Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 22:30, реферат
Понятие принципов права является одной из актуальных проблем современной юридической науки. И это не случайно, так как именно в принципах права наиболее ярко отражена его сущность во всем многообразии составляющих ее сторон и закономерностей. Кроме того, важность данной проблемы определяется тем, что сложившееся в отечественной науке представление о принципах сформировалось в основном на базе узконормативного правопонимания и имеет существенные недостатки.
1. Понятие принципов
права
Понятие принципов
права является одной из актуальных
проблем современной
Исследование принципов
не может ограничиваться формально-юридическими
вопросами. Нормы права - это лишь
одна из абстрактных форм его бытия,
к которым принадлежит и
Сложное многогранное
содержание права, которое не может
быть сведено к законодательству,
требует комплексного подхода к
его принципам. Такой подход предполагает
их анализ в нескольких аспектах, условно
обозначенных нами как генетический,
гносеологический, онтологический и
функциональный. При этом термины
“принципы права”'', “юридические
принципы”', “основополагающие идеи”,
“отправные начала”, “руководящие положения”
используются как синонимы.
Генетическая характеристика
принципов права заключается
в рассмотрении детерминированности
их содержания объективными социальными
закономерностями. Согласно материалистическому
пониманию отправных начал они
являются отражением важнейших сторон
практической деятельности субъектов
общественных отношений. “Не природа
и общество сообразуются с принципами,
а наоборот, принципы верны лишь
постольку, поскольку они соответствуют
природе и истории”. Основополагающие
идеи права выступают не произвольными
конструкциями человеческого
В принципах права
отображаются социальные закономерности
двух видов: распространяющие свое действие
на общество в целом и свойственные
только праву как особому регулятору
человеческого поведения. Первые отражаются
в содержании руководящих положений,
получивших название общесоциальных (социально-политических)
принципов. В них сконцентрированы существенные
черты общественных отношений, являющихся
предметом правового воздействия. Важнейшей
особенностью этих отношений является
то, что существовать и нормально развиваться
они могут лишь в правовой форме (например,
отношения собственности и политической
власти). Общесоциальными началами современного
права выступают принципы разделения
властей, защиты собственности, демократизма,
гуманизма и др. В них выражаются экономические,
политические, нравственные устои существующего
общественного строя.
Социальные закономерности,
присущие только праву, преломляются в
содержании другой группы принципов, именуемых
специально-юридическими. Они выражают
особенности правового регулирования,
показывают его отличие от иных социальных
регуляторов, а потому могут быть определены
как принципы правового регулирования.
К ним относятся принципы свободы, справедливости,
юридического равенства, ответственности
за вину, единства юридических прав и обязанностей,
законности, единства объективного и субъективного
права, государственной гарантированности.
Общесоциальные и специально-юридические
начала права могут действовать эффективно
лишь во взаимодействии друг с другом,
так как только в этом случае происходит
надлежащее согласование существенных
свойств объекта регулирования и его регулятора.
Гносеологический
аспект исследования принципов обусловлен
их идеологичностью, детерминированностью
не только объективными социальными закономерностями,
но и абстрагирующей деятельностью сознания
человека, творческой активностью его
разума. Содержание руководящих положений
напрямую зависит от способности юридического
мышления проникнуть в сущность общественных
процессов, выявить здесь главное, необходимое,
основное. Полученные результаты формулируются
в виде фундаментальных правовых понятий,
которыми и становятся в гносеологическом
плане юридические принципы.
Безусловно, необходимые
и существенные стороны и связи
социальной действительности в определенной
степени отражаются и конкретными
нормами права. В противном случае последние
утратили бы способность положительно
воздействовать на общественные отношения.
Однако в отличие от принципов существенное
представлено в них в неразрывном единстве
с несущественным, главное - с второстепенным,
необходимое - со случайным. К тому же конкретные
юридические нормы по воле законодателя
могут являться сознательным искажением
объективных социальных закономерностей,
как это произошло, например, со свободой
труда в бывшем советском законодательстве,
нивелированной установлением обязанности
трудиться, обеспеченной мерами административного
и уголовного принуждения. Специфика же
основополагающих идей права как гносеологических
феноменов проявляется именно в том, что
они наиболее правильно, адекватно, без
умышленных искажений выражают необходимое
и существенное в социальной действительности
в соответствии с достигнутым в обществе
на данный момент уровнем ее познания.
Другой отличительной
чертой руководящих положений в
гносеологическом плане по сравнению
с конкретными юридическими нормами
выступает значительно большая их зависимость
от состояния правовых знаний. Они возникают
лишь на определенном этапе правогенеза,
непосредственно связанном с появлением
развитого юридического мышления, в то
время как конкретные нормы права возникали
и во многих случаях продолжают и сегодня
зарождаться стихийно, в ходе повседневной
практической деятельности людей. Исторически
принципы права появились значительно
позже иных его норм, первоначально существовавших
в виде юридических обычаев и не содержавших
теоретических обобщений социальных процессов
на уровне их сущности. ``От фактического
к нормативному - вот процесс, вот линия
развития, в рамках которых формируется
право и результатом которых являются
нормы''. Вследствие этого для обычая как
для нормативности, формировавшейся стихийно,
норма служит характеристикой фактического
положения вещей, а не является абстрактным
эталоном поведения. Типизацией и абстрагированием
отличался позднейший период правогенеза
, примером чего может служить уголовное
право, где вначале сформировалась особенная
часть и лишь после этого и много позднее
общая часть, включавшая в себя его принципы.
Переход от казуальной
к абстрактной форме правового
регулирования вызывается не только
развитием человеческого
Гносеологический
аспект руководящих положений нельзя
абсолютизировать, отождествляя их с
понятиями науки, элементами теории.
Познавательный момент подчинен в них
главной функции - регулятивной, в
связи с чем они обладают рядом внелогических
особенностей, обусловленных общеобязательностью
и иными свойствами права, фиксацией в
юридических предписаниях и воплощением
в правоотношениях. Рассмотрение данной
стороны принципов позволяет дать их онтологическую
характеристику, предусматривающую выявление
основных форм их бытия.
Как отмечалось, общепринятой
является точка зрения, согласно которой
основополагающие идеи становятся принципами
права с момента их закрепления
в нормативно-правовом акте. С ней
нельзя полностью согласиться. Она
не охватывает все способы официального
юридического признания отправных
начал (в правовых системах, входящих
в англо-саксонскую правовую семью,
первоначально принципы права были
сформулированы и закреплены посредством
судебных прецедентов, а в международном
праве распространена их фиксация в
международных договорах). Провозглашение
нормативно-правового акта в качестве
единственного источника
В соответствии с
ч. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации
общепризнанные принципы международного
права являются составной частью правовой
системы России, принципами российского
права. Общепризнанность же отправных
начал международного права не означает
их обязательного закрепления в международных
договорах и иных формальных источниках
юридических норм. Она проявляется не
только в нормотворческой деятельности
государств, но и во всеобщности и постоянстве
их фактической практики, прежде всего
в устойчивой практике судов и иных юрисдикционных
органов. Кроме того, законодательная,
в том числе и конституционная, фиксация
руководящего положения еще не означает
его окончательного перехода из сферы
правосознания в практическую плоскость.
Если оно масштабно игнорируется субъектами,
к которым обращено, то принципом права
в полной мере назвать его еще нельзя,
поскольку отсутствует элемент его общего
признания в качестве такового в правоотношениях.
Достаточно вспомнить некоторые принципы
Конституции СССР 1977 года (народовластие,
юридическое равенство и т. п. ), или зафиксированный
ранее действовавшей Конституцией РСФСР
принцип разделения властей, нереализованность
которого на практике явилась одной из
причин антиконституционного государственного
переворота в октябре 1993 года.
Принимая во внимание
указанные обстоятельства, можно
сделать вывод о том, что принципами
права являются не только те, которые
закреплены в законодательстве и
иных источниках правовых норм, но и
основополагающие идеи правосознания,
получившие общее признание в
деятельности органов правосудия, иных
субъектов внутригосударственного и международного
права несмотря на отсутствие их формальной
фиксации в объективном праве. Показательным
в этом плане является мнение Председателя
Конституционного Суда Российской Федерации
В. А. Туманова. Отметив явный пробел Федерального
конституционного закона ``О Конституционном
Суде Российской Федерации'' в части отсутствия
в нем каких-либо принципов, исходя из
которых Суд должен осуществлять прямое
толкование Конституции, он приходит к
выводу о том, что к числу указанных принципов
следует отнести обеспечение прав и свобод
человека и гражданина и приоритет основ
конституционного строя по отношению
к другим положениям Основного Закона.
В данном случае перед нами один из примеров
проявления законодательно не закрепленных,
но получивших фактическое признание
в деятельности Конституционного Суда
принципов официального толкования Конституции.
Функциональный аспект
характеристики отправных начал
раскрывает их практическое предназначение.
Можно констатировать наличие у
них двух функций: внутренней и внешней.
Внутренняя состоит в воздействии на систему
юридических норм, обеспечивающем ее непротиворечивость
и согласованность. Все нормативные предписания
должны логически вытекать из содержания
принципов и точно им соответствовать.
Это позволяет осуществлять правовое
регулирование на единых началах и обеспечить
его максимальную эффективность. Реализуя
внутреннюю функцию, руководящие положения
обслуживают нормативный массив, и их
воздействие на общественные отношения
происходит опосредованно - через определяемые
ими конкретные юридические нормы.
Внешняя функция
принципов права заключается
в непосредственном регулировании
поведения субъектов
2. Основные принципы
права