовых актов: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. М; 2001.- 245с.

6. Коршунов  Н.М. Гражданский процесс: учебник  / М.: Норма, 2009.- 912с.

7. Настольная  книга судьи по гражданским  делам / под. ред. Н.К. Толчеева.- М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008.- 656с.

8. Носенко  М.С. Оспаривание нормативных  правовых актов в судах общей  юрисдикции: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. М; 2001.- 130с.

9. Осокина  Г.Л. Гражданский процесс. Особ. часть / М.: Норма, 2007.- 960с.

10. Осокина  Г.Л. Производство по делам,  возникающим из публичных правоотношений. Уч. пособие / Томск, 2006.- 103с.

11. Постатейный  комментарий к ГПК РФ / Под ред.  д.ю.н. П.В. Крашенинникова.- М.: Статут, 2006.- 876с.

Информация о работе Производство по делам о признании недействующими нормативных правовых актов полностью или в части