Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2012 в 10:43, курсовая работа
Моя задача заключается в том, чтобы выяснить реальные и объективные причины развития и становления права, его особенности и закономерности. Выяснить, какая из теорий о происхождении права представляет собой особую ценность на данном этапе человеческого развития для того, что бы правильно и целенаправленно организовывать свою деятельность в дальнейшем.
Введение ………………………………………….……………….….. 3
Глава 1. Проблема происхождения права……………………………5
Глава 2. Основные пути возникновения права…..…………………..7
Глава 3. Причины возникновения права………………………...……9
Глава 4. Теории возникновения права……………………………..…11
Глава 5. Закономерности развития права………………………...…..22
Заключение…………………………………..………………….………27
Библиографический список………………………………………..…28
Суть психологической теории заключается в том, что она пытается объяснить возникновение правовых явлений и власти особыми психологическими переживаниями и потребностями людей.
Какие это переживания и потребности? Это потребность властвования у одних и потребность подчинения у других. Это осознание необходимости потребность послушания, повиновения определённым лицами в обществе. Потребность следовать их указаниям.
Психологическая теория права рассматривала народ как пассивную инертную массу, ищущую подчинения.
В своих работах по теории государства и права Петражицкий подразделяет право на автономное (или интуитивное) и на позитивное (гетерономное). Автономное право образует переживания, исполняющиеся по зову внутреннего «голоса» совести. Позитивное правовое представление имеет место тогда, когда оно основано на чужом авторитете, на внешнем нормативном акте.
По Петражицкому, право выполняет распределительную и организационную общественные функции. Содержание распределительной функции выражается в том, что правовая психика наделяет граждан материальными и идеальными благами: неприкосновенностью личности, свободой совести, свободой слова и другими. Организационная функция права состоит в наделении субъектов властными полномочиями.
Несмотря на известную теоретическую сложность и «замкнутость» на психологической стороне правовых явлений общественной жизни, многие принципиальные положения теории Петражицкого, в том числе и созданный им понятийный аппарат, восприняты и довольно широко используются современной теорией государства и права.[10][4, c.177]
Расовая теория берет свое начало еще в эпоху рабовладения, когда в целях оправдания существующего строя развивались идеи естественного деления населения в силу у прирожденных качеств на две породы людей - рабовладельцев и рабов.
Наибольшее развитие и распространение расовая теория права получила в конце XIX - первой половине XX в. Она легла в основу фашистской политики и идеологии.
Содержание расовой теории составляли развиваемые тезисы о физической и психологической неравноценности человеческих рас. Положения о решающем влиянии расовых различий на истории, культуру, государственный и общественный строй. О делении людей на высшую и низшую расы. Из которых первые являются создателями цивилизации и призванная господствовать в обществе и государстве. Вторые не способные ни только к созданию, но даже и к усвоению сформированной цивилизации. Их удел - слепое и беспрекословное повиновение. С помощью государства и права высшие расы должны господствовать над низшими.
Один из основателей расовой теории француз Ж. Гобино (1816-1882 гг.) объявлял арийцев «высшей расой», призванной господствовать над другими расами. В фашисткой Германии была предпринята попытка переписать всемирную историю заново как историю борьбы арийской расы с другими расами. Носительницей духа высшей арийской расы объявлялась Германия. К низшим расам относились семиты, славяне и другие.
На расовой основе создавалась особая система ценности «души расы», «чистоты крови», «вождя нации» и т. п. Высшей цели арийца объявлялось сохранение чистоты крови. «Люди гибнут не из-за проигранных войн, - писал Гитлер в «МАЙН КАМПФ», - а из-за потери сопротивляемости... Все, что не является полноценной расой на земле - плевелы».
Важным средством решения всех важнейших государственно-правовых и божественных проблем объявлялась война. Для их оправдания использовались положения, высказанные известным немецким философом Ф. Ницше (1844 - 1890гг.) типа: «война для государства такая же необходимость, как раб для общества», «любите мир как средство к новым войнам».
Исторически расовая теория изжила себя и была полностью дискредитирована несколько десятилетий назад. Она не используется больше как официальная или даже полуофициальная идеология. Но как «научная», академическая доктрина она имеет хождение в западных странах и в настоящее время.
Материалистическая (классовая) теория
Суть теории заключается в том, что государство явилось на смену родоплеменной организации, а право - обычаям.
Основные положения материалистической теории представлены представлены в работах К. Маркса и Ф. Энгельса.
Классовость и экономическая обусловленность права является важнейшим принципиальным положением марксистской теории. Основным содержанием этой теории является представление о том, что право является продуктом классового общества; выражением и закреплением воли экономически господствующего класса. При данных отношениях «господствующие индивиды... должны конституировать свою силу в виде государства и придать своей воле... всеобщее выражение в виде государственной воли, в виде закона». То есть, возникновение и существование права объясняется необходимостью закрепления воли экономически господствующего класса в виде законов и нормативным регулированием общественных отношений в интересах этого класса. «Право есть лишь возведенная в закон воля».
Впоследствии положения марксисткой теории прочно вошли в отечественное право. На основе классового признака права делался вывод, что в обществе, где отсутствуют антагонистические классы, в праве выражается воля всех дружественных классов и слоев общества, руководимых рабочим классом.
Право полностью только тогда, когда общество осуществит правило: «от каждого по способности, каждому по потребностям», то есть когда люди настолько привыкнут к соблюдением основных правил общежития, что они добровольно будут трудиться по способностям.
Материалистическая теория ограничивает жизнь права историческими рамками классового общества. Она считает, что право - исторически преходящее явление, которое необходимо обществу лишь на определенном этапе его развития. С исчезновением классов, оно утратит полностью свою социальную ценность. Маркситско - ленинская теория утверждает, в полной мере определяемое его волей.
Заслугой марксизма являются постулаты о том, что право - это необходимый инструмент обеспечения экономической свободы индивида, являющийся «беспристрастным» регулятором отношений производства и потребления. Его нравственные основы в цивилизованном мире учитывают и реализуют объективные потребности общественного развития в рамках дозволенного и запрещенного поведения участников общественных отношений.
Представители других концепций и теорий происхождения права считают положения материалистической теории односторонними, неверными, так как они не учитывают психологических, биологический, нравственных, этнический и других факторов, обусловивших формирование общества и возникновение государства. Тем не менее, считает Шершеневич, огромная заслуга экономического материализма состоит в доказательстве выдающегося значения экономического фактора, благодаря которому «в конечном счете» можно увязать «даже высокие и благородные чувства человека с материальной стороной его существования». «Во всяком случае, - продолжает Шершеневич, - экономический материализм представляет одну из самых крупных гипотез в учении об обществе, способную лучше всего объяснить массу общественных явлений».[11][4, c.179]
5. Закономерности развития права
Определяющая закономерность развития права заключается в том, что в ходе исторического прогресса право из инструмента государственной власти все более превращается в самостоятельную, высокозначимую силу, в самостоятельным мощный регулятивно-охранительный фактор, призванный утверждать в обществе свободу и справедливость, неотъемлемые права и свободы человека.
На первых, исходных ступенях своего развития право было составным элементом теократически-азиатскзих, рабовладельческих, феодальных обществ, отражая притом в каждую историческую эпоху своеобразие того или иного государства. Его публично-правовые институты были неразвиты, примитивны; в нем сильны были элементы, УСТАНАВЛИВАЮЩИЕ право личной зависимости (рабовладельческой, феодально-крепостнической, феодально-сословной, иерархической), произвол и бесконтрольность институтов и учреждений публичной власти, «кулачное право» - право сильного; доминировало обычное право, нередко партикулярное, раздробленное, привязанное к той или иной местности, и т. д.
Вместе с тем для права характерен правовой прогресс, шедший со времен Древнего Мира и в полной мере развернувшийся в условиях демократии, после победы с буржуазно-демократических революций.
Этот правовой прогресс во многом связан со всемирно-историческим феноменом — римским частным правом, что уже отмечалось.
Наряду с могучим влиянием на ход правового развития культуры римского частного права существенную роль в этой области сыграл весь дух эпохи Возрождения, представления и разработки великих мыслителей-просветителей Руссо, Монтескье, Вольтера, многих других, возвысивших идеи общественного договора, естественного права, прав и свобод человека.
Отсюда и вытекают те основные направления правового прогресса, которые связаны с буржуазно-демократическими революциями. Это (наряду с резким возвышением правосудия):
обогащение позитивного права естественно-правовыми идеями и ценностями. В условиях демократии позитивное право становится во многом носителем и выразителем естественных, прирожденных прав человека (право на жизнь, на свободу, на свободный выбор общественного и государственного строя и т. д.); получает признание и реализацию идея общественного договора, в соответствии с которой государственные и правовые институты не «навязываются сверху», а устанавливаются на основе общественного согласия;
утверждение начала правового государства. Это означает, что политическая власть ставится под эгиду права, под его контроль и, следовательно, должна функционировать в качестве государственной власти в рамках всех институтов государства и права, в сочетании и во взаимодействии со всеми институтами гражданского общества. В содержание права, его норм и принципов, наряду с категорией прав и свобод человека все более входят два основополагающих начала правового государства. Одно — общедозволительное («дозволено все, кроме прямо запрещенного законом»), действующее в отношении граждан, их объединений. Другое — разрешительное («дозволено только то, что прямо предусмотрено законом»), действующее в отношении властных государственных органов и должностных лиц;
возвышение частного права. В новых экономических условиях демократического общества гражданское право, охватывающее собственность, договорные обязательства, иные имущественные отношения, стало выражением всеобщности рынка, экономической свободы, гарантом автономии личности, юридического приоритета ее воли. Поэтому оно резко выдвинулось вперед в правовой системе, оттеснив публичное право и даже проникая в него, прежде всего применительно к личности, ее достоинству, абсолютности и ненарушимости ее прав. Уже в XIX веке были приняты важнейшие законодательные акты в сфере частного права, такие, как Французский гражданский кодекс — Кодекс Наполеона (1801 —1803 гг.), Германское гражданское уложение, и др.
Понятно, все эти направления правового прогресса, включая неуклонное развитие правосудия (как и развитие государства в условиях демократии) — не более чем тенденции. Далеко не во всех странах они имели и имеют сейчас последовательный характер; нередко, особенно при установлении в той или иной стране авторитарного режима, возникали и иные тенденции, связанные с «опубличением», огосударствлением права, усилением в нем репрессивных начал, упрощением процессуальных гарантий и т. д.
Тем не менее отмеченные закономерности, связанные с возвышением права, с превращением его в могучий регулятивно-охранительный фактор, утверждающий ценности цивилизации, проходят через всю историю человечества. И особо значимы они сейчас, на современном этапе развития цивилизации.
Право в современном гражданском обществе выдвигается в самый центр общественно-политической жизни, продолжается его возвышение. И это в высшей степени существенно потому, что именно через право во многом утверждаются в обществе приоритет личности, ее высокий статус, права и свободы человека, господство нравственно-духовных, гуманитарных начал. Все это предопределяет такой качественный поворот в развитии общества, когда оно, как уже отмечалось, становится не только «гражданским», но и «правовым». Причем правовой характер общества - всего общества, а не только одной государственной власти — выступает в качестве его преобладающей, наиболее существенной черты.
Среди ряда уже ранее названных особенностей права современного гражданского общества нужно выделить то, что права и свободы человека не только все более становятся целью законодательства и направлений правовой политики, но и прямо включаются в содержание правового регулирования как непосредственный критерий при определении правомерности того или иного поведения, предмет судебной защиты. Отсюда, в частности, возможность обжалования государственных актов в международные правосудные органы в случаях, когда, по мнению заявителя, ущемляются права человека.[12] [2, c. 59-62]
Право явление многогранное. Рассмотренные нами теории по разному объясняют причины происхождения права. Попытка их обобщение и осмысления в рамках одной универсальной теории вряд ли возможно, хотя такие попытки и предпринимались. Каждая из этих теорий раскрывает одну из возможных сторон процесса возникновения права.
История цивилизации знает десятки, сотни правовых теорий. Глубокие умы человечества в течение веков бились над разгадкой феномена права, раскрытием его сущности. Правовые теории прошлого являлись завоеванием человеческой культуры, стремлением научной мысли проникнуть в самую сердцевину человеческих отношений.