Аукцион - способ приватизации
имущества путем проведения открытых
торгов, в ходе которых право
приобретения имущества принадлежит
покупателю, предложившему за него
наиболее высокую цену. При этом
от покупателей не требуется
выполнения каких-либо иных условий
по отношению к объекту приватизации.
Аукцион, в котором принял участие
только один участник, признается
несостоявшимся.
Порядок организации аукциона, в
том числе участие покупателей,
определение победителей, проведение
расчетов, регламентируется Положением
об организации продажи государственного
или муниципального имущества
на аукционе, утвержденного постановлением
Правительства РФ от 12 августа
2002 г. N 585.
Публичное предложение - новый
способ приватизации, предусмотренный
Законом о приватизации 2001 г. В
случае, если аукцион по продаже
государственного имущества был
признан несостоявшимся, продажа
государственного или муниципального
имущества осуществляется посредством
публичного предложения (ст.23 Закона
о приватизации 2001 г.). Публичное
предложение о продаже государственного
или муниципального имущества
является публичной офертой. При
продаже государственного или
муниципального имущества посредством
публичного предложения цена
имущества определяется в размере
50% начальной цены несостоявшегося
аукциона. Право приобретения государственного
или муниципального имущества
принадлежит заявителю, первым подавшему
в установленный срок заявку на приобретение
указанного имущества по цене первоначального
предложения. Заявка удовлетворяется
по цене первоначального предложения.
В том случае, если продажа
имущества посредством публичного
предложения не состоялась, продажа
государственного или муниципального
имущества осуществляется без
объявления цены (ст.24 Закона о
приватизации 2001 г.). При проведении
приватизации путем продажи без
объявления цены претенденты
направляют в запечатанном конверте
свои предложения о цене государственного
или муниципального имущества,
которые регистрируются с указанием
номера и времени подачи документов
(число, месяц, часы и минуты).
В случае поступления предложений
от нескольких претендентов покупателем
признается лицо, предложившее за
государственное или муниципальное
имущество наибольшую цену. В
случае поступления нескольких
одинаковых предложений о цене
государственного или муниципального
имущества покупателем признается
лицо, подавшее заявку ранее других
лиц.
Конкурс - способ приватизации
имущества путем проведения открытых
торгов, в ходе которых право
приобретения имущества принадлежит
покупателю, предложившему наиболее
высокую цену за указанное
имущество, при условии выполнения
им условий конкурса.
Внесение государственного или
муниципального имущества в качестве
вклада в уставные капиталы
открытых акционерных обществ
является особым способом приватизации
(ст.25 Закона о приватизации 2001 г.).
В отличие от всех остальных
способов приватизации возмездность
данного способа реализуется
посредством передачи в государственную
или муниципальную собственность
акций открытых акционерных обществ,
в уставный капитал которых
вносится государственное или
муниципальное имущество. Правовой
формой сделки приватизации является
в данном случае договор мены,
а не договор купли-продажи.
Вкладом в уставный капитал
акционерного общества может
быть любое государственное имущество,
а также исключительные права
на результаты интеллектуальной
деятельности (интеллектуальная собственность).
В отношении находящихся в
государственной собственности
акций открытых акционерных обществ
предусмотрены особые способы
приватизации:
• Продажа
за пределами территории Российской Федерации
(ст.21 Закона о приватизации 2001 г.).
• Продажа
через организатора торговли на рынке
ценных бумаг (ст.22 Закона о приватизации
2001 г.).
• Продажа
по результатам доверительного управления
(ст.26 Закона о приватизации 2001 г.).
Приватизация, как особая форма
преобразования собственности —
это процесс передачи государственной
собственности в частные руки
и передача управления сервисом
от государства в частный сектор.
Приватизация недвижимости —
это бесплатная передача в
собственность граждан на добровольной
основе занимаемых ими помещений
в государственных или муниципальных
фондах. В соответствии с законом
нельзя приватизировать жильё,
находящееся в аварийном состоянии,
в общежитиях, домах закрытых
военных городков, а также служебные
помещения, за исключением фонда
совхозов, других приравненных к
ним сельскохозяйственных предприятий
и стационарных учреждений социальной
защиты населения, находящихся
в сельской местности.
Право на приватизацию дают
лишь раз, и при повторном
обращении человеку скорее всего
откажут. Однако дети, ставшие
собственниками занимаемого помещения
в порядке приватизации, сохраняют
право на однократную бесплатную
приватизацию после достижения
совершеннолетия.
Приватизация земельных участков
- это способ приобретения в
частную собственность земельных
участков, находящихся в государственной
или муниципальной собственности.
Глава
2. Приватизация в
РФ.
2.1.
Этапы приватизации
в России.
Приватизация в России — приватизация,
которая осуществлялась в России
с начала 1990-х годов (после распада
СССР). Главной экономической задачей
приватизации было повышение
эффективности экономики за счет
создания института частной собственности
на средства производства. В то
время как в определенных сферах
экономики (обслуживание, торговля)
эта задача была достаточно
быстро решена, в промышленности
и сельском хозяйстве нужный
эффект достигался гораздо медленнее,
во многом из-за того, что приватизированные
предприятия переходили в собственность
трудовых коллективов, то есть
под контроль — а в перспективе
и в собственность — их директоров.
Приватизация в России началась
после принятия Закона СССР
«О государственном предприятии
(объединении)» в 1988 году. На этом
этапе она осуществлялась в
отсутствие необходимой нормативной
базы. к лету 1992 года (начало осуществления
программы приватизации) более 2000
предприятий были приватизированы
«стихийно». Только в 1991 году началась
разработка законодательства о приватизации
Законом РФ от 30.07.1991 «О приватизации государственных
и муниципальных предприятий в РФ» (с изменениями
от 5/7/1992).
Начиная с 1992 г. приватизация
в России прошла несколько
этапов. В качестве основных можно
рассмотреть: ваучерную приватизацию
(1992-1994 гг.) и денежную приватизацию
(1995-1997 гг.). Все указанные этапы
принципиально отличаются друг
от друга как по соотношению
целей, так и по используемым
методам и формам приватизации
государственного имущества, используемой
нормативно – правовой базе.
Ваучерная приватизация была
противоречива. Формат приватизации
был во многом результатом
компромиссов между Правительством
и Верховным советом, с учетом
принятых в разное время нормативных
актов и интересов разных лоббистских
групп. Однако, закон РСФСР «О
приватизации государственных и
муниципальных предприятий» от 3
июня 1991 года предусматривал приватизацию
с использованием приватизационных именных
счетов.. В качестве компромисса между
позицией Верховного Совета и Правительства,
чеки были анонимизированы (что приближало
приватизацию к рыночной схеме), право
трудовых коллективов на преимущественный
выкуп акций сохранено.
Летом 1992 г. были введены ваучеры
(приватизационные чеки). Реальная
рыночная стоимость пакета акций,
который можно было получить
в обмен на один ваучер, колебалась
в широких пределах в зависимости
от компании, чьи акции приобретались
в обмен на ваучер, а также
от региона, где это происходило.
В отличие от ваучерного, на
денежном этапе приватизации
были достаточно четко сформулированы
цели. Залоговые аукционы были
предприняты в 1995 году с целью
пополнения государственной казны.
Правительство планировало получить
деньги, приватизировав часть государственных
предприятий. Идею аукционов с
целью пополнения бюджета выдвинул
Владимир Потанин, возглавлявший
«ОНЭКСИМ-банк». На продажу был
выставлен ряд крупнейших компаний.
Аукционы назывались залоговыми,
так как, в отличие от обычных
аукционов, компании не продавались,
а отдавались в залог. Однако,
выкуплены обратно они не были.
2.2.
Современный этап
приватизационного
процесса
В конце октября правительство
утвердило масштабный план приватизации
федерального имущества на период
до 2015 года. Государство планирует
сократить свои доли в Сбербанке,
"Роснефти", "Русгидро", ФСК,
РЖД и других крупных компаниях,
сохранив контроль. Утвердить программу
приватизации планируется 17 ноября.
Для проведения этих сделок
правительство в октябре отобрало
10 инвестбанков.
За счет массовой приватизации
правительство планирует прикрыть
брешь в дефицитном бюджете,
завлечь в страну иностранных
инвесторов и сократить долю
госучастия в экономике. План
приватизации федерального имущества
на 2011-2013 годы, внесенный Минэкономразвития
в правительство, предусматривает
доходы государства в сумме
около 1 трлн рублей.
Таблица
1.
План
приватизации федерального
имущества на 2011-2013
г.г. по отраслям
Топливно-энергетический
комплекс |
Государство планирует
снизить долю в "Роснефти" в 2011-2015
годах до 50% плюс одна акция, продав
25% минус одна акция.
В октябре первый вице-премьер
РФ Игорь Шувалов рассказывал,
что начиная с 2012 года рынку
будет предложено до 15% акций из
госпакета этой крупнейшей российской
нефтяной компании, а оставшаяся
до контрольной часть акций
будет реализована путем обмена
активами. После 2015 года госучастие
в капитале "Роснефти" продолжит
снижаться вплоть до отказа
от контроля.
Из крупных активов электроэнергетического
сектора в план попали крупнейшая
российская генерирующая компания
"РусГидро" и контролирующая
магистральные линии электропередачи
ФСК ЕЭС. |
Транспортный
цех
|
Долю государства
в крупнейшей российской судоходной
компании "Совкомфлот" планируется
снизить до 75% уже в следующем
году, а до 2013 года - до 50% плюс одна акция.
На период с 2013 по 2015 годы запланировано
сокращение госдоли в РЖД до
75% плюс одна акция. Вместе с
тем глава РЖД Владимир Якунин
высказывал мнение, что в рамках
первичного публичного размещения
(IPO) может быть продано лишь
до 15% акций, а министр транспорта
Игорь Левитин и вовсе считает
целесообразной приватизацию до
2015 года не более 10% РЖД.
|
Банковский
сектор
|
Пионером" в
деле приватизации банков с госучастием
выступает ВТБ. Уже в этом году
планируется продать 10% акций этого
банка, занимающего второе место
в РФ по размеру активов, в 2011 году
предстоит приватизировать еще 10%,
а в 2012 году - еще 15% минус одна акция,
рассказал Уваров. Таким образом,
у государства останется контрольный
пакет, ниже которого его доля может
опуститься лишь в 2013-2015 годах.
Крупнейший банк России Сбербанк
также постепенно будет уходить
от госучастия. В настоящее время
его основному акционеру - ЦБ -
принадлежит 57,58% уставного капитала
(60,3% обыкновенных акций). В период
с 2011 по 2013 год планируется продать
7,58% минус одна акция, оставив
контроль за государством.
|
Сельхозактивы
|
Также до 2015 года
предполагается приватизировать Россельхозбанк,
специализирующийся на кредитовании российского
АПК. Представитель Минэкономразвития
не уточнил размер планируемого к
продаже госпакета, однако ранее
назывался объем до 25%.
Помимо Россельхозбанка, к сельскому
хозяйству имеют прямое отношение
еще два крупных актива, попавших
во внесенный в правительство
план приватизации 2011-2013. Уже до 2012
года планируется продать 100% Объединенной
зерновой компании (ОЗК), отвечающей
за зерновые интервенции и
хранение зерна в интервенционном
фонде, а в 2013-2015 годах - "Росагролизинг"
с сохранением доли не менее
50% плюс одна акция.
|
Глава
3. Практическое задание
3.1.
В данном случае юридическая
служба банка откажет в открытии
счета до полного выяснения
ситуации. Муниципальное предприятие
является государственным и
генеральный директор в нем
назначается. Необходимо запросить
дополнительные сведения каким
образом муниципальное предприятие
и полное товарищество связаны.
Если счет необходимо открыть
муниципальному предприятию, то
необходимо смотреть полномочия
генерального директора. Если
они позволяют, то открывается
счет № 40703. Если полному товариществу,
то счет № 40702.
3.2.
В соответствии с ФЗ № 115
«О противодействии легализации (отмыванию)
доходов» ЦБ РФ служба экономической безопасности
не сможет проверить место нахождения
организации. Закон предусматривает акт
о нахождении организации. На основании
указанного закона каждый банк утверждает
внутренние положения по легализации,
в котором могут быть предусмотрены условия
открытия расчетных и валютных счетов
в рамках одного банка, но в разных структурных
подразделениях. Практика показывает,
что для открытия расчетного счета необходимо
присутствие первого лица компании.
3.3. В
данном случае открывается расчетный
счет № 40802. Для его открытия
индивидуальному предпринимателю
необходимо, прежде всего, определиться
в каком банке он хочет открыть
расчетный счет. Далее следует
обратиться непосредственно в
банк с заявлением об открытии
расчетного счета, представить
все необходимые документы и
подписать договор. Бланк заявления
и договора выдается в банке.
Перечень необходимых документов
для открытия счета сообщает
банк. В перечень обычно требуемых
документов могут входить:
- нотариально
заверенная копия свидетельства
о государственной регистрации
индивидуального предпринимателя;
- нотариально
заверенная копия свидетельства
о постановке на налоговый
учет индивидуального предпринимателя;
- выписка
из реестра индивидуальных предпринимателей
(оригинал и его нотариально
заверенную копию);
- информационное
письмо о присвоении статистических
кодов (оригинал и его нотариально
заверенную копию);
- карточка
с образцами подписей и оттиска
печати (подписи могут быть заверены
у нотариуса или непосредственно
в банке).