Принципы и условия действия механизма защиты прав человека

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2011 в 10:08, контрольная работа

Описание работы

Конституционные права и свободы человека и гражданина- это его неотъемлемые права и свободы, принадлежащие ему от рождения (в надлежащих случаях в силу его гражданства), защищаемые государством и составляющие ядро правового статуса личности.

Работа содержит 1 файл

Аня.docx

— 26.33 Кб (Скачать)

           Министерство  образования и науки РФ

   ГОУ ВПО Уральская государственная юридическая академия

   Институт  юстиции

   Кафедра  конституционного права 
 
 

"Принципы  и условия действия  механизма защиты  прав человека"

    (Контрольная  работа) 
 
 

   Выполнила:

   студентка III курса ИЮ

   группы  № 320 Лаптева А.В.

   Проверила:

   доцент, к.ю.н. Колобаева Н.Е. 
 

Екатеринбург

2011

             Конституционные права и свободы человека и гражданина- это его неотъемлемые права и свободы, принадлежащие ему от рождения (в надлежащих случаях в силу его гражданства), защищаемые государством и составляющие ядро правового статуса личности. Правовая защита в любом современном обществе является важнейшим институтом права, с помощью которого охраняется правовой статус человека, устанавливаются юридические гарантии защиты его прав, свобод и обязанностей. Правовая защита человека не простое сложение охраны прав и защиты прав. Она выходит за рамки и того, и другого явления и приобретает свои уникальные свойства, которые возможно показать на различиях между правовой защитой человека, с одной стороны, и защитой и охраной – с другой1. В современных демократических государствах защита прав и свобод человека гарантируется как международным, так и внутригосударственным правом, а в Российской Федерации согласно ч. 4 ст. 15 Конституции «общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы». Реализуя эти важные конституционные положения, Российская Федерация в последнее время ратифицировала ряд международно-правовых актов, имеющих непосредственное отношение к правам и свободам человека, таких как: Европейская конвенция по предупреждению пыток и бесчеловечному или унижающему достоинство обращению или наказанию и Протоколы к ней; Конвенция о защите прав человека и основных свобод и Протоколы к ней; Европейская хартия местного самоуправления; Конвенция об упразднении принудительного труда; Конвенция о равном обращении и равных возможностях для трудящихся мужчин и женщин: трудящихся с семейными обязанностями и т.д.

Принятие  нового законодательства в области  прав человека -важное условие их гарантированности  и защиты. Однако для обеспечения  прав человека необходима единая, четко  скоординированная система правовых механизмов и процедур реализации прав и свобод человека2.

     Принципы  международно-правовой защиты человека наукой разработаны еще не до конца. При их определении автор исходил из существа принципов международного права вообще и понимает под ними общепринятые международным сообществом нормы, обладающие высшей императивной юридической силой и имеющие наибольшее значение для установления, охраны и защиты прав человека. Это значит, что с их помощью закрепляются основы современной системы международно-правовой защиты прав человека и что они способствуют нормальному функционированию и развитию этой системы. Будучи ядром названной системы, принципы существуют только как универсальные, общепризнанные и общеобязательные нормы3. Принципы и их содержание формулируются и развиваются преимущественно не в международно-правовых договорах, а в международных политических актах. Анализ принципов показывает, что все они тесно переплетены и активно взаимодействуют. Взаимодействие характеризуется взаимозависимостью и условной иерархией. Только в единстве они могут функционировать эффективно. Общепризнанные принципы международно-правовой защиты основных прав человека являются частью конституционного права России, подлежат непосредственному применению исполнительными органами и судами. К общепризнанным принципам относятся только те, которые признаны большинством государств, в том числе и Россией. А такого рода принципы, относящиеся к международно-правовой защите прав человека, обладают преимущественной силой перед всеми другими нормами права России.

     Однако  достичь единства в определении  арсенала международно-признанных принципов  защиты основных прав человека пока не удалось. К примеру, А.П. Мовчан к  принципам, на которых должно строиться  сотрудничество государств в защиту прав человека, относит: суверенное равенство государств, равноправие и самоопределение народов, разрешение международных споров мирными средствами, воздержание от угрозы применения силы, добросовестное выполнение обязательств, невмешательство во внутренние дела других государств4. С этим утверждением нельзя не согласиться. Но не потому, что это принципы собственно международно-правовой защиты человека, а потому, что это принципы международного права- явления более широкого, чем международно-правовая защита, и, следовательно, распространяют свою юридическую силу и на международно-правовую защиту, как и на все прочие международные правоотношения. Поэтому сводить принципы международного права и сотрудничества государств к принципам международно-правовой защиты основных прав было бы с любой стороны упрощением проблемы.

     Ведь  международно-правовая защита человека имеет и собственно свои принципы. В их числе ученые называют принципы: самоопределения народов и наций, равноправия всех людей и запрещения дискриминации, равенства прав мужчин и женщин, уважения прав человека и основных свобод, ответственности за нарушения прав человека.

Представляется, такой набор принципов международно-правовой защиты является далеко не исчерпывающим. Анализ универсальных международных  документов позволяет выделить еще несколько общепризнанных принципов. Среди них принципы неотчуждаемости основных прав и свобод человека, а также непосредственного действия прав. Остановлюсь на этих принципах подробнее.  В современном правовом государстве неотчуждаемость прав является одним из основных свойств: ни одно из провозглашенных в Конституции прав человека и гражданина не может быть изъято государством или ограничено в объёме без указания основных ограничений, а гражданин не может взять на себя обязательство перед кем бы то ни было не пользоваться своими правами, для возникновения же прав человека достаточно самого факта его рождения. Неотчуждаемые права впоследствии легли в основу концепции прав человека, определившей в конечном итоге содержание ряда важнейших международных актов.

     Принцип непосредственного действия прав человека является общим принципом права, при этом обладает особенностями  реализации в различных видах  судопроизводства и одновременно находится  в тесной методологической зависимости  и взаимодействии с иными принципами прав человека. Эта методологическая зависимость определяется их взаимозависимостью, взаимообусловленностью и взаимодополнением, общностью целей и задач реализации и обеспечения прав человека, наличием базисной, несущей конструкции всей системы прав человека, основных начал, выражающих наиболее значимые фундаментальные  закономерности, руководящие универсальные  нормативные требования формирования, реализации и гарантирования, определения  и обеспечения правового положения  личности в обществе и государстве, способствующих единому восприятию и пониманию прав человека с позиции  их естественности и неотъемлемости, осуществляющих непосредственное направленное регулятивное воздействие на общественные отношения. Содержание принципа непосредственного действия прав человека целесообразно дополнить рядом новых элементов, углубляющих идею непосредственности действия прав человека: активное положение законодателя, обязанного своевременно приводить действующее законодательство в соответствие с идеями прав человека, и правоприменителя, обязанного в своих действиях (бездействии) исходить из требования обеспечения прав человека; суды при осуществлении правосудия в соответствии с принципом соразмерности (пропорциональности) должны находить адекватные формы и способы обеспечения прав человека как непосредственно действующих независимо от уровня технико-юридической разработки действующего законодательства, не только констатировать нарушение прав, но и восстанавливать права, основываясь на их непосредственном действии. Предлагаемые элементы выявляют новый потенциал в установлении содержательных характеристик принципа непосредственного действия прав человека и повышении эффективности обеспечительной деятельности суда в области прав человека.

     На  основе принципов международно-правовой защиты прав человека российским законодательством  разрабатываются все конкретные нормы в области обеспечения  прав человека. В то же время принципы являются и критерием конституционности всех норм, регулирующих эти права. В них заложены также правила поведения, от которых государство не вправе отступить и которые служат эталоном правомерного поведения участников международных соглашений относительно прав человека. К проблемам реализации принципа непосредственного действия прав человека при осуществлении правосудия следует отнести, во-первых, недостаточную точность и полноту определения содержания принципа, отсутствие единого системного подхода в понимании принципа в правоприменительной практике судов; во-вторых, отсутствие универсальных, конкретизированных и детализированных требований к порядку осуществления судебной деятельности в сфере реализации принципа непосредственного действия прав человека; в-третьих, отсутствие нормативно закрепленных механизмов по принятию решений на основании принципов права, международных стандартов; в-четвертых, наличие проблем предметной компетенции судов судебной системы РФ5.

     Важнейшим условием действия механизма защиты прав человека является обеспечение  соблюдения законодательства о правах человека.

   Конституция Российской Федерации, предписав, что  права и свободы человека и гражданина определяют смысл, содержание законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления, одновременно установила способ обеспечения этих прав и свобод — правосудие (ст. 18).

   Правосудие  — это деятельность суда, осуществляемая в предусмотренном процессуальным законом порядке и заключающаяся и рассмотрении и разрешении конфликтов, связанных с действительным или предполагаемым нарушением норм гражданского, уголовного, административного и иных отраслей права. Исторический опыт свидетельствует, что судебное разбирательство, облаченное в детально урегулированную процессуальную форму, — наилучший способ разрешения споров, установления истины, отыскания правды. Но применение этого способа возможно лишь тогда, когда суду обеспечена реальная независимость, когда он принимает решения только на основе рассмотренных доказательств, по убеждению, по совести и полностью огражден от всякого давления извне, особенно со стороны властных структур. В таких условиях суд становится надежным гарантом прав и свобод личности в конфликтных отношениях, возникающих между гражданином и государством.

     Конституция РФ четко реализует и важнейший  демократический принцип – принцип  гражданского равноправия - «все равны  перед законом и судом; государство  гарантирует равенство прав человека и гражданина независимо от пола, расы национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к  религии, убеждений, принадлежности к  общественным объединениям, а также  других обстоятельств; мужчина и  женщина имеют равные права и  свободы и равные возможности  для их реализации» (ст. 19)6.

   В государстве, стремящемся стать правовым, суд обязан быть именно Судом — авторитетным, властным, самостоятельным, подлинно независимым. Люди хотят видеть в нем не бюрократическое учреждение, долгое на разбирательство и скорое на расправу, а реального гаранта их прав, падежного защитника их интересов, какое бы важное кресло ни занимал нарушитель, какие бы влиятельные связи ни пускал он в ход.

     "Каждому  гарантируется судебная защита  его прав и свобод", — провозглашает ст. 63 Конституции Российской Федерации. К сожалению, одной этой декларации недостаточно. Нужна всесторонняя судебная защита.

Список  источников и использованной литературы

 

1. Конституция  Российской Федерации (принята  всенародным голосованием 12.12.1993).

2. Европейская  Конвенция о защите прав человека  и основных свобод (заключена  в г. Риме 04.11.1950г.).

3. Декларация  прав и свобод человека и  гражданина (Принята Верховным Советом  РСФСР 22.11.1991г.).

4. Права человека. Учебник для вузов / Ответственный редактор Е. А. Лукашева – М.: Норма, 2001г.

5. Права  человека и международное гуманитарное  право (В.А. Карташкин) ("Юрист-международник", 2006, N 2)

 

Информация о работе Принципы и условия действия механизма защиты прав человека