Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 11:55, курсовая работа
Целью курсовой работы является исследование признания гражданина безвестно отсутствующим или объявление его умершим.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: раскрыть понятие и правовое регулирование признания гражданина безвестно отсутствующим и объявление гражданина умершим; исследовать теоретические и практические проблемы данного правового института; определить последствия признания гражданина без вести пропавшим; рассмотреть основания объявления гражданина умершим; изучить процедуру судебного разбирательства.
Введение
1 Признание гражданина безвестно отсутствующим
2 Последствия признания гражданина безвестно отсутствующим
3 Отмена решения о признании гражданина безвестно отсутствующим
4 Объявление гражданина умершим
5 Последствия явки гражданина, объявленного умершим
Заключение
Список использованных источников
Введение
В условиях развития
Роль и значение данного института резко возрастает в экстремальных ситуациях. Так, в современных условиях известны многочисленные факты захвата заложников, похищение людей и торговля ими, их длительное и насильственное удержание и использование в качестве рабов.
Актуальность изучения данного института так же состоит в том, что в случае объявления гражданина безвестно отсутствующим необходимо принятие мер по защите его прав и законных интересов. Так, имеющееся имущество у такого лица может быть по решению суда передано в доверительное управление.
В случае объявления гражданина умершим не менее актуальным становится вопрос об открытии наследниками наследства. Законодательно выделяется день открытия наследства по достоверному, условному или предполагаемому дню смерти. Для каждого случая применяется свой срок принятия наследства.
Целью курсовой работы является исследование признания гражданина безвестно отсутствующим или объявление его умершим.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: раскрыть понятие и правовое регулирование признания гражданина безвестно отсутствующим и объявление гражданина умершим; исследовать теоретические и практические проблемы данного правового института; определить последствия признания гражданина без вести пропавшим; рассмотреть основания объявления гражданина умершим; изучить процедуру судебного разбирательства.
Безвестное отсутствие гражданина – это совокупность фактов, исследованных и установленных судом, которые дают основание признать гражданина безвестно отсутствующим.
В случае длительного отсутствия гражданина в месте его постоянного проживания и неизвестности места его нахождения возникает юридическая неопределенность, последствиями которой может стать ущемление прав других участников правоотношений.
Суд может признать гражданина безвестно отсутствующим, если в течение одного года в месте его постоянного жительства нет сведений о месте его пребывания.
Признание гражданина безвестно отсутствующим влечет следующие юридические последствия. Имущество, принадлежащее такому гражданину, если необходимо постоянное управление им передается в доверительное управление. Прекращаются обязательства, тесно связанные с личностью безвестно отсутствующего. Супруг безвестно отсутствующего вправе расторгнуть с ним брак в упрощенном порядке через органы записи актов гражданского состояния.
Объявление умершим предполагает не только безвестное отсутствие лица, но и наличие обстоятельств, которые дают основание предполагать, что гражданина уже нет в живых (несчастный случай, военные действия).
Дела о признании гражданина безвестно отсутствующим и об объявлении гражданина умершим имеют много общего в своем фактическом составе, однако последние более сложны по своей правовой характеристике.
Суд может объявить гражданина умершим, если в месте его постоянного жительства нет сведений о месте его пребывания в течение пяти лет, а если он пропал без вести при обстоятельствах, угрожавших смертью или дающих основание предполагать его гибель от определенного несчастного случая, – в течение шести месяцев.
Военнослужащий или иной гражданин, пропавший без вести в связи с военными действиями, может быть объявлен судом умершим не ранее чем по истечении двух лет со дня окончания военных действий
Объявления граждан умершими следует отличать от аналогичных юридических категорий в делах по установлению юридического факта смерти лица в определенное время и при определенных обстоятельствах, а также от установления юридического факта регистрации смерти.
Я считаю, что четкое разграничение этих различных правовых явлений имеет существенное значение для правильного рассмотрения и разрешения этих дел в судебной практике.
Дела о признании граждан безвестно отсутствующими или объявлении граждан умершими рассматриваются судьей единолично в порядке особого производства в суде общей юрисдикции с обязательным участием прокурора, который обязан осуществлять надзор за соблюдением законов, а также прав и интересов лица, признаваемого безвестно отсутствующим или умершим.
С заявлением в суд должны обратиться заинтересованные лица, к которым относятся члены семьи, общественные объединения, орган опеки и попечительства, другие лица, интересы которых затрагиваются фактом отсутствия гражданина. В первую очередь к заинтересованным лицам можно отнести супруга.
Судья при подготовке дела к судебному разбирательству согласно ст. 278 ГПК РФ выясняет, кто может сообщить сведения об отсутствующем гражданине, а также запрашивает соответствующие организации по последнему известному месту жительства, месту работы отсутствующего гражданина, органы внутренних дел, воинские части об имеющихся о нем сведения
Решение суда, которым гражданин объявляется умершим, выносится судом в совещательной комнате и является основанием для внесения органом записи актов гражданского состояния записи о смерти этого гражданина в книгу государственной регистрации актов гражданского состояния.
Последствия вынесения судом решения об объявлении гражданина умершим специально законом не предусмотрены, поскольку они должны совпадать с теми, что имеют место при смерти гражданина: открывается наследство в имуществе гражданина, объявленного умершим, прекращается брак и обязательства, которые носят личный характер. Однако полного тождества последствий, разумеется, нет.
Существуют два основания для отмены решения суда о признании гражданина безвестно отсутствующим: явка гражданина или обнаружение места его пребывания.
Новое решение суда является соответственно основанием для отмены управления имуществом гражданина и для аннулирования записи о смерти в книге государственной регистрации актов гражданского состояния Однако отмена судебного решения об объявлении гражданина умершим не может восстановить некоторые его права. Так, если супруг вступил в новый бра, то брачные отношения не могут быть остановлены, имущество, перешедшее по наследству, могло не сохраниться. Объектом исследования являются правовые отношения, возникающие в процессе реализации норм о признании гражданина безвестно отсутствующим или умершим .Предметом исследования выступают нормы гражданского и гражданско-процессуального права, регулирующие общественные отношения в области признания гражданина безвестно отсутствующим или умершим
1 Признание гражданина безвестно отсутствующим
Гражданин может быть по заявлению заинтересованных лиц признан судом безвестно отсутствующим, если в течение года в месте его жительства нет сведений о месте его пребывания.
При невозможности установить день получения последних сведений об отсутствующем началом исчисления срока для признания безвестного отсутствия считается первое число месяца, следующего за тем, в котором были получены последние сведения об отсутствующем, а при невозможности установить этот месяц - первое января следующего года.
Институты признания гражданина безвестно отсутствующим и признания гражданина умершим направлены на защиту прав других участников граждански правоотношений. Так в случае длительного отсутствия гражданина - участника гражданских правоотношений в месте его постоянного проживания и неизвестности его места пребывания возникает юридическая неопределенность, последствием которой может стать ущемление прав других участников правоотношений. Так, кредиторы не имеют возможности получить с данного гражданина причитающийся им долг; состоящие на иждивении гражданина нетрудоспособные лица перестают получать от него причитающееся им содержание и в то же время не могут обратиться за пенсией, поскольку считаются имеющими кормильца. Не защищены и интересы самого отсутствующего лица, т.к. может быть причинен ущерб его имуществу, оставшемуся без присмотра.
Суд может признать гражданина безвестно отсутствующим по заявлению заинтересованных лиц. Относится ли лицо, обратившееся в суд с заявлением о признании гражданина безвестно отсутствующим, к числу заинтересованных лиц, суд будет решать исходя из материалов конкретного дела. Как правило, заинтересованность подтверждается необходимостью урегулировать правоотношение, одним из участников которого являлся ныне безвестно отсутствующий гражданин, а другим - лицо, обратившееся в суд с заявлением. Например, в соответствии с подп. 6 п. 1 ст. 188 ГК прекращается действие доверенности, выданной безвестно отсутствующим другому лицу или другим лицом безвестно отсутствующему.
В качестве заинтересованных лиц также могут выступать граждане, для которых решение суда о признании гражданина безвестно отсутствующим является правовым основанием (предпосылкой) возникновения их собственных прав. Например, иждивенцы отсутствующего, которые имели бы право на получение пенсии в случае его смерти, приобретают это право с момента вступления в силу решения суда о признании гражданина безвестно отсутствующим.
Гражданин может быть признан судом безвестно отсутствующим, если в течение года в месте его жительства не будет обнаружено сведений о месте его пребывания (ст.42 ГК). При невозможности установить день получения последних сведений, началом истечения срока для признания безвестного отсутствия считается первое число месяца следующего за тем, в котором были получены последние сведения об отсутствующем, а при невозможности установить месяц - первое января следующего года.
2 Последствия признания гражданина безвестно отсутствующим
Имущество гражданина , признанного безвестно отсутствующим, при необходимости постоянного управления им передается на основании решения суда лицу, которое определяется органом опеки и попечительства и действует на основании договора о доверительном управлении, заключаемого с этим органом.
Из этого имущества выдается содержание гражданам, которых безвестно отсутствующий обязан содержать, и погашается задолженность по другим обязательствам безвестно отсутствующего.
Орган опеки и попечительства может и до истечения года со дня получения сведений о месте пребывания отсутствующего гражданина назначить управляющего его имуществом.
Последствия признания лица безвестно отсутствующим , непредусмотренные настоящей статьей, определяются законом.
Основные юридические последствия признания гражданина безвестно отсутствующим состоят в следующем.
Во-первых, имущество, принадлежащее такому гражданину, если необходимо постоянное управление им, передается в доверительное управление. В соответствии с решением суда о передаче имущества в доверительное управление орган опеки и попечительства назначает управляющего и заключает с ним договор о доверительном управлении.
Из этого имущества выдается содержание
гражданам, которых безвестно отсутствующий
обязан содержать, и погашается задолженность
по иным обязательствам безвестно отсутствующего.
Законом допускается
назначение управляющего имуществом отсутствующего
гражданина и до истечения года со дня
получения сведений о месте его пребывания.
Управляющего в таком случае назначает
орган опеки и попечительства своим решением,
без обращения в суд. Управляющий
выделяет средства гражданам, которых
безвестно отсутствующий по закону обязан
содержать (несовершеннолетние дети, нетрудоспособные
родители и др.), а также погашает его задолженность
по другим обязательствам.
По заявлению
заинтересованных лиц орган опеки и попечительства
может назначить опекуна для охраны имущества
гражданина, если он отсутствует меньше
года и не признан безвестно отсутствующим.
Однако по смыслу закона в этом случае
опекун назначается только для охраны
имущества и не может производить из него
какие-либо выплаты.
Во-вторых, в случае признания гражданина
безвестно отсутствующим у нетрудоспособных
членов семьи, состоящих на его иждивении,
возникает право на пенсию по случаю потери
кормильца согласно правилам пенсионного
законодательства.
В-третьих,
прекращается действие доверенности,
выданной на имя безвестно отсутствующего,
а также выданной им самим.
В-четвертых,
супруг гражданина, признанного безвестно
отсутствующим, имеет право на расторжение
брака в упрощенном порядке через орган
загса.
В случае явки
или обнаружения места пребывания гражданина,
признанного безвестно отсутствующим,
суд отменяет решение о признании его
безвестно отсутствующим .На основании
решения суда отменяется доверительное
управление имуществом гражданина и прекращаются
другие юридические отношения, возникшие
из факта признания его безвестно отсутствующим.
Признание лица безвестно отсутствующим или объявление его умершим не умаляет правосубъективности гражданина, если он жив.
Основания признания лица безвестно отсутствующим.
Безвестно отсутствующим может быть признан
гражданин, если в течение года в месте
его жительства нет сведений о месте его
пребывания. Годичный срок исчисляется
со дня получения последних сведений о
нем. Если этот день установить невозможно,
за точку отсчета принимается первое число
месяца, следующего за тем, в котором были
получены последние сведения, а при невозможности
установить месяц - первое января следующего
года.
Признание гражданина безвестно отсутствующим
производится по заявлению заинтересованных
лиц, организаций, прокурора в порядке,
предусмотренном главой 28 ГПК. Со дня вступления
в силу решения суда гражданин считается
безвестно отсутствующим.
Информация о работе Признание гражданина безвестно отсутствующим или объявление его умершим