Принципы и этапы пенсионной реформы

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 18:06, реферат

Описание работы

Осенью 1992 года Указом Президента РФ № 1077 «О негосударственных пенсионных фондах» были заложены основы системы построенной на накопительных принципах. Предприятия, организации и коллективы граждан получили возможность создавать негосударственные пенсионные фонды(НПФ), с целью формирования дополнительных пенсий их участникам.

Работа содержит 1 файл

Принципы и этапы пенсионной реформы.doc

— 50.50 Кб (Скачать)
 

I. Принципы пенсионной реформы. 
 

 Основными целями пенсионной реформы являются:

 
    1) реализация гарантированного Конституцией Российской Федерации права граждан на пенсионное обеспечение в старости, в случае инвалидности, при потере кормильца и в иных установленных законом случаях; 
    

 2) обеспечение финансовой стабильности пенсионной системы и создание предпосылок для устойчивого развития пенсионного обеспечения на основе государственного пенсионного страхования и бюджетного финансирования; 
    

 3) адаптация системы пенсионного обеспечения к развивающимся в Российской Федерации рыночным отношениям; 
    

 4) рационализация и оптимизация условий предоставления и размеров пенсий; 
    

 5) повышение эффективности пенсионной системы путем совершенствования системы управления пенсионным обеспечением. 
    

 Исходя  из заявленных выше целей реформа  должна основываться на следующих принципах: 
  

   1) каждый имеет право на государственное пенсионное обеспечение в случае утраты трудоспособности вследствие старости, инвалидности, при потере кормильца и в иных случаях, установленных законом; 
    

 2) каждый работающий по найму подлежит обязательному государственному пенсионному страхованию; 
    

 3) каждый застрахованный по обязательному государственному пенсионному страхованию имеет право на трудовую пенсию в соответствии с продолжительностью страхования и заработком, с которого уплачивались страховые взносы; 
    

 4) финансирование государственного пенсионного обеспечения основывается на принципе солидарности, включая солидарность поколений, субъектов Российской Федерации и отраслей экономики; 
    

 5) средства обязательного государственного пенсионного страхования используются исключительно на пенсионное обеспечение застрахованных по правилам и нормам, установленным законом. Часть этих средств централизуется и перераспределяется в целях обеспечения пенсионных гарантий граждан независимо от их места жительства на территории Российской Федерации. Расходы на пенсионное обеспечение лиц, не участвовавших в пенсионном страховании, покрываются за счет средств федерального бюджета. 
    

 Из  изложенного следует необходимость  в процессе реформы пересмотреть практически все основные принципы пенсионной системы.  

 II. Этапы пенсионной  реформы 

Этап 1. Создание негосударственных пенсионных

фондов.

Осенью 1992 года Указом Президента РФ № 1077 «О негосударственных  пенсионных фондах» были заложены основы системы построенной на накопительных  принципах. Предприятия, организации  и коллективы граждан получили возможность  создавать негосударственные пенсионные фонды(НПФ), с целью формирования дополнительных пенсий их участникам. Распределительная пенсионная система осталась закрепленной за Пенсионным фондом России.

На  первом этапе деятельность НПФ включала в  себя:

  • аккумулирование добровольных пенсионных взносов граждан и организаций;
  • размещение (инвестирование) полученных средств;
  • учет пенсионных обязательств фонда;
  • назначение и выплата негосударственных (дополнительных) пенсий.

За годы успешной работы негосударственные  пенсионные фонды приобрели огромный опыт по организации накопительного пенсионного обеспечения. 
 
 

Этап 2. Переход к накопительным принципам формирования обязательных пенсий

Следующий этап реформы начался в 2002 году вступили в силу ряд федеральных законов "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", "Об обязательном пенсионном страховании" и "Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации", которые составили основу пенсионной реформы.

Была  изменена структура обязательных пенсий и принципы их расчета. С целью  обеспечения принципов социальной справедливости, размер пенсии, которую  будет получать человек, более жестко привязывалась к его реальной зарплате.

Главным нововведением в связи с введением  в действие новых законов стало  разделение пенсии на трудовую и государственную. Изменился не только сам смысл  привычного для большинства населения  термина государственная пенсия, но и принципы ее формирования.

Трудовая пенсия делится на три составляющие: базовую, страховую и накопительную.

Базовая часть трудовой пенсии выплачивается в фиксированном размере за счет средств федерального бюджета и призвана обеспечить минимальный доход пенсионеру. Размер базовой части пенсии регулярно индексируется.

Страховая часть трудовой пенсии формируется за счет страховых взносов, уплачиваемых работодателем в Пенсионный фонд России. Ее размер напрямую зависит от величины заработной платы работника и его страхового стажа.

Накопительная часть трудовой пенсии в основном формируется у граждан 1967 г.р. и моложе. За счет многолетнего реинвестирования она призвана увеличить общий размер трудовой пенсии. 
 
 
 
 

Этап 3. Введение негосударственных пенсионных фондов в систему Обязательного пенсионного страхования

Третий  этап реформы начался в 2004 году включением негосударственных пенсионных фондов в число страховщиков по обязательному  пенсионному страхованию.
С 1 января 2004 г. гражданам была предоставлена  возможность, формировать свою накопительную часть трудовой пенсии с помощью негосударственных пенсионных фондов, а не только в Пенсионном фонде России. Специально лицензированные негосударственные пенсионные фонды и управляющие компании получили право участвовать в обязательном пенсионном страховании.

У граждан  появилась возможность увеличить  размер накопительной части, за счет более эффективного накопления. Однако воспользоваться этой возможностью могут только работники младших  возрастных групп, поскольку Федеральным  законом от 20.07.2004 года № 70-ФЗ « О внесении изменений в главу 24 части второй Налогового кодекса Российской Федерации, Федеральный закон «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» и признании утратившими силу некоторых положений законодательных актов РФ» был изменен возрастной состав лиц, имеющих право на формирование накопительной части трудовой пенсии. Таким образом: с 01 января 2005г. у мужчин с 1953 по 1966 года рождения и женщин с 1957 по 1966 г. рождения перестала формироваться накопительная часть пенсии. Три года: 2002, 2003, 2004 у этой категории людей отчисления в ПФР распределялись следующим образом: 2% - на накопительную часть, 12% на страховую часть, 6% - на базовую часть. С 01.01.2005 года у этой категории граждан отчисления в ПФР распределяются следующим образом: 20% - на страховую часть.

Данные  изменения были обусловлены тем, что лица старше 1967 года рождения не приобретут достаточных накоплений, учитывая сравнительно небольшой период до момента их выхода на пенсию, а  также незначительный размер отчислений на финансирование накопительной части трудовой пенсии. При этом за данной возрастной категорией застрахованных лиц сохранилось право распоряжаться средствами пенсионных накоплений, сформированными в период с 2002 по 2004 годы, т.е. выбрать УК, НПФ, перейти из одного НПФ в другой НПФ, а также перейти из НПФ в ПФР. 

Информация о работе Принципы и этапы пенсионной реформы