Предприятие как субъект и объект рыночной экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 05:59, курсовая работа

Описание работы

Каждое предприятие для решения задач, связанных с производством и реализацией товаров и оказанием услуг, должно быть укомплектовано определенным количеством людей, способных выполнять эти работы. Занятые общественным трудом на предприятии работники, инженеры и служащие образуют трудовые коллективы этих предприятий. В политическо-экономическом понимании трудовой коллектив — это совокупный работник предприятия и одновременно субъект экономических отношений, который осуществляет общую деятельность в государственных, коллективных, кооперативных, частных предприятиях, направленную на удовлетворение как личных, так и коллективных, общественных потребностей.

Содержание

Ведение.
І. Предприятие — главная экономическая единица конъюнктуры рынка.
1. Сущнотсть и социально-экономические формы предприятия. Трудовой коллектив предприятия.
2. Виды предприятий. Малые предприятия и их роль в экономическом прогрессе.
3. Предприятия и рыночные решения основных экономических проблем.
4. Законодательное регулирование деятельности предприятий.
ІІ. Система управления предприятием в условиях рынка.
1. Управление предприятием и самоуправление трудового коллектива. Менеджмент и маркетинг в управлении предприятием.
2. Хозяйственная, экономическая и социальная деятельность предприятий. Предприятие и государство.
3. Адаптация предприятий к рыночным отношениям.
4. Закон Украины “О налогообложении прибыли предприятий” от 28.12.94 и его влияние на деятельность предприятий.
5. Необходимость и возможности улучшения хозяйственной деятельности предприятий.
Заключение.

Работа содержит 1 файл

ПРЕДПРИЯТИЕ КАК ОБЪЕКТ И СУБЪЕКТ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ..doc

— 286.00 Кб (Скачать)

Предприятие самостоятельно определяет фонд оплаты труда без ограничения его увеличения со стороны государственных органов. Минимальный размер оплаты труда не может быть ниже прожиточного минимума, который устанавливается законодательными актами Украины. Предприятия могут использовать тарифные ставки, должностные оклады как ориентиры для дифференциации оплаты труда в зависимости от профессии, квалификации работников, сложности и условий выполняемых ими работ и услуг.

Предприятие самостоятельно осуществляет материально-техническое обеспечение собственного производства и капитального строительства через систему прямых соглашений (контрактов) или через товарные биржи и другие посреднические организации Украины.

Предприятие реализует  свою продукцию, имущество по ценам  и тарифам, которые устанавливаются самостоятельно или на договорной основе, а в случаях, предусмотренных законодательными актами Украины,— по государственным ценам и тарифам. В расчетах с зарубежными партнерами применяются контрактные цены, формирующиеся согласно условиям и ценам мирового рынка. На продукцию предприятий, занимающих монопольное положение на рынке товаров, которые определяют масштаб цен в экономике и социальную защищенность населения, допускается государственное регулирование согласно с Законом Украины “О ценах и ценообразовании”. При этом государственное цены должны учитывать среднеотраслевую себестоимость продукции и обеспечивать минимальный уровень рентабельности продукции, на которую они распространяются.

Вопросы социального  развития, включая улучшение условий труда, жизни, здоровья, гарантии обязательного медицинского страхования, страхования членов трудового коллектива и их семей, решаются трудовым коллективом при участии собственника согласно уставу предприятия, коллективному договору и законодательным актам Украины.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 § 2. Адаптация предприятия к рыночным отношениям, предприятие и государство.

 

Развитие экономики  на современном этапе, неизбежность и необходимость переходного  периода от одной системы хозяйствования к другой, трансформации административной системы и механизмов управления в рыночные ставят перед предприятиями проблемы адаптации к новым условиям. От их решения зависят пристроенность, выживание предприятий, гибкость их реагирования на изменения внешних причин, на факторы нестабильности и неопределенности, которые присущи нынешнему переходному периоду.

Поэтому необходимо рассмотреть основные проблемы, стоящие  перед предпринимательством в условиях перехода к рыночным отношениям, и  построить для их решения механизмы адаптации, которые позволят путем согласования целей предприятия, интересов собственника, разных групп и категорий трудящихся путем создания соответствующих моделей и методов перестройки и развития систем предприятия обеспечить место в рыночной среде и эффективное в нем функционирование.

Прежде всего  необходимо поставить задание создания таких преобразований, которые б  имели природный, органически им присущий характер осуществления, а  во-вторых — теоретически сформулирован (на уровне предприятия) общий методологический подход к искоренению застойных явлений в экономике, который лежит в основе дезинтеграции управления и производства, дифференциации форм собственности. Определенная сущность этого подхода, который учитывает монополизм производителей, существующие, сформированные еще до переходного периода, особенности системы управления и хозяйствования, наличие фактически пока еще единственной — государственной — формы собственности, и заключается в разделении очень больших предприятий, процессов производства и управления и одновременном переходе к смешанным формам собственности.

Исходной позицией в мотивации перестройки и  развития систем предприятия является то, что каждая группа и категория  трудящихся должна иметь интерес  для достижения целиком определенных конкретных целей, которые в совокупности обеспечивают эффективное функционирование предприятия в условиях перехода к рыночным отношениям и на долгосрочную перспективу при стабильной экономической ситуации. При этом необходимо рассмотреть общие элементы мотивации, которые относятся ко всем группам и категориям трудящихся, и специальные, распространяющиеся на отдельные группы и категории.

Эффективность работы предприятия, всех его систем и механизмов много в чем определяется внешними факторами, действующих на микроуровне. Необходимо рассмотреть два блока вопросов с этой сферы, которые тесно связаны с механизмами адаптации предприятия,— управление качеством продукции, разгосударствлением и приватизацией, а также пути и методы их усовершенствования с целью создания для предприятий среды наибольшего содействия.

Особенно важным становится вопрос использования новой  функции управления для промышленных предприятий — прогнозирования. Заслуживает изучения разработанная прогнозирующая система и прогнозные модели техническо-организационного развития, а также методология и методика моделирования взаимосвязанной стратегии развития техническо-организационной и организационно-экономической системы предприятия.

Основными вопросами, которые потребуют решения в  процессе перестройки организационно-экономической системы предприятия , являются:

- определение  модели управления собственностью  предприятия и его структурных  подразделений;

- образование  системы учета затрат и результатов  работы;

- управление  внутрефирмовым ценообразованием и разделением результатов хозяйствования.

 

 

   § 3. Маркетинг и менеджмент в управлении предприятием.

 

При условиях формирования планомерной рыночной экономики  повышаются требования к управлению. Это обусловлено повышенной сложностью как производства продукции, так и ее реализации. Если в производстве товаров берут участие десятки, сотни, а то и больше специализированных предприятий, то возникает необходимость рационального решения большого количества повседневных практических проблем, связанных с обеспечением предприятия квалифицированной рабочей силой, сырьем, материалами, выгодными рынками сбыта произведенной продукции. Без специальных знаний решить этот широкий круг проблем невозможно. Появляется особенная, относительно обособленная сфера управленческой деятельности — менеджмент. В бывшем СССР менеджмент рассматривался как одна из разновидностей буржуазной теории и практики, имеющих целью оправдать и обеспечить дальнейшее развитие капитализма.

Наиболее полно  содержание менеджмента раскрывается в его функциях:

1. Стратегическое  управленческое планирование. Служба  стратегического планирования комплектуется  из высококвалифицированных специалистов  и занимается проблемой перспективного  развития предприятия с учетом  достижений НТП, изменений в  конъюнктуре рынка и других факторов, которые могут повлиять на производство и реализацию продукции предприятия.

2. Функция организации  управления предприятием. Эта работа  направлена на поиски наиболее  рациональной системы управления  предприятием, на повышение эффективности всех управленческих звеньев и в целом всей системы.

3. Координационная  функция. Ее задание — обеспечить органическую интеграцию всех подразделений, направленную на продуктивное использование ресурсного потенциала предприятия с целью получения максимальной прибыли.

4. Функция управления  людьми, забота о их профессиональном  росте, создание условий и стимулов  для наиболее полного использования  потенциальных возможностей работников. Эта функция возлагается на  кадровую службу предприятия.  Внедрение системы менеджмента привело к появлению особенной прослойки людей, основной деятельностью которых является управление. Их называют менеджерами.

До последнего времени теории управления в Украине  не уделялось надлежащего внимания. Командно-административной системе это не было нужно, кадры управления у нас выходили с партийно-государственной номенклатуры. Такой подход к командному хозяйственному корпусу причинил большой вред производству и стал одной из причин кризиса в экономике. Теперь в связи с переходом к рыночной экономике, созданием коллективных, акционерных предприятий возникла острая необходимость в менеджерах.

Еще одной из систем управления предприятием является маркетинг. Маркетинг предусматривает  тщательный анализ процессов, происходящих на рынке, для принятия хозяйственных решений: что производить, в каком количестве, для кого, по какой цене продавать и т.д. при условиях, когда предложение товаров превышает спрос на них, важно найти новые возможности для расширения производства и сбыта произведенных товаров. Маркетинг превратился в науку изучения рынка, путей стимулирования спроса на продукцию, которую производит предприятие.

Появление маркетинга обусловлено объективными потребностями  высокоразвитой бесдефицитной экономики. Необходимость маркетинга чувствуется при условиях насыщенности рынка товарами, когда производство уже не может развиваться без знания спроса на конкретный вид продукции.

Основным заданием стратегического маркетинга является поиск так называемой рыночной “ниши”, под которой имеют ввиду возможность сбыта продукции с определенными функциональными и потребительскими особенностями в рамках конкретного рыночного сегмента, то есть продукции, предназначенной для конкретных групп потребителей, что дает предприятию существенные преимущества по сравнению с конкурентами (сегмент — определенная часть продажи соответствующего товара в общей структуре товарообмена).

В процессе разработки стратегии маркетинга решаются три  главных задания:

1. Осуществляется  выбор сегмента рынка, в рамках  которого будет действовать предприятие.

2. Определяются  основные способы и методы, обеспечивающие  высокую конкурентоспособность  продукции предприятия.

3. Определяются  оптимальные сроки деятельности  предприятия на данном рынке,  исходя из прогнозирования перспективного  прогнозирования спроса.

Изучение опыта  маркетинга имеет важное значение для  экономики Украины, хотя на первый взгляд может показаться, что при условиях кризиса он не нужен. На самом деле даже при таких условиях опыт стран  с развитой рыночной экономикой в  изучении спроса населения и методов его удовлетворения важен как сейчас, так и в будущем. В современной экономике предприятия вынуждены заниматься маркетингом. Заставляет их это делать конкуренция, борьба за выживание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

§ 4. Экономические проблемы предпринимательства

  и пути их решения.

 

В ходе начавшегося  нового этапа экономической реформы  в Украине особо важным становится изыскание дополнительных резервов повышения эффективности хозяйственного механизма, принятия кардинальных мер  по созданию условий для выхода страны из кризисной ситуации. Поиск же наиболее приемлемых для Украины методов оздоровления экономики в первую очередь приводит к необходимости обратиться к мировому опыту решения этих проблем.

Среди целого ряда разнообразных факторов экономического роста наиболее значительным считают умелую реализацию предпринимательского потенциала граждан страны, эффективное использование в экономическом механизме самостоятельной хозяйственной инициативы человека, признание предпринимательства незаменимой силой хозяйственной динамики, конкурентоспособности и общественного процветания.

Для активизации  усилий в этом направлении и более  полного понимания всего комплекса  имеющихся проблем прежде всего  необходимо остановиться на теоретическом  аспекте проблемы предпринимательства. Несмотря на большое количество работ по данной теме, до настоящего времени четкого, основанного на научной теории, однозначного определения понятия предпринимательства еще не сложилось. Существующие на сегодня концепции характеризуют предпринимательство в трех направлениях:

1) доступность  различных видов ресурсов и  возможность ими распоряжаться  с целью получения прибыли  при постоянном наличии фактора  риска и неопределенности конечного  результата деятельности;

2) эффективное  управление и организация производственного процесса с постоянным и широким использованием нововведений;

3) особенное  новаторское, творческое поведение  хозяйствующего субъекта, его предприимчивость, являющаяся движущей силой экономического  процесса.

Основное же условие возможности существования предпринимательства ученые и практики видят в создании конкурентной среды и предоставления экономической свободы субъекту хозяйствования. Уже такое понимание сути проблемы позволяет объяснить важную особенность развития современной мировой экономики — все более возрастающую роль малого бизнеса. Его качественными критериями являются:

- преобладание  частной собственности на средства  производства;

- юридическая  и экономическая независимость  в принятии решений;

Информация о работе Предприятие как субъект и объект рыночной экономики