Признание гражданина безвестно отсутствующим или умершим

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2011 в 16:29, курсовая работа

Описание работы

"Ушел из дома и не вернулся..." Такими словами начинаются обычно объявления о розыске пропавших людей. Помимо горя утраты пропажа человека влечет и проблемы юридического характера - как быть с имуществом пропавшего лица, каким образом содержать его иждивенцев и т.д.
Ежедневно в нашей стране пропадают десятки граждан, в связи с чем возникает много трудностей, так как у пропавшего гражданина могли остаться малолетние дети на иждивении, родственники, не погашен кредит в банке, а так же иные обязательства перед другими гражданами и юридическими лицами.

Содержание

Введение
1. Признание гражданина безвестно отсутствующим
2. Доверительное управление имуществом безвестно отсутствующего
3. Расторжение брака с безвестно отсутствующим

4. Порядок снятия граждан, признанных безвестно отсутствующими, с регистрационного учета по месту жительства
5. Явка и обнаружение лица признанного безвестно отсутствующим
6. Объявление гражданина умершим
7. Порядок и особенности признания военнослужащих безвестно отсутствующими и умершими. Правовые последствия
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

курсовая работа 1.docx

— 46.47 Кб (Скачать)

Курсовая работа "Признание гражданина безвестно отсутствующим или умершим" 2004г.

Содержание 
 
Введение

1.    Признание гражданина безвестно отсутствующим

2.    Доверительное управление имуществом безвестно отсутствующего

3.    Расторжение брака с безвестно отсутствующим

 
4.    Порядок снятия граждан, признанных безвестно отсутствующими, с регистрационного учета по месту жительства

5.    Явка и обнаружение лица признанного безвестно отсутствующим

6.    Объявление гражданина умершим

7.    Порядок и особенности признания военнослужащих безвестно отсутствующими и умершими. Правовые последствия

Заключение

Список  использованной литературы 
 
 
 
Введение 
 
 
"Ушел из дома и не вернулся..." Такими словами начинаются обычно объявления о розыске пропавших людей. Помимо горя утраты пропажа человека влечет и проблемы юридического характера - как быть с имуществом пропавшего лица, каким образом содержать его иждивенцев и т.д. 
Ежедневно в нашей стране пропадают десятки  граждан, в связи с чем  возникает много трудностей, так как у пропавшего гражданина могли остаться малолетние дети на иждивении, родственники, не погашен кредит в банке, а так же иные обязательства перед другими гражданами и юридическими лицами. 
Суд может признать лицо безвестно отсутствующим, если в течение одного года в месте его постоянного жительства нет сведений о месте его пребывания (ст. 42 ГК). Существует три мнения об основаниях признания гражданина безвестно отсутствующим. Одни авторы в основу такого признания кладут презумпцию смерти гражданина, с чем трудно согласиться, ибо при этом стирается грань между признанием лица безвестно отсутствующим и объявлением его умершим и необъяснимы различия в правовых последствиях, которые наступают в каждом из данных случаев. 
Другие авторы считают основой безвестного отсутствия презумпцию жизни, ибо нет достаточных оснований предполагать, что гражданина нет в живых . Наиболее рациональной и обоснованной следует признать позицию тех авторов, которые полагают, что при признании гражданина безвестно отсутствующим не заложена ни та, ни другая презумпция, а констатируется лишь факт невозможности решения во¬проса о жизни или смерти лица . 
Возникает вопрос: Что делать заинтересованным лицам? 
К заинтересованным лицам относятся не только члены семьи пропавшего или его предполагаемые наследники. Таковыми являются и кредиторы лица, т.е. граждане и организации, перед которыми без вести пропавший имел обязательства (долги). 
На этот вопрос я постараюсь ответить в своей курсовой работе, тема которой:  «Признание гражданина безвестно отсутствующим или объявление его умершим». 
В данной работе я постараюсь осветить такие вопросы как признание гражданина безвестно отсутствующим, какие последствия наступают в связи с данным событием,  на что вправе рассчитывать окружающие его лица, как им себя вести, что необходимо сделать для признания гражданина безвестно отсутствующим или объявления его умершим, на что вправе рассчитывать гражданин объявленный умершим или безвестно отсутствующий при его явке или обнаружении.  
Несомненно, то, что факт признания гражданина безвестно отсутствующим или умершим затрагивает множество правовых сторон жизни граждан это и налоговое,  семейное, и пенсионное, гражданское  право, право социального обеспечения.      
Гражданское законодательство России предусматривает специальные правовые процедуры охраны имущества безвестно отсутствующих лиц и погашения их обязательств. 
Статьи Гражданского кодекса Российской Федерации посвященные признанию гражданина безвестно отсутствующим, равно как и признание гражданина умершим весьма важны для нормального функционирования механизмов рыночной экономики. Длительное отсутствие гражданина — одного из важнейших субъектов хозяйственных связей — затрагивает интересы множества других граждан и юридических лиц — контрагентов по договорам. Кроме того, могут страдать интересы работодателей, членов семьи, наследников и т.д. Во всех этих случаях встает вопрос о безвестном отсутствии гражданина, чтобы не нарушался нормальный ход хозяйственного оборота. 
Для решения данных задач мною использованы правовые и специальные источники, в том числе монографические работы  таких авторов как  Сович А.М., Юрченко А.К., Мишин И.П.,  и др.     
 
 
1. Признание гражданина безвестно отсутствующим. 
 
 
Порядок признания лица безвестно отсутствующим и объявления его умершим законодательно урегулирован ст. ст. 42 - 46 Гражданского кодекса Российской Федерации и некоторыми другими нормативными правовыми актами. 
Так в силу норм ГК РФ "гражданин может быть по заявлению заинтересованных лиц признан судом безвестно отсутствующим, если в течение года в месте его жительства нет сведений о месте его пребывания. 
При невозможности установить день получения последних сведений об отсутствующем началом исчисления срока для признания безвестного отсутствия считается первое число месяца, следующего за тем, в котором были получены последние сведения об отсутствующем, а при невозможности установить этот месяц - первое января следующего года". 
Для признания гражданина безвестно отсутствующим нужно со¬блюсти ряд условий:  
первое — отсутствие сведений о месте его пребывания; 
второе — чтобы о его местопребывании не знали именно в месте его постоянного жительства. К постоянному месту жительства относится населенный пункт, где он постоянно или преимущественно проживает ("каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства" . Следовательно, закон разграничивает место пребывания гражданина и место его жительства. В первом он находится временно - гостиница, санаторий и т.п. Вторым является место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, члена его семьи, по договору найма (поднайма) либо на ином основании, предусмотренном законодательством Российской Федерации, - жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, общежитие, специальный дом для одиноких и престарелых граждан, дом - интернат для инвалидов, ветеранов и подобные жилые помещения, где находится место его работы, место службы, место учебы и т.д.). Нельзя безоговорочно приравнивать место постоянного жительства к месту регистрации: известны многочисленные случаи, когда они не совпадают. Иначе говоря, следует исходить из отсутствия гражданина в том месте, где он проживает и где обязан зарегистрироваться в соответствии с Законом № 5242-1 ;  
третье условие — срок, в течение которого о местонахождении человека нет сведений, не может быть менее года. Слова закона о том, что гражданин может быть признан безвестно отсутствующим, следует понимать так, что он может быть, и не признан таковым. Иначе говоря, истечение годичного срока вовсе не влечет автоматическое признание гражданина безвестно отсутствующим;  
четвертое условие — в любом случае только суд может вынести подобное решение. При этом суд должен исходить из того, что нет возможности обычным путем установить место пребывания гражданина, т.е. путем оповещения, розыска, опроса свидетелей и т.п. 
Кто может возбуждать данного рода дела? 
Прежде всего, это право предоставлено заинтересованным лицам. Относится ли заявитель к заинтересованным лицам, устанавливает суд; в заявлении должно быть указано, для какой цели ему необходимо признать гражданина безвестно отсутствующим. Заявитель и суд принимают меры для установления места пребывания гражданина, выясняют, когда были получены последние сведения о нем. 
Дела особого производства возбуждаются в суде посредством направления в суд заявления (не иска!), так как в данной категории дел нет материально - правового спора. Особенность данного заявления состоит в том, что в нем не указывается другая сторона - ответчик, так как отсутствует гражданско - правовой спор, а выводы суда об установлении данных фактов основываются: 
- при признании лица безвестно отсутствующим - на предположении нахождения его в живых; 
- при объявлении лица умершим - на предположении его смерти. 
Заявление в суд подается любыми заинтересованными лицами (в т.ч. и юридическими) по месту жительства заявителя, последнему известному месту жительства (или по месту на¬хождения юридического лица).  
С рядом государств (к примеру, с Литовской Республикой, Республикой Молдова, Тунисской Республикой и др.) Россией заключены договоры "О правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам", согласно которым по делам о признании безвестно отсутствующим и объявлении умершим компетентны учреждения той Договаривающейся Стороны, гражданином которой являлось лицо в то время, когда оно по последним сведениям было в живых.  
Учреждения одной Договаривающейся Стороны могут признать гражданина другой Договаривающейся Стороны безвестно отсутствующим или умершим, а также установить факт его смерти по ходатайству лиц, проживающих на ее территории, если их права и интересы основаны на законодательстве этой Договаривающейся Стороны. В этих случаях учреждения Договаривающихся Сторон применяют законодательство  
 
своего государства . 
 В заявлении о признании гражданина безвестно отсутствующим должны быть указаны: цель признания гражданина безвестно отсутствующим, обстоятельства безвестного от¬сутствия, день получения последних сведений и т.д. Примерный образец заявления указан ниже. 
В ______________________ районный 
  (наименование суда) 
городской) суд 
от ______________________________ 
           (Ф. И. О. и адрес заявителя)  
 
ЗАИНТЕРЕСОВАННЫЕ ЛИЦА: 
1.________    _____________________ 
2._________________________________ 
 
ЗАЯВЛЕНИЕ 
о признании безвестно отсутствующим 
 
Я состою в браке с гр. _________________________. Брак 
                 (Ф. И. О. отсутствующего) 
зарегистрирован ______________________________________ 
(наименование ЗАГСа, дата регистрации брака и № актовой записи) 
«__»_______19__г. муж ушел (уехал)из дома _____________ 
             (указать куда, если это известно) 
С этого дня о судьбе _________________________________ 
              (Ф. И. О. отсутствующего) 
я ничего не знаю, его поиски результатов не дали. 
Признание мужа безвестно отсутствующим необходимо мне для _________________________________________________ 
(указать, для какой цели необходимо заявителю признать гражданина безвестно отсутствующим) 
В соответствии со ст. 42 ГК РФ 
ПРОШУ: 
Признать ______________________________________________ 
(Ф. И. О. отсутствующего) 
«__»__________19_г. рождения, уроженца _______________ 
безвестно отсутствующим. 
 
Приложение: 
1.     Документы, подтверждающие безвестное отсутствие гражданина 
(справки домоуправлений, органов милиции, иных организаций по последнему известному месту жительства и работы). 
2.     Марка (квитанция) госпошлины. 
3.     Копия заявления. 
Дата _____________                Подпись ___________ 
 
После принятия заявления суд принимает меры к обнаружению отсутствующего (публикация в печати о возбужденном деле, сообщения по радио, телевидению, запрос по месту предполагаемого нахождения, запрос родственников и т.д. — ст. 254 ГПК). Если в результате принятых мер гражданин обнаруживается, то производство по делу прекращается. Особенностью дел о признании гражданина безвестно отсутствующим является обязательное участие прокурора (ст. 255 ГПК). Задача прокурора в таком процессе - обеспечение верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства. 
В ст. 42 ГК РФ говорится о начале исчисления срока для признания гражданина безвестно отсутствующим. День же окончания срока определяется по общим правилам установленным в ст. 190 ГК РФ в которой говорится: «Установленный законом, иными правовыми актами, сделкой или назначаемый судом срок определяется календарной датой или истечением периода времени, который исчисляется годами, месяцами, неделями, днями или часами. 
Срок может определяться также указанием на событие, которое должно неизбежно наступить».  
Следует учесть, что должно пройти не менее одного года со дня получения последних сведений о гражданине. Однако ст. 42 ГК РФ  не устанавливает максимальный срок отсутствия таких сведений. Таким образом, он может составить и 1,5 года, и 3 года, и т.д. Представляется, что даже истечение 5-летнего срока не является пресекательным и заинтересованные лица могут ставить вопрос не о признании гражданина умершим, а лишь об объявлении его безвестно отсутствующим.  
 
 
 
2.Доверительное управление имуществом безвестно отсутствующего 
 
 
Следующий этап действий заинтересованных лиц - обращение в орган местного самоуправления. После вступления решения суда в законную силу необходимо обратиться в местную администрацию (по последнему известному месту жительства гражданина). Дело в том, что гражданское законодательство предусматривает необходимость передачи имущества отсутствующего человека в управление. 
Орган опеки и попечительства обязан в соответствии со ст. 43 ГК подыскать для имущества управляющего и заключить с ним договор доверительного управления. Хочу повторить то, что  заинтересованы в этой процедуре не только члены семьи. Наверняка немалый интерес могут иметь те, кому пропавший гражданин остался должен. 
Статья 43 ГК РФ в отличие от прежнего ГК 1964 (ст. 19) более подробно регламентирует юридические последствия признания гражданина безвестно отсутствующим. 
Вопрос о том, нуждается ли имущество безвестно отсутствующего гражданина в постоянном управлении, решает суд. Решение суда о признании гражданина безвестно отсутствующим служит основанием для назначения органом опеки и попечительства управляющего имуществом безвестно отсутствующего лица. 
Действующее законодательство не уточняет, какое именно подразделение органа местного самоуправления должно выполнять указанную функцию. Есть лишь указание ст. 34 ГК РФ о том, что органами опеки и попечительства являются органы местного самоуправления. Вопросы организации и деятельности этих органов в соответствии с Конституцией РФ решаются каждым регионом самостоятельно. Следовательно, законодательством субъекта Федерации исполнение функций по охране имущества безвестно отсутствующих лиц может быть возложено на какие-либо структурные подразделения местных администраций. В большинстве субъектов Федерации этот вопрос не решен, и следовательно, муниципальный исполнительный орган обязан сам совершать в необходимых случаях указанные действия. 
Итак, любое заинтересованное лицо может подать на имя главы администрации (иного органа местного самоуправления) заявление примерно следующего содержания: 
 
Решением _________________________ суда от ______________200_года, гражданин ___________________ признан безвестно отсутствующим. Ему принадлежит имущество: (перечислить, если о наличии имущества заявителю известно).  
Над данным имуществом требуется установить постоянное управление в целях его охраны, а также в целях погашения обязательств гражданина ____________________________________________________. На основании ст. 43 ГК РФ прошу вас назначить доверительного управляющего имуществом гражданина 
   (здесь указать отсутствующего)                                        и заключить с ним договор доверительного управления. 
 
Заявитель может предложить себя в качестве управляющего. Закон допускает, что таким управляющим будет назначен любой гражданин или некоммерческая организация (за исключением учреждения). Управляющий может действовать как на платной основе (получая вознаграждение за счет вверенного ему имущества), так и безвозмездно. В любом случае об этом должно быть указано в том договоре доверительного управления, который будет заключать орган местного самоуправления. 
К содержанию данного договора законодательство предъявляет ряд требований, закрепленных ст. ст. 1012 - 1026 ГК. 
Обязанности управляющего состоят в том, чтобы охранять имущество, заботиться о его надлежащем состоянии. В договоре с управляющим может быть прямо указано, какие действия он не вправе совершать (например, продавать тот или иной предмет). В то же время, если иное не предусмотрено договором, лицо, назначенное управляющим, вправе совершать с имуществом любые действия - продавать, сдавать в аренду и т.д. И только для недвижимого имущества закон устанавливает специальное требование - о возможности управляющего распорядиться недвижимостью должно быть прямо указано в договоре. Управляющий не может дарить вверенное ему имущество или предоставлять его в безвозмездное пользование (за исключением случаев, когда соответствующие лица имеют право пользоваться таким имуществом на основании закона). 
Главной обязанностью управляющего следует считать погашение задолженности по обязательствам безвестно отсутствующего лица. Однако делать это необходимо в строго определенном порядке. Так, например, нельзя выплатить деньги по расписке, выданной пропавшим гражданином. Управляющий имеет право передавать деньги или иное имущество только судебному приставу - исполнителю, который производит исполнение в установленном законом порядке (ст. 37 Федерального закона "Об исполнительном производстве"). Иными словами, если кредитор отсутствующего гражданина желает получить долг, он должен в общем порядке обратиться в суд с иском.  
После того как судебное решение вступило в законную силу, открывается исполнительное производство. Судебный пристав, выполняя свои полномочия, предъявит требования управляющему имуществом отсутствующего гражданина (как своеобразному "заместителю" должника) и проведет изъятие денег или арест и реализацию иного имущества. Такая же процедура должна быть соблюдена и в отношении иждивенцев пропавшего гражданина. Чтобы содержать его детей, необходимо обратиться в суд с иском о взыскании алиментов. Право подачи искового заявления имеет родитель ребенка, его опекун или попечитель, усыновитель, а также, в соответствии со ст. 80 Семейного кодекса РФ, орган опеки и попечительства (районный отдел образования). 
Сложнее всего осуществлять все указанные процедуры в том случае, когда пропавший человек состоял в браке. Ведь основное его имущество, как правило, является общей совместной собственностью супругов. Здесь следует иметь в виду два основных момента.  
Во-первых, после вынесения решения о признании гражданина безвестно отсутствующим его брак не прекращается автоматически. С этим лицом можно развестись в упрощенном порядке в органах загса (ст. 19 СК РФ). Однако орган загса, приняв заявление от супруга такого гражданина, обязан известить о предстоящем разводе управляющего имуществом или местную администрацию (ст. 34 Федерального закона "Об актах гражданского состояния").  
Во-вторых, если безвестно отсутствующему гражданину принадлежит имущество, входящее в состав общей собственности, то управляющему следует предъявить в суд иск о выделе доли. В противном случае у него не будет определенности, чем конкретно он должен управлять и за счет чего погашать долги пропавшего гражданина. 
Кредиторам следует знать, что на случай исчезновения их должника закон предусматривает специальные правила обращения с его имуществом. Но, к сожалению, не всегда о них известно местной администрации, от которой зависит многое в соблюдении установленного законом порядка. Заметим, что при отказе обязанного органа в назначении управляющего у заинтересованных лиц есть право обращения в суд с обжалованием неправомерного отказа. 
Совершенно иначе можно поступить, оказавшись в роли члена семьи пропавшего лица. Вполне понятно, что назначение управляющего над имуществом не представляет в этом случае интереса. Как и происходит чаще всего в жизни, семья не предпринимает никаких мер по обращению в суд, а по истечении установленного ст. 45 ГК пятилетнего срока инициирует объявление лица умершим. При этом движимое имущество безвестно отсутствующего фактически реализовано, остается унаследовать лишь недвижимость. Если за все пять лет кредиторы пропавшего без вести лица не предпринимали попыток взыскать долги, то в случае предъявления требований к правопреемникам последние могут смело ссылаться на пропуск срока исковой давности. 
Таким образом, подача заявлений о признании лица безвестно отсутствующим и назначении управляющего над имуществом со стороны членов его семьи (детей, супруги, других родственников) может быть вызвана лишь необходимостью реализации недвижимого имущества или транспорта, распоряжение которым требует присутствия собственника. 
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 06.07.1998 N 709 "О мерах по реализации Федерального закона "Об актах гражданского состояния" судебное решение необходимо направить в орган загса в трехдневный срок. 
В своем решении суд указывает фамилию, имя, отчество гражданина, год и место его рождения, последнее известное место жительства, начало безвестного отсутствия. 
Орган опеки и попечительства лишь определяет лицо, которое может быть опекуном и с которым заключается договор о доверительном управлении. Однако он вправе назначать управляющих в отношении имущества тех лиц, которые еще не признаны безвестно отсутствующими. 
На содержании безвестно отсутствующего могут находиться не только его супруга, дети, родители, братья, сестры, иные близкие родственники, но и любые другие граждане, которые признаются иждивенцами по закону . Задолженность по другим обязательствам — это, например, задолженность гражданина-предпринимателя (если признанный безвестно отсутствующим был предпринимателем) перед его кредиторами (банками, поставщиками и т.д.); задолженность по товарам, купленным в магазине в кредит, по алиментным платежам; недоимки по налогам, если не установлена невозможность производить уплату без его личного участия в частности, в ст. 51 НК  сказано, о том, что  обязанность по уплате налогов и  сборов  физического  лица, признанного  судом  безвестно  отсутствующим,  исполняется  лицом, уполномоченным органом опеки и попечительства управлять имуществом безвестно отсутствующего. 
Лицо, уполномоченное органом опеки и попечительства  управлять имуществом   безвестно   отсутствующего, обязано без начисления процентов    уплатить    всю    неуплаченную    налогоплательщиком (плательщиком сбора) сумму налогов и сборов, а также причитающиеся на день признания лица  безвестно  отсутствующим  пени  и  штрафы. 
Указанные  суммы уплачиваются за счет денежных средств физического лица, признанного безвестно отсутствующим. 
Обязанность по уплате налогов и  сборов  физического  лица, признанного судом недееспособным, исполняется его опекуном за счет денежных средств этого недееспособного  лица.   
Исполнение  обязанности  по   уплате   налогов   и   сборов физических    лиц,   признанных   безвестно   отсутствующими   или  недееспособными, а также обязанность по уплате причитающихся пеней      и   штрафов   приостанавливается   по   решению   соответствующего налогового органа в случае недостаточности  (отсутствия)  денежных средств этих физических лиц для исполнения указанной обязанности. 
При принятии  в  установленном  порядке  решения   об   отмене признания    физического    лица   безвестно   отсутствующим   или недееспособным приостановленное исполнение обязанности  по  уплате      налогов   и  сборов  возобновляется  со  дня  принятия  указанного решения . 
Опека назначается органом опеки и попечительства по месту нахождения имущества. 
При необходимости постоянного управления имуществом оно передается по решению суда в доверительное управление лицу, которое определяется органом опеки и попечительства; он же заключает договор о доверительном управлении в соответствии с правилами, предусмотренными ст. ст. 1012 - 1026 ГК РФ. 
Орган опеки и попечительства может и до истечения года со дня получения сведений о месте пребывания отсутствующего гражданина назначить управляющего его имуществом. 
Заключенный договор о доверительном управлении имуществом подопечного является срочным договором. Его действие прекращается по общему правилу со дня прекращения опеки или попечительства. Одностороннее досрочное расторжение договора допускается только в случаях, прямо указанных в законе. К ним, в частности, относится смерть гражданина, являющегося выгодоприобретателем (т.е. подопечного), смерть гражданина, являющегося доверительным управляющим, признание его недееспособным, ограниченно дееспособным или безвестно отсутствующим. 
Из имущества безвестно отсутствующего и полученных от него доходов выдается содержание гражданам, которых безвестно отсутствующий обязан был содержать (иждивенцам), погашаются обязательства перед кредиторами. 
Последствия признания лица безвестно отсутствующим весьма разнообразны. В частности, прекращается действие выданной им доверенности (ст. 188 ГК РФ –действие доверенности прекращается в связи с прекращением существования одного из участников отношений представительства), представительство прекращается автоматически, так как отсутствует уполномоченное лицо или лицо, от имени которого должны совершаться юридические действия. То же правило действует в случае объявления лица умершим. По тем же причинам прекращается договор поручительства (ст. 367 ГК РФ), договор поручения (ст. 977 ГК РФ), возникает возможность расторжения брака через органы ЗАГС (ст. 19 СК) и др. 
 
 
3.Расторжение брака с безвестно отсутствующим 
 
 
Брак с безвестно отсутствующим лицом расторгается в органах записи актов гражданского состояния согласно ст. 19 Семейного кодекса РФ. 
Данное правило предусматривает исключительный порядок производства развода в органах загса. 
Основанием для регистрации развода в загсе служит заявление одного из супругов, если другой супруг признан в установленном законом порядке безвестно отсутствующим. 
Брак, расторгнутый в загсе, считается прекращенным со дня регистрации расторжения брака в книге регистрации актов гражданского состояния. 
Документом, который при этом необходимо представить в орган загса, является решение суда о признании супруга безвестно отсутствующим. 
Иски о расторжении брака с лицами, признанными в установленном порядке безвестно отсутствующими, могут предъявляться по месту жительства истца. 
Расторжение брака может быть рассмотрено без извещения ответчика. Однако назначенный недееспособному лицу опекун должен быть извещен о времени и месте судебного заседания с тем, чтобы он в интересах опекаемого мог принять участие в судебном разбирательстве, особенно тогда, когда при расторжении брака решаются вопросы имущественных отношений супругов. Если при расторжении брака с лицом, признанным безвестно отсутствующим, возникает спор об имуществе, являющемся общей совместной собственностью супругов, то к участию в деле привлекается лицо, с которым органы опеки и попечительства заключили договор о доверительном управлении имуществом гражданина, признанного безвестно отсутствующим. 
Ребенок безвестно отсутствующего родителя может быть усыновлен без его согласия. 
В соответствии с Положением о порядке передачи детей, являющихся гражданами РФ, на усыновление гражданам РФ и иностранным гражданам (Постановление Правительства РФ от 29.03.2000 N 275 "Об утверждении Правил передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществления контроля за условиями их жизни и воспитания в семьях усыновителей на территории Российской Федерации и правил постановки на учет консульскими учреждениями Российской Федерации детей, являющихся гражданами российской федерации и усыновленных иностранными гражданами или лицами без гражданства") усыновление допускается в отношении несовершеннолетних детей, единственный родитель или оба родителя которых: признаны в судебном порядке безвестно отсутствующими или умершими. 
Согласие родителей ребенка на его усыновление в подобном случае не требуется. 
У нетрудоспособных членов семьи, состоящих на иждивении лица, признанного безвестно отсутствующим, возникает право на пенсию по случаю потери кормильца. 
Действующим законодательством предусмотрены и другие последствия признания гражданина безвестно отсутствующим. 
В силу Закона РФ "О государственных пенсиях в РФ" от 20 ноября 1990 г. N 340-1: "Семьи безвестно отсутствующих граждан приравниваются к семьям умерших, если безвестное отсутствие кормильца удостоверено в установленном порядке. При этом семьи военнослужащих, пропавших без вести в период военных действий, приравниваются к семьям погибших вследствие военной травмы (ст. 66)". 
 
 
 
 
 
4.Порядок снятия граждан, признанных безвестно отсутствующими, с регистрационного учета по месту жительства 
 
 
 
Порядок снятия граждан, признанных безвестно отсутствующими, с регистрационного учета по месту жительства регулируется Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 г. N 713 "Об утверждении правил регистрации и снятия граждан российской федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию": 
"Снятие гражданина с регистрационного учета по месту жительства производится органами регистрационного учета в случае: ... признания безвестно отсутствующим - на основании вступившего в законную силу решения суда" . 
В соответствии с Инструкцией МВД РФ "О применении правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации": 
"Снятие граждан с регистрационного учета по месту жительства в случаях признания их безвестно отсутствующими, выселения из занимаемых жилых помещений или признания утратившими право пользования жилыми помещениями, обнаружения не соответствующих действительности сведений или документов, послуживших основанием для регистрации, а также неправомерных действий должностных лиц при решении вопроса о регистрации, производится на основании представленных заинтересованными физическими и юридическими лицами надлежаще заверенных копий вступивших в законную силу решений судов". 
 
 
 
5.Явка и обнаружение лица признанного безвестно отсутствующим  
 
Явкой по смыслу  статьи 44 ГК РФ   следует считать появление гражданина, объявленного безвестно отсутствующим, в месте его постоянного жительства. При этом не имеет значения, временно ли он приехал к месту постоянного жительства или насовсем.  
В отличие от явки, обнаружением места пребывания такого лица считаются любые достоверные данные о том, что оно находится в конкретном месте (на¬пример, сведения об учебе в другом городе, сведения о том, что он работает в другом населенном пункте, сведения из места лишения свободы о том, что он отбывает там наказание), в т.ч. за рубежом.  
Если при явке по общему правилу заявление об отмене ранее принятого решения о признании гражданина безвестно отсутствующим подает он сам, то при обнаружении его местопребывания — любое заинтересованное лицо (ст. 245, 257 ГПК). 
При явке или обнаружении места пребывания лица, признанного безвестно отсутствующим либо умершим, суд новым решением отменяет ранее вынесенное. Заявление в суд может быть подано как самим гражданином, так и другими заинтересованными лицами. 
В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда РСФСР "О применении норм ГПК РСФСР при рассмотрении дел в суде первой инстанции" от 14 апреля 1988 г. N 3 в случае явки гражданина, ранее признанного судом безвестно отсутствующим или умершим, суд по заявлению заинтересованного лица возобновляет производство по делу и выносит новое решение в том же производстве, в котором гражданин был признан безвестно отсутствующим или объявлен умершим. Возбуждения нового дела не требуется. 
В подобном случае с заявлением в суд могут обратиться как сам гражданин, признанный безвестно отсутствующим или объявленный умершим, так и те лица или организации, по инициативе которых рассматривалось дело о признании лица безвестно отсутствующим или объявлении его умершим. Это заявление не подлежит оплате государственной пошлиной, поскольку имеет место продолжение прежнего дела. 
Рассмотрев дело, суд отменяет ранее вынесенное решение и направляет копию решения органу опеки и попечительства для отмены управления его имуществом. На основании нового решения суда аннулируется актовая запись о смерти лица, объявленного умершим. 
Решение суда является основанием для отмены опеки над его имуществом и прекращения договора о доверительном управлении. Вследствие чего орган опеки и попечительства обязан расторг¬нуть договор о доверительном управлении, заключенный в соответствии со ст. 43 ГК РФ. 
Если брак был расторгнут, то он может быть восстановлен органом загса по совместному заявлению супругов при условии, что ни один из них не вступил в новый брак. 
Восстановление происходит автоматически, каких-либо формальных действий, кроме подачи совместного заявления, супруги совершать не должны. 
Возврат принадлежащего гражданину имущества зависит от того, сохранилось ли оно в натуре, и от оснований перехода его к другим лицам. Безвозмездно полученное имущество, например, по наследству, по договору дарения и другим основаниям, подлежит возврату, за исключением денег и ценных бумаг на предъявителя. 
Лица, возмездно приобретшие имущество гражданина, объявленного судом умершим, обязаны возвратить это имущество или его стоимость, если они знали, что гражданин жив. В этом случае они признаются недобросовестными владельцами и к ним применяются положения ст. 303 ГК РФ. Во всех остальных случаях имущество или его стоимость возврату не подлежат. 
При возвращении имущества гражданину, ранее объявленному умершим, часто возникают споры по доходам и расходам, полученным и произведенным во время использования этого имущества другим лицом. Подобные вопросы должны разрешаться также в соответствии с положениями ст. 303 ГК РФ. 
Собственник вправе потребовать от владельца возврата или возмещения доходов с зачетом произведенных владельцем необходимых расходов на имущество. Вопрос об улучшениях, произведенных владельцем, решается в зависимости от того, являются они отделимыми без повреждения имущества или нет. В первом случае владелец вправе оставить за собой произведенные им улучшения. Если отделение их невозможно, он вправе требовать компенсации затрат на улучшение имущества. Затраты не должны превышать размера увеличения стоимости имущества. 
 
 
6.Объявление гражданина умершим
 
 
 
Закон различает признание лица безвестно отсутствующим и объявление умершим. Если суд признал гражданина безвестно отсутствующим, то предполагается, что он жив. Его имущество не наследуется и находится под охраной. При объявлении умершим, наоборот, предполагается, что человека нет в живых. Правовые последствия в этом случае наступают такие же, как и при смерти человека. Однако объявление гражданина умершим производится, если с момента исчезновения человека прошло пять лет, и лишь в исключительных случаях - через шесть месяцев. Поэтому в большинстве случаев существуют основания только для признания гражданина безвестно отсутствующим. 
Статья 45 ГК РФ,  увеличила по сравнению со ст. 21 ГК 1964г. срок, необходимый для того, чтобы ставить вопрос об объявлении гражданина умершим, с 3 лет до 5. Это очень важно, т.к. в условиях рыночной экономики, когда имущественные отношения значительно усложнились, когда граждане гораздо чаще и на более длительные сроки стали покидать места постоянного жительства, нередко выезжая за границу, сохранение довольно короткого 3-летнего срока отсутствия ставит граждан (а особенно граждан-предпринимателей) в сложное положение, может повлечь значительный вред их имущественным и иным интересам, а также неблагоприятные последствия для других участников гражданско-правовых отношений. Однако 6-месячный срок, упомянутый в ст. 45 ГК РФ, остался таким же, как и в ГК 1964, что также понятно, ибо закон должен охранять интересы и других субъектов гражданского права, а затягивание срока, необходимого для объявления гражданина умершим, может причинить вред как его близким родственникам (например, при наследовании), так и иным гражданам (например, тем, кто получает от него алименты) и юридическим лицам (в т.ч. кредиторам).  
Отсутствие сведений о месте пребывания гражданина означает, что нет никакой информации, позволяющей установить место его пребывания, равно как не дали результатов предпринятые судом (в ходе подготовки дела к судебному разбирательству) меры по его обнаружению (опрос свидетелей, запросы соответствующих организаций в местах предполагаемого нахождения гражданина и т.п.). 
Сокращение срока отсутствия гражданина до 6 месяцев допускается лишь в случаях, если он пропал без вести при обстоятельствах, угрожавших его жизни (участии в боевых действиях, спасательных работах при землетрясениях, пожаре, извержении вулкана, взрыве бомбы и т.п.), либо дающих основание предполагать его гибель от несчастного случая (железнодорожная, авиационная катастрофы, обвал в рудниках, гибель морского судна и т.п.). 
Однако сам факт упомянутых обстоятельств недостаточен. Необходимо также, чтобы эти обстоятельства были подтверждены соответствующими документами (актами, протоколами, справками, свидетельскими показаниями), а также фотографиями, видеозаписью, кадрами кинохроники, другими данными, которые могут выступать в качестве доказательств согласно действующему процессуальному законодательству (ст. 53-60, 126, 141 ГПК, гл. 6 АПК).  
Следует обратить внимание на то, что эти документы свидетельствуют не о самом факте гибели гражданина, а лишь о том, что упомянутые выше обстоятельства (наводнение, катастрофа и т.п.) имели место. Анализируя их, суд может объявить гражданина умершим. А это дает, например, учредителям ООО право ставить вопрос о передаче его доли в уставном капитале общества и его прибыли наследникам. 
Особые правила объявления умершими установлены для военнослужащих, а также иных граждан, пропавших без вести в связи с военными действиями. Эти категории граждан могут быть признаны умершими судом не ранее чем по истечении 2-х лет со дня окончания военных действий. Участие в военных действиях — наиболее весомое обстоятельство, дающее основание для объявления гражданина умершим. Однако нельзя только к непосредственному участию в боевых действиях сводить термин закона «в связи с военными действиями».  
Последнее понятие более широкое: лицо может пропасть без вести и в тылу войск противника, и в прифронтовой полосе, и на территории, временно оккупированной противником, и в составе партизанского отряда, и во время бомбардировки в глубоком тылу и т.д. 
Днем смерти гражданина, объявленного умершим, считается день вступления в законную силу решения суда. В случае объявления умершим гражданина,   пропавшего  без  вести  при  обстоятельствах,  угрожавших смертью или дающих основание предполагать его гибель от определенного несчастного случая, суд может признать днем смерти день его предполагаемой гибели (п. 3 ст. 45 ГК РФ).  
Судебная практика распространяет последнее правило и на случай пропажи военнослужащих без вести на фронте . В обоих случаях начало срока, исчисляемого со дня предполагаемой смерти гражданина, определяется календарной датой, указанной в решении суда.  
Объявлять умершим гражданина суд вправе по ходатайству заинтересованных лиц, прокурора, органов местного самоуправления. Заявление об  этом подается в суд по месту жительства заявителя (ст. 252 ГПК) либо по месту нахождения организации. В заявлении помимо обычных реквизитов, нужно указать на то, для какой цели необходимо объявить гражданина умершим, изложить обстоятельства: подтверждающие отсутствие сведений о месте пребывания гражданина; угрожавшие про¬павшему без вести смертью; дающие основание предполагать его гибель и т.д. Решение суда об объявлении гражданина умершим является правообразующим фактом: теряет силу доверенность, выданная им или выданная ему (ст. 188 ГК), возникает возможность наследования и т.д. 
Гражданский кодекс также регулирует ситуацию, когда гражданин, объявленный умершим, тем не менее, жив. О понятиях «явка» и «обнаружение места пребывания» было  сказано мною выше. 
В случае явки или обнаружения места пребывания гражданина, объявленного умершим, соответствующее решение отменяется судом. В этом случае наступает ряд последствий: независимо от времени своей явки гражданин может потребовать от любого лица возврата сохранившегося имущества, которое безвозмездно перешло к этому лицу после объявления гражданина умершим. Например, один из наследников подарил другому лицу книги, полученные по наследству. В этом случае книги можно истребовать. Другой пример: члены ООО распределили долю вклада в уставный капитал и долю в прибыли лица, объявленного умер¬шим, т.к. наследников у него нет. В обоих случаях после явки гражданина имущество должно быть возвращено. Кроме того, он может добиваться восстановления его в составе участников ООО  (ст. 93 ГК), восстановления брака (по совместному заявлению супругов, ст. 26. СК) и т.д. 
Нужно обратить внимание на то обстоятельство, что деньги, а также ценные бумаги на предъявителя не могут быть истребованы от добросовестного приобретателя (п. 3 ст. 302 ГК РФ). В частности, если третье лицо в качестве подарка от наследников получило облигации, то они не могут быть истребованы. В равной степени, если определенная денежная сумма была безвозмездно передана наследниками (например, какому-либо благотворительному фонду, детскому дому, организации инвалидов), эту сумму истребовать нельзя. 
По общему правилу, если имущество гражданина, объявленного умершим, перешло к другим лицам по возмездным сделкам, то это имущество не может быть истребовано. 
Из этого общего правила есть исключение: лица, к которым имущество гражданина, объявленного умершим, перешло по возмездным сделкам, обязаны возвратить ему это имущество, если доказано, что приобретая имущество, они знали, что гражданин, объявленный умершим, жив. На-пример, директор топливной станции заключил сделку по купле-продаже склада, принадлежащего лицу, объявленному умершим, с его наследниками. После явки этому лицу удалось представить неопровержимые доказательства того, что за 2 месяца до сделки руководство этого предприятия вело с ним деловые переговоры в той стране, где он пребывал последние 5 лет. Поэтому он вправе требовать возврата принадлежащего ему имущества, а также ставить вопрос о возврате всех доходов, которые эта топливная станция  извлекла, либо требовать возмещения упущенной выгоды (ст. 15, 303 ГК РФ). 
В соответствии с ранее действовавшим законодательством, если имущество гражданина, объявленного умершим, перешло по праву наследования к государству и было реализовано (например, с аукциона через комиссионный магазин, на внешнем рынке), то после отмены решения ему возвращалась сумма, вырученная от реализации имущества (ст. 22 ГК 1964). Статья 46 ГК РФ  не отменяет это правило. В связи с инфляционными процессами, обострившимися в последнее время, гражданин в конкретной ситуации может добиваться индексации возвращенной ему суммы выручки, чтобы избежать убытков из-за обесценения денег (ст. 15,395 ГК). Однако ст. 46 пошла дальше, чем изложенное в ст. 22 прежнего ГК правило. Дело в том, что теперь любые третьи лица и не только государство), безвозмездно получившие имущество гражданина, объявленного умершим, при невозможности возврата такого имущества в натуре (например, из-за его потребления, утраты, порчи, гибели, реализации) обязаны возместить после явки этого гражданина стоимость имущества по его требованию. 
 
 
 
7.Порядок и особенности признания военнослужащих безвестно отсутствующими и умершими. Правовые последствия 
 
 
В условиях привлечения военнослужащих для участия в боевых действиях в последнее время также приобретает актуальное значение установление юридически значимого факта признания лица безвестно отсутствующим либо объявления его умершим, когда нет достоверно установленных сведений о его гибели или пленении, невозможно установить его место пребывания и отсутствуют сведения о таком месте. 
Как было мною сказано выше, "Гражданин может быть объявлен судом умершим, если в месте его жительства нет сведений о месте его пребывания в течение пяти лет, а если он пропал без вести при обстоятельствах, угрожавших смертью или дающих основание предполагать его гибель от определенного несчастного случая, - в течение шести месяцев". 
Для военнослужащих законом предусмотрены специальные сроки. Так, "военнослужащий или иной гражданин, пропавший без вести  в связи с военными действиями, может быть объявлен судом умершим не ранее чем по истечении двух лет со дня окончания военных действий". 
Возникает вопрос, а что считать днем окончания военных действий? Это день (дата), когда соответствующее должностное лицо объявило об их окончании, либо это фактическое их окончание? 
Так, руководство группировкой в Чечне объявило в средствах массовой информации об окончании ведения боевых действий, однако и после этого до сегодняшнего дня  продолжаются вооруженные конфликты, боевые операции по ликвидации оставшихся бандитских формирований. 
В этом случае так же действует правило п. 3 ст. 45 Гражданского кодекса РФ: "Днем смерти гражданина, объявленного умершим, считается день вступления в законную силу решения суда об объявлении его умершим. В случае объявления умершим гражданина, пропавшего без вести при обстоятельствах, угрожавших смертью или дающих основание предполагать его гибель от определенного несчастного случая, суд может признать днем смерти этого гражданина день его предполагаемой гибели". 
Главной целью установления факта признания гражданина безвестно отсутствующим либо объявления его умершим является защита его прав и имущества. Длительное отсутствие лица и неизвестность его места пребывания затрагивают интересы прежде всего членов семьи, у которых при таких обстоятельствах возникают права и соответствующие обязанности, например, право на пенсию по случаю потери кормильца (дополнительные социальные льготы членам семей военнослужащих, пропавших без вести при исполнении служебных обязанностей, установлены Приказом Министра обороны РФ от 24 января 2000 г. N 44). 
Для признания военнослужащего  безвестно отсутствующим необходимо установить в судебном заседании два факта: 
1) его постоянное отсутствие в течение года в месте жительства; 
2) отсутствие сведений о месте его пребывания и невозможность это место установить. 
Изъятия, установленные в законе для военнослужащих, предусмотрены необходимостью в ряде случаев принятия длительных мер по возвращению их к постоянному месту жительства или установления их гибели  
Объявление лица (военнослужащего) умершим по правовым последствиям приравнено к естественной смерти. На основании решения суда, вступившего в законную силу, производится запись в соответствующей книге органов ЗАГСа, открывается наследство, брак считается прекращенным. 
В заявлении об объявлении умершим военнослужащего, пропавшего без вести в связи с военными действиями, необходимо изложить обстоятельства, подтверждающие длительное и безвестное отсутствие лица. Это могут быть сообщения военкомата, данные розыска, отрицательные ответы на соответствующие запросы и т.п., а также истечение двухлетнего срока со дня прекращения военных действий. 
В силу ст. 247 ГПК РСФСР суд устанавливает факт смерти лица при отказе органов загса зарегистрировать событие смерти, если от этого факта зависит возникновение, изменение или прекращение личных или имущественных прав граждан или организаций. 
 
Заключение 
 
 
Основные положения результатов проведенного исследования можно сформулировать следующим образом. 
1. В случае длительного отсутствия гражданина — участника гражданских правоотношений в месте его постоянного проживания и неизвестности его места пребывания возникает юридическая неопределенность, последствиями которой может стать ущемление прав других участников правоотношений. Так, кредиторы не имеют возможности получить с данного гражданина причитающийся им долг; состоящие на иждивении гражданина нетрудоспособные лица перестают получать от него причитающееся им содержание и в то же время не могут обратиться за пенсией, поскольку считаются имеющими кормильца. Не защищены и интересы самого длительно отсутствующего лица, может быть причинен ущерб его имуществу, оставшемуся без при¬смотра. 
2.Устранение  неопределенности безвестного отсутствия гражданина  обеспечивается институтом безвестного отсутствия и объявления гражданина умершим. Признание безвестно отсутствующим или объявление умершим возможно только по суду (в порядке особого производства) и лишь при наличии юридического состава из следующих юридических фактов: а) длительное отсутствие лица в месте его постоянного жительства;  
б) отсутствие сведений о месте его нахождения и невозможность их получения всеми доступными средствами;  
в) истечение установленных законом сроков с момента получения последних известий о месте нахождения данного лица. 
Закон не обязывает заинтересованных лиц разыскивать отсутствующего. Судья при подготовке дела к судебному разбирательству выясняет, какие лица (родственники, сослуживцы и др.) могут дать сведения об отсутствующем, а также запрашивает соответствующие организации (органы милиции, жилищно-эксплуатационные организации и пр.) по последнему известному месту жительства и работы отсутствующего об имеющихся о нем сведениях. При наличии данных о преднамеренности отсутствия лица в месте постоянного жительства (лицо скрывается от возмещения причиненного ущерба, уплаты алиментов, в связи с совершенным преступлением) суд должен воздержаться от признания гражданина безвестно отсутствующим или объявления его умершим. 
3.Признание лица безвестно отсутствующим влечет определенные правовые последствия. Его имущество при необходимости постоянно¬го управления им по решению суда передается лицу, которое определяется органом опеки и попечительства и действует на основании договора о доверительном управлении, заключенного с этим органом. Из этого имущества выделяется содержание гражданам, находящимся на иждивении безвестно отсутствующего, и погашается задолженность его по другим обязательствам. Иждивенцы безвестно отсутствующего приобретают право на получение пенсий по случаю потери кормильца в соответствии с пенсионным законодательством. Прекращается договор поручения, участником которого был безвестно отсутствующий, а также действие доверенности, выданной им или ему. Супруг лица, признанного безвестно отсутствующим, вправе расторгнуть с ним брак в упрощенном порядке. 
4.В случае явки или обнаружения места пребывания лица, признанного безвестно отсутствующим, суд отменяет решение о таком признании. На основании решения суда отменяется управление имуществом этого гражданина. Прекращаются и другие юридические отношения, возникшие из факта признания гражданина безвестно отсутствующим. 
5.Объявление гражданина умершим возможно, если в месте его жительства нет сведений о месте его пребывания в течение пяти лет. Признание безвестно отсутствующим, предшествующее объявлению умершим, необязательно. Поэтому по истечении пяти лет со дня получения последних сведений о месте пребывания данного лица и наличии оснований предполагать его смерть оно может быть сразу объявлено умершим. 
6.Вышеуказанный пятилетний срок сокращается:  
а) до шести месяцев, если гражданин пропал без вести при обстоятельствах, угрожавших смертью или дающих основание предполагать его гибель от определенного несчастного случая (например, при исчезновении геологи-ческой группы, работавшей в непосредственной близости к кратеру вулкана после начала его извержения). Срок исчисляется со дня несчастного случая;  
б) до двух лет, если лицо пропало без вести в связи с военными действиями. Срок исчисляется со дня окончания военных действий. 
7.Днем смерти гражданина, объявленного умершим, считается день вступления в законную силу решения суда об объявлении его умершим. В случае объявления умершим гражданина, пропавшего без вести при обстоятельствах, угрожавших смертью или дающих основание предполагать его гибель от определенного несчастного случая, суд может признать днем смерти этого гражданина день его предполагаемой гибели. 
Объявление лица умершим, основанное на презумпции его смерти, является юридическим фактом, влекущим такие же последствия, какие наступают в случае смерти. 
Существуют разные мнения о влиянии объявления гражданина умершим на его правоспособность. Одни авторы считают, что при объявлении человека умершим прекращается его правоспособность, аргументируя это тем, что правовые последствия в таком случае те же, что и в случае смерти . Сторонники другой точки зрения считают право¬способность неотделимой от самого человека и поэтому одно лишь предположение о смерти не может прекратить правоспособности . 
Тот факт, что лицо, объявленное умершим, может явиться, вследствие чего решение суда об объявлении умершим должно быть отменено, свидетельствует в пользу второй точки зрения. Когда лицо, объявленное умершим, в действительности живо, юридические последствия объявления его умершим действуют там, где нет сведений о том, что данное лицо живо. Однако если гражданин, объявленный умершим, будучи в действительности живым, совершил юридически значимые действия, они считаются действительными, т.е. его правоспособность сохраняется там, где неизвестно об объявлении его умершим. 
8.Объявление гражданина умершим влечет за собой следующие правовые последствия:  
1) иждивенцы приобретают право на получение пенсий и пособий;  
2) открывается наследство;  
3) прекращается брак с лицом, объявленным умершим (без вынесения специального решения о прекращении брака);  
4) прекращаются обязательства, которые носят личный характер. 
От объявления гражданина умершим следует отличать установление в судебном порядке факта смерти. Такая необходимость возникает, когда имеются доказательства наступления смерти лица в определенное время и при определенных обстоятельствах, а орган 3АГСа отказывает в регистрации смерти. В этом случае не нужны сроки, предусмотренные для объявления лица умершим. Заинтересованные лица могут в любое время обратиться с соответствующим заявлением в суд. Решение суда об установлении факта смерти служит основанием для регистрации смерти в органах ЗАГСа.

Список использованной литературы 
 
 
1.    "Конституция Российской Федерации" принята всенародным голосованием 12.12.1993. 
2.    "Гражданский Кодекс Российской Федерации (Часть Первая)" от 30.11.1994 N 51-ФЗ принят ГД ФС РФ 21.10.1994. 
3.    "Гражданский Кодекс Российской Федерации (Часть Вторая)" от 26.01.1996 N 14-ФЗ принят ГД ФС РФ 22.12.1995. 
4.    "Семейный Кодекс Российской Федерации" от 29.12.1995 N 223-ФЗ принят ГД ФС РФ 08.12.1995. 
5.    "Гражданский Процессуальный Кодекс РСФСР" утв. ВС РСФСР 11.06.1964. 
6.    Федеральный Закон от 21.07.1997 N 119-фз "Об исполнительном производстве" принят ГД ФС РФ 04.06.1997. 
7.    Федеральный Закон от 15.11.1997 N 143-ФЗ "Об актах гражданского состояния" принят ГД ФС РФ 22.10.1997. 
8.    Закон РФ от 20.11.1990 N 340-1 "О государственных пенсиях в российской федерации". 
9.    Постановление Правительства РФ от 17.07.1995 N 713 "Об утверждении правил регистрации  и  снятия  граждан  Российской Федерации  с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах российской федерации и  перечня  должностных лиц, ответственных за регистрацию" 
10.    Постановление Совмина РСФСР от 17.10.1969 N 592 "Об утверждении инструкции  о   порядке   регистрации   актов гражданского состояния в РСФСР" 
11.    Постановление Правительства РФ от 15.09.1995 N 917 "Об утверждении  положения  о  порядке передачи детей,  являющихся гражданами  Российской   Федерации,   на   усыновление   гражданам Российской Федерации и иностранным гражданам". 
12.    Постановление Правительства РФ от 06.07.1998 N 709 "О  мерах по реализации федерального закона "об актах гражданского состояния". 
13.    Постановление Правительства РФ от 29.03.2000 N 275 "Об  утверждении правил передачи детей на усыновление (удочерение) и  осуществления  контроля  за условиями  их жизни  и воспитания в семьях  усыновителей  на территории российской федерации  и правил постановки  на учет консульскими учреждениями Российской Федерации детей, являющихся гражданами Российской Федерации  и  усыновленных  иностранными гражданами или лицами без гражданства".  
14.    Приказ МВД РФ от 23.10.1995 N 393 "Об утверждении  инструкции  о  применении  правил  регистрации  и снятия граждан Российской Федерации с  регистрационного  учета  по месту  пребывания  и  по  месту  жительства  в пределах Российской Федерации".  
15.    Приказ министра обороны РФ от 24.01.2000 N 44. 
16.    Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 14.04.1988 N 3 "О применении норм ГПК РСФСР при рассмотрении дел  в  суде  первой инстанции". 
17.    Постатейный комментарий к части первой Гражданского кодекса Российской Федерации /Гуев А.Н –3е изд., доп. и перераб. –М.: ИНФРА-М, 2003. 
18.     Постатейный комментарий к части второй Гражданского кодекса Российской Федерации /Гуев А.Н –3е изд., доп. и перераб. –М.: ИНФРА-М, 2004. 
19.    Постатейный комментарий к части первой Гражданского кодекса Российской Федерации Ответственный редактор, доктор юридических наук,                                                                профессор О.Н.Садиков, М.: НОРМА, 2003. 
20.    Е.П. Данилов. Справочник адвоката: Консультации. Защита в суде. Образцы документов. –3е изд.- М.: Новый Юрист, 2002.  
21.    Сович А.М. Правовые последствия отсутствия граждан. С.П. 2003.  
22.    Советское гражданское право. М, 1986. Ч. 1.  
23.    Советское гражданское право. М., 1985. Т. 1.

 
Read more about 
Курсовая работа "Признание гражданина безвестно отсутствующим или умершим" by pravo-edu.ru

Информация о работе Признание гражданина безвестно отсутствующим или умершим