Приобретение и прекращение российского гражданства

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 17:31, курсовая работа

Описание работы

Актуальность данной темы обусловлена прежде всего вступлением в силу 1 июля 2002г. нового закона о гражданстве. Принятие данного закона продиктовано, прежде всего, необходимостью приведения законодательства в этой сфере в соответствие с Конституцией Российской Федерации. Существующий ранее закон о гражданстве 1992г за десятилетний период своего действия не претерпел существенных изменений ни в связи с подписанием Россией в 1997 г. Европейской конвенции о гражданстве, ни в связи с необходимостью учета сложившихся отношений между Россией и новыми независимыми государствами, образовавшимися в результате распада СССР.

Содержание

Введение………………………………………………………..……………...…………..3
1 Понятие гражданства…………...………………………..……………………….…….4
2 Основания приобретения гражданства…………………………………..……...……..
3 Прекращение российского гражданства………….....……………………………….
3.1 Основания невыдачи граждан РФ другим государствам……………………
3.2 Основания ограничения выезда иностранных лиц…………………………
Заключение……………………………………………………………..…………
Глоссарий…………………………………………………………………...……..
Список использованных источников………………………………..……

Работа содержит 1 файл

Соломенцева ИМ,КР,Конституционное право.doc

— 138.00 Кб (Скачать)

Гражданами РФ по рождению признаются лица, родившиеся на территории России до момента подписания Договора об образовании СССР (до 30 декабря 1922 года) и утратившие гражданство бывшего СССР. при этом определяющими обстоятельствами являются : рождение на территории России (в бывших границах РСФСР) или принадлежность хотя бы одного из родителей на момент рождения ребенка к гражданству СССР и постоянное проживание на территории РСФСР. Поскольку территория РСФСР в период с 1917 года часто изменялась, следует определять эти границы на дату рождения этого лица.

Приобретение гражданства в порядке регистрации.(Статья 18 Закона).

Сложная ситуация сложившаяся на территории бывшего Советского Союза после его распада вынудила законодателя ввести новое основание для приобретения российского гражданства - в порядке регистрации. Это объясняется в первую очередь тем, что многие лица - граждане СССР в тот момент проживали на территории других союзных республик, ставших независимыми государствами .Они имели безусловное право на российское гражданство. Поэтому для этого основания приобретения российского гражданства был введен упрощенный порядок его приобретения, не связанный со сложными процедурами, не требовал решения о приеме в гражданство, оформляемого указом Президента РФ. Регистрация здесь осуществляется органами внутренних дел.

Этот же порядок закон распространил на лиц, бывших граждан СССР, признанных состоявшими в гражданстве РФ по рождению, неправомерно лишенных гражданства СССР.

Таких ситуаций статья 18 установила шесть:

1.      если супруг, отец или мать лица, ходатайствующего о приобретении российского гражданства, являются гражданами России, данное лицо ( муж, жена, сын, дочь)может зарегистрироваться в качестве гражданина РФ.

2.      если хотя бы один из родителей лица, ходатайствующего о приобретении российского гражданства, на момент рождения был гражданином РСФСР, которые приобрели иное гражданство по рождению .В этом случае это лицо может приобрести российское гражданство в порядке регистрации в течении пяти лет после достижения им 18-летнего возраста.

3.      если дети бывших граждан РСФСР родившиеся после прекращения у родителей гражданства РСФСР обратятся в соответствующие российские органы в течении пяти дет после достижения ими 18-летнего возраста.

Другие основания приобретения российского гражданства в порядке регистрации имеет жесткие временные ограничения.

4        Граждане СССР постоянно проживающие на территории других республик бывшего СССР. если он не стали гражданами этих республик и в течении трех лет со дня вступления в силу (т.е. до 6 февраля 1995 года) заявившие о своем желании приобрести российское гражданство имели право на упрощенный порядок приобретения гражданства РФ.

5        регистрационный порядок приобретения российского гражданства распространялся на лиц без гражданства, постоянно проживавших на территории России или бывших союзных республик и заявивших о своем желании приобрести российское гражданство до 6 февраля 1993 года т.е. в течении года со дня вступления в силу Закона о гражданстве.

6        Тот же срок давал право приобретения российского гражданства в порядке регистрации, иностранным гражданам и лицам без гражданства при условии, если они сами или мать, отец состояли в российском гражданстве (подданстве) по рождению.

Необходимо подчеркнуть, что лица не сумевшие приобрести российское гражданства в порядке регистрации по тем или иным причинам не лишаются права приобрести российское гражданство, так как они могут это осуществить в порядке приема в российское гражданство.

Прием в гражданство РФ ( Ст.19 закона).

Дееспособное лицо, достигшее 18-летнего возраста и не состоящее в гражданстве РФ, может ходатайствовать о приеме в российское гражданство независимо от происхождения, социального положения, расовой и национальной принадлежности, пола, образования, языка, отношения к религии, политических и иных убеждений.

Впервые в российском законодательстве для принятия в гражданство иностранных граждан и лиц без гражданства вводится ценз оседлости. Он требует пятилетнего общего срока или трехлетнего непрерывного срока проживания на территории России непосредственно перед обращением с ходатайством о предоставлении российского гражданства. Для беженцев, признаваемых таковыми российским законодательством, срок проживания сокращается наполовину. При этом закон четко определил условия непрерывного проживания: выезд за пределы России для учебы или лечения не более чем на три месяца

Необходимо отметить, что прием в гражданство это двухсторонняя акция, где со одной стороны выступает лицо, ходатайствующее о предоставлении российского гражданства, с другой - государство. Поэтому законодательство предусматривает право государства отказать в предоставлении своего гражданства. Это относится к лицам:

1.      выступающим за насильственное изменение конституционного строя,

2.      состоящим в партиях и организациях, деятельность которых несовместима с конституционными принципами Российской Федерации,

3.      осужденными российскими судами и отбывающими наказание в виде лишения свободы за действия, признанными противоправными российским законодательством.

При этом, условием принятия российского гражданства является отказ от иностранного гражданства, если речь не идет о предоставлении почетного гражданства или о двойном гражданстве.

Также ныне действующий закон о гражданстве предусматривает условия более льготного приобретения гражданства, в частности, сокращение срока проживания с пяти лет до одного года при наличии следующих факторов:

       Рождение на территории РСФСР и наличие в прошлом гражданства СССР. Этот факт говорит о существовании правовой связи лица с Россией, так как она является правопреемницей СССР.

       Состояние в браке с гражданином РФ не менее трех лет. Судя по всему, при принятии данного положения законодатель исходил из того, что состояние в браке в течение трех лет говорит в пользу того, что этот брак был заключен не из преследования личной выгоды.

       наличие у нетрудоспособного лица дееспособных детей, достигших возраста восемнадцати лет и имеющих гражданство РФ (в том числе и усыновленные (удочеренные)

       Если лицо имеет особые достижения в области науки, техники и культуры, а также обладает профессией либо квалификацией, представляющими интерес для Российской Федерации, оно может быть принято в гражданство без необходимости 5 летнего проживания на территории РФ.

       Предоставление лицу политического убежища на территории РФ также является основанием для сокращения срока проживания на территории РФ для получения российского гражданства.

       Признание лица беженцем в порядке, установленном федеральным законом также является основанием сокращения срока проживания.

Заявление о приобретении гражданства подается лицом, проживающим на территории Российской Федерации, - в министерство внутренних дел республики, главное управление или управление внутренних дел края, области, города федерального значения, автономной области либо автономного округа, являющиеся территориальными органами федерального органа исполнительной власти, ведающего вопросами внутренних дел (далее именуются - органы внутренних дел). Заявление подается по месту жительства.

Заявление составляется на русском языке. Все представляемые вместе с заявлением документы, выполненные не на русском языке, подлежат переводу на русский язык. Верность перевода либо подлинность подписи переводчика должна быть удостоверена нотариальной записью

Вместе с заявлением о приеме в гражданство в общем порядке представляются:

- вид на жительство;

- один из документов, подтверждающих наличие законного источника средств к существованию;

- документ дипломатического представительства или консульского учреждения иностранного государства в Российской Федерации либо иного полномочного органа иностранного государства, подтверждающий обращение заявителя об отказе от имеющегося иного гражданства в порядке, предусмотренном законодательством данного государства, либо невозможность отказа от иного гражданства, а также копия данного обращения, заверенная соответствующим полномочным органом иностранного государства.

- Заявитель также представляет документ, подтверждающий его владение русским языком на уровне, достаточном для общения в устной и письменной форме в условиях языковой среды.

 

3 Прекращение российского гражданства

Выдача (экстрадиция) лица одним государством другому производится по просьбе заинтересованного государства в связи с необходимостью проведения следствия в отношении данного лица, суда над ним или исполнения приговора. Выдача осуществляется на основании международного договора либо по усмотрению государства, к которому обращена просьба о выдаче. В последнем случае, если выдача осуществляется, это делается на основании так называемой международной вежливости (хотя о какой вежливости может идти речь при выдаче преступника), а не правовой обязанности, вытекающей из договора. Как правило, имеются определенные ограничения выдачи, обусловленные международными договорами, обычаями и внутренними правилами того или иного государства. Например, не подлежат выдаче лица, обвиняемые в совершении политических преступлений.

Правило невыдачи своих граждан ни в коем случае не должно рассматриваться как поощрение безнаказанности преступных действий. Государство, не выдавшее своего гражданина, который совершил преступление, судит его по своим законам:

1.      При призыве на военную службу - до ее окончания;

2.      При задержании в качестве подозреваемого в совершении преступления или привлечении в качестве обвиняемого - до вступления решения по делу или вступления в законную силу приговора суда;

3.      При осуждении за совершение преступления - до отбытия (исполнения) наказания или до освобождения от отбытия наказания;

4.      При уклонении от исполнения обязательств, наложенных судом, - до исполнения обязательств либо достижения согласия сторонами;

5.      При допуске к сведениям особой важности или совершенно секретным сведениям - на пять лет со дня последнего ознакомления с такими сведениями, в особых случаях - на десять лет;

6.      При сообщении о себе заведомо ложных сведений при оформлении выездных документов - до решения вопроса органом, оформляющим такие документы.

Выезд из РФ для иностранного гражданина может быть органичен:

       Если он задержан по подозрению в совершении преступлении или привлечен в качестве обвиняемого - до вынесения решения по делу или вступления в законную силу приговора суда;

       Если осужден за совершение преступления на территории РФ - до отбытия (исполнения) наказания или до освобождения от отбытия наказания;

       В случае уклонения обязательств, наложенных судом, - до исполнения либо до достижения согласия сторонами;

       В случае невыполнения обязательств по уплате налогов, предусмотренных законодательством РФ, - до выполнения этих обязательств.

При выходе из гражданства Российской Федерации на основании части первой статьи 19 Федерального закона лица, проживающего на территории Российской Федерации, вместе с заявлением представляется документ полномочного органа иностранного государства о наличии у заявителя иного гражданства или подтверждение возможности предоставления ему иного гражданства в случае выхода из гражданства Российской Федерации, а также документ налогового органа Российской Федерации об отсутствии задолженности по уплате налогов. При выходе из гражданства Российской Федерации проживающего на территории иностранного государства, вместе с заявлением представляются:

      документ, подтверждающий разрешение полномочного органа иностранного государства на проживание в данном государстве;

      документ о снятии с регистрационного учета по месту жительства в Российской Федерации;

      документ полномочного органа иностранного государства о наличии у заявителя иного гражданства или подтверждение возможности предоставления заявителю иного гражданства в случае его выхода из гражданства Российской Федерации;

      документ налогового органа Российской Федерации (по последнему месту жительства заявителя на территории Российской Федерации) об отсутствии задолженности по уплате налогов.

Выход из российского гражданства лица, проживающего на территории РФ, осуществляется с помощью личного обращения гражданина. При подаче заявления о выходе из гражданства необходимы документы, подтверждающие отсутствие не исполненных перед Россией обязательств. При заявлении ходатайств о выходе из гражданства ребенка необходимы копии свидетельства о рождении, усыновлении, письменное согласие детей в возрасте от 14 до 18 лет на изменение гражданства и пр. Список документов, необходимых для выхода из гражданства, в каждом случае конкретизирован.

Если лицо, вышедшее из гражданства РФ и приобщенное к секретным сведениям, пожелает выехать с территории, Россия не сможет этому воспрепятствовать, так как ныне действующий закон о гражданстве не предусматривает оснований отклонений ходатайств о выходе из гражданства по соображениям государственных интересов. Конституция РФ также говорит о том, что гражданин РФ не может быть лишен права изменить свое гражданство. Получается, что этим фактом могут быть нарушены интересы государства, не нарушая прав и свобод человека и гражданина. Регулирование противоречий между выходом из гражданства и государственной безопасностью осуществляет Международный пакт о гражданских и политических правах (1966г.) . Статья 12.2 Пакта предоставляет право каждому человеку покидать любую страну, включая свою, а в ст. 12.3 сказано, что "упомянутые выше права не могут быть объектом никаких ограничений, кроме тех, которые предусмотрены законом, необходимы для охраны государственной безопасности, общественного порядка, здоровья и нравственности населения, или прав и свобод других, и совместимы с признаваемыми в настоящем Пакте другими правами".

Выход из гражданства Российской Федерации ребенка, один из родителей которого имеет гражданство Российской Федерации, а другой родитель является иностранным гражданином либо единственный родитель которого является иностранным гражданином, осуществляется в упрощенном порядке по заявлению обоих родителей либо по заявлению единственного родителя. Российское гражданство ребенка может быть прекращено только при условии, что ребенок не станет лицом без гражданства.

Информация о работе Приобретение и прекращение российского гражданства