Прекращение юридических лиц

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 08:30, курсовая работа

Описание работы

Цель - рассмотреть институт прекращения юридических лиц и разобраться с проблемами, возникающими при его осуществлении.
Задачи:
1. дать определение понятию прекращение юридических лиц, а тже его формам;
2. раскрыть понятие реорганизации и охарактеризовать процедуру ее проведения;
3. охарактеризовать прекращения деятельности юридическим лицом путем ликвидации;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………. 3
1 ПОНЯТИЕ И СПОСОБЫ ПРЕКРАЩЕНИЯ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ…………... 5
2 РЕОРГАНИЗАЦИЯ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ……………………………………… 11
2.1 Понятие и виды реорганизации……………………………………………….. 11
2.2 Порядок реорганизации………………………………………………………... 12
3 ЛИКВИДАЦИЯ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ………………………………………… 15
3.1 Порядок ликвидации юридических лиц………………………………………. 15
3.2 Несостоятельность (банкротство) как способ ликвидации юридических лиц………………………………………………………………………………………
19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………... 25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………

Работа содержит 1 файл

Прекращение юридических лиц2.doc

— 131.00 Кб (Скачать)

       Добровольным  основанием является решение органа юридического лица, уполномоченного  на то учредительными документами (п. 1 ст. 57, п.2 ст. 61, п.1 ст. 68 ГК). К распорядительным основаниям относятся: решение учредителей (участников) (п. 1 ст. 57, п. 2 ст. 61 ГК), решение уполномоченных государственных органов (п. 2 ст. 57 ГК), решение суда (п. 2 ст.57, п.2 ст.61, ст. 65 ГК). К ним примыкает реорганизация юридического лица с согласия уполномоченных государственных органов. Из анализа ст. 113-115, 120, 294 – 300 ГК следует, что государственные и муниципальные (как казенные, основанные на праве оперативного управления, так и основанные на праве хозяйственного ведения) предприятия и финансируемые собственником учреждения прекращают деятельность только в распорядительном (принудительном) порядке. К остальным организационно-правовым формам применимы оба вида оснований. Достижением является то, что прекращение по решению уполномоченных государственных органов допускается только в случаях, установленных законом, по закрытому перечню актов, предусмотренных только ГК (п. 2,3 ст. 57, п. 2 ст. 61, п.1,3 ст. 65 ГК). С точки зрения последствий прекращения юридических лиц различают реорганизацию – относительное прекращение юридического лица при сохранении для функционирования в гражданском обороте его имущественной массы и переходе его прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам и ликвидацию – абсолютное прекращение юридического лица без перехода его прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам [Конституция…,1993: 39]. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       2 Реорганизация юридических лиц 

     2.1 Понятие и виды  реорганизации   
 

       Реорганизация - это прекращение деятельности юридического лица, сопровождающееся общим правопреемством (сингулярное правопреемство при реорганизации невозможно). В результате реорганизации возникают одно либо несколько новых юридических лиц, являющихся обязанными по отношениям, в которых участвовало прекратившее существование юридическое лицо.

       Реорганизация юридического лица проводится в форме слияния, присоединения, разделения, выделения или преобразования.

       При этом реорганизация может быть добровольной и принудительной.  Обращают на себя внимание две особенности принудительной реорганизации: во-первых, она, в отличие  от добровольной, может быть осуществлена только в форме разделения либо выделения (такую реорганизацию иногда называют разукрупнением);  во-вторых, она, в отличие от принудительной ликвидации, может быть произведена во внесудебном порядке, по решению уполномоченных государственных органов.

       Добровольная  реорганизация осуществляется по решению  самого юридического лица - его учредителей (участников) либо органа, обладающего  соответствующими полномочиями согласно учредительным документам.

       Определим особенности упомянутых форм реорганизации.

       При слиянии права и обязанности двух прекращающих существование юридических лиц переходят к новому юридическому лицу.

       При присоединении в состав юридического лица, не прекращающего свою деятельность, вливается прекращающее существование юридическое лицо.

       При разделении права и обязанности прекращающего существование юридического лица переходят к двум (нескольким) новым юридическим лицам.

       При выделении образуется новое юридическое лицо, являющееся правопреемником реорганизовавшегося юридического лица, причем деятельность последнего не прекращается. Выделение - единственная форма реорганизации, при которой не прекращается деятельность ни одного юридического лица.

       При преобразовании происходит изменение организационно-правовой формы юридического лица.

       Реорганизация в формах слияния, разделения, выделения  и преобразования считается законченной  с момента осуществления государственной  регистрации новых юридических  лиц.

       Реорганизация в форме присоединения оканчивается моментом внесения в государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица [Суханов, 2005: 158]. 

     2.2 Порядок реорганизации   
 

       Порядок реорганизации юридического лица включает в себя:

       - юридическое лицо в течение 3-х рабочих дней после даты принятия решения о реорганизации сообщает в письменной форме в орган, осуществляющий регистрацию юридических лиц, о начале процедуры реорганизации с указанием формы реорганизации (в случае участия в реорганизации 2-х и более юридических лиц, такое уведомление направляется юридическим лицом, последним принявшим решение о реорганизации, либо определенным решением о реорганизации);

       - реорганизуемое юридическое лицо после внесения в ЕГРЮЛ записи о начале процедуры реорганизации дважды с периодичностью один раз в месяц помещает в средствах массовой информации (Журнал «Вестник государственной регистрации») уведомление о своей реорганизации (в случае участия в реорганизации двух и более юридических лиц уведомление о реорганизации опубликовывается от имени всех участвующих в реорганизации юридических лиц юридическим лицом, последним принявшим решение о реорганизации, либо определенным решением о реорганизации);

       - реорганизуемое юридическое либо в течение пяти рабочих дней после даты направления уведомления о начале процедуры реорганизации в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, в письменной форме уведомляет всех известных ему кредиторов о начале реорганизации;

       - реорганизуемое юридическое лицо в течение трех рабочих дней с даты принятия решения о реорганизации направляет письменное уведомление в Инспекцию ФНС по месту постановки на налоговый учет;

       - кредиторы юридического лица могут предъявить свои требования не позднее 30 дней с даты последнего опубликования уведомления о реорганизации юридического лица (если право требования кредитора возникло до опубликования уведомления о реорганизации юридического лица, кредитор вправе потребовать досрочного исполнения соответствующего обязательства должником, а при невозможности досрочного исполнения – прекращения обязательства и возмещения, связанных с этим убытков); требования, заявленные кредиторами, не влекут приостановления действий, связанных с реорганизацией;

       - документы, необходимые для государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации (прекращения деятельности присоединенного юридического лица), могут быть представлены в регистрирующий орган до истечения срока, установленного законодательством РФ для предъявления кредиторами реорганизуемого юридического лица соответствующих требований, но не ранее помещения второго уведомления о реорганизации в средствах массовой информации, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридических лиц  (Журнал «Вестник государственной регистрации»).

       В объем работ по реорганизации входит:

       - разработка пакета документов, связанного с реорганизацией юридического лица;

       - уведомление органа, осуществляющего государственную регистрацию юридических лиц, о начале процедуры реорганизации;

       - опубликование уведомлений о начале процедуры реорганизации в средствах массовой информации;

       - подготовка письменных уведомлений кредиторов юридического лица, при необходимости письменное уведомление кредиторов юридического лица;

       - уведомление Инспекции ФНС и внебюджетных фондов по месту постановки на учет юридического лица;

       - предоставление пакета документов в орган, осуществляющий регистрацию юридических лиц, на государственную регистрацию юридического лица, создаваемого путем реорганизации;

       - уведомление Инспекции ФНС и внебюджетных фондов по месту постановки юридического лица на учет о завершении процедуры реорганизации [Толстой, 2001: 27].

     Выводы: Таким образом, реорганизация - это прекращение деятельности юридического лица, характеризующееся общим правопреемством (единоличное правопреемство при реорганизации невозможно).

     В результате процесса реорганизации  возникают одно либо несколько новых  юридических лиц, являющихся обязанными по отношениям, в которых участвовало  прекратившее существование юридическое  лицо. 
 
 
 
 
 
 
 
 

       3 Ликвидация юридических лиц  

       3.1 Порядок ликвидации  юридических лиц 
 

       Ликвидация представляет собой прекращение деятельности юридического лица без правопреемства, т.е. прекращение, как самого юридического лица, так и его прав и обязанностей.

       Юридическое лицо может быть ликвидировано:

       - по решению его учредителей  (участников) либо органа юридического  лица, уполномоченного на то учредительными  документами, в том числе в  связи с истечением срока, на  который создано юридическое  лицо, с достижением цели, ради которой оно создано;

       - по решению суда в случае  допущенных при его создании  грубых нарушений закона, если  эти нарушения носят неустранимый  характер, либо осуществления деятельности  без надлежащего разрешения (лицензии) либо деятельности, запрещенной законом, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов, либо при систематическом осуществлении общественной или религиозной организацией (объединением), благотворительным или иным фондом деятельности, противоречащей его уставным целям;

       Требование  о ликвидации юридического лица может  быть предъявлено в суд государственным  органом или органом местного самоуправления, которому право на предъявление такого требования предоставлено  законом.

       Решением  суда о ликвидации юридического лица на его учредителей (участников) либо орган, уполномоченный на ликвидацию юридического лица его учредительными документами, могут быть возложены обязанности по осуществлению ликвидации юридического лица.

       Нужно заметить, что юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией либо действующее в форме потребительского кооператива, благотворительного или иного фонда, ликвидируется также вследствие признания его несостоятельным (банкротом), в случае, если стоимость имущества такого юридического лица недостаточна для удовлетворения требований кредиторов. При этом положения о ликвидации юридических лиц вследствие несостоятельности (банкротства) не распространяются на казенные предприятия.

       Учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, обязаны незамедлительно письменно сообщить об этом в уполномоченный государственный орган для внесения в единый государственный реестр юридических лиц сведения о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора), к которой переходят полномочия по управлению делами юридического лица и устанавливают порядок и сроки ликвидации.

       Ликвидационная  комиссия помещает в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, публикацию о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента публикации о ликвидации. Кроме этого, комиссия принимает меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также письменно уведомляет кредиторов о ликвидации юридического лица.

       После окончания срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный  ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения [Лесков, 2005: 35].

       Промежуточный ликвидационный баланс утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица. В случаях, установленных законом, промежуточный ликвидационный баланс утверждается по согласованию с уполномоченным государственным органом.

       При этом если имеющиеся у ликвидируемого юридического лица (кроме учреждений) денежные средства недостаточны для удовлетворения требований кредиторов, ликвидационная комиссия осуществляет продажу имущества юридического лица с публичных торгов в порядке, установленном для исполнения судебных решений.

Информация о работе Прекращение юридических лиц