Приватизация как способ приобретения права собственности

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2011 в 09:33, практическая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение понятия приватизация и исследование ее как способа приобретения права собственности, которая достигается путем выполнения следующих последовательно поставленных задач:

Изучение сущности понятия приватизация.
Исследование порядка проведения и способов приватизации.
Анализ приватизации как способа приобретения права собственности в РФ.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………………………………………….4

Глава 1. Приватизация – способ приобретения права собственности…………………….5

1.1. Понятие приватизации……………………………..……………………………………………………5-7

1.2. Порядок и способы проведения приватизации………………………………….….…..7-11

Глава 2. Приватизация в РФ………………………………………………………………………………………12

2.1. Этапы приватизации в РФ…………………………………………….............................12-13

2.2. Современный этап приватизационного процесса………………………………13-15

Глава 3. Практическое задание……………………………………………………………………………16-17

Заключение …………………………………………………………………………………………………………..18

Работа содержит 1 файл

Контрольная работа.docx

— 34.53 Кб (Скачать)

     Аукцион - способ приватизации  имущества путем проведения открытых  торгов, в ходе которых право  приобретения имущества принадлежит  покупателю, предложившему за него  наиболее высокую цену. При этом  от покупателей не требуется  выполнения каких-либо иных условий  по отношению к объекту приватизации. Аукцион, в котором принял участие  только один участник, признается  несостоявшимся.

    Порядок организации аукциона, в  том числе участие покупателей,  определение победителей, проведение  расчетов, регламентируется Положением  об организации продажи государственного  или муниципального имущества  на аукционе, утвержденного постановлением  Правительства РФ от 12 августа  2002 г. N 585.

    Публичное предложение - новый  способ приватизации, предусмотренный  Законом о приватизации 2001 г. В  случае, если аукцион по продаже  государственного имущества был  признан несостоявшимся, продажа  государственного или муниципального  имущества осуществляется посредством  публичного предложения (ст.23 Закона  о приватизации 2001 г.). Публичное  предложение о продаже государственного  или муниципального имущества  является публичной офертой. При  продаже государственного или  муниципального имущества посредством  публичного предложения цена  имущества определяется в размере  50% начальной цены несостоявшегося  аукциона. Право приобретения государственного  или муниципального имущества  принадлежит заявителю, первым подавшему в установленный срок заявку на приобретение указанного имущества по цене первоначального предложения. Заявка удовлетворяется по цене первоначального предложения.

     В том случае, если продажа  имущества посредством публичного  предложения не состоялась, продажа  государственного или муниципального  имущества осуществляется без  объявления цены (ст.24 Закона о  приватизации 2001 г.). При проведении  приватизации путем продажи без  объявления цены претенденты  направляют в запечатанном конверте  свои предложения о цене государственного  или муниципального имущества,  которые регистрируются с указанием  номера и времени подачи документов (число, месяц, часы и минуты).

     В случае поступления предложений  от нескольких претендентов покупателем  признается лицо, предложившее за  государственное или муниципальное  имущество наибольшую цену. В  случае поступления нескольких  одинаковых предложений о цене  государственного или муниципального  имущества покупателем признается  лицо, подавшее заявку ранее других  лиц.

     Конкурс - способ приватизации  имущества путем проведения открытых  торгов, в ходе которых право  приобретения имущества принадлежит  покупателю, предложившему наиболее  высокую цену за указанное  имущество, при условии выполнения  им условий конкурса.

     Внесение государственного или  муниципального имущества в качестве  вклада в уставные капиталы  открытых акционерных обществ  является особым способом приватизации (ст.25 Закона о приватизации 2001 г.). В отличие от всех остальных  способов приватизации возмездность  данного способа реализуется  посредством передачи в государственную  или муниципальную собственность  акций открытых акционерных обществ,  в уставный капитал которых  вносится государственное или  муниципальное имущество. Правовой  формой сделки приватизации является  в данном случае договор мены, а не договор купли-продажи.  Вкладом в уставный капитал  акционерного общества может  быть любое государственное имущество,  а также исключительные права  на результаты интеллектуальной  деятельности (интеллектуальная собственность).

     В отношении находящихся в  государственной собственности  акций открытых акционерных обществ  предусмотрены особые способы  приватизации:

• Продажа за пределами территории Российской Федерации (ст.21 Закона о приватизации 2001 г.).

• Продажа через организатора торговли на рынке ценных бумаг (ст.22 Закона о приватизации 2001 г.).

• Продажа по результатам доверительного управления (ст.26 Закона о приватизации 2001 г.).

     Приватизация, как особая форма  преобразования собственности —  это процесс передачи государственной  собственности в частные руки  и передача управления сервисом  от государства в частный сектор.

     Приватизация недвижимости —  это бесплатная передача в  собственность граждан на добровольной  основе занимаемых ими помещений  в государственных или муниципальных  фондах. В соответствии с законом  нельзя приватизировать жильё,  находящееся в аварийном состоянии,  в общежитиях, домах закрытых  военных городков, а также служебные  помещения, за исключением фонда  совхозов, других приравненных к  ним сельскохозяйственных предприятий  и стационарных учреждений социальной  защиты населения, находящихся  в сельской местности.

    Право на приватизацию дают  лишь раз, и при повторном  обращении человеку скорее всего  откажут. Однако дети, ставшие  собственниками занимаемого помещения  в порядке приватизации, сохраняют  право на однократную бесплатную  приватизацию после достижения  совершеннолетия.

     Приватизация земельных участков - это способ приобретения в  частную собственность земельных  участков, находящихся в государственной  или муниципальной собственности. 
 

Глава 2. Приватизация в  РФ.

2.1.  Этапы приватизации  в России.

     Приватизация в России — приватизация, которая осуществлялась в России  с начала 1990-х годов (после распада  СССР). Главной экономической задачей  приватизации было повышение  эффективности экономики за счет  создания института частной собственности  на средства производства. В то  время как в определенных сферах  экономики (обслуживание, торговля) эта задача была достаточно  быстро решена, в промышленности  и сельском хозяйстве нужный  эффект достигался гораздо медленнее,  во многом из-за того, что приватизированные  предприятия переходили в собственность  трудовых коллективов, то есть  под контроль — а в перспективе  и в собственность — их директоров.  Приватизация в России началась  после принятия Закона СССР  «О государственном предприятии  (объединении)» в 1988 году. На этом  этапе она осуществлялась в  отсутствие необходимой нормативной  базы. к лету 1992 года (начало осуществления  программы приватизации) более 2000 предприятий были приватизированы  «стихийно». Только в 1991 году началась  разработка законодательства о приватизации Законом РФ от 30.07.1991 «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РФ» (с изменениями от 5/7/1992).

     Начиная с 1992 г. приватизация  в России прошла несколько  этапов. В качестве основных можно  рассмотреть: ваучерную приватизацию (1992-1994 гг.) и денежную приватизацию (1995-1997 гг.). Все указанные этапы  принципиально отличаются друг  от друга как по соотношению  целей, так и по используемым  методам и формам приватизации  государственного имущества, используемой  нормативно – правовой базе.

     Ваучерная приватизация была  противоречива. Формат приватизации  был во многом результатом  компромиссов между Правительством  и Верховным советом, с учетом  принятых в разное время нормативных  актов и интересов разных лоббистских  групп. Однако, закон РСФСР «О  приватизации государственных и  муниципальных предприятий» от 3 июня 1991 года предусматривал приватизацию  с использованием приватизационных именных счетов.. В качестве компромисса между позицией Верховного Совета и Правительства, чеки были анонимизированы (что приближало приватизацию к рыночной схеме), право трудовых коллективов на преимущественный выкуп акций сохранено.

     Летом 1992 г. были введены ваучеры  (приватизационные чеки). Реальная  рыночная стоимость пакета акций,  который можно было получить  в обмен на один ваучер, колебалась  в широких пределах в зависимости  от компании, чьи акции приобретались  в обмен на ваучер, а также  от региона, где это происходило.

     В отличие от ваучерного, на  денежном этапе приватизации  были достаточно четко сформулированы  цели. Залоговые аукционы были  предприняты в 1995 году с целью  пополнения государственной казны.  Правительство планировало получить  деньги, приватизировав часть государственных  предприятий. Идею аукционов с  целью пополнения бюджета выдвинул  Владимир Потанин, возглавлявший  «ОНЭКСИМ-банк». На продажу был  выставлен ряд крупнейших компаний. Аукционы назывались залоговыми, так как, в отличие от обычных  аукционов, компании не продавались,  а отдавались в залог. Однако, выкуплены обратно они не были.

2.2. Современный этап  приватизационного  процесса

     В конце октября правительство  утвердило масштабный план приватизации  федерального имущества на период  до 2015 года. Государство планирует  сократить свои доли в Сбербанке, "Роснефти", "Русгидро", ФСК,  РЖД и других крупных компаниях,  сохранив контроль. Утвердить программу  приватизации планируется 17 ноября. Для проведения этих сделок  правительство в октябре отобрало 10 инвестбанков.

      За счет массовой приватизации  правительство планирует прикрыть  брешь в дефицитном бюджете,  завлечь в страну иностранных  инвесторов и сократить долю  госучастия в экономике. План  приватизации федерального имущества  на 2011-2013 годы, внесенный Минэкономразвития  в правительство, предусматривает  доходы государства в сумме  около 1 трлн рублей.

Таблица 1.

План  приватизации федерального имущества на 2011-2013 г.г. по отраслям

Топливно-энергетический комплекс Государство планирует  снизить долю в "Роснефти" в 2011-2015 годах до 50% плюс одна акция, продав 25% минус одна акция.

     В октябре первый вице-премьер  РФ Игорь Шувалов рассказывал,  что  начиная с 2012 года рынку  будет предложено до 15% акций из  госпакета этой крупнейшей российской  нефтяной компании, а оставшаяся  до контрольной часть акций  будет реализована путем обмена  активами. После 2015 года госучастие  в капитале "Роснефти" продолжит  снижаться вплоть до отказа  от контроля.

     Из крупных активов электроэнергетического  сектора в план попали крупнейшая  российская генерирующая компания "РусГидро" и контролирующая  магистральные линии электропередачи  ФСК ЕЭС.

Транспортный  цех Долю государства  в крупнейшей российской судоходной компании "Совкомфлот" планируется  снизить до 75% уже в следующем  году, а до 2013 года - до 50% плюс одна акция.

    На период с 2013 по 2015 годы запланировано  сокращение госдоли в РЖД до 75% плюс одна акция. Вместе с  тем глава РЖД Владимир Якунин  высказывал мнение, что в рамках  первичного публичного размещения (IPO) может быть продано лишь  до 15% акций, а министр транспорта  Игорь Левитин и вовсе считает  целесообразной приватизацию до 2015 года не более 10% РЖД.

Банковский  сектор Пионером" в  деле приватизации банков с госучастием  выступает ВТБ. Уже в этом году планируется продать 10% акций этого  банка, занимающего второе место  в РФ по размеру активов, в 2011 году предстоит приватизировать еще 10%, а в 2012 году - еще 15% минус одна акция, рассказал Уваров. Таким образом, у государства останется контрольный  пакет, ниже которого его доля может  опуститься лишь в 2013-2015 годах.

     Крупнейший банк России Сбербанк  также постепенно будет уходить  от госучастия. В настоящее время  его основному акционеру - ЦБ - принадлежит 57,58% уставного капитала (60,3% обыкновенных акций). В период  с 2011 по 2013 год планируется продать  7,58% минус одна акция, оставив  контроль за государством.

Сельхозактивы Также до 2015 года предполагается приватизировать Россельхозбанк, специализирующийся на кредитовании российского  АПК. Представитель Минэкономразвития  не уточнил размер планируемого к  продаже госпакета, однако ранее  назывался объем до 25%.

     Помимо Россельхозбанка, к сельскому  хозяйству имеют прямое отношение  еще два крупных актива, попавших  во внесенный в правительство  план приватизации 2011-2013. Уже до 2012 года планируется продать 100% Объединенной  зерновой компании (ОЗК), отвечающей  за зерновые интервенции и  хранение зерна в интервенционном  фонде, а в 2013-2015 годах - "Росагролизинг"  с сохранением доли не менее  50% плюс одна акция.

 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 3. Практическое задание

3.1.  В данном случае юридическая  служба банка откажет в открытии  счета до полного выяснения  ситуации. Муниципальное предприятие  является государственным  и  генеральный директор в нем  назначается.  Необходимо запросить  дополнительные сведения каким  образом муниципальное предприятие   и полное товарищество связаны.   Если счет необходимо открыть  муниципальному предприятию, то  необходимо смотреть полномочия  генерального директора. Если  они позволяют, то открывается  счет № 40703. Если полному товариществу, то счет № 40702.

3.2.  В соответствии с ФЗ № 115 «О противодействии легализации (отмыванию) доходов» ЦБ РФ служба экономической безопасности не сможет проверить место нахождения организации. Закон предусматривает акт о нахождении организации. На основании указанного закона каждый банк утверждает внутренние положения по легализации, в котором могут быть предусмотрены условия открытия расчетных и валютных счетов в рамках одного банка, но в разных структурных подразделениях. Практика показывает, что для открытия расчетного счета необходимо присутствие первого лица компании.

3.3. В  данном случае открывается расчетный  счет № 40802. Для его открытия  индивидуальному предпринимателю  необходимо, прежде всего, определиться  в каком банке он хочет открыть  расчетный счет.  Далее следует  обратиться непосредственно в  банк с заявлением об открытии  расчетного счета, представить  все необходимые документы и  подписать договор. Бланк заявления  и договора выдается в банке.  Перечень необходимых документов  для открытия счета сообщает  банк. В перечень обычно требуемых  документов могут входить:

- нотариально  заверенная копия свидетельства  о государственной регистрации  индивидуального предпринимателя;

- нотариально  заверенная копия свидетельства  о постановке на налоговый  учет индивидуального предпринимателя;

- выписка  из реестра индивидуальных предпринимателей (оригинал и его нотариально  заверенную копию);

- информационное  письмо о присвоении статистических  кодов (оригинал и его нотариально  заверенную копию);

- карточка  с образцами подписей и оттиска  печати (подписи могут быть заверены  у нотариуса или непосредственно  в банке).

Информация о работе Приватизация как способ приобретения права собственности