Проблема гражданского общества

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2011 в 19:16, реферат

Описание работы

Понятие «правовое государство» и «гражданское общество» сегодня интенсивно проникают в научный лексикон. Проблема гражданского общества в настоящее время является сложной и трудно решаемой задачей, затрагивает все сферы жизнедеятельности.

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Word.doc

— 58.50 Кб (Скачать)

1   

ВВЕДЕНИЕ 

Понятие «правовое  государство» и «гражданское общество»  сегодня интенсивно проникают в  научный лексикон. Проблема гражданского общества в настоящее время является сложной и трудно решаемой задачей, затрагивает все сферы жизнедеятельности.

    Если мы хотим жить в правовом государстве, иметь гражданское общество, то мы естественно должны участвовать в образование этого гражданского общества. Каждый человек должен понимать, зачем нужно гражданское общество и к каким результатам приведет его образование.

     Гражданское  общество – это новое понятие.  Оно возможно лишь в индустриально  – экономически развитом, благополучном государстве.  И если мы стремимся к такому обществу и хотим сформировать его, то в определении должны отразиться единство взаимодействия устойчивых элементов структуры обществ: социальных сил и групп (ученых, врачей, учителей, политиков, летчиков, писателей, рабочих-горняков,  металлургов, электриков, газовиков, водителей и т.д.), и те идеалы в общественной, экономической, социальной, культурной и политической жизни, к которым стремятся вышеназванные категории граждан на путях к этому единству.

   Итак, проблема  становления гражданского общества  в республике Дагестан является  сейчас наиболее острым вопросом современного Дагестана. Как реализовать гражданское общество, на какие социальные слои опираться, нужно ли оно нашему обществу? Ответы на все эти поставленные вопросы, можно найти в моей работе.

  

  

История развития гражданского общества 

    Политическая  власть с целью своего упрочения создает политическую систему и ее основу - государство.

    История  развития государства четко выделяет  две тенденции: 

  -государство демократическое, правовое;

-государство тоталитарное, авторитарное.

    Каким  путем пойдет развитие государства - во многом зависит от уровня развитости гражданского общества. Постараемся же разобраться с сущностью гражданского общества, историей его возникновения и ролью, которое гражданское общество играет в политической жизни страны.

    Гражданское  общество - это негосударственная часть общественно-политической жизни; это совокупность общественных отношений, формальных и неформальных структур, обеспечивающих условия политической деятельности человека, удовлетворение и реализацию разнообразных потребностей и интересов личности и социальных групп и объединений.

    Идея  гражданского общества возникла  в середине 17-го века. Впервые  термин "гражданское общество" был употреблен Г. Лейбницем  (1646 - 1716), немецким философом, ученым  и общественным деятелем. Значительный вклад в разработку проблем гражданского общества внесли Т. Гоббс, Дж. Локк, Ш. Монтескье.

    Концепция  гражданского общества в работах  этих мыслителей базировались  на идеях естественного права  и общественного договора.

    Человек,  как личность, стремится к свободе и реализации своих естественных прав. Но как существо общественное, человек не может жить вне общества и, особенно вне государства, а, значит, реализация его естественных прав затрудняется государством, властью. Гражданское общество подразумевает добровольную передачу личностью государству своих прав, с одной стороны, а с другой - ограничение государственной власти в интересах реализации гражданами своих свобод. Главное условие действенности гражданского общества - добровольность и взаимность подобного договора между гражданами и государством.

    Особое  место в разработке концепций  гражданского общества занимают  идеи Г. Гегеля. По его мнению, гражданское общество это своеобразная  стадия в диалектическом движении  от семьи к государству. "Гражданское общество, - писал он, - есть дифференциация, которая выступает между семьей и государством, хотя развитие гражданского общества наступает позднее, чем развитие государства".

    По  Гегелю, гражданское общество включает  рыночную экономику, социальные классы и политические институты и составляет комплекс частных лиц; деятельность гражданского общества регулируется правом, и само оно прямо не зависит от государства.

    Особый  подход к проблеме гражданского  общества у К. Маркса. Он рассматривает гражданское общество как сферу материальной, экономической жизни, как общественную организацию, развивающуюся непосредственно из производства и обращения. По Марксу, гражданское общество, это совокупность экономических, производственных отношений, которые соответствуют производительным силам общества и образуют базис государства. В гражданском обществе происходят революционные изменения: ликвидация частной собственности и эксплуататорских классов. Эти революционные преобразования приводят к тому, что владельцами средств производства становятся ранее угнетенные классы, исчезает эксплуатация человека человеком и происходит отмирание государства - основного орудия угнетения.

    В  современной политологии общество  рассматривается как совокупность  гражданского общества и государства, как основного института политической власти. Гражданское общество выступает связующим звеном между гражданином и государством. В нем осуществляется повседневная политическая жизнь людей.  

    Среди  ученых нет единого взгляда  на происхождение гражданского общества.

    Одни  видят зачатки общества уже  на первобытно-общинной стадии  развития, когда начинают формироваться  семейные и родовые общины.

    Другие  считают, что с появлением частной  собственности и эксплуататорских  классов, гражданское общество создает государство как орган господствующего класса.

    Третьи  считают, что гражданское общество  появилось как протест граждан  против всевластия государства,  как желание людей реализовать  свои права и свободы. 

    Политологи  выделяют следующие исторические типы гражданского общества:

социальные образования (сословие, социальная группа, класс);

общество как  совокупность граждан страны;

мировое сообщество граждан.

    Зачатки  гражданского общества формируются  путем возникновения простейших, немногочисленных неустойчивых объединений людей для совместного добывания пищи, строительства жилья, изготовления предметов быта и одежды, защиты от врагов и диких зверей.

    Со  временем, в связи с развитием  производственной сферы жизнедеятельности, объединения людей становятся более многочисленными, функционально разнообразными, устойчивыми. Формируются общины, и люди понимают, что в рамках общины они могут обеспечить удовлетворение своих потребностей, а труд на пользу общины дает право участвовать в решении общинных дел. Гражданское общество, по существу, совпадает с общиной.

    На  определенной стадии своего развития  гражданское общество создает  государство для защиты своих  интересов, содержит государственный  аппарат, в определенной мере контролирует его, чему государство активно сопротивляется.

    Пока  гражданское общество пребывает  в аморфном состоянии, государство,  набирая силы, в определенной  мере поглощает его и становится  единым вершителем судеб всех  граждан. ("Все могут короли... и судьбы всей земли вершат они порой...").

    Но  именно потому, что незрело гражданское  общество, государство само не  отличается стабильностью. 

    С  пришествием времени гражданское  общество добивается законодательного  упорядочения и урегулирования  отношений между ним и государством, вынуждает государство создавать определенные гарантии для наиболее обездоленных, устанавливать и поддерживать некоторый консенсус в обществе на основе базисных социальных ценностей: свобод, прав, экономической независимости человека.

    В  условиях развитых капиталистических  отношений гражданское общество  вновь, как и на заре своего  развития, расширяет свои рамки  до масштабов всего общества, до масштабов всей страны.

    Современное  гражданское общество стало складываться в результате буржуазных революций в странах Западной Европы. Реальное функционирование его началось с принятием Биллей о правах в Англии и США и Декларации, прав человека и гражданина во Франции.

3

ПРОБЛЕМА  СТАНОВЛЕНИЯ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА

  

Все мы знаем, что в Дагестане никогда не соблюдались законы. Люди делают что хотят. Больше половины населения Дагестана не знают, что такое правовое государство, что такое гражданское общество. Они не имеют четкого представления  о том, что это такое. И так как, нет порядка внутри общества, то и о развитие Дагестана не может быть и речи.

   В Росси  только в начале ХХI столетия  пришли к идее необходимости  формирования гражданского общества  как важнейшего инструмента постиндустриального  развития. В послании Федеральному Собранию РФ от 16 мая 2003 года  В.В. Путин подчеркнул: « Россия должна быть и будет страной с развитым гражданским обществом и устойчивой демократией. В ней в полной мере будут обеспечены права человека, гражданина и политические свободы».

    Что  касается Дагестана, то он также осознает необходимость глубокой проработки теоретических вопросов становления гражданского общества.

    С  этой целью Народным Собранием  республики были проведены две  научно-практические конференции:  «Проблемы становления гражданского общества в Республике Дагестан» (23 февраля 2003 года) и «Социально-экономические основы формирования гражданского общества в Дагестане» (24-25 июня 2005 года). Рекомендации, принятые на конференциях, легли в основу практической деятельности дагестанского руководства по формированию и развитию структур гражданского общества.

    Более  того, республика Дагестан конституционно  закрепила стратегический курс  на создание гражданского общества. В преамбуле Конституции РД, принятой 2003 году, четко зафиксировано положении о стремлении Дагестана «к становлению гражданского общества и созданию благоприятных условий для свободного развития всех дагестанцев». На протяжении последних десяти лет в Дагестане проделана большая работа по созданию правовых, экономических, социальных, культурных и духовных предпосылок и основ гражданского общества. В соответствии с новой Конституцией 2003 года в республике создан институт президентства и избран первый Президент РД.

    Принят  Закон РД «О Правительстве  Республики Дагестан», направленный  на совершенствование органов  исполнительной власти.

В соответствии с Законом РД «О выборах депутатов  Народного Собрания Республики Дагестан»  от 26 октября 2006 года парламент республики формируется на партийной пропорциональной основе. А количество депутатских мандатов сокращено со 121 до 72.

   В Дагестане  сформирована законодательная база  и создана самостоятельная ветвь  судебной власти.

Выработана законодательная  база и местного самоуправления - непосредственной власти самих граждан. Она, как известно, - важнейший институт гражданского общества, от развития которого зависит степень участия масс в управлении общественными и государственными делами. Местное самоуправление в республике осуществляется в 8 городских, 687 сельских поселениях, 41 муниципальном районе, 10 городских округах, Бежтинском участке Цунтинского района. При Председателе Народного Собрания РД действует Совет представителей органов местного самоуправления.

    Для Республики Дагестан, относящейся к трудоизбыточным регионам с большой безработицей и низким уровнем жизни значительной части населения, особое значение имеет правовое регулирование социальной сферы. Отношения в этой сфере регулируются такими законами, как Закон РД «О социальном обслуживании населения в Республике Дагестан», а также законами, касающимися социальной поддержки тружеников тыла и ветеранов труда, жертв политических репрессий, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и т.д. В целом социальная сфера в условиях инновационной модернизации становится приоритетной сферой, задающей стандарты развития общественной жизни, в том числе и экономической. 

Руководство республики исходит из того, что только в  широко информируемом обществе возможна эффективная деятельность гражданских институтов. Поэтому в республике особое внимание обращается на развитие средств массовой информации. Сегодня в республике на 14 языках выходят более 140 газет и 31 журнал. Кроме того, еженедельно выходят 34 районных и 12 городских, 14 ведомственных и более 70 коммерческих и частных изданий.

Информация о работе Проблема гражданского общества