Принципы организации и деятельности прокуратуры: понятие, виды и значение

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2011 в 19:24, доклад

Описание работы

Изучая любой предмет или явление, можно выделить нечто существенное, ту основу, которая обу­словливает содержание этого предмета или явления, основные, исходные положения, определяющие их природу. Это — принципы предмета или явления, выражающие самое важное, вне которого они вряд ли могли бы существовать.

Работа содержит 1 файл

ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОКУРАТУРЫ.docx

— 17.87 Кб (Скачать)

ПРИНЦИПЫ  ОРГАНИЗАЦИИ И  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОКУРАТУРЫ: ПОНЯТИЕ, ВИДЫ И ЗНАЧЕНИЕ 

Изучая любой предмет  или явление, можно выделить нечто  существенное, ту основу, которая обу­словливает содержание этого предмета или явления, основные, исходные положения, определяющие их природу. Это — принципы предмета или явления, выражающие самое важное, вне которого они вряд ли могли бы существовать.

Принципы прокурорского  надзора — это положения наиболее общего характера по сравнению со всеми иными положениями, каким-либо образом характеризующими прокурорский надзор как соци­альное и правовое явление. Они имеют отношение ко всему прокурорскому надзору. Каждая его норма, частные положения должны соответствовать его принципам, которые объединяют, цементируют все его нормы и положения в единое целое, в определенную систему.

Принципы прокурорского  надзора, как и принципы любой  другой деятельности, отражают как  объек­тивные, так и субъективные начала. Все дело в том, что идеи или положения до того как они получают свое законодательное закрепление в нормах права, носят объективный характер, они не зависят от воли законода­теля. В этот момент идеи еще не регулируют общественные отношения, а отражают объективные законо­мерности этих общественных отношений. После своего законодательного закрепления идеи, ставшие уже принципами, приобретают и объективный, и субъективный характер. Объективный характер проявляется в том, что принципы регулируют общественные отношения, носящие объективный характер; субъективность проявляется в том, что принципы являются продуктом сознательного творчества законодателя.

1. Принцип законности.

Принцип законности, присущий всем видам государственной  деятельности, применительно к про­курорскому надзору имеет особое содержание, отличное, чем в других видах государственной деятельности, и получает свое выражение в том, что не только вся деятельность прокуратуры строится на основе закона и допустима лишь в формах, предписанных законом, но и сама деятельность должна осуществляться законными методами и протекать в законных формах.

То есть применительно  к прокурорскому надзору принцип  законности имеет двойную направленность — внешнюю и внутреннюю. Внешняя  направленность заключается в том, что прокуроры осуществ­ляют надзор за точным и единообразным исполнением законов; внутренняя — в том, что осуществляя этот I надзор, прокуроры обязаны законными способами и средствами выявлять нарушения закона и законными средствами реагировать на нарушения закона. Иначе и быть не может. Нельзя осуществлять надзор за ис­полнением законов, когда сам при осуществлении своей деятельности не руководствуешься законом. Феде­ральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» прямо обязывает органы прокуратуры РФ осущест­влять свои полномочия в строгом соответствии с действующими на территории Российской Федерации законами. Принцип законности в деятельности прокуратуры ни в коем случае нельзя противопоставлять це­лесообразности, поскольку в самом законе выражена наивысшая государственная целесообразность. 

Прокурор при решении  любого вопроса исходит из закона, и только из закона. Это не формализм  в его деятельности, а правильное в соответствии с Конституцией России и Законом о прокуратуре РФ исполнение возложенных на него полномочий. Критерием оценки его деятельности является закон, и только с позиции  закона прокурор должен оценивать тот  или иной нормативный акт.

2. Принцип единства  прокурорского надзора.

Принцип единства проявляется, во-первых, в единстве задач, которые  выполняют Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры, осуществляя надзор за точным и единообразным  испол­нением законов. Независимо от того, Генеральный это прокурор РФ или прокурор района, все они обя­заны выполнять задачи по охране политической и экономической системы государства, законных инте­ресов граждан, а также предприятий: учреждений и организаций.

Во-вторых, все прокуроры  являются представителями государства  и единой системы прокурорских органов. Принцип единства позволяет одно лицо прокурорского надзора заменить другим. Нижестоящему прокурору может  быть поручено выполнение обязанностей вышестоящего прокурора. В то же время  вы­шестоящий прокурор может брать на себя выполнение всех обязанностей нижестоящего прокурора.

В-третьих, как представители  государства, единой системы прокурорских органов прокуроры дей­ствуют независимо от направления их деятельности и по отношению ко всем поднадзорным объектам, прокурор везде выступает органом надзора за исполнением законов РФ.

В-четвертых, вся  деятельность органов прокуратуры  регулируется едиными нормативными актами.

3. Принцип централизации  прокурорского надзора.

С принципом единства тесно связан принцип централизации  прокурорского надзора, который  оз­начает, что подчиненность органов  прокуратуры идет только по вертикали— каждый нижестоящий прокурор подчинен вышестоящему, а все прокуроры — Генеральному прокурору РФ.

Подчиненность прокуроров включает в себя:

— представление  нижестоящими прокурорами вышестоящим  прокурорам отчетов о деятельности прокуратуры, информации о состоянии  законности и правопорядка, истребованных  вышестоящей про­куратурой дел и материалов;

— проведение нижестоящими прокурорами, согласно имеющимся данным о нарушениях зако­нов, проверок, результаты которых необходимы вышестоящим прокурорам для анализа состояния за­конности и деятельности по ее обеспечению;

— реализацию с учетом местных условий рекомендаций вышестоящих  прокуроров по внедрению положительного опыта и научных рекомендаций в организацию и деятельность прокуратуры, по повы­шению квалификации прокуроров.

В соответствии с  Федеральным законом «О прокуратуре  Российской Федерации» Генеральный  прокурор РФ руководит органами прокуратуры  Российской Федерации, издает приказы, указания, рас­поряжения и инструкции, обязательные для исполнения всеми работниками органов прокуратуры РФ, и контролирует их деятельность.

4. Принцип независимости.

В соответствии с  Федеральным законом РФ «О прокуратуре  Российской Федерации» органы прокуратуры  РФ осуществляют полномочия в пределах своей компетенции независимо от органов государственной власти и управления, общественных и политических организаций и движений. Генеральный  прокурор РФ и подчиненные ему  прокуроры при осуществлении  надзора за исполнением законов независимы от каких бы то ни было местных органов. И это, безусловно, правильно. Если бы существовала «двойная» подчиненность прокурора по вертикали и горизонтали, то прокуратура не смогла бы объективно выполнять свои надзорные функции.

Принцип независимости  проявляется прежде всего в особом порядке назначения на должность и освобождения от должности прокуроров.

Финансирование и  материально-техническое обеспечение  органов прокуратуры осуществляется за счет средств федерального бюджета. Это обстоятельство тоже играет немаловажную роль в обеспечении независимости  прокуратуры.

Чтобы оградить прокурора  от влияния со стороны политических партий, закон запрещает создание и деятельность политических партий и их организаций в органах  прокуратуры. Кроме этого, прокуроры  не вправе заниматься по совмecтительству иной оплачиваемой деятельностью, кроме преподаватель­ской, научной и творческой. Независимость обеспечивается также неприкосновенностью прокуроров. Согласно закону уголовное дело, а также производство об административном правонарушении в отно­шении прокурорского работника могут быть возбуждены только с согласия вышестоящего прокурора. Расследование уголовного дела, любая проверка сообщения о факте правонарушения прокурорским ра­ботником является исключительной компетенцией прокуратуры. Не допускается привод, личный дос­мотр прокурорского работника, а также досмотр его вещей и используемого им транспорта.

В законе прямо  сказано, что воздействие в какой  бы то ни было форме органов государственной  власти и управления, общественных и политических организаций и  движений, средств массовой инфор­мации, а также должностных лиц на прокурора с целью повлиять на принимаемое им решение или вос­препятствовать его деятельности влечет установленную  законом ответственность.

Информация о работе Принципы организации и деятельности прокуратуры: понятие, виды и значение